«Мечты робота». Неизвестный мультфильм, номинированный на «Оскар»

31 января 2024
Фото аватара
31.01.2024
341721
3 минуты на чтение
«Мечты робота». Неизвестный мультфильм, номинированный на «Оскар» 2

На Пса давит одиночество большого города. Он не умеет общаться с людьми, робок, загружен работой и отчаянно мечтает о друге. Как славно, что он живёт во времена технологического прогресса! Для таких, как Пёс, разработали уникальный продукт — робота-друга! Сначала всё хорошо: Робот оказывается настоящей личностью, и новым приятелям нравится проводить время вместе… пока ужасная, нелепая трагедия не разлучает их.

Robot Dreams

Жанр: фантастика, драма, комедия

Режиссёр: Пабло Берхер

Показ в России: 25 января 2024

Возрастной рейтинг: 12+

Похоже на: «Мэри и Макс», «Зверополис», «Томас в Лощине Диких Волков»

Режиссёры игрового кино обычно обращаются к анимации, когда фантазии не удаётся воплотить «живыми» методами. Никого не удивил кукольный фильм от Гильермо дель Торо, а интерес Джима Хенсона («Маппет-шоу») к игровому кино, наоборот, вызвал вопросы. Владислав Старевич («Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами»), наряду с кукольными, ставил игровые фильмы. А что заставило обратиться к анимации Пабло Берхера?

Сам он говорит, что его поразил оригинальный комикс Сары Варон — американской художницы, специализирующейся на карикатурах и иллюстрациях к детским книгам. В принципе, и «Мечты робота» (вернее, «Сны робота», но грань очень тонкая) — история, которая, несмотря на сложность концепции, будет понятна детям. Рейтинг 12+ в России дали исключительно за демонстрацию сигарет — которые всё равно смешно заблюрены на экране. Интересно, что Пабло Берхер обратил внимание даже не на сам сюжет комикса — его привлёк сеттинг Нью-Йорка 80-х. Впрочем, в ленте это скорее образ из массового сознания, не вполне реальный город (помимо наличия антропоморфных животных), в котором хорошо было бы снимать старые фильмы — хоть детские, хоть контркультурные, хоть мелодрамы.

Кстати, о мелодраме.

В рецензиях на «Мечты робота» так или иначе упоминается любовь, и это оправданно. Вот только она здесь не романтическая — это, скорее, идея. Дружеская, токсичная, преданная — это любовь во всех смыслах слова, чувство, которое останется на века, но не будет иметь продолжения. Фантастический элемент развит слабее, чем мог бы: да, тут есть робот, и он попадает в ситуации, в которых ожидаешь увидеть робота. Но с тем же успехом герои могли бы потеряться в огромном городе или разлучиться другим способом.

Как ни странно, история о человекоподобной собаке и её домашнем роботе — самая жизненная история в фильмографии Берхера. От такого эксцентричного режиссёра ожидаешь полёта фантазии в духе «Энтергалактик» или «Кислотного дождя», но «Мечты робота» — очень простая по структуре драма-сказка, в которой нечего ни убавить, ни прибавить. Немного странный выбор для «Оскара»: обычно номинируют более артистичные или более взрослые европейские мультфильмы. Есть исключения вроде «Эрнеста и Селестины», но эта картина была куда более грандиозной и монументальной. «Мечты» же — маленькая история, не выходящая за пределы города — и снов.

Постановка тоже производит обманчиво простое впечатление. На самом деле, в ленте Берхера больше деталей и тонкой продуманной анимации, чем может показаться. Это перестаёт удивлять, когда узнаёшь, что художник-постановщик фильма — Хосе Луис Агреда, человек, приложивший руку к другому испанскому реалистично-сюрреалистичному творению «Бунюэль в лабиринте черепах». «Мечты робота», конечно, более «комиксовые» и мягкие по цвету, однако почерк Агреды — утрированные формы и чёткий лайн — тут виден.

В мультфильме нет диалогов, но и музыка здесь не доминирует. Хотя она есть, и хорошая: треки 80-х в сочетании с композициями Альфонсо де Виллалонги звучат интересно. Стилизация — сильная сторона композитора: он принимал участие в работе над другим фильмом Пабло Берхера, «Белоснежка» 2012 года, и там его музыка звучала готично и грандиозно.

Про «Мечты робота» не расскажешь в рамках рецензии. Эта работа слишком компактная, слишком гармоничная. Она сделана так хорошо, что и придраться нельзя — а потому разбирать её на составляющие трудно. Фильм нельзя назвать фэнтезийным — вопреки названию (хотя сны здесь, конечно, есть, в том числе кошмарный повторяющийся рефрен о возвращении робота домой). Он грустный и достоверный, потому что очень узнаваемый — пусть на дворе и не 80-е, а по улицам не ходят антропоморфные утки и собаки. Многие реалистичные работы не могут добиться той естественности, которой достигли «Мечты» — а ведь в них всё ещё есть разумные роботы и танцы с огромными ромашками.

Конечно, «Оскар» эта трогательная крошечная штучка не выиграет: не в год, когда вышел мультфильм Миядзаки и второй «Человек-Паук». Но то, что на неё обратили внимание, не может не радовать: о подобных вещах важно писать и говорить.

Читайте также

Статьи

«Чужой» среди своих: лучшие кроссоверы с участием ксеноморфов 12
0
33761
Чужой против Терминатора, Баффи и Черепашек-ниндзя: самые безумные кроссоверы

Как будто кто-то сомневался, что ксеноморф может драться вообще с кем угодно

Кричим в космосе в компании Чужого в
0
87870
Кричим в космосе в компании «Чужого» в 123 выпуске «Фантастического подкаста»

Обсуждаем самую ползучую и кислотную франшизу ко всемирному «дню Чужого»

Роберт Джордан, Брендон Сандерсон «Грядущая буря». Первый шаг к последней битве
0
51864
Роберт Джордан, Брендон Сандерсон «Грядущая буря». Первый шаг к последней битве

Апофеоз великой фэнтезийной эпопеи

Скандал со Sweet Baby Inc. Правда ли, что за «повесточку» в играх платят?
0
95302
Скандал со Sweet Baby Inc. Правда ли, что за «повесточку» в играх платят?

Наш автор погрузился в бездны нижнего интернета и дебри экономики, чтобы найти ответ.

«Сто лет тому вперёд» — не Алиса? Отличия от оригинала, вселенная, отсылки и пасхалки 12
0
156922
«Сто лет тому вперёд» — не Алиса? Отличия от оригинала, вселенная, отсылки, плагиат или нет

Разбираем мир 2124 года со спойлерами!

Роман Суржиков «Кукла на троне». Интриги внутри интриг
0
213030
Роман Суржиков «Кукла на троне». Интриги внутри интриг

Третий том фэнтезийной эпопеи об очередной «игре престолов»

«Мятежная луна: Дарующая шрамы»: наш обзор. Да начнётся битва… за урожай!  3
0
265821
«Мятежная луна: Дарующая шрамы»: наш обзор. Да начнётся битва… за урожай! 

Зак Снайдер наконец показал экшен не хуже «Звёздных войн». В конце!

Художник Олег Юрков: забавные монстры, мультяшные чудовища и герои нашего детства 8
0
378611
Художник Олег Юрков: забавные монстры, мультяшные чудовища и герои нашего детства

Петербургский художник — о том, сложно ли придумывать смешные вещи, как традиционная живопись может довести до нервного срыва и почему срисовывать — не стыдно.

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: