Террористы-луддиты смертельно ранили компьютерного гения Уилла Кастера. Чтобы не потерять любимого мужа, жена Кастера Эвелин перенесла его сознание в суперкомпьютер. Вскоре Уилл становится мощнейшим искусственным интеллектом — по сути, кибернетическим богом, желающим править людьми ради их же блага.

Жанр: киберпанк
Режиссёр: Уолли Пфистер
В ролях: Ребекка Холл, Джонни Депп, Пол Беттани
Премьера в России: 10 июля 2014 года
Возрастной рейтинг: 12+
Похоже на: «Газонокосильщик» (1992), «Я, робот» (2004), «Робокоп» (2014)

Задолго до того, как режиссёрский дебют Уолли Пфистера (он же постоянный оператор Нолана) вышел на экраны, трейлеры и анонсы выдали почти весь сюжет фильма, убив всю интригу. Да и само «Превосходство» начинается со сцены, где показаны последствия финала. Зачем понадобилось столько спойлеров? Возможно, так публику хотели заранее подготовить к мысли, что Уилл Кастер не герой в белом, а террористы в чём-то правы. Потому что из фильма это не так очевидно.

«Превосходство» страдает от одной из главных проблем современной фантастики: страха перед прогрессом. В Голливуде как будто запретили пропаганду науки среди несовершеннолетних, и теперь все НФ-фильмы пытаются быть «предупреждениями». В этот раз нас предупреждают об опасности таких, казалось бы, не страшных вещей, как технологическая сингулярность и нанотехнологии. А стоит за всем этим главное киберпанковское пугало — искусственный интеллект. Тут и предупреждать не надо: от компьютера все и так ждут превращения в «Скайнет» и попытки убить всех человеков.

Черновик 242

Можем ли мы позволить доброму богу-компьютеру захватить мир? Никогда! Наш мир — разрушим сами!

Видно, что сценарист Джек Паглен поначалу пытался сломать этот шаблон. Электронный мозг тут по сути не злодей — лечит калек, совершает открытия, а мир если и планирует захватить, то из благих побуждений. Но сюжет всё равно выруливает на привычную битву людей с восставшей машиной, только в результате для вражды нет внятных причин. Герои-учёные шарахаются от поумневшего компьютера и примыкают к террористам, чтобы его уничтожить. Договориться с Уиллом? Использовать блага, которые он предлагает? Даже не обсуждается.

Мотивация героев тем непонятнее, что уничтожение Уилла грозит катастрофой мирового масштаба. Паглен хотел показать столкновение одной правды с другой, но не уравновесил стороны. Получился конфликт доброжелательного, как кот Леопольд, компьютера и паникующих фанатиков, которые готовы угробить мир ради победы над Уиллом и которые почему-то выставлены героями.

Черновик 240

На финальную битву с Уиллом выходит кучка ополченцев с одинокой пушкой. Видимо, правительству США плевать на судьбу цивилизации

Это тем обиднее, что сам по себе отказ от чёрно-белой морали — одно из достоинств фильма, которое могло сделать его выдающимся. Но для сложного конфликта нужны яркие герои с сильными мотивами, а «Превосходство» — заповедник скучных «говорящих голов». Единственный персонаж, которому можно сопереживать, — жена Уилла Эвелин. Она как бы подсказывает публике нужные эмоции: сначала души не чает в муже, а под конец начинает его бояться. Именно Эвелин, которую удачно играет Ребекка Холл, де-факто получилась главной героиней. Остальные персонажи не впечатляют — даже блестящим Моргану Фримену и Киллиану Мёрфи достались безликие герои, похожие на декорации.

А уж для Деппа «Превосходство» — полный творческий провал. Актёр весь фильм героическим напряжением скул сохраняет одно и то же скучающее выражение лица. Ладно бы Джонни подчёркивал холодность компьютера, но нет, он и живого Уилла играет так же. В хорошем исполнении Уилл Кастер мог стать культовым персонажем, ярким образом кибер-бога или кибер-дьявола. В исполнении Деппа это кибер-зануда.

Черновик 243

Забавная пасхалка: прозревший слепой впервые открывает глаза, видит героя Фримена и восклицает «О, Боже!». Надо ли напоминать одну из самых известных ролей Фримена?

«Превосходство» вовсе не так плохо, как пишут о нём многие западные критики. Но оно состоит из упущенных возможностей. Фильм поднимает темы, которые реально волнуют науку, а это исчезающая редкость в наш век супергероев и фэнтези. Здесь рассуждают об искусственном интеллекте, сингулярности и научной этике, показаны нанороботы и намёк на «серую слизь».

На подобной основе более опытный и смелый режиссёр мог снять лучший фантастический фильм года, гимн науке и образец настоящей «твёрдой» НФ. У Пфистера же вышла очень неровная драма с сомнительной научной достоверностью. Образованного зрителя не купишь набором нераскрытых научных идей, а зритель попроще уснёт, заслышав слово «сингулярность».

 

Общая вялость, странная философия и плохая игра Деппа испортили интересный по задумке фильм, который мог стать торжеством подлинно научной фантастики.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Превосходство
УДАЧНО
  • Реальные научные идеи
  • Нет однозначных героев и злодеев
  • Игра Ребекки Холл
НЕУДАЧНО
  • Постный Депп
  • Страх перед прогрессом
  • Невнятная мораль
6НЕПЛОХО
comments powered by HyperComments
Александр Гагинский

Заместитель главного редактора журнала, редактор сайта и сообществ МИРФ, админ и патентованный олдфаг форума.


А ещё у нас есть

Комментарии (Правила дискуссии)

Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с условиями пользования сервисом HyperComments и пользовательским соглашением Сайта.