Новый мультфильм про Семейку Аддамс — это уродство и дешевизна

17073
6 минут на чтение
Аддамсы — эксцентричная семейка, а таких, как известно, не любят. Поэтому молодожёны Гомес и Мортиша находят место, где их точно никто не побеспокоит, подальше от людской жестокости и нетерпимости. Но со временем болото, окружавшее одинокий замок Аддамсов, осушается, и семейка сталкивается с соседями — жителями маленького городка у подножия их холма. Мортиша не горит желанием познакомиться поближе, памятуя о бедах, которые люди принесли их семье, а вот её дочка Уэнсди очень интересуется жизнью за пределами кованого забора поместья Аддамсов. Она и подружку себе нашла...

Судьба новой «Семейки Аддамс» была далеко не простой. Права на франшизу футболили от студии к студии, те громко анонсировали работу над новым мультфильмом, но всякий раз проекты глохли. Как вам, например, идея кукольной анимации с участием Тима Бёртона? Союз, рождённый на небесах! Но нет, не судьба. В итоге мультфильм сняли на MGM Pictures в подразделении, которое изначально не было анимационным и до «Семейки Аддамс» отметилось только «Шерлоком Гномсом».

Почему всё это важно? Потому что очень заметно, что анимация, мягко говоря, не самая сильная сторона «Аддамсов». А ещё потому, что MGM буквально вставила свой герб — льва — в сюжет фильма (не то чтобы он повредил образу и духу фильма, но сам факт). Всё вместе даёт уж очень демонстративную попытку воскресить анимационное направление «MGM», которое, казалось, бесславно умерло в 2008 году после проходного фильма «Игорь».
Производственные трудности часто ведут к стилистической, идейной и сюжетной разноголосице. В этом плане «Семейка Аддамс» пострадала особенно — из-за множества персонажей, почти у каждого из которых есть своя линия. Уэнсди переживает подростковый бунт и хочет вырваться из-под опеки матери. Пагзли готовится к старинному родовому ритуалу, при этом увлекаясь совершенно другими вещами. Мортиша конфликтует со свекровью. Гомес хочет подружиться с местными жителями и ассимилироваться. Вещь заставляет Ларча играть на пианино, лев ест людей, а Фестер... ну, формально он в сюжете есть. Его присутствие порождает сцены в жанре физической комедии, и ещё разве что неоправданный хэппи-энд для злодейки. В остальном персонаж вопиюще не нужен и никак не влияет на события.

Множество сюжетных линий само по себе не проблема для полнометражного мультфильма. Обычно, правда, оно требует большего хронометража, чем восемьдесят шесть минут, но не то чтобы за это время героев нельзя было раскрыть и связать в конце. Возможно, нанизывать микросюжеты вокруг основной сюжетной линии — хорошее решение, особенно для «Аддамсов», которые всегда славились забавными дополнительными историями и остроумными гэгами...

Вот только — что в «Семейке Аддамс» 2019 года основная история?
Сюжет с Уэнсди? Он разработан лучше всего: в нём хорошо раскрыт характер Уэнсди и её образ, и она получается самым глубоким персонажем фильма. Вот только её дружба с обычной девочкой немотивирована. Друзья у неё появляются не из-за принятия или общности интересов, а потому, что Уэнсди оказалась более опасной, чем главная задира, и готова покровительствовать детям. Финал же вообще обнуляет всё то, чего Уэнсди достигла (даже её бунтарское розовое платьице не сохраняется) и, по сути, ни к чему не приводит.

Сюжет с противостоянием обычных людей и Аддамсов? Он бы мог работать, если бы у злодейки, связанной именно с этой историей, мотивация не скакала от сцены к сцене. Попытки сочетать два стереотипа — корыстной капиталистической риэлторши и мамы-активистки из пригорода — в итоге путают мотивацию и делают образ невнятным. Да, обычно жадное и эгоистичное корыстолюбие идёт бок о бок с лицемерным ханжеством и желанием всех уравнять. Но не тогда, когда один мотив, «продать как можно больше домов в районе», заменяется другим — «изгнать фриков Аддамсов из города». Эти не связанные между собой желания заставляют персонажа поступать вопреки логике.

История с мазуркой имеет потенциал, но явно не для полнометражного фильма. Развития отношений героев просто не хватает на такой продолжительный хронометраж, и про эту сюжетную ветку сам фильм забывает до кульминации.

Но беда не только в плохо структурированном сюжете, слабо связывающем одни сюжетные линии с другими. Беда в динамике — и сюжетной, и анимационной.
Каждая сцена, за исключением финального боя со взрывчаткой, кажется затянутой. Шутки, которые бы выиграли от скоростной подачи, тормозятся — и потому что каждая сцена дробится на кадры невероятной длительности, и потому что сами модельки персонажей и объектов физически не могут двигаться быстро. Каждое действие, каждый замах тратит секунды-полторы и ещё после этого держится в почти недвижимом положении следующие полторы-две секунды.

Очень показательна в этом плане сцена с приветствием гостей дворецким Ларчем. Шутка в том, что он растягивает звуки. Но не показана острая реакция других персонажей и их движения хотя бы в нормальной скорости, поэтому не возникает чёткого противопоставления нормы и не нормы. Это просто затянутый раздражающий гэг, созданный, скорее всего, чтобы подольше подержать персонажа в неподвижном состоянии и не тратиться на смену задников.

Кстати, о норме и не норме: нет, это не далёкие родственники-вырожденцы Аддамсов. Это так выглядят, с позволения сказать, нормальные, обычные жители городка.
Конечно, стиль «Аддамсов» в принципе гиперболичный и мультяшный. Конечно, имеется в виду, что горожане-уродцы ничуть не лучше настоящих чудовищ. Разумеется. Но есть грань между художественным преувеличением и непрофессионализмом. Во-первых, не все из описанных героев должны отталкивать. Во-вторых, именно такие дизайны, такое решение персонажей размывает понятие «нормы». Становится просто неясно, а за что они, собственно, дискриминируют Аддамсов? У них большая часть жителей выглядит так же, если не хуже; а если на массовку взглянуть, то вообще возникает впечатление филиала «Деток с улицы Рэп-сити»...

Дизайн персонажей неудачен ещё и своей стилистической неоднородностью. Понятно, что Аддамсы должны выглядеть странными на фоне обычных людей, но их скелеты строятся ощутимо не по тем же физическим законам, что у остальных, а стилизация не совпадает с общим тоном города. Персонажи как будто пришли из разных визуальных медиа: одни из плохо адаптированного в 3D комикса, который изначально двухмерный и писался тушью, другие — из более дорогого анимационного ремейка «Носферату: ужас ночи». Какими бы ни были различия между персонажами, у них должен быть единый стиль; тогда, как это ни странно, противопоставление персонажей работает значительно лучше.

Хотя вряд ли единства стиля можно требовать от проекта, где используются двухмерные заблюренные задники и где порой забывают текстурировать поверхности. Ах, этот ровный зелёный прямоугольник вместо травы, и дом, созданный из моноблоков!
При всём этом «Семейка Аддамс» не очерняет наследие франшизы — хотя бы потому, что над материалом действительно велась какая-то работа. Да, эта работа сравнима с созданием фанфика по мотивам давным-давно забытой, но всё же любимой классики (в первую очередь комиксов и сериала, а не фильмов). Но это больше, чем можно сказать про другие адаптации и возрождения прежде популярных произведений.

«Семейка Аддамс» удивительно неизобретательна и низкобюджетна, но её шуточки всё равно чуть лучше, чем в средних анимационных блокбастерах. Увы, попытки привнести чёрный юмор в детскую анимацию в итоге оказались не более рискованными, чем у каких-нибудь «Миньонов». Но герои хотя бы отчасти сохраняют узнаваемость и свои характерные черты.
Можно ли считать посредственность худшим оскорблением, чем очевидную неудачу? Возможно. Но с таким уровнем анимации сложно быть даже посредственностью.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишись на

Мир фантастики: подписка на 2025 год!

Только в предзаказе на CrowdRepublic:

  • 13 номеров и 3 спецвыпуска
  • Фирменная атрибутика
  • Книги с автографами
  • И другие бонусы для подписчиков.
осталось:32дня
Поддержать
Статьи

Кино

«Злая: Сказка о ведьме Запада». Что делать, если ты зелёная? Петь!

Кино

Что такое «умный хоррор»? Расцвет возвышенных ужасов в 2010-е
Новый взгляд на старые страхи

Кино

Какие фильмы смотреть в декабре 2024 онлайн и за рубежом? Толкин, готика и клюква
Месяц мультфильмов, мультяшек и зубастых хищников.

Кино

«Моана 2»: «А помните, как было круто?», спрашивает Disney
Очень красивый задел под неснятый сериал.

Кино

Какие фильмы смотреть в декабре 2024 в кино? В России — смотрим русские
А также пару необычных фильмов от Земекиса и Робби Уильямса

Кино

«Приключения Паддингтона 3»: как медвежонок становится Индианой Джонсом
Теперь с Бандерасом и в Перу!

Кино

«Чужой: Воскрешение»: секс с ксеноморфом от создателя «Амели»
Самый безумный фильм про Чужого.

Кино

«Дорога»: самый мрачный и реалистичный постапокалипсис, дающий надежду
Ровно 15 лет назад вышел самый реалистичный фильм про конец света.

Кино

Фантастические фильмы, которые у нас любят больше, чем на родине
«Эй, почему этот фильм в списке худших? Я его смотрел раз двадцать, это шедевр!»

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?
Пересказываем статью The Hollywood Reporter с откровениями инсайдеров.
Показать ещё
Подпишись на

Мир фантастики: подписка на 2025 год!

Только в предзаказе на CrowdRepublic:

  • 13 номеров и 3 спецвыпуска
  • Фирменная атрибутика
  • Книги с автографами
  • И другие бонусы для подписчиков.
осталось:32дня
Поддержать