Работы нашего собеседника яркие, детализированные и реалистичные — трудно поверить, что они нарисованы самоучкой, не окончившим даже художественной школы. Йоханн Щепач, француз по рождению и гражданин мира по призванию, создал себя сам с помощью кропотливого труда и любви к искусству. Его студия Oxan, в штате которой числится один очень важный кот, делает концепт-арты для фильмов и видеоигр, а сам художник снимает туториалы для начинающих и продолжает неустанно трудиться над своими и чужими проектами.
![](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2024/03/2024-03-14_12-56-35.png)
О себе
Родился на юге Франции в начале 1980-х. До 30 лет ездил по миру и успел пожить не менее чем по году в семи разных странах, выполняя заказы на концепт-арты и иллюстрации. После 30, отработав четыре года штатным сотрудником, стал фрилансером в Монреале (Канада). Основал с женой Oxan Studio — аутсорс-компанию по созданию рисунков. Переехал с фирмой и семьёй в Токио в 2019 году.
Сейчас я полон идей, плодотворно работаю и счастлив, как никогда прежде.
Когда и почему вы начали рисовать? Где этому учились? Почему решили сделать своей профессией?
Всё детство я смотрел, как отец по выходным рисует карты и персонажей для игры в Dungeons & Dragons. Это выносило мне мозг и тогда казалось какой-то суперспособностью. Таково моё первое воспоминание о рисовании, и я очень его ценю.
Я всегда любил рисовать и в юности рисовал часто, но только годам к двадцати это стало моей манией, которой я уделял 24 часа 7 дней в неделю. Тогда я наткнулся на ныне закрытый сайт conceptart.org, где обитали безумно крутые молодые художники. Я понял, что многие ребята зарабатывают на жизнь рисованием и живописью. И сказал себе: раз они могут, почему бы и мне не начать делать то же самое? Я решил с тех пор не заниматься ничем иным. С тех пор ничем иным и не занимался.
Карьеру художника я начал строить во Франции, с позиции графического дизайнера самого низкого уровня. У меня не было специального образования, я не оканчивал художественной школы. Рисовать научился сам.
Помните первую работу, которую вы продали?
Мне было года 23, я жил на небольшом французском островке в Индийском океане несколько лет. Однажды у меня прошла небольшая выставка в местной галерее, и я там впервые продал собственные картины в виде цифровых принтов в рамках. Для меня в тот момент это было круто.
![](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2024/03/yohann-schepacz-oxan-studio-highspeed-monodrone.jpg)
В мире TINKIET разумные ИИ соревнуются друг с другом, устраивая рискованные гонки на планетах с низкой гравитацией, разбросанных по всей вселенной
Над какими проектами вы работали? Какие из них вам больше всего запомнились и почему?
За 15 лет через меня прошло бесчисленное множество проектов, многих уже и не помню. Самые интересные — отменённые, а ещё те, о которых я не вправе говорить и которые я не могу показывать ни в каком виде до конца времён.
Отменяли проекты как раз из-за того, что делало их интересными: они были амбициозными, новаторскими, немейнстримными, трудно поддающимися объяснению в презентации и очень дорогими в производстве. Это обычное дело в индустрии.
Вы чаще рисуете на заказ или для себя? Насколько заказчик ограничивает свободу творчества?
Я постоянно уделяю время собственным идеям. Прежде чем рисование стало основным источником заработка, это был просто способ говорить о вещах, которые меня интересуют, рассказывать истории в картинках, получать краткое удовлетворение от нарисованного, от того, что я сотворил нечто из ничего.
По сей день у меня много личных проектов в работе, я постоянно придумываю и воплощаю новые идеи. Благодаря постоянному развитию разных моих проектов у меня всегда есть косточка, о которую можно поточить зубы. На них я сосредотачиваюсь, когда есть свободное время.
Работа на клиента — это по определению воплощение чужих идей и подчинение их приказам. Конечно, простор для обсуждения есть всегда, а вот реальной свободы выбора у художника тут нет. И не то чтобы это плохо. Ограничения лучше подстёгивают искать творческий подход, чем полная свобода.
Хорошие заказы порой могут удовлетворить жажду создавать качественные картины и рассказывать истории. Но всякий заказ со временем исчерпывает себя.
Ограничения лучше подстёгивают искать творческий подход, чем полная свобода
![](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2024/03/yohann-schepacz-oxan-studio-thecan-color-wip23.jpg)
Экспериментальный дизайн киберпанкового персонажа
Какой технике вы отдаете предпочтение? Есть ли принципиальные различия между традиционной живописью и цифровой?
В прошлом я перепробовал почти все техники и виды искусства хотя бы по разу. Раньше я много рисовал карандашом, иногда маслом. Но теперь использую почти исключительно цифровые инструменты и почти исключительно Photoshop, потому что так практичнее и эффективнее. В последнее время я всё чаще пробую ВР и Blender как основу для 2D-работ. Это фантастические инструменты, и я жду не дождусь, когда смогу изучить их поглубже.
Цифровые инструменты дают множеству людей с творческой жилкой лёгкий доступ к средствам для творчества. Зачастую они занимают меньше места и стоят дешевле, чем традиционные, так что они демократичнее и, думаю, будут развиваться так и дальше.
Фундаментальные различия между традиционной и цифровой живописью, на мой взгляд, — в инструментах и образе мышления, который они воспитывают, а также в их возможностях и ограничениях. Но в остальном, если ваша публика состоит из живых людей, традиционная и цифровая живопись не различаются — обе требуют основополагающего понимания того, как визуальный дизайн действует на глаза и мозги человека.
Как думаете, что важнее для успеха художника: отточенная техника или уникальный стиль?
Всё зависит от того, что вы называете «успехом» и даже «художником». Уникальный стиль встречается редко, невозможно его обрести намеренно, придерживаясь какого-то плана, зачастую это побочный эффект тщательной работы, сосредоточенной на технике.
С другой стороны, сама техника — нечто очень осязаемое. Ей, пожалуй, проще дать определение, сформулировать цели для её развития и трудиться над ней. Если вам повезло выработать при этом уникальный стиль, прославиться благодаря ему и добиться успеха — шикарно, но я бы не загадывал.
Если же речь о коммерческом успехе, то его, мне кажется, приносит способность справляться с любыми визуальными проблемами, какие на вас взвалит клиент. Ему всегда нужны остроумные решения и красивый результат, причём вовремя и по минимальной цене. Этого можно добиться только отточенной техникой и эффективным конвейерным трудом.
Я больше ремесленник, чем «творец», и для меня важнее всего навык решения проблем в любых обстоятельствах. Я редко нанимаю людей, у которых за душой только уникальный стиль, — предпочитаю универсальных художников-аналитиков с отточенными техническими навыками и бодрым настроем.
![](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2024/03/yohann-schepacz-oxan-studio-augfrog-19.jpg)
Моя киберпанковая вариация на тему Горбуна из Нотр-Дама
Вы рисовали концепт-арты и иллюстрации к фильмам, компьютерным и настольным играм. А какая сфера ваша любимая? Какие задания вам нравятся больше всего?
Больше других я люблю проекты малого и среднего размера, особенно видеоигры. Именно здесь мне дают больше всего свободы, мои комментарии учитывают, и я могу существенно влиять на облик проекта.
На начальных фазах проект требует генерирования идей и мозгового штурма — в одиночку или в небольшой группе энтузиастов-единомышленников, и это мне нравится больше всего. Придумывать грандиозные идеи, сложные концепции, задавать общий художественный стиль очень интересно и приятно.
Создавать с нуля персонажа и рендерить его тоже круто. Рисуя что-то в мельчайших деталях, час за часом, от начала до конца, я тоже получаю массу удовольствия — когда всё идёт по плану.
Вы сооснователь и руководитель студии Oxan. Расскажите о ней побольше: как студия появилась, над какими проектами работала? И что за кот упоминается у вас на сайте как сотрудник?
Oxan появилась уже почти 10 лет назад. Поначалу это была просто марка, под которой мы с женой представляли себя на рынке, используя общее портфолио. Так мы успешно трудились несколько лет, затем решили создать полноценное юрлицо, чтобы нанимать помощников. Это вскоре переросло в небольшую команду художников. Её размеры и состав менялись за эти годы.
Мы работали над столькими проектами, что я уже не помню каждый, но лучшие можно посмотреть в портфолио на нашем сайте. Это и ААА-проекты, и мобильные игры, и несколько фильмов. Правда, мы не обновляли портфолио несколько лет. Слишком заняты.
Кот — это наш талисман Пинг-Понг, эталон естественной красоты и грации, которых я стремлюсь достичь в своих работах, но никогда не смогу. Ещё он стал прототипом главного героя в моём проекте «Империя котов».
До того как стать хлебом насущным, искусство было для меня терапией
![](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2024/03/yohann-schepacz-oxan-studio-catempireb-wip40.jpg)
«Империя котов» как идея началась с этой картины. Я заложил в неё кучу сюрпризов и переплетенных ниточек, которые люди могли бы распутывать и обдумывать
А управление студией не отвлекает вас от самого рисования? В чём разница между работой в студии и фрилансом?
Каждому нужно своё, чтобы процветать, чувствовать себя счастливым каждый день, достигать успеха в своем понимании. Руководить небольшой командой, преодолевать трудности, нести связанную с этим ответственность — то, что было нужно мне и чем я с удовольствием занимаюсь параллельно с рисованием. Это сделало меня лучше как человека и, думаю, как художника.
Да, студия отнимает время, которое можно посвятить искусству. Но она также заставляет меня становиться эффективнее и организованнее. По сравнению с одним фрилансом это, конечно, чёртова куча работы. Если кто-то считает, что предприниматели и владельцы компаний просто сидят за столом и обналичивают чеки, пусть сам попробует основать фирму. Но когда всё функционирует, это само по себе награда.
Я управляющий и арт-директор Oxan, что позволяет мне взаимодействовать с классными художниками. Я обожаю руководить и работать в команде, чтобы добиваться лучшего результата в проекте. Потребуется много всего перебрать методом проб и ошибок, но если вы наняли подходящих людей, появляется просто потрясающее чувство — и это, повторюсь, настоящая награда.
Расскажите о личных проектах, основанных на ваших собственных идеях.
В последние годы я вкладываю всё время и силы в два основных проекта, два сюжета. Один из них — «Империя котов: Реквием мучений», история о мире тёмного фэнтези, где главный герой — огромный белый кот. Я много лет занимался в основном отдельными иллюстрациями или дизайнами для себя, но, чтобы придать всему интереса, замахнулся на большее — создать целый мир и рассказывать истории о нём. Раздвинуть рамки, увеличить масштаб и посмотреть, к чему это приведёт. Получилась огромная песочница, в которой можно экспериментировать с чем угодно.
Я пока ничего толком не могу сказать о сюжете или формате, потому что всё это ещё в процессе разработки. Что уже готово, вы увидите на официальном сайте catempire.net.
![](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2024/03/yohann-schepacz-makigari-fws.jpg)
Типаж бродячего стрелка — один из моих любимых, особенно в антураже тёмного фэнтези
Что для вас рисование в первую очередь — любимое хобби, работа, способ высказать свои мысли и идеи? Может ли художник гармонично совмещать все это?
Рисование — то, ради чего я встаю по утрам. Ежедневное творчество — отличный способ борьбы с хаосом и энтропией во внутреннем и окружающем мире.
До того как стать хлебом насущным, искусство было для меня терапией. В юности оно служило укрытием. Я каждый день занимался им как одержимый последние 15−20 лет, так что оно помогло преодолеть многие трудности.
Со временем искусство стало гармоничнее вплетаться в моё бытие благодаря огромным усилиям, самопожертвованию и самодисциплине. В ранние годы это было абсолютное безумие, жгучая боль досады и неудач. Просто чудо, что я всё выдержал. У меня определённо нет предрасположенности или природного дара к рисованию, а я к тому же пошёл путём самоучки, что ещё хуже.
Само по себе искусство может помочь, но оно также серьёзно ранит. Как и с любым навыком, чтобы достичь совершенства, нужно сперва много раз ошибиться. Очень легко сойти с этого пути. Тут важна одержимость.
Ну а поскольку я настоящий трудоголик, когнитивный диссонанс и рационализация убедили меня, что оно того стоит, и иного я бы не желал. Не могу представить жизнь, в которой я не создаю каждый день что-то новое, жизнь без цикла творческих мук и их плодов.
Сотворить что-то там, где ничего не было, — рисунок, картину, скульптуру, текст, фотографию или что-то иное — вот абсолютный кайф. Пускай даже обычно он длится недолго.
Где вы черпаете вдохновение? Как к вам приходят образы?
Меня поразили в детстве рисунки папы, это был мой первый источник вдохновения. Довольно рано я также открыл для себя европейские комиксы и увидел обложки фантастических книг, которые читали мои родители. Ну и смотрел кучу фильмов и мультфильмов. Я рано стал жадно поглощать образы. Всерьёз живописью маслом я впервые заинтересовался лет в 20, когда понял, что ее нужно освоить, чтобы делать концепт-арты для игр. До тех пор я только рисовал контуры и раскрашивал.
Сейчас самый надёжный способ вызвать вдохновение — искать всякое в Сети. Но я чаще беру идеи из фотографий, чем из рисунков других художников. Я люблю исследовать совершенно не связанные темы и пытаться сплести их воедино. Много читать — тоже прекрасный способ находить идеи. Визуальное воображение — отличный инструмент для превращения слов в шикарные картины. Я также выработал привычку писать — она помогает мне прорабатывать идеи, и порой все получается быстрее, чем с набросками.
В профессиональной работе процесс всегда начинается с изучения темы. Я также люблю дать заданию клиента «созреть» у меня в голове в течение пары дней, а то и недель, если есть время, прежде чем приступить к выполнению. А уж когда начну, лучше всего размышлять, делая наброски, и делать наброски, размышляя. Одни картины рождаются за считаные часы, на другие уходят годы. Конечно, второе подходит только для собственных работ.
Дизайны персонажей я создаю в классические 3−4 этапа от наброска до итогового рендера. Тут никаких выкрутасов. Когда кто-то даёт тебе указания, заставляет всё делать поэтапно и помогает комментариями, легче быстро достичь результата.
![](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2024/03/yohann-schepacz-kabuki-fws.jpg)
Образец культуры и ремёсел жителей Империи котов
Кто из художников повлиял на ваше творчество?
Конечно, я мог бы начать перечислять сотни живых и покойных художников со всего света, чьи произведения и сюжеты я поглощал и обожал, тех, кто меня многому научил. Но если говорить о прямом влиянии — моя жена сильнее всего изменила меня и помогла развить мои работы. Она открыла мне глаза и научила видеть и думать на многих уровнях.
Какой вы видите профессию художника через 20 лет? Что изменится?
Мне кажется, изменятся инструменты, откроется возможность установить более прямую связь с изображением, но в остальном всё будет так же. Художники в основном продолжат каждый день противостоять синдрому самозванца, преодолевать финансовые трудности и бороться за сохранение прав на свои произведения.
![](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2024/03/yohann-schepacz-elf-queen-f.jpg)
Я по сей день не нарисовал женского персонажа прекраснее, чем этот, что меня постоянно тревожит
Насколько много вы работаете? Остаётся ли свободное время на хобби и личную жизнь? Какие у вас есть хобби, помимо рисования?
У меня сейчас вполне уравновешенная личная жизнь, но большую часть времени я посвящаю творческим делам и совсем мало общаюсь с людьми вне круга близких знакомых. Ушли в прошлое те дни, когда я напивался, не спал ночами и подолгу не мылся. Мои хобби в основном тоже творческие, а в остальном ничего эдакого — часто путешествую с семьёй, изучаю свой город, занимаюсь спортом и кушаю, много и вкусно.
Какие у вас любимые книги, фильмы, сериалы, игры? Влияют ли они на ваши работы?
Сюжет «Мастера Элвина» Орсона Скотта Карда поразил меня в юные годы. Оттуда я взял идею, что божественная суть творения вещей заключается в самом творении. Но было и множество других.
В последнее время мне всё труднее поглощать искусство и развлекательный контент, я стал взрослым и творю для заработка. Трудно поддерживать баланс между восхищением простого зрителя, как в детстве, и изучением и заимствованием, которым занимается творец. Второе ослабляет радость переживаний.
![](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2024/03/yohann-schepacz-dark-voodoodoll-f.jpg)
Результат упражнения — я попытался вдохнуть новую жизнь в образ куклы вуду
Какой совет вы бы дали начинающим художникам?
Вам понадобится немного таланта и удачи, но гораздо важнее упорство.
Стать профессиональным художником — всё равно что стать инженером без чертежей и формул. Бойтесь своих желаний. Чтобы двигаться по этому пути, нужно безумно много времени, потребуется жертвовать личной жизнью и здоровьем. Мастерства добиваются не мечтами, не разговорами об искусстве или ваших эмоциях и не долгими прогулками по цветочным полянам. Его добиваются суровой, тяжелой работой в одиночку и постоянной упорной тренировкой.
Читайте также
![Художник Руди Сисванто: милые звери, яркие характеры и добрые истории](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2023/11/rudy-siswanto-armadilo-conquistador-color-small-artstation.jpg)
Художник Руди Сисванто: милые звери, яркие характеры и добрые истории
Беседа с художником о работе в развивающейся стране и о том, как черпать вдохновение даже из кучи мусора.
Читайте также
![Художница Сандара Танг: 6](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2024/01/butterfly_and_moth_dragons_by_sandara.jpg)
Художница Сандара Танг: драконы, единороги и ещё немного драконов
Сингапурская художница — о любви к крылатым ящерам, важности обучения и оптимизме
![Фото аватара](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2023/02/avatar-background-100x100.png)