Жанр: антиутопия
Режиссёр: Френсис Лоуренс
Первоисточник: книга Сьюзен Коллинз «Сойка-пересмешница»
В ролях: Дженнифер Лоуренс, Джулианна Мур, Лиам Хемсворт, Джош Хатчерсон
Премьера в России: 20 ноября 2014 года
Возрастной рейтинг: 12+
Похоже на:
«Дивергент» (2014)
«Эквилибриум» (2002)
«V — значит вендетта» (2005)
Вслед за продюсерами «Гарри Поттера» и «Сумерек» создатели «Голодных игр» разделили третью часть своей подростковой саги надвое. Так что все значимые события, способные изменить расстановку сил в Панэме, остались припасены для финала, а третья часть получилась эдакой связкой, подготовкой почвы перед итоговым столкновением. Именно с этим связан главный недостаток картины: в ней непростительно мало экшена. Чтобы растянуть события книги-первоисточника на два фильма, пришлось пожертвовать динамикой и кульминацией. Ситуацию усугубляет то, что практически всё действие разворачивается в стенах угрюмого серого бункера, и ярких зрелищных моментов здесь раз-два и обчёлся.
Однако всё это не значит, что «Сойка-пересмешница» стала проходным фильмом. Напротив, по масштабу событий и серьёзности эта картина превосходит предыдущие.
Главное, что выделяет третью часть «Голодных игр», — конфликт становится неоднозначным. В первых фильмах мы видели, как безжалостная система заставляет подростков калечить и убивать друг друга, и вместе с Китнисс проникались благородным гневом. Нет, система не стала менее безжалостной — ради сохранения власти президент Сноу готов на любые жертвы. Он настолько жесток, что порой недоумеваешь, почему у фильма такой невысокий возрастной рейтинг.
Но и повстанцы из Дистрикта 13 показаны вовсе не героями. Их главным оружием, как и у Капитолия, становится пропаганда, и ради её эффективности они готовы поставить на карту очень многое. Из Китнисс едва ли не насильно делают икону протеста, и, наблюдая за этим, сложно проникнуться к бунтовщикам симпатией. Девушка оказывается такой же марионеткой, как и Пит, попавший в руки президенту Сноу.
Конечно, в отличие от Пита, её никто не истязает, но, глядя на властную Альму Койн, президента Дистрикта 13, невольно задумываешься: не сменит ли Панэм одного диктатора на другого? Президент Койн, отлично сыгранная Джулианной Мур, мастерски управляет толпой и выстраивает у себя в дистрикте жёсткую систему, основанную на дисциплине. Этот «мир комбинезонов», как его метко окрестила Эффи, слишком уж напоминает о тоталитарных обществах, а ведь именно из него должно произрасти светлое будущее Панэма.
Раскрылись и другие второстепенные персонажи. Чего стоит Хеймитч (Вуди Харрельсон), бывший наставник Китнисс, которого впервые за три фильма показали трезвым! Эффи в третьей части тоже развернулась вовсю: комические сцены с участием этой гламурной барышни в исполнении Элизабет Бэнкс — настоящее украшение фильма. Один из самых многомерных образов — революционер Плутарх, сыгранный Филипом Сеймуром Хоффманом, для которого, увы, эта роль стала последней.
Но, конечно, стержнем, на котором держится весь цикл, остаётся Китнисс Эвердин. Дженнифер Лоуренс сыграла не очередную Избранную с пламенным взором и знаменем в руках. Именно такой образ повстанцы хотели создать в своих ранних пропагандистских роликах, и неудивительно, что прямой и искренней Китнисс не удалась эта роль. Героиня «Голодных игр» чувствует, сомневается и страдает. И за внутренней борьбой Китнисс наблюдать интереснее, чем за тем, как она лихо сбивает истребители из лука.
Любовные терзания Китнисс, правда, совершенно не трогают. Виной тому экранные партнёры Лоуренс, Лиам Хемсворт и Джош Хатчерсон, герои которых получились довольно блёклыми и невыразительными. Однако это небольшая потеря. Всё-таки «Сойка-пересмешница» не про любовь, а про политику, свободу и революцию. Если все подростковые антиутопии будут равняться на «Голодные игры», светлое будущее, возможно, станет чуточку ближе.