Life
Жанр: космические ужасы, твёрдая НФ
Режиссёр: Даниэль Эспиноса
В ролях: Джейк Джилленхол, Ребекка Фергюсон, Эрион Бакаре
Премьера в России: 23 марта 2017 года
Похоже на: «Чужой» (1979),
«Гравитация» (2013), «Пекло» (2007)
Завязка фильма «Живое» на первый взгляд не интригует. Прочитав аннотацию, большинство из вас наверняка пожали плечами и сказали: «Подумаешь, очередной клон „Чужого“!» И верно, после Ридли Скотта придумать что-то новое в жанре космического ужаса почти невозможно. Да, «Живое» во многом напоминает «Чужого» (а также «Пекло», «Сквозь горизонт» и другие подобные картины). Может ли такой фильм быть хорошим и интересным?
Правильный ответ — смотря как снять. Создатели «Живого» почти всё сняли правильно, и у них получился фильм, у которого неоригинальность — единственный серьёзный недостаток.
Космос — реалистичный
Ужас пугает больше, когда похож на реальность. Фантастика убеждает лучше, когда основана на науке. Это явно учли сценаристы «Живого» Ретт Риз и Пол Верник (они же писали сценарии «Дэдпула» и «Зомбилэнда», к слову). «Живое» — это «Чужой», каким он стал бы в наши дни, в свете новой моды на твёрдую научную фантастику, в эпоху «Гравитации» и «Марсианина». Допущения и отступления от реальности здесь невелики, а работа научных консультантов приятно впечатляет.
Действие фильма происходит не на воображаемом корабле будущего, а на МКС, хорошо знакомой каждому по телетрансляциям и «Гравитации». Да, её «проапгрейдили» более футуристическими декорациями, чтобы подчеркнуть, что действие происходит в будущем, но не узнать её невозможно. И если у Куарона станцию показывали всего в одной сцене, то создатели «Живого» не поленились сделать детальные декорации чуть ли не всех отсеков. Весь фильм герои проводят в невесомости, снятой довольно убедительно.
В борьбе с пришельцем они используют не оружие, которого здесь в принципе быть не может, а предметы, которые реально найти на космической станции, вроде кислородных свечей (многие ли из зрителей вообще знают, что это такое?). Особенно хороши две сцены, где космонавты играют с пришельцем в кошки-мышки, управляя системами с пульта и пытаясь угадать, куда враг рванёт в следующий момент. При этом им приходится экономить топливо, а главной проблемой оказывается поломка системы охлаждения.
Монстр — не страшный, но умный
Инопланетный организм, прозванный Кельвином, мог бы считаться минусом фильма, потому что внешне он не очень-то впечатляет. Куда ему до непристойного ксеноморфа или тошнотворного Нечто! Но Кельвин попадает в плюсы по другой причине: он умный, упорный и невероятно живучий. Будучи всё-таки скорее животным, чем «братом по разуму», он тем не менее проявляет впечатляющие навыки выживания, быстро ориентируется в ситуации и выбирается из самых безвыходных положений. Создатели явно вдохновлялись при его создании видеороликами про осьминогов, сбегающих из клеток.
Что немаловажно, Кельвин не выглядит воплощением бессмысленного и беспощадного зла. Космонавты в какой-то мере сами виноваты, что спровоцировали пришельца, а дальше ему ничего не оставалось, кроме как пытаться выжить.
При этом люди серьёзно оценивают опасность. К монстру относятся как к вирусу: ни в коем случае нельзя нарушать карантин. Герои быстро осознают, что их главная задача — не дать твари попасть на Землю, а их собственные жизни при этом не имеют особого значения. Это придаёт «Живому» атмосферу обречённости, а невероятно живучий Кельвин из простой кусачей зверушки превращается в угрозу всему человечеству.
Персонажи — проработанные
Казалось бы, какая разница, что за человечина пойдёт на корм чудовищу? Но сопереживать героям можно, только когда их знаешь, и сценаристы это явно учли. Здесь про каждого космонавта есть что сказать. У одного парализованы ноги, и только в невесомости он может двигаться нормально и жить полной жизнью. Другого дома ждут жена и новорождённая дочь, и это серьёзно влияет на его поступки. Третий отвык от жизни на Земле и не хочет возвращаться к «восьми миллиардам ублюдков».
Актёры не творят чудес: играют достойно, но в рамках амплуа. Рейнолдс, как всегда, изображает смешного балагура, а Джилленхол — грустного растерянного «ботаника». Однако наделить героев индивидуальностью им удалось. И то, в каком порядке они погибают, не зависит от известности актёра — приятный сюрприз.
Отдельное спасибо создателям за русскую космонавтку Екатерину в исполнении Ольги Дыховичной. Она в «Живом» не просто командир экспедиции, но и самый профессиональный и хладнокровный член экипажа. Да и надписи на русском в кои-то веки выглядят как реальные, а не в стиле «Головка пальца ноги».
Что, у фильма нет недостатков?
Есть, даже если не учитывать вторичность. Герои в целом адекватно реагируют на угрозу, но пару раз ведут себя глупо — например, пытаются сжечь пришельца, рискуя устроить пожар, или забывают, а потом вдруг вспоминают о спасательных капсулах. Начало вышло немного затянутым — мы заранее знаем, что пришли на ужастик, и полчаса знакомства с героями и разговоров о науке кажутся оттягиванием неизбежного. Некоторые сцены в финале, наоборот, слегка сумбурны. Режиссёр показал МКС реалистично, но не придал индивидуальности отдельным её частям, и в итоге порой тяжело сориентироваться, кто где находится и куда летит. Наконец, особо внимательные могут заметить небольшие ляпы вроде еле заметной капельки пота, падающей с лица Джилленхола.
«Живое» не шедевр, к нему можно придраться, но это мелкие придирки. Они не убивают удовольствия от просмотра. Фильм не разочаровывает и даёт именно то, за чем на него пришли, — зрелищную фантастику о космосе и клаустрофобный ужастик с ударным финалом, который выворачивает концовку «Чужого» наизнанку. Именно в таком духе стоило бы снимать современные фильмы про ксеноморфов. Хорошо бы выходящий вскоре «Чужой: Завет» оказался похож не на претенциозный «Прометей», а именно на «Живое».