Обзор видеоигры «Сатурн». Три дня на спасение мира полудня

6819
5 минут на чтение
Русскоязычный геймдев после взлёта середины нулевых пришёл в древнеримский упадок, но в последние годы всё чаще напоминает о своём гордом существовании. Ролевая игра «Сатурн» от питерских разработчиков Ninsar Games (в их рядах есть ветераны, работавшие над Divinity: Original Sin 2 и Baldur’s Gate 3) появилась как продукт культурно-социальной политики: она была профинансирована Институтом развития интернета и распространяется на бесплатной основе. К счастью, в этом конкретном случае поговорка о бесплатном сыре не сработала. Но и откупоривать шампанское тоже рано. Можно ограничиться бутылкой хорошего кваса.
Аркадий и Борис Стругацкие
«Хищные вещи века»
Почему вы так не хотите думать? Как вы не можете понять, что мир огромен, сложен и увлекателен? Почему вам всё просто и скучно?

Можно выбрать три таланта из прошлого

Откуда-то со спутников Сатурна распространяется таинственный сигнал, заставляющий роботов человеческой цивилизации недалёкого будущего нападать на своих создателей. Зацепок мало, вокруг сумасшедшие железяки, ресурсы ограничены, но инженер Аким пытается докопаться до истины. А тут ещё поступает информация, что через три дня уже будет поздно: свершится, ни много ни мало, конец света и людского рода.
Разработчики заявляли, что вдохновлялись книгами Станислава Лема, Александра Беляева и братьев Стругацких. Беляева мы здесь не заметили, о Леме можно поспорить, а вот присутствие Аркадия и Бориса Натановичей ощущается. Декорации, технологии, общая атмосфера игры живо напоминает Мир Полудня — вселенную, где разворачивалось действие многих книг Стругацких, включая «Стажёров», «Обитаемый остров» и «Трудно быть богом». По ощущениям, игра Ninsar Games ближе всего к повести «Хищные вещи века». Здесь тоже вокруг благообразный, обустроенный и вроде как уютный мир, в котором быстро угадывается угроза, не до конца понятная, но смертельно опасная.

Эпическая зарисовка из начала, к сожалению, редкость, во время прохождения камера висит в изометрии, и далеко её отодвинуть не получится

Аким не только инженер, но и оператор внеземных роботов — такие механизмы управляются удалённо через протокол «Отражение». Пока оператор рулит роботом в безопасном и хорошо отапливаемом помещении, послушный механизм изучает опасные уголки очередной луны. В случае гибели подопечного оператор попросту выводит из ангара следующую жертву. Правда, для доступа к очередной луне нужен код, который вам сообщают сюжетные NPC, а до них ещё нужно добраться.
Другое дело, когда Акиму приходится лично выполнять квесты на Земле, в данном случае — в районе курортного Сочи. Гадостный сигнал сюда уже добрался, и главному герою спешат переломать ребра десятки «поехавших» роботов. Так вот, в случае гибели Акима весь прогресс откатится к утру текущего дня. А это долгий путь, который надо начинать заново.

Дом Акима — богатые и уютные апартаменты. Вокруг разбросана масса полезных вещей. Рядом на столике — пистолет

Основа геймплея «Сатурна» — соединение ролевой игры и квеста. Здесь нужно много странствовать, исследовать и обшаривать, прямо как в золотую эру квестов. И такое решение разработчиков стоит поприветствовать. Хидэтака Миядзаки со своими Souls заставил всех поклонников RPG тренировать реакцию мангуста, но ведь иногда охота чего-то неспешного, даже медитативного. К тому же «Сатурн» уверенно держит интригу: тайну сигнала хочется раскрыть, а нехватка информации воспринимается как челлендж.
От ролевой игры вы найдёте здесь выбор первоначальных талантов, дающих прирост к одним характеристикам и штрафующих другие. Сами же характеристики изменить не удастся, и «Ловкость» с «Харизмой» на протяжении игры будут расти автоматически, словно в старинной JRPG. На локациях можно искать полезные расходники, а у торговцев хорошо бы прикупить новый ствол или агрегат ближнего боя. Правда, экономическая система в игре довольно сурова: какой-нибудь автомат с ядерными пулями стоит 5 000 рублей (да, рублей. Национальная валюта бессмертна!), а после трёх-четырёх часов игры в кармане будут шуршать жалкие полторы тысячи.

В здании японской корпорации пусто. Рядом скучает одинокий торговец. Цены кусаются

В инвентаре вскоре собирается масса предметов. Большинство из них — это расходники с небольшим сроком действия и с самыми разными бафами. Непонятно, почему разработчики даже не пытались придерживаться логики, наделяя баклажанную икру эффектом «+3 к удаче». Но это плохо вписывается в общий серьёзный тон игры. Также в инвентаре творятся непонятные вещи: вы можете использовать патроны, например, к лазерной винтовке, не имея самой винтовки. Просто нажимаете на боеприпасы, и они начинают исчезать. Выбрасывает их Аким или съедает — ещё одна из тайн «Сатурна».
Боевая система претендует на оригинальность, но получается так себе. При столкновении игра встаёт на паузу, но противники не ходят по очереди, как в недавней Baldur’s Gate 3, а двигаются одновременно, когда вы совершаете действие. Отрезки времени прерываются каждые пару секунд, но рассчитать тонкую тактику всё равно не получится. Вы можете обменяться выстрелами с неприятелем, и время замрёт, когда вражеская пуля будет на полпути к вашему протагонисту, — в таком случае вы успеете шагнуть в сторону (инженеры через 40 лет будут не менее круты, чем Нео в Матрице!). А может быть и так: пуля до вас долетит, ударит Акима в молодецкий лоб, и лишь потом время остановится. В итоге тактических хитростей в игре меньше, чем хотелось бы: нужно держать дистанцию и по возможности прикрываться от выстрелов одних роботов железными телесами других — дружественный огонь в «Сатурне» работает исправно.

Есть доступ к карте Солнечной системы. Оперативная карта каждой локации? Фигушки

Одна из главных особенностей игры — непрерывное течение времени. Условно непрерывное. Каждое перемещение между локациями отнимает у Акима несколько часов. Чтобы восстановить здоровье и снять негативные эффекты, можно выспаться дома, но это тоже отнимет минимум три часа. А в запасе у игрока всего трое игровых суток. Дальше случится развязка и в любом случае появятся финальные титры. Идея эта очень спорная. То, что хорошо работало в угарном экшене Dead Rising, в ролевой игре вызывает неудобные вопросы. Аким много путешествует и для каждого посещения торговца тратит драгоценные часы. В RPG хотелось бы чувствовать себя менее скованным, но «Сатурн» постоянно напоминает о приближающемся финале.
Многие дизайнерские решения вызывают неудобные вопросы к команде Ninsar. Локации небольшие, но запутанные, с мостиками, тупиками и несколькими выходами. Но карты нет, изучать местность нужно в забегах туда и обратно. Количество интерактивных предметов велико, и подсветки, которая исправно работает со времен Diablo, в «Сатурне» тоже нет. Остаётся унылый пиксельхантинг, а ведь его стоило запретить на законодательном уровне ещё лет 30 назад. Наконец, навигация в игре убита выстрелом в голову: при переходе между локациями вы сможете прочитать название лишь соседних территорий. И какая из дюжины обозначенных значками локаций представляет собой ту самую библиотеку, куда ведёт обязательный квест, можно узнать лишь методом проб и ошибок.

На лунах холодно. Нет воздуха. И скучно

Есть в игре и другие недоработки. Процесс временами выдаёт сообщение об автоматическом сохранении прогресса, но загрузить этот момент нет никакой возможности, а смерть героя отбрасывает его во всё тот же дом. Проскакивают неудачные шутки вроде упоминания вируса ковидлы, но это общая болезнь постсоветского геймдева. Прокачка скучная, новые уровни лишь добавляют проценты к уже доступным навыкам. Персонаж управляется только мышью, хотя ещё в такой древней классике, как Neverwinter Nights, мышь дублировалась привычной связкой клавиш WASD. Видов врагов совсем немного, пусть они и вооружены разными стволами. Да и пули, летящие со скоростью брошенного снежка, не вызывают доверия.
Разработчики обещали активно поддерживать «Сатурн» до конца 2024 года, вносить правки и добавлять контент. Но этого времени попросту не хватит, чтобы раскрыть потенциал игры. А потенциал заметен.

Новые роботы готовы отправиться на убой. То есть на разведку

В «Сатурне» есть тревожная атмосфера, сюжетная интрига и симпатичная, хоть и устаревшая картинка. При этом некоторые элементы геймплея и дизайна вызывают откровенное недоумение. В идеальном мире игру доводили бы до блеска ещё минимум полгода. Но пока не получается.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Игры

Обзор Metroid Prime 4: Beyond. Главное разочарование обладателей Switch — 2025

Игры

Divinity 3, Control: Resonant и Total War по WH40K — что показали на церемонии The Game Awards 2025
Трейлеры и победители.

Игры

Во что поиграть в декабре 2025-го и январе 2026-го?
Битемап за Росомаху, сбежавший словно из девяностых шутер про Терминатора, сюрреалистический хоррор про бессоницу, рок против фашизма и многое другое.

Игры

Обзор визуальной новеллы «Зайчик»: горько-сладкая хтонь и тоска 1990-х
Рассказываем обо всех пяти эпизодах.

Игры

Игровой топ-10: самые оригинально обоснованные воскрешения
Ты жил, ты умер, ты воскрес.

Игры

Обзор The Outer Worlds 2. Просто космос какая скука
Бездушная капиталистическая сатира на бездушный капитализм.

Игры

Обзор Dispatch. Супергерои не готовы умирать
Теперь ты — супергерой, Робби. Правда, бывший.

Игры

Sublustrum: удивительная русская стимпанк-игра, родившаяся из музыки
Музыкальный альбом, который захотел стать игрой.

Игры

Обзор Rue Valley. Клон Disco Elysium или нечто оригинальное?
Сбежать из долины за 47 минут.

Игры

Обзор ARC Raiders. Экстракшен для всех и каждого
Как игра от Embark Studios стала такой популярной — и почему именно эта игра может сделать extraction-шутеры мейнстримом.
Показать ещё