Телепортация в «Игре престолов»

73890
7 минут на чтение
В первом томе «Песни льда и пламени» король Роберт Баратеон жаловался, что ему пришлось целый месяц трястись в повозке от Королевской гавани до Винтерфелла. Королю не повезло — он лишь чуть-чуть не дожил до изобретения в его мире телепортации.

Кликни,
чтобы посмотреть видео
you-video
Почему-то с IP адресов других стран ничего не тормозит

Фанаты составили карту путешествия Джона Сноу по Вестеросу и сравнили его путь с перемещением Белых ходоков

«Телепортацией» фанаты называют оставленные за кадром подозрительно быстрые перемещения героев. Бывает, в середине серии Джон Сноу ещё шагает по Драконьему Камню, а в конце — уже по Восточному дозору на далеком севере.

Понятно, что создатели не хотят показывать долгие и нудные путешествия. Для сериала, между локациями которого — тысячи километров, это неизбежно, иначе вместо «Игры престолов» мы получили бы «Игру повозок и привалов».

Некоторые герои стали «телепортироваться» уже с первых сезонов — особенно часто этим грешили Варис и Мизинец. Так появились шуточные теории «Телепорт Мизинца» и «Варис — русалка». Но в последних сезонах сценаристы стали перемещать персонажей за кадром едва ли не в каждой серии. Герои мгновенно оказываются в нужном месте ровно в тот момент, когда это требуется для сюжета.

Самые необъяснимые телепортации

1. Эурон и его летающий флот

Флот железнорождённых поражает не только незаметностью, но и невероятной скоростью. В течение всего пары серий он трижды обогнул весь Вестерос. Сначала Эурон Грейджой и его ребята приплыли из Пайка в Королевскую Гавань, затем метнулись к утесу Кастерли и разгромили флот Дейенерис, а потом вернулись в столицу. Не иначе, королю Железных островов помогает сам Утонувший бог.

2. Дейенерис и её сверхзвуковые драконы

Благодаря волшебному монтажу эпизода «За стеной» возникает ощущение, что Джендри — чемпион мира по бегу, а вороны и драконы летают быстрее скорости звука. Всего за одну ночь Джендри успел добежать до Стены, дозорные отправили ворона на Драконий Камень, а Дейенерис «мигом» метнулась на север со своими драконами.

3. Варис всё-таки русалка

В финале шестого сезона Варис побил все рекорды скорости. Вот он общается с Дейенерис в Миэрине, затем навещает Элларию Сэнд и Оленну Тиррелл в Дорне, а в финале снова стоит рядом с Дени на борту корабля. Предположим, что ему не пришлось возвращаться в Миэрин и он пересел на корабль посреди Узкого моря. Но на чём он в Дорн-то слетал?

Можно предположить, что действие сюжетных линий развивается не параллельно и Варис вернулся из Дорна раньше. Но как тогда он оказался там сразу после взрыва септы Бейлора, уже знал, что Эллария и Оленна станут ему союзницами? Ведь иначе он бы просто туда не поплыл.

4. Скорая помощь Джораха Мормонта

В середине шестого сезона Король Френдзоны прощается с Дейенерис в Дотракийском море и отправляется искать лекарство от серой хвори. В начале седьмого сезона он уже лечится в Староместе, на противоположном краю мира, каким-то чудом опередив идущую под всеми парусами флотилию своей королевы. После излечения Джорах отбывает обратно на службу и пару серий спустя уже приплывает на Драконий Камень.

5. Арья и магия Безликих

В концовке шестого сезона Арья за пару серий перемещается из Браавоса в Близнецы, а уже в седьмом сезоне, услышав от Пирожка, что Джон Сноу отвоевал Винтерфелл в Битве бастардов (сам Пирожок, должно быть, узнал о сражении из интернета), мигом пересекает Ров Кейлин и за ту же пару серий возвращается домой. Магия!

Заблудившиеся Ходоки

Dorkly, перевод Mirf.ru

Прототипом Короля ночи, видимо, был Моисей, который сорок лет водил евреев по пустыне. Белые Ходоки — самые неторопливые персонажи сериала, они не только не открыли телепортацию, но даже пешком ходят со скоростью улитки. Семь сезонов они нарезали круги за Стеной — видимо, ждали, пока мимо не пролетит Дейенерис и не снабдит их драконом.

Не зря их, видать, Ходоками кличут — вот и ходят они то в замок Крастера, то в Суровый дом, то обратно к землям Теннов...


Почему телепортация — это плохо

Казалось бы, что такого в «телепортации»? Сериал близится к завершению, динамика резко выросла, в каждом эпизоде происходит нечто важное. Авторы торопят события, стремясь обрубить лишние сюжетные линии и уместить события еще не написанных книг в два коротких сезона. Логично, что нудные путешествия они стараются выкинуть и заменить чем-то интересным. Но на практике получается наоборот.

Из-за «телепортаций» у зрителя теряется представление о прошедшем времени и расстояниях. Джон за одну серию доехал из Винтерфелла в Драконий Камень, а Эурон за это время трижды обогнул Вестерос. Отряд самоубийц имени Джона Сноу замерзал на острове посреди озера, пока Джендри бежал к Стене, ворон летел на Драконий Камень, а Дейенерис спешила на север. Сколько прошло времени? День? Неделя? Пара месяцев? Чем в это время занимались остальные?

В прошлом герои иногда упоминали, сколько прошло времени между событиями — например, между отбытием из Королевской Гавани и прибытием в Винтерфелл. Сейчас таких привязок ко времени явно не хватает

«Телепортация» убивает реализм. Когда-то «Песнь льда и пламени» задумывалась как противопоставление штампам фэнтези. Здесь не было «роялей в кустах» и «богов из машины», а герои могли внезапно  встретить разве что собственную смерть. Теперь же «телепорты» переправляют «рояли» в направлении нужных кустов. В одной только шестой серии эти «рояли» дважды спасли Джона Сноу — сначала драконы Дейенерис, а затем явившийся из ниоткуда дядя Бенджен.

«Телепортация» убивает непредсказуемость. В пути может произойти много неожиданостей: нападения, случайные встречи и буйство стихии могут изменить планы путешественника. Если бы Тирион в первом сезоне не остановился в одной корчме с Кейтилин Старк, никакой Войны пяти королей не было бы. Если бы Пес и Арья не наткнулись в пути на Бриенну и Подрика, возможно, Арья не отправилась бы в Браавос. Если бы король Роберт по пути обратно на юг не решил перекусить в Речных землях, Санса бы не потеряла волчицу, а Арья не возненавидела Джоффри (по крайней мере, сразу).

«Телепортации» лишают сериал возможности удивить зрителя. Непредсказуемость теперь появляется строго по графику и тщательно отмеренными порциями. И, наконец, теряется отличная возможность раскрыть характеры персонажей. Если бы сценаристы использовали «телепортацию» в первом сезоне, разве мы увидели бы, как Джон и Тирион на привале у костра говорят о книгах?

Что говорят создатели

Еще Джордж Мартин в предисловии к «Пиру стервятников» предупреждал, что время в разных главах его книги ощущается по-разному. Если в главах одних персонажей события умещаются в несколько часов, то главы других могут охватывать несколько месяцев.

Вот почему Джон Сноу всё ещё жив!

Этот прием перекочевал и в сериал — то, что одна сцена следует за другой, еще не значит, что события происходят именно в этом порядке. Возможно, авторы шоу просто хотят вам напомнить об одном из героев, даже если он в это время ещё гребёт в лодке.

Время действия различных сюжетных линий в рамках одной серии не обязательно одно и то же, в разных ветках события могут развиваться с разной скоростью. Иначе нам бы пришлось четыре эпизода рассказывать, как Арья плывет на корабле в Браавос.
Брайан Когман, сценарист, 2016 год
Конечно, разная скорость времени в разных сюжетных линиях приемлема. Но когда с разной скоростью развиваются пересекающиеся сюжетные линии, становится страшно.
Режиссёр шестого эпизода седьмого сезона Алан Тейлор признался, что проблема «телепортации» в сериале существует, и прокомментировал запутанную и чрезвычайно «удачную» хронологию собственной серии:

Если говорить об эмоциональной стороне, Джон и его отряд в рамках повествования провели на острове что-то вроде одной тёмной ночи. Мы пытались воспользоваться тем, что за Стеной царят вечные сумерки. Мне кажется, в этой сцене особенно заметно, как мы ужали временную линию, не объявляя точно, как долго героям
.

Думаю, что для одних зрителей это сработало, а для других нет. Похоже, кого-то волнует, с какой скоростью летают вороны. Но это я называю правдоподобной невозможностью. Её мы стараемся придерживаться — в отличие от невозможной правдоподобности. В этой серии мы несколько растянули рамки возможного, но я верю, что ключевой момент сцены увлёк зрителей намного больше.

Другими словами, драма превыше правдоподобности. Ладно, с кем не бывает — к седьмому сезону можно предъявить ещё десяток более серьёзных претензий.

На защиту Тейлора встали пользователи Reddit. Фанаты прикинули расстояния между пунктами и высчитали, что герои просидели на острове примерно пять дней. Вполне приемлемый срок, учитывая, что Джон и компания выходили на охоту явно не с пустыми руками, так что у них были и припасы, и огонь. Поклонники прикинули, как сильно мог затвердеть лёд за это время, предположив, что средняя температура за Стеной — примерно −12 градусов по Цельсию. Получилось, что за пять дней лёд должен был промерзнуть почти на 20 сантиметров. Достаточно, чтобы выдержать вес мертвецов и отряда Джона. И явно недостаточно для дракона.
Только настоящие герои не носят шапки в −12

Но во всех этих рассуждениях кроется главная проблема. Да, «правдоподобные невозможности» допустимы в кино и сериалах. Эти художественные приёмы помогают сделать произведение более увлекательным. Мы готовы поверить и в неожиданные спасения, и в «телепортации», и в целый оркестр роялей в кустах. Но лишь когда это действительно подчеркивает драму, нагнетает напряжение и накаляет страсти. А о каких страстях, драме и напряжении может идти речь, если мы понимаем, что Джона Сноу всё равно спасут?

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

Сериал «Чужой: Земля»: первые впечатления. Ксеноморф на свободном выгуле

Сериалы

«Песочный человек», 2-й сезон: книга хуже?!
Хроника кризиса среднего возраста

Сериалы

«Очи Ваканды»: Очи чёрные, очи жгучие
Как минимум это красиво, как максимум — увлекательно.

Сериалы

«Уэнсдей», 2-й сезон: первые впечатления. Мрачно, стильно, интересно!
Тим Бёртон в отличной форме.

Сериалы

Лучшие сериалы 2025 года: первое полугодие. Фантастика, фэнтези и не только
Это ещё не итоги — но кое-что уже можно советовать.

Сериалы

Что там у «Рика и Морти» в 8-м сезоне? Риковое поле экспериментов
Семья Санчесов подвинула Рика, а сам он как будто прошёл психотерапию.

Сериалы

«Уэнсдей» vs «Леденящие душу приключения Сабрины»: какой сериал лучше?
Эпическая битва мистических девушек

Сериалы

Какие сериалы смотреть в августе 2025? Американская готика, шотландские попаданцы, русские чудеса
А также Чужие против андроидов и корейские ангелы в полосочку.

Сериалы

«Левиафан»: неправильное аниме по самому анимешному стимпанку
Почему самая точная экранизация книги про летающих китов вряд ли станет хитом.

Сериалы

Как «Лазарь» Синъитиро Ватанабэ отражает эмоциональную боль нашей эпохи
Аниме меняется вместе с миром, и «Лазарь» — яркий тому пример.
Показать ещё