«Преступления Грин-де-Вальда» основательно встряхнули мир «Гарри Поттера» — то есть, пардон, теперь уже «Wizarding World». Ещё до премьеры стало ясно, что фильм вольно обойдётся с ранее установленным каноном и пополнит мир новыми сущностями, а биографии персонажей — новыми откровениями. Мы посмотрели фильм и можем сказать: да, мы и не догадывались, насколько!

В этой статье мы разберём, что Джоан Роулинг и Дэвид Йейтс перевернули в своём волшебном мире, а также зададим им кучу неудобных вопросов.

Спойлер

Осторожно, спойлеры!

Эта статья — только для тех, кто уже видел фильм или не собирается его смотреть, но хочет узнать о сюжете. Если вы боитесь спойлеров — лучше почитайте наш обзор.

Спойлеры начинаются ниже этой картинки!

Аурелиус Дамблдор, маледикт, Макгонагалл: как «Преступления Грин-де-Вальда» ломают канон «Гарри Поттера» 9

Аурелиус Дамблдор

Аурелиус Дамблдор, маледикт, Макгонагалл: как «Преступления Грин-де-Вальда» ломают канон «Гарри Поттера»

Да, у Дамблдора есть ещё один брат, и это Криденс!

Одной из главных интриг фильма стало происхождение Криденса Бэрбоуна. Все уверены, что юноша происходит из важной магической семьи, но до поры никто не знает, из какой. Сперва нам намекают, что он Лестрейндж, но тут же оказывается, что это не так. И вот в финале Геллерт Грин-де-Вальд провозгласил разгадку: Криденс — это Аурелиус Дамблдор, давно потерянный брат Альбуса. В подтверждение этого юноше явился фамильный феникс семьи Дамблдоров.

До сих пор считалось, что у Альбуса Дамблдора только один брат, Аберфорт, и одна давно погибшая сестра, Ариана. Собственно, из-за гибели Арианы Альбус и поссорился с Грин-де-Вальдом.

Новое откровение вызывает массу вопросов, особенно та сцена, где тонет корабль, перевозивший Аурелиуса-Криденса. Кто была та женщина, что везла его с собой? Мать? Но Кендра Дамблдор, мать Альбуса, Аберфорта и Арианы, погибла раньше и при совсем других обстоятельствах: она не утонула в море, а была случайно убита дочерью. И почему его понадобилось везти через океан, если волшебникам телепортироваться не труднее, чем чихнуть?

И как Альбус может не знать о существовании у него брата? А он точно не знает — когда Лита Лестрейндж вспоминает, что потеряла брата, он говорит, что понимает её, потому что потерял сестру. Брата он не терял!

Аурелиус Дамблдор, маледикт, Макгонагалл: как «Преступления Грин-де-Вальда» ломают канон «Гарри Поттера» 10

Ариана Дамблдор

Наконец, непонятно, почему это делает Криденса значимым. Дамблдоры не королевский род, ни на какой престол он не претендует, просто фамилия красивая. Оговорка Грин-де-Вальда, что, мол, только Криденс может убить Дамблдора, звучит странно. Сам Геллерт убить друга не может из-за клятвы крови (как и тот его), но больше ни у кого такой проблемы нет. Помнится, в «Принце-полукровке» убивать директора выстроилась целая очередь…

Есть слабая вероятность, что Грин-де-Вальд просто врёт. Но пока всё — феникс, магическая сила, присутствие Куинни, которая могла бы разоблачить ложь, — указывает, что Аурелиус Дамблдор реален.

Макгонагалл работала в Хогвартсе… до своего рождения

Аурелиус Дамблдор, маледикт, Макгонагалл: как «Преступления Грин-де-Вальда» ломают канон «Гарри Поттера» 5

Не крупное, но досадное отступление от канона фанаты заметили ещё до выхода фильма: в списке ролей значилась профессор Макгонагалл. И она действительно появилась в фильме.

Вообще-то по официальным данным с сайта Pottermore Минерва Макгонагалл родилась в 1935 году, а в Хогвартсе работала с 1956-го. Напомним, действие «Преступлений Грин-де-Вальда» происходит в 1927 году. Но и это ещё не всё: Макгонагалл появляется даже во флэшбеке Литы Лестрейндж, действие которого происходит лет на 10-15 раньше, и уже там она профессор!

Есть слабое «ватсонианское» объяснение: это не та Макгонагалл. У неё могла быть родственница, которая работала в той же должности. Возможно, её даже тоже звали Минервой (согласно Pottermore, профессора назвали в честь бабки-ведьмы, правда, по фамилии Росс). В противном случае это просто сюжетная дыра. Учитывая, что фамилию профессор получила от отца-магла, вероятнее всего, так и есть.

Нагайна — маледиктус. Кто-кто?

Аурелиус Дамблдор, маледикт, Макгонагалл: как «Преступления Грин-де-Вальда» ломают канон «Гарри Поттера» 3

Этот сюжетный поворот был известен ещё до премьеры. Одним из второстепенных персонажей и пассией Криденса стала Нагайна — будущая змея Волан-де-Морта и его последний крестраж. Оказывается, во времена «Фантастических тварей» она была человеком из Юго-Восточной Азии. Вернее, она маледиктус — это новый термин. Судя по описанию, маледиктус очень похож на оборотня, каким был Ремус Люпин: Нагайна непроизвольно превращается в змею. Однажды её превращение должно зайти так далеко, что она не сможет вернуться в человеческий облик.

Это интересное допущение, которое меняет наше представление о её поступках. Нагайна, выходит, не просто умный зверёк, а существо с разумом человека, да ещё и гораздо старше Волан-де-Морта. Значит, её служба своему господину была осознанным выбором опытной волшебницы.

Тайны семьи Лестрейнджей

Аурелиус Дамблдор, маледикт, Макгонагалл: как «Преступления Грин-де-Вальда» ломают канон «Гарри Поттера» 6

Многих удивило, что Литу Лестрейндж, подругу Ньюта Саламандера, играет темнокожая мулатка Зои Кравиц. Разве Лестрейнджи не чисто европейский род? Но по ходу фильма её цвет кожи получает сюжетное объяснение. Оказывается, её отец возжелал очаровательную волшебницу-негритянку из Сенегала и сделал её своей наложницей с помощью заклинания Империус. От этого союза и родилась Лита, которую в семье считали изгоем.

Эту историю мы знаем от её единоутробного брата, африканского волшебника Юсуфа Камы, который стремится отомстить роду Лестрейнджей. Кама — эпизодический и не очень полезный для сюжета персонаж, чья история была бы уместнее в отдельной картине. Кама уверен, что Криденс — это давно потерянный брат Литы, Корвус. Но Лита тут же рассказывает свою часть истории: оказывается, она подменила Корвуса ещё младенцем. После этого настоящий Корвус погиб при кораблекрушении. Чтобы об этом не узнали, младенца-Криденса ей пришлось выдать за Корвуса.

История вызывает массу вопросов, прежде всего, к законам волшебного мира. Можно запросто соблазнять женщин заклятием Империус? Разве папа-Лестрейндж не наколдовал себе на Азкабан? И, в свете откровения про Криденса-Дамблдора — почему целая толпа волшебников плыла через океан на корабле маглов, и как Лита умудрилась случайно подменить потомка одного магического рода на потомка другого? Это уже отдаёт роялем в кустах в духе индийских мелодрам.

Куинни на стороне Грин-де-Вальда

Аурелиус Дамблдор, маледикт, Макгонагалл: как «Преступления Грин-де-Вальда» ломают канон «Гарри Поттера» 4

Куинни, сестра Тины Гольдштейн, весь фильм безумствует, выясняя отношения со своим женихом, не-магом-пекарем Ковальски. Она хочет выйти за него замуж, но это запрещено законами волшебного мира. Но в финале Куинни, как ни странно, вступает в ряды сторонников Грин-де-Вальда после его зажигательной речи о том, как он хочет изменить мир. В ней Грин-де-Вальд прикинулся невинной овечкой и не стал призывать к порабощению не-магов — но в кулуарах он озвучивал именно такие планы.

Парадокс в том, что Куинни — легилемент, она умеет читать мысли людей и даже внушать их. Неужели она не прочла в мыслях Геллерта, что тот хочет превратить людей, подобных её возлюбленному, в рабов? Неужели Грин-де-Вальд врал как раз за закрытыми дверями, а публично говорил правду? Или Куинни приняла такое важное решение, никак его не проверив? Или он сумел подсунуть ей поддельные мысли? Или… Короче, ответа на этот вопрос в фильме нет.

Мода и технологии волшебного мира

Аурелиус Дамблдор, маледикт, Макгонагалл: как «Преступления Грин-де-Вальда» ломают канон «Гарри Поттера» 1

Сам магический мир был совсем иным за 70 лет до того, как его увидел Гарри Поттер. Парадокс в том, что, похоже, мир этот развивался задом наперёд.

К примеру, коридоры министерства магии в одной сцене пылесосит стимпанковская машина. У магов есть такие технологии? Зачем тогда они эксплуатируют несчастных домовых эльфов, и куда эти изобретения денутся через три четверти века?

Ещё одна странность — одежда. Все герои в волшебном мире одеты по современной им моде 1920-х, порой даже опережают её. Дамблдор ходит по школе в пиджаке и жилетке, мужчины носят шляпы, у дам модные для тех лет причёски.

После этого дико вспоминать, каким старомодным выглядел тот же мир в «Гарри Поттере», где в моде были колпаки, тюрбаны, сюртуки и мантии. В какой момент Дамблдор решил ходить в древней хламиде вместо пиджака и всех остальных переодел в нечто подобное? Почему мода в магическом мире не просто отстала от мира не-магов, но двинулась назад?

Грин-де-Вальд предвидел Вторую мировую!

Аурелиус Дамблдор, маледикт, Макгонагалл: как «Преступления Грин-де-Вальда» ломают канон «Гарри Поттера» 2

Самое убойное откровение создатели припасли на речь Грин-де-Вальда. Да, гораздо более убойное, чем какой-то потерянный брат, и требующее немедленных объяснений.

В своей очень убедительной речи главный злодей говорит, что магам надо захватить мир — не по праву сильного, а чтобы спасти его от разбушевавшихся маглов и их войн. Для примера он показывает видения войны будущего: танки, самолёты, атомную бомбардировку. Если первые две вещи он мог подсмотреть на Первой мировой (хотя показана явно более поздняя техника), то атомный гриб впервые расцветёт над планетой только в 1945-м!

То есть, Грин-де-Вальд — пророк? Он видит будущее и способен его показать? Тогда какого чёрта этому уделяют так мало внимания? Именно это пророчество о разрушении мира не-магами должно быть в центре сюжета, а не семейное древо Лестрейнджей или Дамблдоров! Или же, наоборот, он создал это будущее, каким-то образом подстегнув науку маглов (это вообще возможно для мага)?

Заодно возникают серьёзные вопросы к магическому сообществу: почему вы не вмешались уже во время Первой мировой? Неужели только Грин-де-Вальду приходит в голову, что войны нужно останавливать?

Аурелиус Дамблдор, маледикт, Макгонагалл: как «Преступления Грин-де-Вальда» ломают канон «Гарри Поттера» 7

К сожалению, «Преступления Грин-де-Вальда» оставляют больше вопросов, чем ответов. Хотелось бы верить, что у Роулинг и компании припасён хитрый план на каждый такой случай, и всё в итоге обернётся логично.

Но опыт новых «Звёздных войн» подсказывает нам иное. Может оказаться, что сценаристы выдумывают повороты на ходу, а потом пытаются подвести под них объяснения, ломая ранее установленный канон. Да и о каком каноне можно говорить в эпоху вечных перезапусков?

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Александр Гагинский
Заместитель главного редактора журнала, редактор сайта и сообществ МИРФ, админ и старожил форума.

Показать комментарии

А ещё у нас есть