Итак, во всём виноват Клим — харизматичный вампир-индивидуалист в исполнении Александра Устюгова. С одной стороны, ход обескураживает тривиальностью — чувствуешь себя немного обманутым: как же так, оказалось, что за всем стоит герой, который в течение пяти эпизодов вообще не фигурировал в сериале (лично я искренне ставил на Захара)!
С другой стороны, появление персонажа, выступающего против сотрудничества с людьми, позволяет создателям «Вампиров средней полосы» наконец-то порассуждать о человечности, морали и месте упырей в обществе. Сериал из мистического детектива становится полноценной драмой, в которой ставки растут с каждым эпизодом. В последнем и вовсе ставится под угрозу не-жизнь всего семейства.
Вопросы здесь задаются, в общем-то, довольно привычные: «Человека определяют его поступки или его биологические особенности?», «Какова цена всех этих соглашений, если они не работают?», «Зверь я, или зверем стать мне суждено?» Но размышления создателей интересны не столько глубиной, сколько итоговыми неоднозначными выводами и аллюзией на отношения с власть имущими.
Весь сезон дед Слава вместе с роднёй пытается жить по договору и вымаливает у Хранительницы больше времени на раскрытие преступления. Он идёт на уступки, чтобы уголок, в который загнали вампиров, оставили в покое. Но в итоге именно люди начинают нарушать установленные ими же правила, заключать сделки с сомнительными личностями, превышать полномочия и казнить вампиров без суда и следствия. После финальной сцены начинаешь сочувствовать Климу и поддерживать его точку зрения. Мирное сосуществование оборачивается лишь чередой всё новых и новых ограничений, которые прижимают и так бесправную группку кровопийц.