Превосходство
19266
4 минуты на чтение
Террористы-луддиты смертельно ранили компьютерного гения Уилла Кастера. Чтобы не потерять любимого мужа, жена Кастера Эвелин перенесла его сознание в суперкомпьютер. Вскоре Уилл становится мощнейшим искусственным интеллектом — по сути, кибернетическим богом, желающим править людьми ради их же блага.

Жанр: киберпанк

Режиссёр: Уолли Пфистер

В ролях: Ребекка Холл, Джонни Депп, Пол Беттани

Премьера в России: 10 июля 2014 года

Возрастной рейтинг: 12+

Похоже на: «Газонокосильщик» (1992), «Я, робот» (2004), «Робокоп» (2014)

Задолго до того, как режиссёрский дебют Уолли Пфистера (он же постоянный оператор Нолана) вышел на экраны, трейлеры и анонсы выдали почти весь сюжет фильма, убив всю интригу. Да и само «Превосходство» начинается со сцены, где показаны последствия финала. Зачем понадобилось столько спойлеров? Возможно, так публику хотели заранее подготовить к мысли, что Уилл Кастер не герой в белом, а террористы в чём-то правы. Потому что из фильма это не так очевидно.

«Превосходство» страдает от одной из главных проблем современной фантастики: страха перед прогрессом. В Голливуде как будто запретили пропаганду науки среди несовершеннолетних, и теперь все НФ-фильмы пытаются быть «предупреждениями». В этот раз нас предупреждают об опасности таких, казалось бы, не страшных вещей, как технологическая сингулярность и нанотехнологии. А стоит за всем этим главное киберпанковское пугало — искусственный интеллект. Тут и предупреждать не надо: от компьютера все и так ждут превращения в «Скайнет» и попытки убить всех человеков.

Можем ли мы позволить доброму богу-компьютеру захватить мир? Никогда! Наш мир — разрушим сами!

Видно, что сценарист Джек Паглен поначалу пытался сломать этот шаблон. Электронный мозг тут по сути не злодей — лечит калек, совершает открытия, а мир если и планирует захватить, то из благих побуждений. Но сюжет всё равно выруливает на привычную битву людей с восставшей машиной, только в результате для вражды нет внятных причин. Герои-учёные шарахаются от поумневшего компьютера и примыкают к террористам, чтобы его уничтожить. Договориться с Уиллом? Использовать блага, которые он предлагает? Даже не обсуждается.

Мотивация героев тем непонятнее, что уничтожение Уилла грозит катастрофой мирового масштаба. Паглен хотел показать столкновение одной правды с другой, но не уравновесил стороны. Получился конфликт доброжелательного, как кот Леопольд, компьютера и паникующих фанатиков, которые готовы угробить мир ради победы над Уиллом и которые почему-то выставлены героями.

На финальную битву с Уиллом выходит кучка ополченцев с одинокой пушкой. Видимо, правительству США плевать на судьбу цивилизации

Это тем обиднее, что сам по себе отказ от чёрно-белой морали — одно из достоинств фильма, которое могло сделать его выдающимся. Но для сложного конфликта нужны яркие герои с сильными мотивами, а «Превосходство» — заповедник скучных «говорящих голов». Единственный персонаж, которому можно сопереживать, — жена Уилла Эвелин. Она как бы подсказывает публике нужные эмоции: сначала души не чает в муже, а под конец начинает его бояться. Именно Эвелин, которую удачно играет Ребекка Холл, де-факто получилась главной героиней. Остальные персонажи не впечатляют — даже блестящим Моргану Фримену и Киллиану Мёрфи достались безликие герои, похожие на декорации.

А уж для Деппа «Превосходство» — полный творческий провал. Актёр весь фильм героическим напряжением скул сохраняет одно и то же скучающее выражение лица. Ладно бы Джонни подчёркивал холодность компьютера, но нет, он и живого Уилла играет так же. В хорошем исполнении Уилл Кастер мог стать культовым персонажем, ярким образом кибер-бога или кибер-дьявола. В исполнении Деппа это кибер-зануда.

Забавная пасхалка: прозревший слепой впервые открывает глаза, видит героя Фримена и восклицает «О, Боже!». Надо ли напоминать одну из самых известных ролей Фримена?

«Превосходство» вовсе не так плохо, как пишут о нём многие западные критики. Но оно состоит из упущенных возможностей. Фильм поднимает темы, которые реально волнуют науку, а это исчезающая редкость в наш век супергероев и фэнтези. Здесь рассуждают об искусственном интеллекте, сингулярности и научной этике, показаны нанороботы и намёк на «серую слизь».

На подобной основе более опытный и смелый режиссёр мог снять лучший фантастический фильм года, гимн науке и образец настоящей «твёрдой» НФ. У Пфистера же вышла очень неровная драма с сомнительной научной достоверностью. Образованного зрителя не купишь набором нераскрытых научных идей, а зритель попроще уснёт, заслышав слово «сингулярность».

 
Общая вялость, странная философия и плохая игра Деппа испортили интересный по задумке фильм, который мог стать торжеством подлинно научной фантастики.

Стоит ли читать?

5

оценка

УДАЧНО

  • Реальные научные идеи
  • Нет однозначных героев и злодеев
  • Игра Ребекки Холл

НЕУДАЧНО

  • Постный Депп
  • Страх перед прогрессом
  • Невнятная мораль

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Мультфильм «Дикий робот»: история квадробера*, заставляющая любить маму

Кино

«Адвокат дьявола»: адская история создания фильма
Как найти Сатану на главную роль

Кино

«Хеллбой» Гильермо дель Торо. Как создавалась дилогия о Парне из пекла
Лучший фильм о демоне для восьмилеток и коллекция любимых образов мексиканского режиссёра

Кино

«Жребий» по роману Стивена Кинга: пугающе скучная экранизация
Это кожа убийцы, Бен!

Кино

Как снимает Гильермо дель Торо. Рецепт идеального монстра
Какую роль в его фильмах играет цвет, какую — любимые писатели, и как правильно создавать чудовище.

Кино

«Джокер: Безумие на двоих» — это экранизация комментариев к «Джокеру» в интернете
Жертва системы или Тайлер Дёрден нового мира?

Кино

Какие фильмы смотреть в октябре 2024? Мировые премьеры
Приближается Хэллоуин — время смотреть ужасы… или инди-кино?

Кино

«Ходячий замок»: фильм и книга. Как Миядзаки создал шедевр волшебного стимпанка
Как Хаяо научил замок ходить и снял сцену, ради которой стал аниматором.

Кино

Какие фильмы смотреть в октябре 2024 в кино? Битва русов с азиатами
Индия и Китай vs русские сказки

Кино

«Субстанция»: боди-хоррор в мире жестокого гламура
«Извините, у вас ухо отклеилось»
Показать ещё