«Какой он скучный, зачем его вообще в сюжет ввели?» «А это вообще Мэри Сью, всю книгу испортил!» Узнали? Сталкивались с персонажами, которые раздражают почти с первого появления? Кто-то слишком глупый, кто-то безмерно честный, а кто-то включает одну и ту же пластинку по пятому кругу.

Наши авторы и редакторы вспомнили, какие герои фантастики раздражают их больше всего — и почему. Список вышел неожиданно объёмным, но далеко не исчерпывающим. Так что обязательно расскажите в комментариях, какие персонажи бесят вас!

Кайло Рен и Рей, «Звёздные войны»

Какие персонажи вас просто бесят?

Евгения Сафонова

Новая трилогия великой саги подарила нам новых героев — и это правильно. Каждому времени своя легенда, каждому поколению свой Дарт Вейдер и Люк Скайуокер. Только вместо первого мы почему-то получили ещё одну инфантильную истеричку, а вместо второго — Мэри Сью высшей пробы.

Только не говорите, что Люку тоже всё легко давалось! Он с детства был пилотом и порядочно просидел на Дагобе, учась владеть Силой, — и то схватка с настоящим мастером светового меча логично закончилась для него отрубленной рукой. А что мы видим здесь? Девочка-мусорщица пилотирует покруче асов и легко чинит «Тысячелетний сокол», утирая нос Хану Соло. Силу джедайского внушения она осваивает едва ли не за минуту, а едва взяв в руки меч, начисто уделывает Кайло Рена. Да-да, мальчика, которого натаскивали в фехтовании с малых лет — сперва самый могущественный джедай, а после самый могущественный ситх галактики! И чем дальше, тем больше всемогущество героини начинает неимоверно раздражать — особенно потому, что ради этого принижают других героев.

Что до её противника, а позже и любовного интереса… Адам Драйвер, безусловно, талантливый актёр, но его образ в «Звёздных войнах» не располагает ни к симпатии, ни к сочувствию. Неумелый подражатель Дарта Вейдера, который сделал из истории своего деда такие выводы, будто слушал их местом, куда солнце не светит? Капризный подросток, со злости кромсающий бортовые компьютеры? Подонок, который убивает собственного отца? Наконец, обладатель самого нелепого торса в Галактике и таких ушей, будто Лея изменила Хану с Джа-Джа Бинксом? И вот ради этого Люка превратили в параноика и почти в детоубийцу, заставили предать ту веру в добро и в людей, которая в конечном счёте помогла ему победить Палпатина? И вот от руки этого космического Чебурашки погибает Хан Соло?..

В общем, я предпочла бы свистнуть у Тони Старка машину времени и переместиться в ту альтернативную реальность, где на вопрос «А ты смотрел восьмой эпизод ЗВ?» мне недоумённо ответят: «Какой восьмой эпизод, если их всего шесть?»

Рон Уизли, «Гарри Поттер»

Какие персонажи вас просто бесят? 1

Евгения Сафонова

Говорят, предавший один раз предаст и второй. Что ж, Рон Уизли, друг Гарри Поттера, убедительно доказал этот постулат.

В «Кубке Огня» младший сын семейства Уизли не смог справиться с завистью — и бросил Гарри в тот момент, когда он нуждался в друге больше всего. И ладно бы это было единственное путешествие Рона на «тёмную сторону»! В конце концов, без поддержки друга на Турнире Трёх Волшебников Гарри грозило в первую очередь острое чувство одиночества, а бороться с драконами и гриндилоу Рон бы ему всё равно не помог. Но тот повторил свой финт позже: слабохарактерность, которую вытащил наружу крестраж Волдеморта, заставила Рона покинуть друзей, когда они буквально остались втроём против всего мира. И всё просто потому, что Рону охота за крестражами представлялась, видимо, увеселительной прогулкой по местам славы Тёмного Лорда. Да и ревность вновь добавила своё, только если на четвёртом курсе Рон приревновал к известности, то на несостоявшемся седьмом заподозрил в измене девушку, которая едва ли это заслужила.

К слову о девушке. Великая любовь Рона к Гермионе замешана исключительно на ревности — и это ни разу не идёт персонажу на пользу. Если Виктор Крам с ходу разглядел в умнице Гермионе ещё и красавицу, Рону для этого потребовалось увидеть подругу рядом с другим парнем на балу — сияющую, притягивающую к себе все взгляды, танцующую с местной звездой, — и благополучно испортить её триумф своей истерикой. А как он измывался над бедной девушкой просто за то, что она когда-то целовалась с другим, и напоказ встречался с дурочкой Лавандой Браун!.. Это уже, извините, скотство и жестокость. Прибавим к этому дикие комплексы и срывы на членов команды по квиддичу — и получим форменного невротика, размазню и ревнивую истеричку. Не слишком приятное сочетание.

Парсифаль, книга «Первому игроку приготовиться»

«Первому игроку приготовиться»: вышел новый трейлер 1

Александр Стрепетилов

Дебют Эрнеста Клайна — гимн культуре восьмидесятых, но сыгранный исключительно фальшиво. Здесь не восхищаются культурой и не деконструируют её — здесь просто выпячивают процесс её поглощения. И в центре всего этого гик-кошмара — Парсифаль.
В нём раздражает практически всё: образ мышления, реплики, способ решения проблем. Читая роман, я несколько раз чуть не кинул телефон в стенку — настолько дурацкими мне казались отдельные диалоги и повторяющиеся сюжетные ходы.

Первый ключ? Да Парсифаль это приключение сто раз читал! Второй ключ? Да эту ретро-игру Парсифаль тыщу раз проходил, всё выучил! Третий ключ… ну вы поняли, всё то же самое, только растёт количество прохождений. У главного героя нет никакой рефлексии, особенно по поводу его роли в мире и обществе, — он эскапист высшей пробы. А смотреть на мир его глазами и вовсе неприятно.

Любопытно, что в фильме Спилберг отчасти исправил эту ситуацию: помог и обновлённый образ Персифаля, и его взаимодействие с другими героями.

Смотрите также

Первому игроку приготовиться

«Первому игроку приготовиться»: главные пасхалки книги

Рассказываем о произведениях, сыгравших ключевую роль в сюжете «Первого игрока», и объясняем, почему их любят даже в 2045 году.

Данте и Вергилий, серия игр Devil May Cry

Какие персонажи вас просто бесят? 2

Александр Стрепетилов

В черновике этот пункт назывался «Биба и Боба» — да, вы поняли почему! Мне нравятся оба этих пафосных ублюдка, которые с каждой новой частью игры (без учёта ремейка!) становятся всё ловчее, хитрее и наглее. Мне нравилось, как подается их семейная драма… но только в первый раз. А теперь уже сил никаких нет смотреть на одно и то же — как Вергилий придумывает очередной способ якобы захватить мир и как Данте снова пытается его геройски остановить.

Химию между героями неожиданно вывели на совершенно новый уровень в ремейке 2013 года — как минимум нам показали, что они способны на осмысленные диалоги. Да, в финале историю снова свели до братского мордобоя, но за этим было хотя бы интересно наблюдать.

Конечно, Вергилий почти такой же символ франшизы, как и сам Данте, но можно уже придумать про них новый сюжет?

Смотрите также

Обзор Devil May Cry 5. Ад аль-денте 15

Обзор Devil May Cry 5. Ад аль-денте

Если вы желаете безумно динамичных и дьявольски стильных битв — серия Devil May Cry для вас! А мы расскажем, чем запоминается пятая часть.

Эльфо, мультсериал «Разочарование»

Какие персонажи вас просто бесят? 3

Александр Стрепетилов

Давайте начистоту: вы помните этого героя лишь потому, что он похож на Барта из «Симпсонов». Больше с ним не связано ничего запоминающегося — ну, кроме трогательного эпизода ближе к концу. У Эльфо есть своя сюжетная линия (глуповатая даже по меркам мультсериала), но и она не спасает ситуацию. Герой чаще путается под ногами у принцессы Бин, чем занимается чем-то полезным.

И ладно бы он просто не двигал сюжет — в конце концов, это всего лишь компаньон, можно подумать, в других подобных историях от помощников есть толк. Может, Эльфо хотя бы милый или смешно шутит? Увы, всю его харизму как будто высосал демон Люци. На его фоне Эльфо выглядит просто жалким.

Смотрите также

«Разочарование» — не новая «Футурама». Плохо ли это? 8

«Разочарование» — не новая «Футурама». Плохо ли это?

Если Мэтт Грейнинг хотел удивить зрителя, у него получилось. Сериалу не хватает остроты юмора и очарования персонажей, но его сюжет действительно преподносит сюрпризы. Особенно под конец сезона.

Палпатин, «Звёздные войны»

Какие персонажи вас просто бесят? 4

Иронично: хотел запомниться как великий правитель, а запомнился как герой мемов по «Звёздным войнам»

Александр Стрепетилов

Хитрый манипулятор, гениальный стратег, мастер предусмотрительности и интриги… и один из самых переоценённых и бестолковых персонажей во всей саге. Всё это про Палпатина, сперва сенатора, а потом и Императора. Да, я в курсе, что он играет настолько важную роль во вселенной, что его решили вытащить даже для девятого эпизода. Тем хуже для картины.

На протяжении всей саги — включая фильмы, мультсериалы и каноничные книги с комиксами — Палпатина позиционируют как дальновидного политика. Вот только при ближайшем рассмотрении понимаешь, что Император удерживается на троне только благодаря сюжетному иммунитету. Нам почти никогда не показывают, как он при помощи уловок достигает цели, — в «Мести ситхов» его манипуляции и вовсе смехотворны (спасибо полуканоничной новеллизации Стовера, которая показывает канцлера не таким идиотом). Тот же Траун из старого канона предстаёт куда более изобретательным персонажем, способным найти оригинальный подход к каждой проблеме.

Допускаю, что в отдельных произведениях старого канона (например, в историях про Дарта Плэгаса) Палпатин был поинтереснее, но во всех основных историях он показан чересчур кукольным.

Капитан Марвел (киновселенная Marvel)

«Мстители: Финал»: 15 вопросов к создателям — и ответы на некоторые из них 2

Игорь Хованский

Кевин Файги предупреждал нас, что Капитан Марвел будет сильнейшей из супергероев, и это не было проблемой само по себе — исполнение подкачало. Чем больше сила, тем больше должно быть противодействие, так? Не так — по ходу сольного фильма Кэрол Дэнверс так и не встречает достойного противника, она пробивает любое препятствие и сметает любого оппонента, стоит ей только захотеть. Для неё даже Танос не стал непреодолимой преградой (хотя, по сути, в его перчатке находился источник могущества Капитана). Супермена можно испугать криптонитом и магией, у Тора можно отобрать Мьёльнир, а что можно сделать с Капитаном Марвел? Разве что отправить в другой конец Вселенной под неубедительным предлогом.

Капитан Марвел — слабо прописанная, кое-как встроенная во вселенную Мэри Сью, которой не веришь, когда она «находит уверенность в себе» и «перестает быть чьей-либо марионеткой». А когда она была не уверена в себе и не была марионеткой у собственных диковинных суперсил, за которые ей совсем не пришлось заплатить? Её не беспокоят бесчисленные живые души на подорванном ей крейсере. Капитан Марвел не ошибается, не сомневается и не живёт. В киновселенной Marvel есть куда более интересные Черная Вдова и Алая Ведьма, а Капитану Марвел я говорю: не сегодня! В каком отделении силы получали, туда и отправляйтесь геройствовать.

Смотрите также

Капитан Марвел в комиксах: пытки КГБ, инцест и алкоголизм 1

Капитан Марвел в комиксах: инцест, пытки, КГБ и алкоголизм

Первым Капитаном Марвел была не Кэрол Дэнверс — она унаследовала титул от другого персонажа. А до того она была героиней под псевдонимами Мисс Марвел и Двойная Звезда. Рассказываем историю Капитана Марвел в комиксах — и советуем комиксы, которые о ней стоит почитать.

Мейбл Пайнс, «Гравити Фолз»

«Гравити Фолз» закрыли, и это хорошо

Игорь Хованский

«Да у него сердца нет», — подумали вы. Как может раздражать добрая, непосредственная, открытая девочка? Легко! Мейбл — эгоистичная, непредсказуемая девица, которая не уважает чужое личное пространство. Это, конечно, вопрос акцентов: кто-то считает её «шибанутость» милой, кто-то находит её нервирующей и опасной. Я — второй кто-то, и у меня есть основания для опасений.

Мейбл не раз ставила жизнь друзей под угрозу, потому что ей казалось, что так будет лучше для них самих: устроила для Зуса вечеринку по случаю дня рождения, хотя знала, что он их ненавидит (что едва не привело к смерти героев из-за действий Блендина Блэндина), заперла Диппера в комнате с монстром, чтобы «помочь» ему научиться общаться с девушками. Мейбл открыто говорит людям всё, что думает о них, и это могло бы быть положительным качеством, если бы её об этом спрашивали.

Импульсивность Мейбл очень удобно (для неё) сочетается со склонностью к манипуляциям и психологическому давлению, в том числе на брата-близнеца. Дипперу пришлось многим пожертвовать, просто чтобы воссоединить Мейбл и её любимую свинью Ваффлза. Понятное дело, сердцу не прикажешь, но Мейбл неизбежно придется повзрослеть и принять мир во всей его жестокости. Как говаривал мой старик: «Никогда не давай имя тому, что тебе, возможно, придется съесть. Понял, сын под номером один?»

Северус Снейп, «Гарри Поттер»

10 фантастических предателей 12

Игорь Хованский

Если начистоту, Снейп — великолепный персонаж, возможно, самый сложный и неоднозначный во всей вселенной «Гарри Поттера». Но это не мешает ему быть самым раздражающим, и не только потому, что таким его видят многие герои.

Положительность Снейпа переоценена. Во-первых, Снейп — плохой преподаватель. Он обладал огромными знаниями и талантом в зельеварении, но едва ли можно сказать, что он многому научил Гарри и его друзей. Не способствовал этому и явный фаворитизм, который Снейп проявлял к слизеринцам, и нескрываемая враждебность, которую он испытывал к гриффиндорцам (Снейп даже запугал Невилла до того, что стал его богартом). Больше того, Снейп еще и лишил Хогвартс действительно умелого педагога Римуса Люпина, когда проболтался о незначительном факте, что Люпин — оборотень. Причина? Школьная вражда и жажда самому занять проклятое кресло преподавателя защиты от темных искусств.

Кстати, о темных искусствах. До того как выяснилось, что пророчество о рождении мальчика, который остановит Волдеморта, касается семьи Поттеров (о чём Снейп сам донёс своему патрону), будущий профессор зельеварения был преданным Пожирателем Смерти. Его занятия на службе Волдеморта помимо шпионажа неясны, но во внутренний круг Пожирателей так просто не попадают, и вряд ли Снейп протестовал против убийств маглов и нечистокровных волшебников. Адвокаты Снейпа утверждают, что его темные делишки искупаются самоотверженной работой на Орден Феникса во имя любви к Лили Эванс, но давайте рассмотрим эти доводы чуть пристальнее.

Храбр ли Снейп? Безусловно. Нужна отчаянная храбрость, чтобы стать двойным агентом под носом самого могущественного и жестокого мага своего времени без какой-либо награды. Любящий? Не спешите. Сначала дайте определение любви: всю жизнь превозносить самостоятельно дорисованный образ девочки, которая после этого изменилась и повзрослела, — это любовь? Просить у Тёмного Лорда пощадить Лили, глядя сквозь пальцы на то, что погибнут её муж и новорожденный сын, что в любом случае разрушило бы её жизнь, — это любовь? «Любовь» Снейпа — это незаживающая рана, котёл, в котором он смешал уязвленное самолюбие, вину, алчность, неспособность двигаться дальше и смириться с тем, что ему предпочли другого. Тяжелое детство и безответная привязанность объясняют поведение Снейпа, но не оправдывают.

На самом деле не так страшен черт, как его фэндом. Внутри вселенной персонаж находится на своем месте, с плюсами и минусами, но армия фанатов упорно продолжает воспевать его мученичество, закрывая глаза на характер и поступки. Давайте придём к компромиссу: Северус Снейп — самоотверженная непонятая мелочная сволочь с большим сердцем.

Человек-паук (в исполнении Тоби Магуайра)

Какие персонажи вас просто бесят? 5

Евгений Пекло

Тоби мне неприятен чисто визуально. Черты лица, мимика, движения — это определённо не мой любимый актёр. И все его ужимки слабо подходят супергерою, которому я, по идее, должен сопереживать. Магуайр — не единственная беда трилогии, но именно его выбор на главную роль сделал для меня трилогию Рэйми практически несмотрибельной.

Проблемы с главным героем достигли апогея к третьей ленте: от нее в ужас пришли даже поклонники первых двух частей. Всю ту «магуайность», которую Тоби до этого неумело прятал, он приберегал именно для «Врага в отражении». Изменившийся под действием «злого» костюма персонаж и должен был, по задумке режиссёра, вызывать отторжение, но Тоби перестарался: самодовольные танцы среди улицы уничтожили персонажа, и на них лежит доля ответственности за то, что четвёртый фильм так и не увидел свет. Небольшая потеря, как по мне, но для других это веский повод для разочарования в пауке Магуайра.

Эвоки, «Звёздные войны»

Джордж Лукас: авангардист, гонщик и 26

Евгений Пекло

У Джорджа Лукаса какие-то странные отношения с профсоюзом карликов: он старается устроить низкорослых актёров практически в любой фильм. И если в фэнтезийном «Уиллоу» это было ещё более-менее оправданно, то в «Звёздных войнах» это настоящий… звездец. Понятно, что эвоков ввели в первую очередь ради игрушек — но с тем же успехом их могли сделать большими и грозными, похожими на Чубакку, и никто бы не сомневался в их возможности раскидывать имперцев. Глядеть же на то, как плюшевые медведи с кремневыми копьями уделывают имперских штурмовиков, без смеха невозможно. Эта сцена была бы уместнее на картине Сальвадора Дали, а никак не в завершающей главе приключенческой космосаги о борьбе добра со злом. Эвоки смехотворны, эвоки плохо сделаны — но, что хуже всего, они буквально уничтожают для меня шестой эпизод, некогда любимый фильм во всей саге. Как только они появляются в кадре, весь серьёзный настрой и пафос улетучиваются.

Чёртовы эвоки разрушают атмосферу далёкой галактики и оставляют меня без достойного финала полюбившейся истории. Горите синим пламенем в производственном аду, антропоморфные плюшевые чудовища! Пусть весь тираж ваших игрушек отправят в собачьи питомники, а остатки используют на заготовки для кукол вуду! Ненавижу проклятых эвоков! То ли дело милашки порги…

Гермиона (и любой другой персонаж из «Гарри Поттера и методов рационального мышления»)

Фантастика против прогресса: чудеса, потраченные впустую

Евгений Пекло

К фанфику Юдковского я подбирался долго и маленькими шажками. И, осилив где-то половину, возненавидел его всеми фибрами души. То, что начиналось как милые подколы волшебного мира с позиции рационализма, превратилось в религиозный манифест разумопоклонника и Свидетеля Научного Прогресса. Это определённо неплохая, во многом программная книжка, эдакий «Атлант расправил плечи» для поколения Z, — вот только заворачивать её в обёртку фанфика по Поттеру было совершенно неправильно. Непростительно.

Идейное и космологическое наполнение вселенной Роулинг диаметрально противоположно воззрениям Юдковского. И, влезая в открытую полемику с автором в рамках чужой вселенной, он уже совершает ненужное насилие. Однако хуже всего то, что он берёт знакомых и любимых с детства героев — а я рос на поттериане, взрослел вместе с Гарри и его друзьями! — и подсовывает под их видом совершенно других персонажей. Те же имена, схожие биографии — но совершенно иные мысли, поступки и мотивации. Вот это уже противоестественное насилие.

Во время чтения меня буквально разрывало на части от когнитивного диссонанса — ни одна книжка из прочитанных мной за последние лет десять не вызывала у меня столь сильного дискомфорта и отторжения. Это какой-то эффект зловещей долины, помноженный на сто, — будто твоих любимых героев убили, выпотрошили, засунули в опустевшие оболочки кого-то другого, и теперь эти мёртвые куклы притворяются друзьями детства. Хочется взять дробовик и отправить этих доппельгангеров на их заслуженное место — на кладбище. Или даже глубже — прямиком в ад.

Кейтилин Старк, «Песнь льда и пламени»

«11.22.63»: почему книга лучше сериала 6

Александра Давыдова

Тот случай, когда от «правильности» персонажа просто сводит скулы. Кейтилин Старк просто не из этого сеттинга. Она верная жена, она включает голову, когда нужно, она готова действовать, скакать за край света, чтобы помочь родным, — и при этом, если в целом ее рассмотреть, похожа на робота, которому заложили нужную программу и даже нужные реакции на несчастья (например, горе по поводу бед в семье), но весь остальной функционал урезали. Раз за разом из самых лучших побуждений эта «милая» женщина совершает ошибки, и раз за разом эти ошибки ведут к тому, что Старки скатываются глубже и глубже в драму на прокорм злому року. Читатель просто за голову хватается, глядя, как она собственными руками подталкивает всех к гибели.

Так и хочется сказать: женщина, ау, послушайся мужа, вернись в Винтерфелл, именно там пригодятся твои медленные правильные реакции и соображения. Управляй замком, а игру судеб оставь настоящим персонажам, сделанным из плоти и крови, а не из правильности и неправильности. Но нет же.

Именно поэтому момент Красной свадьбы для меня — это момент триумфа справедливости. Наконец-то искусственный робот получил по заслугам, ура! Теперь его близкие будут сами копать себе могилу, собственными руками, — и это уже не так обидно, согласитесь.

Каренира («Громбелардская легенда» Феликса Креса)

Александра Давыдова

Каренира — главная героиня книги. И, пожалуй, надо сразу отдать автору должное: не каждый решится взять на такую роль настолько неприятного персонажа! И дело тут не в ее грубых манерах, не в упрямстве, не в отталкивающей внешности, не в своеобразных привычках или полном отсутствии дипломатичности. В конце концов, сложный характер вполне соответствует жестокому миру книги.

Есть две основные причины, по которым Карениру хочется прибить (а потом оживить и прибить еще раз). Первое — слишком уж просто она относится к предательству. Солдат может быть тысячу раз неприятен, но если он верен командиру и своему делу, то это вполне искупает жесткость натуры. Каренира же с самых первых страниц демонстрирует, что ради собственных целей готова рискнуть жизнями десятков людей. И даже не особо раскаиваться, если окажется, что это было зря.

Второе — потрясающая «последовательность» героини в любовных переживаниях. Чтобы быть вместе с человеком, она собственными руками душит его невесту. Предает свою миссию, переступает через себя, в какой-то мере предает любимого… но ладно уж, думает читатель, это темное фэнтези, это жестокий мир, и такая цена за любовь вполне логична. Только вот следующая часть романа начинается с того, что Каренира сбегает от любимого, потому что он ей надоел! Вот так вот просто. Опостылела жизнь в городе, и надоел мужик. А то, что пришлось кого-то убить из-за него, — какие мелочи, однако.

В этом месте мой внутренний читатель говорит: да иди ты в жопу, Каренира. И с интересом ждет, когда она сдохнет уже. Желательно жестоко и не один раз.

Герои «Доктора Кто» в сезонах Стивена Моффата

Какие персонажи вас просто бесят? 10

Елена Кушнир

Я не люблю Двенадцатого Доктора, потому что это не самостоятельный персонаж, а чудовище Франкенштейна, сшитое из кусков личностей других модных «высокоактивных социопатов»: доктора Хауса, Шелдона Купера и Шерлока, придуманного самим же Стивеном Моффатом (этот автор так влюблен в творения собственной гениальности, что неизменно размножает их, как Плачущих ангелов). К тому же Двенадцатый — неприятный тип, который несколько сезонов орал на людей, оскорблял их и был помешан на единственной загадке Вселенной: своей спутнице Кларе Освальд, интереснее которой он так ничего и не нашел. Я пыталась полюбить этого героя, испытывая большую симпатию к актеру Питеру Капальди, но неприязнь к персонажу пересилила.

Когда Ривер Сонг появилась в сезонах «Доктора Кто», снятого под руководством Рассела Т. Дэвиса, она мне скорее понравилась, показавшись интересной, загадочной и по-хорошему обычной (мне нравятся выдуманные люди, похожие на настоящих живых людей). Увы, в сезонах Стивена Моффата стало ясно, что это не живая женщина, а натуральная лучащаяся от самодовольства Мэри Сью, фанатично помешанная на предмете своего любовного интереса (Докторе) и представляющая собой плохую пародию на настоящую сильную героиню (под этим я подразумеваю кого-то вроде герцогини Мальборо в «Стакане воды» или матушку Ветровоск у Терри Пратчетта). К тому же ее, погибшую сто тысяч серий назад, так часто извлекали из нафталинового шкафа, что к концу единственное, о чем я могла думать при взгляде на Ривер Сонг: «Что ж вы так убиваетесь? Вы же так не убьетесь».

С Кларой Освальд диагноз прост — Мэри Сью в чистом виде, кристальный раствор. Самая хорошенькая, модненькая, умненькая и спасительная для Доктора. Как он без нее до этого две тысячи лет протянул, непонятно. Ее можно было бы вынести один сезон, в крайнем случае два. Но время шло, а она не уходила. Не ушла и после смерти, что было уже попросту смешно. Без тотальной кларификации сериала он был бы лучше на порядок.

Билл Поттс после всех гламурных Мэри Сью Моффата поначалу внушала надежды. Вот она — girl next door, а не очередная Избранная, которая знала Доктора с его юных лет, Ждала его, Любила и вся завязана на нем так, что ничего другого в ней не осталось. Увы, Билл оказалась не самостоятельным персонажем, а заготовкой для удовлетворения потребностей аудитории твиттера и тамблера: якобы сильная и якобы независимая, со всех сторон инклюзивная. Этим ее личность и исчерпывается. У Доктора были прекрасные темнокожие спутники — Марта и Микки Джонс, яркие индивидуальности (Марта — моя любимая спутница Доктора). Обожаемый мною спутник нетрадиционной ориентации — капитан Джек. На их фоне картонность и условность Билл, введенной исключительно для репрезентации темнокожих и гомосексуалов, заметна еще сильнее.

Смотрите также

«Доктор Кто»: похороните его за плинтусом 15

Мнение: «Доктор Кто». Похороните его за плинтусом

Чем был так хорош «Доктор Кто» и что с ним теперь не так? Елена Кушнир делится своим вдумчивым негодованием.

Геральт, серия игр «Ведьмак»

Какие персонажи вас просто бесят? 7

Антон Минасов

Книжный Геральт, конечно, не Рейневан, но всё же его харизма на бумаге имеет хоть какие-то вразумительные границы. Другое дело — персонаж в играх польского разработчика CD Projekt Red, особенно в самой нашумевшей «Ведьмак 3: Дикая Охота». Обожаемый и неподражаемый, любимый всеми, способный найти выход из любой ситуации, как нашёл его некогда из Ривии. Обаятельный, даже если оказывается в дураках, умеющий остроумно шутить и быть душой компании, а уже спустя пару минут превратиться в угрюмого молчуна, решающего проблемы, пока все эти сладкоголосые певуны тратят время и силы на пустые разговоры. Обходительный и в идеальной степени смущённый при общении с прекрасным полом, суровый и сильный в битвах с врагами, справедливый и честный с простым людом. Ведьмак — это капитан Шепард средневекового мира, не знающий недостатков и буквально созданный, чтобы понравиться каждому игроку в любой момент времени.

Геральт в играх, будто воплощённый седым Джоном Хэммом, олицетворением понятия «продажа» на телевидении, чересчур идеален, слишком отточен, и в определённый момент его за это уже хочется придушить. А ведь не нужно далеко ходить, чтобы увидеть, насколько хорошо сценаристы CD Projekt умеют выписывать характеры: в той же третьей части «Ведьмака» достаточно посмотреть на Кровавого Барона из Велена. Жаль, нельзя сыграть за него.

Шепард, Mass Effect

Какие персонажи вас просто бесят? 8

Антон Минасов

Капитан Шепард — это Геральт в космосе. Его безмерная патетика подчёркивается каждым игровым действием и диалогом, будто мало самого по себе спасения Вселенной. Очень показателен эпизод из первой части Mass Effect, где игрок должен выбрать вектор речи, декларируемой экипажу. Катастрофа даже не в том, что любой из трёх доступных вариантов превращался в ушат пафоса, разливающегося из динамиков по отсекам культовой «Нормандии», — катастрофа в том, что этот эпизод в целом иллюстрировал структуру игрового выбора в нашумевшей космоопере. Как ни старайся воспрянуть новым Реваном или Изгнанником, ты всё равно останешься Шепардом, великим Избранным, героем человечества с идеальными скулами. И изменить можно разве что последний пункт, постаравшись создать персонажа с наиболее нелепыми чертами лица, чтобы хоть как-то нивелировать его невыносимую праведность.

Дейенерис Таргариен, «Песнь льда и пламени»

Игра престолов 8.04 «Последние из Старков»: логика, 3

Антон Минасов

Дейенерис Бурерождённая, Мать драконов, Неопалимая, Королева Миэ… Хорошо-хорошо, пусть будет так, но вот что на самом деле показывают читателю великой саги в главах про Дени: толстого, ехидного и седого старика, сидящего в одних трусах верхом на драконе. Именно Джорджа Мартина, нашего современника, человека западных взглядов, мы видим на месте своевольной наследницы Таргариенов, именно свои либерально-демократические взгляды он выражает посредством героини, у которой не было шансов стать носителем подобного мировоззрения.

Посудите сами: Дейенерис родилась в вассальном государстве, в раннем детстве попала в рабовладельческий полис, росла среди элиты у магистра Пентоса Иллирио, а затем была отдана во власть кхаласара — жестокого племени, забирающего своё исключительно силой. Тут нет идейного пространства для формирования теорий о свободе от рабства или нуждах простого народа, Мать драконов просто не социализирована подобным образом.

Не станем трогать сериальную канву — для оптимистов история пока закончена на смерти Джона Сноу (а для реалистов на его воскрешении). Финальное сумасшествие героини — тема для отдельной беседы. Но как персонаж Дейенерис не работает даже в существующих книгах, воплощая собой идеализированное и вредное для любых игр престолов представление о демократии.

Смотрите также

Безумная Королева. Почему Дейенерис должна была стать злодейкой 13

Безумная Королева. Почему Дейенерис должна была стать злодейкой

Как сериал и Мартин подводили Дени к роли «финального босса» — и почему это всё равно получилось слишком внезапно.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Показать комментарии ()

Подпишитесь на нашу рассылку!

Самое интересное из мира фантастики — коротко.

Еженедельные новости фантастики
Ежедневные новости фантастики

А ещё у нас есть