«Адская пасть Мохаве»: бредовая экранизация галлюцинаций

10 июня 2023
Фото аватара
10.06.2023
428771
4 минуты на чтение
«Адская пасть Мохаве»: бредовая экранизация галлюцинаций 2

Четверо друзей едут в пустыню Мохаве, чтобы снять музыкальный кантри-клип. В пустыне они слышат странные звуки, а в одну из ночей расслабленная творческая поездка сменяется погружением в нескончаемый кровавый кошмар. Как говорят нам в самом начале фильма, все четверо в итоге пропадают без вести. Единственным источником информации о них становятся три флеш-карты с записями их последних дней, найденные в Мохаве.

The Outwaters

Жанр: ужасы, «найденная плёнка»
Режиссёр: Робби Джо Бэнфитч
В ролях: Робби Джо Бэнфитч, Анджела Басолис, Скотт Шамелл, Мишель Мэй
Премьерный показ: 12 февраля 2022 (мировая премьера), 18 мая 2023 (Россия)
Продолжительность: 110 минут
Похоже на: «Паранормальное явление», «Ведьма из Блэр», «Тайна перевала Дятлова», «Репортаж», «Ад каннибалов»

Жанр «найденной плёнки» в своё время наделал немало шума. Первые его представители, среди которых были «Ад каннибалов» (1979) и «Ведьма из Блэр» (1999), заставляли зрителей верить в реальность событий на экране. Оттого и эффект был ошеломительным — бюджет в два бутерброда и банку газировки (на самом деле обычно авторы тратили несколько десятков тысяч долларов) многократно окупался в прокате.

Сейчас жанр порядком растерял былую свежесть и задор. Уже никто не верит в «найденные плёнки», а благодаря цифровым камерам высокого разрешения паранормальную жуть сложно замаскировать артефактами съёмки. Это не смутило режиссёра Робби Джо Бэнфитча, который был ограничен в средствах. Главные роли в «Адской пасти Мохаве» исполнили он сам, его друзья и родственники (даже имена менять не стали), друзья же помогали с саундтреком и давали советы по монтажу. Параллельно с полнометражным фильмом Бэнфитч снял его короткометражный приквел Card Zero и небольшое послесловие File VL-624.

«Адская пасть Мохаве»: бредовая экранизация галлюцинаций

Бэнфитч не скрывает, что «Ведьма из Блэр» — один из его любимых фильмов. Ещё одним источником вдохновения стали фильмы Терренса Малика — там, со слов режиссёра, были подсмотрены некоторые операторские и монтажные приёмы. В оригинале фильм называется Outwaters (не так драматично, как «Адская пасть Мохаве», правда?). Не пытайтесь найти точный перевод этого слова — ни «Сточные воды», ни «Обезвоженные» тут не подойдут. Бэнфитчу просто нравилось слово outlands, или «запределье».

Почти вся первая половина фильма — это экспозиция. Герои общаются, отмечают день рождения, готовятся к поездке, слушают музыку, опять общаются. Следить за этим невероятно скучно. В кадре не опытные актёры, а обычные люди, но даже жизнь обычных людей можно было показать куда интереснее благодаря сценарию и раскрытию персонажей. Здесь же не покидает ощущение, что малознакомый коллега показывает вам видео с домашнего праздника, а вы изображаете вежливый интерес и думаете, когда это закончится. В случае же с «Адской пастью Мохаве» вы ещё и заплатили за просмотр, что закономерно вызывает ощущение несправедливости.

Зловещий титр в начале фильма сообщает, что все герои загадочно исчезли. Если бы не эта завязка, интерес к просмотру стремился бы к нулю. К героям не получается проникнуться эмоциями, хотя на это отведена прорва экранного времени. С одной стороны, это не то чтобы редкость для фильмов ужасов, с другой — все ценители жанра хорошо знакомы и с более удачными примерами.

«Адская пасть Мохаве»: бредовая экранизация галлюцинаций 1

Интересные вещи начинают происходить только во второй половине фильма, но ваши впечатления от них будут зависеть от ваших зрительских предпочтений. Если вам нравится, к примеру, «Тэцуо, железный человек» (1989), причём действительно нравится, и вы не говорите так, чтобы прослыть рафинированным ценителем кино, то некоторое очарование вы найдёте и здесь. На втором часу сюжет «Адской пасти Мохаве» стремительно летит в полнейшее сюрреальное безумие. В одну из ночей главный герой, Робби (он же режиссёр фильма), попадает в локальный филиал ада, где есть как классическая расчленёнка, так и изысканные психологические пытки.

Понять, что происходит на экране, непросто. Ночью обзор ограничен дрожащим лучом фонарика, да и дневные сцены ясности не добавляют. Можно было бы предположить, что герои зашли куда не следует и отравились химикатами, меняющими сознание (на это даже есть намёк). Вот только загвоздка в том, что мы смотрим записи с флеш-карт и видим то же, что персонажи. Значит, по сюжету весь этот макабр происходил с ними на самом деле. Режиссёр не пытается ничего объяснить, а вы, пожалуй, не пытайтесь понять — фильм неплохо работает как раз на интуитивном уровне. «Адская пасть Мохаве» дезориентирует и вызывает неприятное ощущение, похожее на тошноту от укачивания, и не последнюю роль в этом играет звуковой дизайн. Даже если на экране перед вами совершенная темнота, вы слышите, что там происходит что-то жуткое.

Кино может категорически не понравиться, но оно точно производит впечатление и вызывает эмоции (отвращение, между прочим, тоже эмоция, и довольно сильная). Вы когда-нибудь видели визжащие на высоких частотах живые кишки? Если нет, то явно ещё не посмотрели этот фильм.

«Адская пасть Мохаве»: бредовая экранизация галлюцинаций 5

«Адская пасть Мохаве» вышла в российском прокате почти одновременно с ещё одним инди-хоррором «Скинамаринк». Их уже наперебой называют новым словом (словосочетанием?) в жанре и самыми страшными фильмами последнего времени. В случае со «Скинамаринком» это справедливо хотя бы отчасти. «Адская пасть» же мало что привносит как в жанр ужасов, так и в поджанр «найденной плёнки». Это кровавое, сбивающее с толку и местами омерзительное, но в то же время совсем не страшное кино.

Знак качества хорошего фильма ужасов — его послевкусие, гнетущий шлейф паранойи, который может долго оставаться с особо впечатлительными зрителями. После «Оно» люди боялись клоунов, после «Кошмара на улице Вязов» — ночных кошмаров, после «Звонка» — телефонных звонков. Бояться пустынь и их опасностей после этого фильма вы точно не будете. Скорее, вы захотите стереть из памяти последнюю сцену, но если вы видели хотя бы один слэшер, то и в ней для вас не будет ничего принципиально нового.

«Адская пасть Мохаве»: бредовая экранизация галлюцинаций 6

Весьма неоднозначное кино. На данный момент у него около 4 баллов из 10 на киносайтах, но для любителей жанра это обычно не показатель. Даже среди таких фильмов порой попадаются недооценённые жемчужины, с которыми можно как минимум скоротать неплохой вечер. В нашем случае просмотр станет скорее испытанием на выносливость. Первая половина фильма откровенно скучная, вторая похожа на кислотный бэд-трип, и это не красивая психоделика Косматоса, а скорее её бюджетный аналог.

Если же вам нравится авторский авангард в любых вариантах, проходить мимо точно не стоит. Правда, такие фильмы привычнее видеть на фестивалях независимого кино «для своих», а не в широком кинотеатральном прокате. Остаётся только порадоваться за успех Робби Джо Бэнфитча и пожелать творческих свершений ему и другим молодым режиссёрам, которые только нащупывают свой путь с фонариками в трясущихся руках.

Читайте также

Статьи

Скандал со Sweet Baby Inc. Правда ли, что за «повесточку» в играх платят?
0
17752
Скандал со Sweet Baby Inc. Правда ли, что за «повесточку» в играх платят?

Наш автор погрузился в бездны нижнего интернета и дебри экономики, чтобы найти ответ.

«Сто лет тому вперёд» — не Алиса? Отличия от оригинала, вселенная, отсылки и пасхалки 12
0
78814
«Сто лет тому вперёд» — не Алиса? Отличия от оригинала, вселенная, отсылки, плагиат или нет

Разбираем мир 2124 года со спойлерами!

Роман Суржиков «Кукла на троне». Интриги внутри интриг
0
135278
Роман Суржиков «Кукла на троне». Интриги внутри интриг

Третий том фэнтезийной эпопеи об очередной «игре престолов»

«Мятежная луна: Дарующая шрамы»: наш обзор. Да начнётся битва… за урожай!  3
0
185333
«Мятежная луна: Дарующая шрамы»: наш обзор. Да начнётся битва… за урожай! 

Зак Снайдер наконец показал экшен не хуже «Звёздных войн». В конце!

Художник Олег Юрков: забавные монстры, мультяшные чудовища и герои нашего детства 8
0
281430
Художник Олег Юрков: забавные монстры, мультяшные чудовища и герои нашего детства

Петербургский художник — о том, сложно ли придумывать смешные вещи, как традиционная живопись может довести до нервного срыва и почему срисовывать — не стыдно.

Читаем отрывок из романа Ци Юэ «Звёзды»
0
238796
Читаем отрывок из романа Ци Юэ «Звёзды»

Недалекое будущее. Управляемый термоядерный синтез подарил человечеству дешевую энергию, прорыв в генетике позволил создавать новых, усовершенствованных людей. В этом безмятежном мире происходит нечто чудовищное: два научных центра в Китае и Европе исчезают без следа, […]

Фантастические твари из глубокого космоса: как астробиологи реконструируют внеземную жизнь 13
0
273364
Фантастические твари из глубокого космоса: как астробиологи реконструируют внеземную жизнь

Кого люди повстречают на других планетах — зелёных человечков, воинственные треножники или разумный океан?

«Паразит: Серый» — спорная экранизация манги, но идеальный спин-офф
0
309723
«Паразит: Серый» — спорная экранизация манги, но идеальный спин-офф

Дорама придется по душе как фанатам вселенной, так и тем, кто с ней только начинает знакомство.

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: