Мультфильм «Дети против волшебников»: православное мнение

12 октября 2016
Фото аватара
12.10.2016
31337
4 минуты на чтение
Мультфильм «Дети против волшебников»: православное мнение 4
Мы попросили главного редактора «Игромании» посмотреть и прокомментировать скандальный мультфильм в жанре «православного фэнтези» с точки зрения верующего.

Вопреки распространенному в обществе мнению, суть православия не в борьбе с сомнительными с этической точки зрения культурными явлениями. И не в развешивании на все вещи и всех людей ярлыков «черное» и «белое». И не в установке наибольшего числа свечей у иконы любимого святого.

Сформулирую так: православие строится вокруг Христа, Его учения и выстраивания отношений с Ним. И ещё, как ни странно, вокруг выстраивания отношений с окружающими тебя людьми, «ближними». Поэтому чем больше в произведении евангельских мотивов, чем больше ситуаций, позволяющих героям делать этические выборы, чем больше там ощущается присутствие Бога в той или иной форме — тем такое произведение интереснее и полезнее для православного человека. Тем оно более христианское, если угодно. Ярчайший пример — «Хроники Нарнии» Клайва С. Льюиса.

Но что предлагают нам с этой позиции «Дети против волшебников»?

f40a9134d4520bb139e8f8432b2d1b011

Первое, что мне бросилось в глаза, — Христос создателям мультфильма не интересен. Центральная тема произведения — бесы и злобные колдуны-сатанисты. Да, тема темных сил и их взаимодействия с человеком широко освещается в христианской литературе, как вероучительной (Феофан Затворник), так и массовой («Письма Баламута» того же Льюиса). Однако даже при рассмотрении подобных тем авторы не упускали из виду Бога. Незаинтересованность же создателей мультика Христом так велика, что они не потрудились даже прорисовать икону Спасителя в иконостасе в сцене с молебном монахов! Святые отлично прорисованы, а Христос — нет! Вот вам и приоритеты…

Не видно Бога и в сюжете. Демонические силы охотно являют себя одному из героев в пещере, но вот ангелов нигде не видно. По сути, высшими представителями светлых сил показаны греческие монахи. В этом вроде и нет ничего недопустимого, но со стороны это можно принять за колдовство. Монахи вручают детям чудотворный крест («это наше рукоделие, это наше оружие»), молятся, чтоб он сработал, а участия Бога в чудотворении не показали. Духовная брань ведется между русскими военными и греческими монахами с одной стороны и демонами с другой, что слегка не отвечает православным представлениям. Может, это и недоработка, а не какой-то злокозненный замысел, но недоработка крайне досадная.

mrakobesie1-ctb1s1

С образами врагов у мультфильма вообще большие проблемы. В один котел полетели и черти, и сатанисты, и НАТО. При этом, вообще говоря, ни вторые, ни третьи основными угрозами спасению души не являются — перед современным христианским миром стоят ну совершенно другие вызовы. А мультфильм ведет себя так, словно армия расчленителей младенцев во главе с Алистером Кроули стучится в двери Храма Христа Спасителя бутылкой кока-колы. Актуальных опасностей создатели все-таки немного коснулись, но об этом ниже, а сейчас — о политическом подтексте в лице НАТО.

Я не вижу ничего криминального в том, чтоб вводить в детскую сказку политику. Но не надо выдавать за политику влажные фантазии националистов, в которых русские подводные лодки в территориальных водах Великобритании угрожают торпедировать корабль НАТО, и это не имеет никаких последствий. Нападение на корабли Альянса на его территории, Карл! Как можно весь мультфильм воспевать военных и при этом приписывать им подобные глупости?

Вообще, сам националистический подтекст — «русские хорошие, у них есть защита, а все остальные — злобные козлы, которые пытаются бедных русских уничтожить», — выглядит невероятно дико, особенно в детском произведении. Сразу хочется сдать сие творение экспертной комиссии на проверку: а не содержит ли оно признаков экстремизма и разжигания межнациональной розни?

mrakobesie2-ape7f1

Но вернемся к христианским мотивам. Заметить неприкрытую ненависть ко всему западному миру можно уже минуте к пятой, но вот чего разглядеть не удаётся — так это милосердия к врагам и попыток их наставить на путь истинный. Наши бравые герои пытаются образумить всего одну девочку из целой школы, и то недолго и лишь на том основании, что она русская. С учителями никто не церемонится — из автомата в них! Для сравнения вспомните сцену в «Дарах Смерти» (я сейчас именно о книге, не помню, был ли этот эпизод в экранизации), где во время решающей схватки Поттер пытается уговорить Волдеморта покаяться.

Тут стоит упомянуть, что книга «Дети против волшебников», по которой сняли этот мультфильм, писалась как раз в пику «Гарри Поттеру». Авторы настойчиво пытались пропихнуть мысль, что творение Роулинг — вредоносная антихристианская литература, полная оккультизма и черной магии. Сам подход к злодеям в ДПВ примитивен — они, на мой взгляд, показаны отнюдь не с позиции христианской системы мира. Колдуны просто злые — не порабощенные и обманутые силами тьмы люди, за души которых надо помолиться и побороться, а именно носители чистого зла, не достойные ни сожаления, ни шанса на исправление — только уничтожения. А они ведь просто проиграли духовную борьбу!

297551_original1

При этом не сказать, что мультфильм абсолютно вредоносный и кромешно неправильный. В нем есть и здравые, не вызывающие у православного человека вопросов идеи. Местами неплохо раскрыта тема духовной борьбы и роли в ней личных страстей как брешей в обороне. Отлично придумано с уроками у злых волшебников — на простых примерах демонстрируются многие «модные» опасности современного мира. А то мне случалось встречать православных (по их словам) людей, которые каждое утро представляют себе дорогущую машину, надеясь таким образом «притянуть» её. Вот им бы эпизод с уроком алчности глянуть!

Посвяти себя мультик раскрытию этой темы, покажи все схемы того, как человеческую жадность и глупость используют для обогащения, а то и вовсе чтобы губить чужие души, — со скрипом можно было бы закрыть глаза на отвратительную 3D-графику и прочие косяки да признать произведение полезным. Но то, что мультфильм учит национализму, не может ничего рассказать о Боге и не ретранслирует евангельские идеи, делает его для меня однозначно неправославным произведением.

Чтобы колбаса была из мяса, этого мяса в ней должен быть хотя бы 51%. А если в ней 60% туалетной бумаги — она из туалетной бумаги, и есть я её не буду. И вам не советую.
4120fb8ac2fb8d2939c34cea98ce15ff1

Читайте также

Статьи

Читаем книгу «Время пепла» Дэниела Абрахама
0
9660
Читаем книгу «Время пепла» Дэниела Абрахама

Пролог, где описывается один день из жизни города и появляется главная героиня, Алис.

Сериал Fallout: абсолютная экранизация (для тех, кто любит игры от Bethesda) 3
0
53506
Сериал Fallout: абсолютная экранизация (для тех, кто любит игры от Bethesda)

Есть ли к чему придраться, или всё идеально? Пробуем разобраться.

Мария Семёнова «Братья. Книга 3: Завтрашний царь. Том 1». Конец ещё не виден
0
59793
Мария Семёнова «Братья. Книга 3: Завтрашний царь. Том 1». Конец ещё не виден

Славянское фэнтези для матёрых фанатов

Alone in the Dark: запутанное дело спорного перезапуска 34
0
108706
Alone in the Dark: запутанное дело спорного перезапуска

Увлекательный сюжет и затягивающая густая атмосфера нивелируются посредственным техническим исполнением.

«Мир без Стругацких: Межавторская антология». Если бы АБС не было
0
155081
«Мир без Стругацких: Межавторская антология». Если бы АБС не было

Собрание альтернативной литературы

«Падение империи»: политический хоррор из недалёкого будущего
0
158104
«Падение империи»: политический хоррор из недалёкого будущего

Америку раздирает вражда, журналистов убивают, а люди принимают ужасы войны за «фейк ньюс».

Художница Полина Граф: книжные обложки, яркие персонажи и мир фэнтезийной космооперы 9
0
249542
Художница Полина Граф: книжные обложки, яркие персонажи и мир фэнтезийной космооперы

Российская художница — о трудностях создания обложек, любви к писательству и уникальном стиле

«Дева и дракон»: история о том, как одна принцесса сама себя спасала 3
0
213621
«Дева и дракон»: история о том, как одна принцесса сама себя спасала

Ещё одна попытка деконструировать троп «дамы в беде»

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: