Сериал «Осенние визиты» по Лукьяненко: первый отзыв и история проекта

10766
5 минут на чтение
К шести случайным и очень разным людям приходят таинственные двойники — с тем, чтобы подбить их на убийство остальных двойников.

Так начинается роман Сергея Лукьяненко «Осенние визиты», и такова завязка одноимённого сериала, который снимают во Владивостоке. Перед премьерой в Москве, которая пройдёт 10 октября на «Росконе», рассказываем о деталях съёмок и делимся впечатлениями от первого эпизода — наш автор посмотрел его на родине сериала.

В основе «Осенних визитов» — извечная история про разборки потусторонних сущностей в человеческом мире. Такими были и «Дозоры» того же Лукьяненко. Только тут эти сущности — представители разных тенденций, характерных для современного общества: Сила, Власть, Творчество и другие. Являются они в виде двойников склонным к той или иной тенденции людям: военному, депутату, юному поэту.

Проблема в том, что задача этих двойников — уничтожить друг друга во что бы то ни стало, даже если для этого придется пересечь полстраны. Тогда в обществе возобладает сильнейшая тенденция. Кто-то с готовностью берется за дело, кого-то гложут сомнения, кто-то пытается вычеркнуть себя из уравнения — и за всеми ними охотится на редкость удачливый киллер Илья Карамазов, не совсем понимающий свою роль во всей этой истории.

Илья Карамазов

Роман любят фанаты, но почему-то обходят стороной киношники. Сам Лукьяненко рекомендовал его к экранизации и даже в свое время продал права на него вместе со своим же «Спектром», но в 2016 году права вернулись к автору. Возможно, дело в мрачности книги. Однако режиссёра Георгия Саенко этим уж точно не отпугнёшь. За плечами у него хоррор «Проект: Панацея» и криминальная драма «Уравнение с неизвестными», так что в его фильмографию «Осенние визиты» вписываются идеально (цитаты из обоих фильмов, кстати, есть в сериале).

Сериал возник на чистом энтузиазме. Денег за работу здесь никому не платят, технические расходы покрывают за счет сбора средств на Planeta.ru и помощи партнёров, а о прогрессе съёмок отчитываются в группе «ВКонтакте» и — там же приглашают людей в массовку. Права на экранизацию Лукьяненко продал приморцам всего за рубль (который ему символически заплатили на премьере во Владивостоке) — совсем как Стивен Кинг, который продает права начинающим кинематографистам за доллар. А группа «Оргия праведников» бесплатно дала права на использование песни «Восхождение Чёрной Луны», которая упоминалась и в книге.

Планы у съёмочной группы наполеоновские: в суровых условиях короткой приморской осени и в эпоху пандемии сделать восемь серий (по одной на каждую часть книги) длительностью примерно по часу, по возможности близко к тексту. При удачном стечении обстоятельств сериал хотят выпустить уже к следующему лету.
Кликни,
чтобы посмотреть видео
you-video
Почему-то с IP адресов других стран ничего не тормозит

Рашид Хайретдинов

Потянут ли? Хочется, чтобы экранизация такого произведения, как «Осенние визиты», была как минимум сопоставима по качеству с Papers, Please и другими удачными фанатскими короткометражками. Стеснённость в средствах, помноженная на не самые благоприятные условия для съёмок, вызывали у многих скептицизм. Но по итогам просмотра первой серии можно смело сказать: как любительский проект «Осенние визиты» вполне удались.

Сравнивать их с «Дозорами» и «Черновиком» будет неправильно. Конечно, в сериале нет звёзд калибра Константина Хабенского и Жанны Фриске (хотя Илью Лагутенко, наверное, можно было и позвать, пользуясь правом землячества). Зато на главных (да и на второстепенных) ролях актёры ведущих местных театров, играющие бесплатно и выдающие неплохие актёрские работы. Пожалуй, профессор Зальцман кажется чересчур активным по сравнению со своим книжным прототипом, а Илье Карамазову в первой серии уделили мало внимания, зато холодный взгляд Визиря, как и поведение его альтер эго, врезаются в душу надолго.

Особенно стоит отметить экранный образ Зарова — писателя-фантаста, которого Лукьяненко писал с самого себя. В оригинале на момент окончания первой части мы мало что знаем о Зарове, да и, находясь на периферии страны в начале книги, он не может активно участвовать в происходящем. Поэтому в сценарий добавили несколько новых событий, связанных с его творчеством (тут даже фигурирует одно знакомое поклонникам Лукьяненко издательство), да и сам образ переработали, сделав героя более живым и саркастичным.

Ярослав Заров

Это не единственное изменение в экранизации. Действие вынужденно перенесли из Москвы во Владивосток, так что вместо встреч в поездах происходят встречи на судах, а единственный поезд в кадре идет из соседнего Хабаровска (правда, едущий на нем Шедченко всё же канонически прилетел из Харькова). Наличие под боком моря значительно упрощает и работу Ильи, а вот знаменитый на всю страну Золотой мост в первой серии показали только в заставке — чувствуется, что съёмками занимались местные. Впрочем, Лукьяненко признавал, что выбрал Москву лишь как очевидную точку сбора всех действующих лиц. Создать соответствующую атмосферу можно в декорациях любого крупного российского города.

Но в том, что касается сюжета, экранизация довольно близка к книге. Саенко говорит, что очень любит тексты Лукьяненко и старался пускать под нож только авторский комментарий и внутренние монологи героев. При этом у сериала есть свое лицо. При общем следовании сюжетной канве есть и новые сцены, и переработанные и дополненные старые. Например, открывающий эпизод интересно обыгрывает тему современных технологий (оригинальный роман был написан в середине девяностых, и Лукьяненко очень переживал, как эти технологии впишутся в сюжет).
В итоге первая серия оставляет приятное впечатление. Кое-что при финальном монтаже явно вырежут, вроде огромного количества отсылок к самому Лукьяненко и затянутых разговоров. Под руководством профессиональных продюсеров и при таких бюджетах, как у «Дозоров» и «Черновика», наверняка можно было сделать лучше. Но нехватка опыта у создателей компенсируется их старанием.

Саенко говорит, что не хотел бы, чтобы при оценке его работы делали скидку на провинциальность. Что ж, если проект не уронит планку, у него есть все шансы потягаться с российскими фантастическими сериалами студийного производства.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

Сериал «Чужой: Земля»: первые впечатления. Ксеноморф на свободном выгуле

Сериалы

«Песочный человек», 2-й сезон: книга хуже?!
Хроника кризиса среднего возраста

Сериалы

«Очи Ваканды»: Очи чёрные, очи жгучие
Как минимум это красиво, как максимум — увлекательно.

Сериалы

«Уэнсдей», 2-й сезон: первые впечатления. Мрачно, стильно, интересно!
Тим Бёртон в отличной форме.

Сериалы

Лучшие сериалы 2025 года: первое полугодие. Фантастика, фэнтези и не только
Это ещё не итоги — но кое-что уже можно советовать.

Сериалы

Что там у «Рика и Морти» в 8-м сезоне? Риковое поле экспериментов
Семья Санчесов подвинула Рика, а сам он как будто прошёл психотерапию.

Сериалы

«Уэнсдей» vs «Леденящие душу приключения Сабрины»: какой сериал лучше?
Эпическая битва мистических девушек

Сериалы

Какие сериалы смотреть в августе 2025? Американская готика, шотландские попаданцы, русские чудеса
А также Чужие против андроидов и корейские ангелы в полосочку.

Сериалы

«Левиафан»: неправильное аниме по самому анимешному стимпанку
Почему самая точная экранизация книги про летающих китов вряд ли станет хитом.

Сериалы

Как «Лазарь» Синъитиро Ватанабэ отражает эмоциональную боль нашей эпохи
Аниме меняется вместе с миром, и «Лазарь» — яркий тому пример.
Показать ещё