Крик. 1 сезон

18100
5 минут на чтение
В истории маленького американского городка Лейквуд есть лишь одно примечательное событие, и то трагическое. В девяностых уродливый с рождения подросток Брендон Джеймс, не выдержав издевательств одноклассников и мук безответной любви к школьной красавице Дейзи, устроил кровавую резню на Хэллоуин и в итоге был застрелен полицией.

Уже в наши дни некто в жуткой маске для пластической хирургии (да, теперь у нее есть происхождение) решает отомстить за доведенного до ручки инвалида и одного за другим отправляет лейквудских тинейджеров в морг. Старшеклассница Эмма пытается выяснить, кто лишает ее друзей жизни и почему именно ей убийца названивает на мобильный и присылает жуткие сувениры.
Scream

Жанр: ужасы

Продюсер: Джилл Блотевогель

В ролях: Вилла Фицджеральд, Бекс Тейлор-Клаус, Джон Карна

Премьерный показ: 30 июня — 1 сентября 2015 года

Продолжительность: 10 эпизодов по 42 минуты

Можно было начать этот обзор с экскурса в историю слэшеров, припомнить все фильмы франшизы «Крик» и их аналоги и после этого как-нибудь вырулить к разбираемому телесериалу в попытке отыскать его место в жанре. Но 30 августа 2015 года не стало Уэса Крэйвена, создателя оригинального «Крика» и «Кошмара на улице Вязов».

Так уж сложилось, что сериал «Крик» от канала MTV стал последним проектом, который мастер курировал и почти довел до конца. Любители всевозможных знаков свыше и совпадений могут даже увидеть что-то мистическое в том, что Крэйвен ушел перед самым финалом сезона, не дождавшись зрительской реакции на разоблачение убийцы в маске. Может, оно и к лучшему.

Надо сразу сказать, что телевизионный «Крик» сам по себе неплох и, носи он другое название, претензий бы почти не было. Но зловещий силуэт оригинала нависает над отпрыском и острым лезвием подчеркивает моменты, в которых тот отстает от прародителя.

Реалии времени: маньяк теперь не только звонит по телефону, но и постит мемы

Сценарий фильма «Крик» (1997), написанный дебютантом Кевином Уильямсоном, листало множество маститых режиссеров, в числе которых был, к примеру, Роберт Родригес. Но ни один из них не понял сути. Лишь Уэс Крэйвен, крестный отец жанра ужасов, увидел не просто очередной ширпотреб про тупых подростков и убийцу в маске, а искреннее признание в любви и ненависти к молодежным ужастикам, их условностям, штампам и веселой глупости. Он без колебаний взял проект под патронаж и вырастил из него тетралогию, заключительная часть которой стала последним фильмом мэтра.

«Крик» всегда балансировал на грани между иронией и серьезностью. Это вроде бы пародия, но в рамках жанра, как, к примеру, недавний шпионский боевик Kingsman. Фильм высмеивает те известные правила хорроров («одиночки умирают», «обнажившаяся героиня обречена», «выживает лишь пай-девочка» и тому подобные), по которым и сам играет. Именно в этой двойственности, пожалуй, и заключается причина былого успеха франшизы. А еще, конечно, в симпатичных и запоминающихся героях, сыгранных прекрасными актерами. Сериал от этой классической формулы очень далек.

К истории Сидни Прескотт, шерифа Дьюи и наглой журналистки Гейл из оригинального фильма творение MTV не имеет никакого отношения, что, несомненно, плюс. В «Крике 4» Крэйвен предельно ясно выразил свое отношение к ремейкам и, кажется, был все-таки услышан алчными телебоссами. А потому «ScreaMTV» — это не прямой ремейк и даже не переосмысление. С оригиналом его вообще роднят лишь маска маньяка и персонаж-гик, который подмечает сходства между происходящими событиями и киноштампами.

– лучшая команда для борьбы с маньяками" width="750" height="500 Бисексуалка и девственник – лучшая команда для борьбы с маньяками

То, что производством сериала занимается MTV, причем сегодняшний (бледная тень в прошлом крутого телеканала), заметно сразу. Выяснения, кто с кем переспал и кто на кого обижен, занимают больше экранного времени, нежели беготня за маньяком или от него. Поначалу все происходящее отдает какой-нибудь «Сплетницей» или «Дневниками Кэрри». Но вот в сюжет постепенно вплетается старая добрая игра в «Десять негритят», и такое обилие мелодрамы обретает смысл. К героям за пару серий если и не проникаешься симпатией, то привыкаешь, и когда выясняется, что они не просто смертны, а внезапно смертны, на это уже не наплевать. В сценах с участием убийцы ты уже не спокойно попиваешь чаек, а то и дело вскрикиваешь: «Нет, не трогай ее! Вот его режь!»

Герои в целом соответствуют архетипам, высмеянным в «Хижине в лесу». Есть наивная и невинная Эмма, стерва Брук, альфа-самец Джейк, гик Ноа и неформалка Одри (последние двое беззастенчиво крадут все зрительские симпатии). Ни один далеко не выходит за рамки указанных типажей, но каждый прописан достаточно, чтобы вызывать у зрителя больше одной эмоции. Кроме Эммы: она раздражает. Но с этим можно и смириться.

Как ужастик «Крик», конечно, некомпетентен. Но как детектив он добросовестно исполняет программу-минимум: периодически подбрасывает неожиданные повороты, пару раз меняет главных подозреваемых и регулярно откапывает страшные тайны прошлого. Да и убийцу можно вычислить самостоятельно лишь незадолго до финала. Ничего особенного, если это не первое произведение на подобную тему в вашей жизни (в противном случае вы вообще откуда?), но впечатление оставляет приятное. И вновь мы подходим к тому, что проблем было бы меньше, называйся сериал «Резня в Лейквуде» или как-то еще. Но это, черт побери, «Крик».
Неужели современное телевидение избавилось от старых штампов? Неужели не обросло десятками новых трендов и дурацких условностей? Если так, почему же на весь сериал есть лишь один гик Ноа, единожды упомянувший «Маленьких обманщиц» да пару раз «Декстера», а в остальном это самый обычный, средней руки детектив? Казалось бы, франшиза вышла на новый для себя уровень, ведь рядом с такими продуктами, как «Настоящий детектив» или «Ганнибал», стать телесериалом совсем не зазорно, но открывшимися возможностями совершенно не пользуется.

Конечно, подобное осовременивание не так плохо, как «Кошмар на улице Вязов» 2011 года, да и, по правде говоря, гораздо лучше, чем ожидало большинство. Но все равно чертовски обидно. Особенно от того, что Уэс Крейвен с его авторским видением уже не сможет помочь создателям советом и направить их по другому пути.
Реинкарнация культового молодежного триллера растеряла главные достоинства оригинала, но всё ещё способна увлечь и развлечь. Не худшее, что могло случиться с легендарной франшизой.

Оценка

7

оценка

УДАЧНО

  • живые герои
  • парочка оригинальных убийств
  • неплохая детективная линия

НЕУДАЧНО

  • неоригинальность
  • мало внимния уделено убийце

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

Сериал «Оно: Добро пожаловать в Дерри» — отличное расширение «кинговской» вселенной

Сериалы

Фильмы и сериалы по книгам: точные экранизации фантастики и фэнтези
Книга лучше, но режиссёр её точно читал!

Сериалы

Какие сериалы смотреть в декабре 2025? Экранизации игр и морские чудища
А ещё много исторических приключений.

Сериалы

«Мы переодели Крокодила Гену в джинсы». Беседа с креативным директором «Союзмультфильма»
Как сделать нового Чебурашку, когда до тебя уже всё сделали.

Сериалы

«Очень странные дела»: наши впечатления от начала 5-го сезона. Братья Дафферы сдали назад?
Новый сезон хорошо развлекает, но обесценивает концовку предыдущего.

Сериалы

«Того, над чем нельзя шутить, становится всё больше». Беседа с режиссёром «Кибердеревни» Сергеем Васильевым
Разговор о втором сезоне, о том, что такое «бёрчпанк», и о том, куда везёт нас Кибертакси

Сериалы

Не в своей тарелке: 7 фильмов и сериалов о переносе сознания в другое тело
Истории о самом рискованном выходе из зоны комфорта

Сериалы

Что было в четвёртом сезоне «Очень странных дел»: готовимся к большому финалу
Вспоминаем сюжет предыдущих серий.

Сериалы

«Из многих»: первые впечатления. Возвращение Винса Гиллигана к большому телевидению
Каким получился новый сериал от создателя «Во все тяжкие».

Сериалы

Бар «Один звонок»: пей, звони, стреляй
Каким получился российский сериал о городской мистике и человеческих судьбах
Показать ещё