Оружие в фэнтези

В то время вожди слонов вывели своих животных против конницы, а македонская пехота двинулась против слонов, бросала в вожаков дротики и со всех сторон стреляла в самих животных. Это был бой, совершенно отличный от предыдущих.
Арриан. «Битва на реке Гидасп»

Топ, топ, топ! Кто шагает по улицам средневекового города в полных рыцарских латах, с мечом, топором, палицей, луком, тремя колчанами стрел, да еще и огромным мешком за плечами? Это идет гроза драконов, троллей и гоблинов — D&D-шный приключенец-воин. Как вы думаете — далеко ли он ушел бы в реальном мире с такой боевой загрузкой? Да и нужно ли ему все это?

Такой рыцарь — это не только полтонны железа, но и около ста килограммов высококалорийной закуски для дракона. Какое оружие действительно необходимо героям наших любимых фэнтези-книг, фильмов и игр, и как наиболее эффективно применять его против различных монстров — обо всем этом вы узнаете в нашей популярной рубрике «Арсенал».

«Приключенцами» можно считать не только персонажей ролевых игр, но и героев практически любого фэнтези. Везде мы видим одно и тоже: борющуюся с монстрами команду из нескольких храбрецов, разнообразно вооруженных и обладающих различными способностями. В ход идут мечи, стрелы и колдовство. Но если возможности боевой магии всецело можно оставить на усмотрение автора, то эффективность применения обычного оружия в борьбе с монстрами рассмотрим более пристально.

Борьба с гуманоидами

В таинственных мирах герою фэнтези приходится сражаться с представителями самых причудливых рас. Но и здесь чаще всего противник примерно соответствует виду homo sapiens по габаритам и физическому строению. Это хорошо, так как против такого врага можно с успехом применить приемы, которые люди столетиями отрабатывали друг на друге.

Гоблины и орки. Эти монстры выступают в одной весовой категории с человеком.

woman-knight

Тем не менее, к приключенцу нельзя подходить с той же меркой, как и к реальному воину средневековья. Ибо в средние века отборные воины — и в Европе, и на Руси, и даже в Японии — сражались конными. Приключенец же почти всегда пеший. Трудно сказать, почему так повелось, но — факт. Не только паладины-кавалеры (то есть, буквально, «всадники») из D&D (ролевая игра «Dungeons & Dragons»), но и такие великие воины, как Геральт («Ведьмак» А. Сапковского) или Дриззт («Темный эльф» Сальваторе) были способны усидеть разве что на смирной лошади.

Пешее передвижение (не говоря уж о необходимости гоняться за шустрыми гоблинами то по горам, то по канализации) вынуждает отказаться от мысли одеть героя в рыцарские латы. По понятным причинам защитное снаряжение весом 20-40 кг использовалось преимущественно конницей. Из пеших же воинов тяжелые доспехи носили только фалангисты, которым поворотливость была ни к чему, ибо развернуться в фаланге все равно было негде.

Для индивидуального пешего боя подходили только сравнительно легкие доспехи: прошитые и подбитые ватой халаты, кольчуги или клепаные кожанки. Лучшим с точки зрения надежности вариантом было бы снаряжение ландскнехта 16 века: кованая кираса, набедренники и открытый шлем. Но и такой — не защищающий руки и ноги — панцирь весил более 12 кг и существенно ограничивал подвижность.

В отношении же выбора оружия искатель приключений практически не ограничен. Здесь можно дать полную волю фантазии, ведь в руках бойца наиболее эффективно то оружие, которым он лучше всего владеет.

С другой стороны, нельзя не принимать в расчет того, что приключения имеют свойство начинаться в самый неподходящий момент и в самом неподходящем месте. Герой должен быть готов сражаться всегда и везде. Следовательно, например,алебарда, полуторный или двуручный меч, которыми нельзя размахнуться в помещении, в подземелье или в лесу (да и собственного мага в суматохе случайно зарубить можно), будут не лучшим для него выбором. В свое время такие известные искатели приключений, как «джентльмены удачи» — пираты — предпочитали вооружаться короткими увесистыми тесаками. Вероятно, они знали, что делали.

Тяжелые латы и длинный меч — не слишком подходящее снаряжение для пешего бойца.

Надо принимать в расчет и вооружение вероятного противника. Если предстоит война с одетыми в шкуры дикарями, оружие большой пробивной силы не понадобится. Если же, например, противник широко использует жесткие щиты, то лук, палица или катана зарекомендуют себя плохо, а топор, наоборот, хорошо.

Борьба с нежитью

Sceleton
Скелеты, зомби и мумии в фэнтези — гости нередкие. По первому впечатлению, это очень опасные враги, ибо убить их трудно. Они ведь и так уже мертвые, следовательно, никаких жизненно важных органов у них быть не может! К тому же, восставшие мертвецы хоть и непроворны, но очень сильны и нередко защищены магией от «обычного» оружия…

Тем не менее, первое впечатление — ложное. Скелета, зомби или мумию (включая и гигантские их модификации) одолеть нетрудно. Ну, во всяком случае — было бы нетрудно, если бы такие монстры существовали в действительности. Ведь скелет, даже если он обмотан бинтами или покрыт клочьями гниющей плоти, не только неуклюж, но еще и весит значительно меньше человека. Как бы он ни был силен, сбить его с ног — не проблема.

После того, как скелет повержен на землю, остается только переломать ему кости палицей. Даже мертвый уже не встанет, если ему раздробить таз. А что до магии… Не помогает она от ударно-дробящего оружия — это точно. Даже неуязвимые для огня и железа зомби в «Войне мага» Перумова погибали под копытами лошадей.

Борьба с могучими монстрами

В мирах фэнтези герою частенько приходится сражаться с могучими тварями, способными разорвать человека пополам. Это могут быть как обычные крупные звери, так и фантастические чудовища. В «монстрятнике» AD&D одних только «полульвов» водится целых 5 разновидностей: сфинксы, мантикоры, ламии, грифоны и химеры. Еще обширнее перечень громил, передвигающихся на двух ногах, но достигающих 3-4 метров роста и от 300 до 1000 кг веса: тролли, огры, эттины, циклопы, минотавры, йети, великие оборотни, Umber Hulk-и и горные великаны.

А вот это уже враги посерьезнее: тигр, мантикора, огр, эттин, минотавр и кентавр.

Как правило, герой выступает против монстров с тем же оружием, что и против обычного врага. Но это плохая идея. В действительности, приемы, разработанные на случай встречи с примерно равным по весу и силе существом, бесполезны в бою с врагом, многократно силой превосходящим.

Как назвать рыцаря, вышедшего против медведя, льва или даже оленя в латах, с мечом и щитом? Труп. С таким же успехом он мог бы выйти и с голыми руками. Удары противника весом 200-300 кг нельзя отбивать, от них можно лишь уклоняться. Так что доспехи и щит только помешают. Не пригодится и клинок. Зверь успеет ударить первым. Просто обрушится всем своим весом и раздавит. А если рыцарь и успеет в последний момент махнуть мечом, то просто сломает его о звериные кости…

Если на месте зверя окажется сказочный великан с дубиной, проблемы только усугубятся. Ведь великан имеет длинные руки и ноги — да и дубину, надо полагать, немаленькую; двигается стремительно и бьет далеко. И быстро бьет! Ведь для него огромная дубина — легкая палка. И даже если он промахнется, не беда — тут же ударит снова. Поскольку невозможно одновременно увертываться от великанской дубины и заносить меч для удара, инициативу в случае промаха гигант не упустит.

И европейского рыцаря в тяжелых латах, и японского самурая с катаной в поединке с медведем ожидала бы жалкая участь. Тем не менее, еще в каменном веке некоторые племена питались преимущественно медведями! Да и те же рыцари на охоте легко побеждали свирепых зверей. Побеждали потому, что использовали правильное оружие.

C точки зрения редакторов D&D рейнджер — истребитель монстров выглядит не так, как на самом деле.

Самое очевидное решение при встрече с врагом, обладающим колоссальным физическим превосходством — это поразить его с безопасной дистанции. Ведь на расстоянии сила преимущества не дает, великан — это просто более крупная мишень. Поэтому для охотника метательное оружие всегда было главным. Индейцы убивали стрелами с кремневым наконечником даже бизонов весом в полтонны.

Другой вопрос, что поразить бизона из лука можно было только с нескольких метров и только в бок. Спереди у четвероногих животных нет уязвимых мест: все жизненно важные органы прикрыты сплошным щитом из шерсти, кожи, мышц и костей.

Конечно, в средние века появились арбалеты, способные придавать снаряду в 2 — и даже в 8 раз! — большую энергию, чем самые мощные луки. Но и этого было недостаточно, чтобы прострелить «лобовую броню» крупного зверя…

К счастью, с двуногими великанами, да и со всякого рода «кентаврами» все намного проще. Вертикально расположенная грудная клетка даже сердце прикрывает лишь частично. Живот же и пах — те и вовсе не защищены костями. Так что против большинства могучих монстров арбалет, дротики, или даже лук — самое оно.

Если поразить зверя с дистанции не удастся, охотник носил с собой рогатину: копье с очень толстым древком и перекладиной ниже наконечника. Уперев тупой конец рогатины в землю, ею можно было остановить зверя в прыжке.

Против «гуманоидного» фэнтезийного великана, конечно, этот прием не пройдет. Он-то не полезет на наконечник вслепую (тем более что лезть придется не бронированной грудью, а уязвимым животом), а остановится, чтобы отбить наконечник в сторону… Что, собственно, от него и требуется. С помощью длинного копья (даже не упирая его в землю) герой сможет лишить великана преимущества в «дальнобойности», силе, весе и инициативе. Или хотя бы не даст попросту растоптать себя с разбега.

На самый же крайний случай — если и лук и копье подводили — охотник носил не топор, не меч, а длинный и острый нож. Или кинжал с граненым клинком. Почему? А медведь взмахнет лапой быстрее, чем человек топором. Но можно успеть ударить ножом. Так тореадор, увернувшись от рогов, поражает быка не саблей, не мечом, а короткой, совсем несерьезного вида шпагой. Только таким оружием можно успеть нанести серьезную рану, пока бык проносится мимо.

Охотничье оружие: арбалет, копье и кинжал.

Наконец, при встрече с могучим монстром не стоит упускать из виду, что охотиться на крупного зверя, сидя на спине лошади, значительно безопаснее. Силой удара и скоростью всадник, как минимум, не уступал мифическому кентавру. Конный лучник всегда мог удерживать не слишком проворного зверя на дистанции.

И даже зверю, способному лошадь догнать, прежде чем взяться за всадника, необходимо было еще с этой лошадью как-то справиться. Что, в зависимости от ее размера, могло представлять большую или меньшую проблему. Так, остановить рыцарского коня без специального оружия, пожалуй, не смогли бы даже 3-метровые тролли и огры. Вообще, двуногие великаны лошадь никогда бы и не догнали.

Выезжать на охоту за монстрами конным мог бы только наездник экстра-класса. И только на коне, приученном не паниковать при виде чудовищ.

Хотя нашим предкам и не пришлось встретиться с великанами на поле боя, в случае чего они бы не спасовали. Ведь экипировка истребителя могучих монстров (никаких доспехов, арбалет, копье и короткий меч) была испытана на диких зверях и отлично себя зарекомендовала.

Если вы — гном

gnomskiy-veteran-3

Как известно, гномов, они же «дворфы» (англ. «dwarf») отличают небольшой рост, плотное сложение, широкие плечи и огромная физическая сила. Солидный вес, сила и низко расположенный центр тяжести делают из представителей подгорного племени идеальных борцов или фалангистов. Приземистого гнома не сможет сбить с ног даже могучий варвар.

С другой стороны, короткие руки и ноги не позволят гному добиться больших успехов в боксе или фехтовании. Более рослый и пропорционально сложенный противник — орк, эльф или человек — всегда успеет достать гнома первым. Просто раньше дотянется. И наверняка попадет, так как коротконогому массивному коротышке трудно будет уклониться. Так что известное пристрастие подгорного племени к щитам и доспехам вполне понятно.

Компенсировать изъяны сложения можно при помощи древкового оружия. Но оно не позволяет реализовать преимущество в силе. Да и в тесных подземных коридорах трудно развернуться с копьем или алебардой. Так что оптимальным вооружением для гнома будет прочный щит, чтобы подобраться к врагу в упор и выбить его из равновесия, и короткий меч, чтобы умертвить его.

Если вы — хоббит

tumblr_lwj9wcwoTp1qjaa1to1_1280[1]

Хоббиты были задуманы Толкином как существа сугубо мирные. Но иногда даже им приходится сражаться. И легко догадаться, что с точки зрения хоббита ассортимент могучих монстров окажется существенно шире, чем с точки зрения человека. В частности, хоббитам могучими монстрами будут казаться и сами люди.

Такое положение дел вполне объясняет склонность хоббитов к использованию метательного оружия. Вот только и мощные луки, и арбалеты для полуросликов — оружие недоступное. А это значит, что хоббитская стрела скорее всего отскочит даже от кожаного панциря, а мало-мальски великанистого великана сможет только ранить.

Воинственному хоббиту лучше всего посвящать досуг упражнениям с копьем и кинжалом. Благо, физическое строение полуросликов действительно способствует увертливости и прыгучести. Их небольшое тело обладает сравнительно малой инерцией.

Борьба с гигантскими монстрами

Кроме просто больших чудовищ, приключенцам периодически приходится сталкиваться и с чудовищами очень большими. В AD&D к категории огромных монстров можно отнести, например, тварей длиной 6-12 метров: василисков, гидр, реморхазов, слизней и вивернов. Само собой, к этой категории противников относится и большинство разновидностей «истинных» великанов, рост которых также может превышать 6 метров.

Что делать при встрече с настолько огромными монстрами? Ведь против них бессильны будут не только мечи, но и копья! Тем более, обычные приемы борьбы не пройдут при встрече с драконом, тарраской или 50-метровым пурпурным червем!

Гигантские монстры AD&D: василиск, гидра и — смерть всему живому — 15-метровый двуногий ящер тарраска.

С гигантскими монстрами непросто совладать даже с помощью специального оружия. Они слишком сильные и… слишком быстрые. Да! Гиганты только кажутся медлительными. Но от слона, перешедшего на быстрый шаг, лев убегает отчаянными прыжками.

Наконец, гигантских монстров очень трудно убить. Стрелы не пронзят даже брюшины 3-тонного великана. Разве что из мощного арбалета — в упор… В глаз же движущемуся монстру и с нескольких метров лучник может попасть только в своих мечтах.

Нет, наносить настоящим гигантам опасные раны можно лишь самым тяжелым и неуклюжим оружием: алебардами, двуручными мечами, молотилами. Но как размахиваться такой «дурой», одновременно уклоняясь от вражеских ударов?

Никогда так не делайте!

Тем не менее, даже в палеолите целые народы жили охотой на гигантских монстров — мамонтов. Да и позже пехоте удавалось одолеть боевых слонов.

Как и в случае с могучими монстрами, гигантских чудовищ проще всего было поразить на расстоянии. Но не с помощью метательных снарядов, а с помощью ловушек. Мамонты погибали, проваливаясь в ловчие ямы. Первой линией обороны от рыцарской кавалерии также нередко оказывались западни.

Если заманить колосса в ловушку не получалось, то следующим шагом обороняющихся обычно оказывалась попытка взять чудище на испуг. Даже в борьбе с кавалерией этот прием играл существенную роль. При появлении же слонов «психическая» контратака с факелами нередко оказывалась единственным спасением.

Если ближний бой с гигантским монстром все-таки неизбежен, то надо отчетливо понимать, что выиграть его честным путем невозможно. Силы слишком уж неравны.

Для победы, прежде всего, надо обратить силу противника в его слабость. Он очень большой, следовательно, ему требуется большое пространство для маневра. Он тяжелый — значит, не везде пройдет! Необходимо заманить врага на местность, для него неудобную, туда, где его движения будут стеснены, а обзор ограничен. Кавалерия не могла действовать в лесу, на болоте и тем более в помещении. Слоны же застревали даже на узких улицах древних городов. Так — из-за застрявшего в воротах слона — погиб причинявший много неприятностей Риму царь Пирр.

mammoth

Скорее всего, даже гоблины придумали бы что-нибудь поумнее, чем колотить мамонта дубинками.

Если естественных препятствий в наличии нет, придется озаботиться искусственными. Кавалерию останавливали с помощью баррикад, рвов, пик и палисадов из кольев. Слонам бросали под ноги усеянные длинными гвоздями доски. Так или иначе, монстра необходимо заставить сбросить скорость и остановиться! Он силен, пока двигается. И в самой инерции его движения заключена огромная разрушительная мощь.

Только после того, как монстр остановлен, можно подумать о том, как расправиться с ним. Если чудовище все-таки не слишком велико, то несколько человек, напав с разных сторон, смогут забить его алебардами или каким-то другим серьезным оружием. Либо же один храбрец должен будет решить исход борьбы, подобравшись в упор, и вонзив длинный кинжал в какое-то уязвимое место врага.

Второй путь, конечно, изящнее, но он намного более сложен и рискован. И его успех всецело зависит от того, насколько надежно «застрял» монстр и может ли он видеть, что происходит вокруг. Для того, например, чтобы подрезать жилы или вспороть брюхо рыцарскому коню, мало заставить его стоять на месте. Надо еще и умудриться поднырнуть под него так, чтобы он не заметил этого.

Если же монстр действительно размером со слона, то сразу убить его не получится даже алебардами. Прежде необходимо будет обездвижить его окончательно. То есть подрубить ноги. Именно ноги были уязвимым местом боевых слонов. Поэтому в Индокитае каждого слона сопровождало четверо пеших щитоносцев, каждый из которых прикрывал одну из ног «четвероногого танка».

Интересные тактические возможности открывает и такое специфическое оружие, как римский пилум, в свое время разработанный для вывода из строя тяжелых щитов. Или такое, как гарпун китобоя.

Утяжеленным до 3, 5 и даже 7 кг иззубренным дротиком с нескольких метров можно пригвоздить почти кого угодно. Известен случай, когда римский император Коммод, выступая на гладиаторских играх (была у них такая интересная традиция), наповал уложил небольшого слона, метнув в него такое копье.

В кита, само собой, приходилось вгонять несколько тяжелых гарпунов. Достать до жизненно важных центров настолько крупного животного было трудно. Но уже первый вонзившийся гарпун сильно замедлял кита. Даже огромному морскому зверю становилось трудно двигаться с такой занозой в спине. Особенно, если учесть, что к гарпуну была привязана шлюпка. То есть, забрасывая монстра тяжелыми гарпунами, можно одновременно решить две задачи: остановить его и убить.

Конечно, фантастические монстры нередко сильно отличаются от лошадей и слонов по физическому устройству. Например, способны летать, колдовать, да еще и плеваться огнем… Но это только подтверждает выводы. Гигантского монстра желательно поразить издали с помощью ловушки. Если не получится — непременно нужно изыскать какой-то способ обездвижить его. И только уже потом, навалившись толпой, можно попытаться убить дракона.

Амазонки

Надо сказать, что образ женщины-воина прочно обосновался в фэнтези уже с античных времен. Еще древние греки слагали легенды об амазонках. Да и греческая богиня мудрости — Афина — изображалась в полном вооружении. Вероятно, на случай, если ее мудрость будет подвергнута сомнению.
Впрочем, сказители древней Эллады работали в куда более тяжелых условиях, чем современные. Ведь их слушатели сами в большинстве были опытными воинами, которых на мякине не проведешь. Поэтому амазонки изображались греческими художниками одного роста с мужчинами. Чтобы уравнять шансы.

Xena

Зена предпочитает прямым клинкам скимитары.

Цель и средство

С древнейших времен и до наших дней сохранилось деление оружия на охотничье и военное. Да и внутри каждой категории существует сложная система деления, в зависимости от назначения (кого именно и каким образом это оружие должно убивать). Но если и ныне главной деталью любого оружия является голова его владельца, то уж в средние века это и подавно было так. Ведь чем примитивнее оружие, тем меньше шансов добиться успеха «дурной силой».

Конечно, нет предела человеческой доблести, но пытаться зарубить дракона мечом все-таки не более мудро, чем охотиться на медведя с сачком для бабочек. Чтобы побеждать, надо работать головой. Даже если она в шлеме.

Читайте также

Статьи

Мир фантастики. Спецвыпуск № 14 (2024). Фантастическая музыка 2
0
51101
Мир фантастики. Спецвыпуск № 14 (2024). Фантастическая музыка

О том, как музыканты передают образы Средиземья, будущего или стимпанка, и об историях, которые они рассказывают в своих песнях.

Сериал Halo, второй сезон: идеальная посредственность 4
0
41477
Сериал Halo, второй сезон: идеальная посредственность

На каждую интересную сюжетную находку найдётся своя банальность.

Mass Effect 5: чего мы ждём? Намёки, загадки и надежды фанатов 2
0
91755
Новый Mass Effect: чего мы ждём? Намёки, загадки и надежды фанатов

Будущее Млечного Пути, каноничный финал и возвращение Капитана

Настольная игра «Побег из Вистара»: тактика и стратегия гениальных лабораторных крыс 1
0
158018
Настольная игра «Побег из Вистара»: тактика и стратегия гениальных лабораторных крыс

Атмосферный еврогейм о построении колонии грызунов

Лю Цысинь «О муравьях и динозаврах». Тяжкая жизнь в симбиозе
0
150904
Лю Цысинь «О муравьях и динозаврах». Тяжкая жизнь в симбиозе

Пёстрый сборник знаменитого китайского фантаста

Мультсериал X-Men ’97: возвращение Радиоактивных людей. Первые впечатления 1
0
276466
Мультсериал X-Men ’97: возвращение Радиоактивных людей. Первые впечатления

Как минимум не хуже оригинала!

«Кунг-фу панда 4». Как подошла к концу история По 1
0
279529
«Кунг-фу панда 4». Как подошла к концу история По

Один из тех редких случаев, когда четвёртый фильм серии не хуже остальных.

Черновик 1072
0
495386
Предотвращаем планетарный кризис в Final Fantasy VII в 118 выпуске «Фантастического подкаста»

Обсуждаем главную японскую RPG всех времён, второй ремейк которой как раз недавно вышел на PS5

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: