Лекс Плотников и Mechanical Poet: история волшебной музыки и реальной жизни
75280
17 минут на чтение
Светляки пляшут ночью в волшебном лесу. Призрак тоскует о былой славе Маэстро Ужасов. В Муми-дол приходит зима. Дождь льётся на иссушённый Арракис. Под загадочные переливы хрустальных клавишных и рокот гитар творится магия.

Так звучат композиции группы Mechanical Poet и других проектов её основателя, невероятно плодовитого композитора и художника Лекса Плотникова. Они сделаны в разных жанрах, но все они рисовали картины фантастических миров и их обитателей. Эти проекты не обрели всеобщей известности, эти песни не крутили по радио и ТВ. Но те, кто их всё-таки слышал, запомнили их навсегда.

Когда вышел сериал «Король и Шут», в Сети начали обсуждать, про кого из российских музыкантов можно снять «фэнтези-байопик». У какой ещё группы был целый свой мир из сказочных образов, построенный в песнях? А история с воображаемым альтер эго главного героя и его трагической смертью в конце?

Знающие люди усмехнулись: у Mechanical Poet, конечно! Усмехнулись грустно, с пониманием, что такой экранизации никогда не будет.

А впрочем, Лекс Плотников своими работами и так создал это кино в нашем воображении. Из текстов его песен о жизни сказочных созданий, из обложек и иллюстраций, которые он сам рисовал, и даже из самой музыки складывалась картина маленькой, уютной и слегка зловещей фэнтези-вселенной — похожей на миры «По ту сторону изгороди», «Песни моря» или, может, мультфильмов Тима Бёртона.
Бу!


Ну а повествовал об этом мире воображаемый рассказчик — Механический Поэт. От его имени писались послания слушателю в начале альбомов.
Лекс Плотников
в интервью MetalKings, 2011
Мне порой приятно думать, что Механический Поэт, на самом деле, вполне самостоятельное существо, у которого есть своя жизнь и собственные соображения по поводу того, как ею распоряжаться. Он изначально таким и задумывался — добрый друг, который периодически присылает тебе музыку и открытки, дабы всегда быть рядом и поддерживать. А я, подобно доктору Ватсону, лишь доношу истории о похождениях Механического Поэта до слушателя.
Как группа Механический Поэт просуществовал лишь до конца 2000-х. Но как друг, приносящий истории и образы из волшебного мира, он оставался с Лексом всегда, даже в экспериментах, казалось бы, далёких от этой сказочной вселенной. К которой он всё же возвращался снова и снова до самого конца.

«Дорогой друг, прости, что давно не писал...»

Поэт сказочного леса

Всё началось с музыкальных опытов двух московских одноклассников — Алексея Плотникова и Артёма Токмакова, или просто Лекса и Тома. Репетируя в подвалах, они сперва играли каверы на Цоя и Metallica, но вскоре их потянуло на что-то более прогрессивное, с синтезаторами и симфоническими аранжировками. По воспоминаниям Тома, Лекс уже тогда фонтанировал идеями: сочинял музыку, рисовал и писал рассказы.
Том Токмаков
Это были странные истории про загадочных существ, целые миры и иллюстрации, причём генерация контента происходила на сверхвысоких нейроскоростях, что было всегда свойственно его живому и подвижному уму. Он мог за неделю сочинить альбом из девяти треков, нарисовать дизайн и прикрутить к этому целый мир с фантастическими существами и историями про их загадочную жизнь.

Том, Лекс и Макс (слева направо), классический состав группы в буклете Handmade Essence

А для записи первого альбома к группе присоединился не кто-нибудь, а Максим Самосват — вокалист уже тогда известной «Эпидемии». О существовании Mechanical Poet многие впервые узнали именно благодаря его участию. Максим сам вышел на группу, услышав её демозаписи в интернете, записал дома демку вокала и прислал Лексу и Тому.
Максим Самосват
Я всегда любил прогрессивную, сложную музыку. А к работе в «Эпи» в то время было отношение как к веселой тусовке, где достаточно энергично голосить пафосные песенки о вечных истинах. Не как к проекту, где можно экспериментировать и заниматься творческим самокопанием. MP же был площадкой для творчества, где можно было абсолютно всё. Этим и завлекла группа, чей материал был ни на что не похож.
Мини-альбом Handmade Essence (2003) уже содержал то, за что полюбили «Механического Поэта». Причудливые «тёмные сказки» — про сбежавшего из лаборатории гомункула, про безумного алхимика-садовода, про депрессивное пугало. Вживание вокалиста в роль героя в каждой песне. Мелодичный симфонический металл. Атмосферные инструментальные вставки с хрустальными переливами клавишных. Всё это напоминало зловеще-игривые саундтреки Дэнни Эльфмана — фанаты даже в шутку называли это звучание «Danny Elfman Metal» или «Tim Burton Metal». Правда, самому Лексу такие сравнения со временем осточертели.

Развитием и вершиной этих идей стал, пожалуй, главный альбом «Поэта» — Woodland Prattlers 2004 года. Восемь песен и четыре клавишных инструментала, рисующих картину единого мирка с зачарованными лесами и готическими особняками и его обитателей. Вот полтергейст в заброшенном доме мечтает попугать кого-нибудь, как в старые добрые времена. Вот два тролля пытаются надавать друг другу по шее. Вот малютка-упырь спешит в любимую могилу, спасаясь от рассвета. Вот песня сирен в тумане, заманивающих путников в чащу...

Стержнем концепции стала Natural Quaternion — 11-минутная песня в четырёх частях о воплощениях четырёх стихий, от облаков и лесной чащи до огненных недр.
Если слушать только одну песню для ознакомления с Mechanical Poet — то эту. В ней есть всё и сразу


Всё это не сюжетная рок-опера и не пересказ любимых книг. Да, одна песня отсылает к «Кентервильскому привидению» Оскара Уайльда, и сразу две — к сказке Астрид Линдгрен «Рони, дочь разбойника», но каждая понятна и не читавшему книги. Тексты передают не сюжеты, а то, что могли бы сказать и подумать их герои. Песни больше похожи на зарисовки, картинки. И каждую сопровождает небольшой комикс, нарисованный Лексом и передающий суть песни.

«Ах эти любовники, что удирали от меня без штанов!»

Самосват на этом альбоме тоже выложился вовсю. Пел на разные голоса (порой трудно поверить, что на альбоме один вокалист!), в разной манере, брал высоченные ноты — пожалуй, тут его работа поинтереснее, чем на «Эльфийской рукописи».
Максим Самосват
Началось с того, что я не смог понять текст песни без словаря. Вооружившись томиком англо-русского, я начал изучать тексты песен и открыл для себя волшебный мир Лекса. В его словах всегда есть персонаж, особые детали характера и нереальные события, поэтому роли рождались фактически сами собой. Парни предоставили мне полную свободу самовыражения и только изредка корректировали фрагменты песен, если мои идеи шли вразрез с общей картиной. Ведь Лекс всегда знал, какую звуковую картину хотел нарисовать.

Альбом Woodland Prattlers отлично подходит для знакомства с группой. Именно эти первые открытки Механического Поэта фанаты до сих пор помнят лучше всего. Но они были лишь началом истории бесконечных перемен.

Поэт ночного города

Группа начала работу над новым альбомом... и в процессе трио Лекса, Тома и Макса распалось.
Том Токмаков
Помню, как мы втроём сидели у меня на кухне и обсуждали перспективы проекта. В ходе обсуждения я принял решение, что дальнейшее участие в проекте мне не особо интересно, так как Лексу стали нравиться другие музыкальные направления, а я интересовался электронной музыкой, звуковым синтезом и звукорежиссурой.
Расставание с Токмаковым прошло легко: он перестал играть, но остался звукорежиссёром группы. За барабаны сел ударник группы «Чёрный обелиск» Владимир Ермаков, а вскоре он привёл в группу и нового вокалиста — Джерри Ленина. Для Самосвата эта замена стала неожиданностью — он был готов продолжать работать на две группы и даже выступать вживую. По сей день ему обидно вспоминать о внезапном разрыве:
Максим Самосват
Лекс с Ермаковым увлеченно репетировали на студии «Чёрного обелиска», а я между концертами и записями «Эльфийской рукописи 2» занимался демками для новых песен в студии Dreamport, где в то время базировалась «Эпидемия». Помню, как отправил свежую демку Лексу и Тому и был уверен, что созвонимся обсудить результат. Но Лекс не отвечал. Позже мне позвонил Токмаков, и в разговоре выяснилось, что из-за моей занятости в «Эпидемии» Лекс и Ермаков решили записать песни с Джерри Лениным, что альбом уже практически готов и нового вокалиста скоро официально объявят. В общем, уволили меня в лучших традициях шоу-бизнеса. Пару лет мы не разговаривали совсем, но время лечит, и примерно с 2008-го мы снова стали общаться и периодически делать вместе проекты.
Джерри Ленин
Честно говоря, мне было не по себе от предложения занять место вокалиста в группе, где раньше пел Максим Самосват, который по праву считается одним из лучших вокалистов России. Я весьма скромно оценивал и оцениваю свои вокальные способности. Одно дело, когда я писал достаточно простенькие песни под себя, а другое дело — симфонический прог-рок. Но Лекс с Володей убедили меня, что моя полупанковская подача им как раз нужна по концепции.
Ленин тоже отжёг с отыгрышем персонажей. Чего стоят скрипучий голос монстра или пищание куклы!


Менялись и увлечения Плотникова. Дружище Поэт увёл его от классического металла к альтернативе — Лекс и до MP играл в альтернативной группе Citi. В новом альбоме Лекс перешёл к музыке и текстам попроще — и даже подумывал сменить название группы на Sonny Grimm, чтобы не раздражать фанатов.

Альбом Creepy Tales for Freaky Children (2007) стал переходным между старым и новым стилем. Атмосфера тёмного леса сменилась духом городского фэнтези, но каменные джунгли на открытках Поэта тоже выглядят как мистический и иронично-мрачный мир. Призраки, пляшущие на сцене заброшенного театра... Монстр, играющий в прятки с маленьким мальчиком... Негодование куклы, забытой в магазине «для взрослых». .. Итоги на сей раз подводит бодрая песня о том, как важно находить волшебство в современной жизни.

Готично-ироничное оформление «Стрёмных сказок». Кстати, на этом альбоме дружище Поэт впервые изменил английскому — в него вошли три бонус-трека на русском

Музыкально альбом ещё не так далёк от предыдущих: «симфонические» вещи вроде Aztec Zombies и The Dead, the Living and the City вписались бы и на прежние диски. И всё же группа изменилась, и понравились эти перемены не всем. Добрый друг-Поэт прислал новую музыку и приобрёл новых поклонников — но потерял часть старых.
Лекс Плотников
в интервью MetalKings, 2011

Для нас Mechanical Poet был просто группой, в которой можно воплощать интересные творческие задумки, не особо ограничивая себя в выразительных средствах. Но для поклонников Mechanical Poet был «музыкой про лес и фей с голосом Макса Самосвата». Поэтому, когда мы записали новую версию истории, старые фанаты были готовы сожрать нас с костями.


Но группа верила в новое видение Механического Поэта — и друг в друга. По воспоминаниям Ленина, атмосфера в группе была очень дружеская:
Джерри Ленин
Mechanical Poet не просто проект или музыка, а прежде всего люди, атмосфера, само творчество, творческий дух и творческое единение в процессе работы над материалом.

Все три вокалиста Mechanical Poet вместе на сцене: Насонов, Ленин и Самосват

Духовным продолжением «Стрёмных сказок» стал вышедший в том же году двойной альбом Who Did it to Michelle Waters? В нём Механический Поэт впервые обошёлся без фантастики — это песни о несчастной любви и гибели девушки. Прибавьте сюда ряд поп-панковых треков с переходом на крик — и, кажется, альбом мог бы понравиться модной в те годы субкультуре эмо.

И всё же альбом стоит послушать даже поклонникам классического Mechanical Poet, особенно вторую его часть. Там собраны уже привычные клавишно-симфонические инструменталы, «саундтрек к несуществующему фильму», выдающий руку автора Woodland Prattlers.
К фантастике группа вернулась на следующем альбоме — причём к научной! Альбом Eidoline: The Arrakeen Code (2008) посвящён «Дюне» Фрэнка Герберта, её героям и вселенной. Eidoline можно перевести как «линия образов, галерея»: как и прежде, Механический Поэт не пересказывал сюжет, а отдельными кадрами-открытками рисовал картину фантастической вселенной. Ведьмы Бене Гессерит, пустынные фримены, запрещённые машины, дождь, льющийся на вечно сухой Арракис, — вот из чего состоит эта галерея.

По музыке это самый тяжёлый альбом MP, отдающий то индастриалом, то ню-металлом. Только финальная баллада Stars звучит как что-то времён Woodland Prattlers. Ленина на сей раз сменил более суровый и хрипловатый Владимир Насонов — по словам Джерри, «Лексу понадобился вокалист с более широким диапазоном и более универсальным голосом». С его же участием вышел макси-сингл Ghouls.
Гранд-финал группы: последняя песня с последнего LP


Звучание группы снова изменилось, и стало ясно, что в этом её особенность — не повторяться. Вернее, особенность её непостоянного и увлекающегося лидера, который не желал остановиться на одном, даже всеми любимом, стиле и «доить» его. Он хотел перепробовать много разного — и, как мы увидим из дальнейшего, перепробовал.

А вот официальная история группы под названием Mechanical Poet на этом кончается, и начинается её не менее насыщенная «загробная» жизнь.

Миллион поэтов!

Почему Лекс закрыл Mechanical Poet? А почему Алекс Хирш закрыл «Гравити Фолз»? Потому что он кончился. Так в обоих случаях решили создатели. «Как композитор и исполнитель я свои амбиции в металл-музыке полностью реализовал», заявлял в то время Плотников. В 2010-м MP «ушёл на каникулы на неопределённый срок» — как оказалось, навсегда.
Владимир Ермаков
Три года мощнейшей работы и постоянная смена музыкантов в коллективе привели к усталости. Лекс решил заняться чем-то другим, и при обоюдном согласии MP был закрыт.
Однако дружище Поэт не желал оставлять своего Ватсона. И даже как будто пытался выйти на связь в реальности.

После закрытия группы с Лексом связался некий состоятельный поклонник и заявил: Mechanical Poet «городского» периода не раскрыл весь свой потенциал! Незнакомец предложил профинансировать запись ещё одной пластинки. Лекс сочинил альбом с новой-старой концепцией — ночной город и его мрачные, но притягательные тайны. Глазами девочки-подростка мы видим тёмные переулки, зловещий парк, банды хулиганов, демонический маскарад... Вокалистом снова стал Ленин, который оторвался вовсю, — Джерри называет этот альбом «жемчужина и квинтэссенция моей творческой карьеры».
Героиню звали Luna Damien, а город — Muddlewood («Мутнолесье», если угодно), и первое стало названием проекта, а второе — альбома. Который вместо музыкальных магазинов оказался слит прямо в Сеть и только через два года был опубликован официально. Поклонники, внезапно натыкаясь на него, удивлялись: почему он всё-таки не вышел как альбом Mechanical Poet?
Джерри Ленин
Лекс не рассматривал этот альбом как нечто серьёзное. У него накопился материал, я горел желанием с ним снова поработать, и нашёлся человек, который согласился это профинансировать. Поэтому скорее можно сказать, что Luna Damien нужна была мне.
Тогда же под маркой MechPoet (не Mechanical!) был записан Atomic Halo — инструментальный альбом киберпанковской музыки про пиксели, глюки, робо-нуар и бинарных богов. Несмотря на жанр — нечто среднее между синтвейвом и индастриал-металлом, — мелодика и «симфонические» подложки выдавали дух старины Поэта, который впервые стал и впрямь Механическим. К этому звучанию Плотников вернётся ещё не раз.

А в 2010-м у Лекса вышел альбом, ставший основой важной части его творчества — и поводом для скандала. Вместе с художницей Таей Разумовской он создал художественный проект во вселенной Муми-троллей. Hattifatteners: Stories from the Clay Shore — это саундтрек к книгам Туве Янссон, передающий их атмосферу; не тяжёлый металл, а лёгкая расслабляющая музыка в жанре нью-эйдж. Или, если угодно, в жанре «клавишно-симфонические инструменталы раннего Mechanical Poet».
На «Хатифнаттах» эта композиция была посвящена «Муми-троллю и комете»


Альбом состоял из четырёх частей по временам года и четырём книгам: «Муми-тролль и комета» — весна, «Шляпа волшебника» — лето, «Мемуары Муми-папы» — осень и, конечно, «Зима в Муми-доле». Каждую песню сопровождали фотографии пластилиновых скульптур Таи, изображавших Муми-семью и её окружение.

Душевное признание в любви сказочному Муми-миру, не правда ли? И вскоре после выхода альбома Лекс и Тая получили от наследников Туве Янссон письмо... думаете, с благодарностью? Ха, с требованием немедленно убрать альбом из продажи под угрозой суда!

«Хатифнатты» в первоначальном виде теперь запрещённый раритет

Для постоянного читателя «Мира фантастики» это звучит дико. Мы с вами знаем десятки альбомов по Толкину — и никто не засудил Blind Guardian, Battlelore, Summoning, Дэвида Аркенстона. Есть рок-оперы по «Ведьмаку» и Dragonlance. Есть и очень похожий на Hattifatteners проект — The Life and Times of Scrooge: Туомас Холопайнен написал музыку по мотивам «Утиных историй», а автор одноимённого комикса Дон Роса сам нарисовал ему обложку и снялся в клипе.

Чем же «Хатифнатты» заслужили такое отношение наследников Янссон? Судя по всему, правообладателей больше взбудоражила не музыка, а картины. Они даже заставили удалить с DeviantArt галерею с ними!

Тая Разумовская
Изображения самих персонажей оказались защищены авторским правом, о чём нам и сообщили наследники Туве в жёсткой форме. Ну, не хотите — как хотите, мы-то делали этот проект с уважением к автору и без цели наживы, а у владельцев прав всё сводится к деньгам. После такого отпало всякое желание творить в рамках этой вселенной. Но нет худа без добра, и в итоге те творческие идеи, что мы хотели реализовать в «Хатифнаттах», дали начало чему-то своему, глубже проработанному, более мрачному и интересному.
Идеальная музыка для зимнего вечера

Музыка с «запрещённых» Hattifatteners не пропала: в 2015 году проект обрёл новую жизнь как Mistland Prattlers. Теперь это саундтрек к собственному миру Лекса и Таи — похожему по атмосфере, но более взрослому и дерзкому, чем детская вселенная Янссон. В этом мире живут весёлые ведьмы и жутковатые горгульи, рогатые чёртики и лихие разбойники. И у каждого героя — имя, характер, уникальный образ.

Этот мир должен был стать целой франшизой. У авторов были планы на книгу, мультсериал, а главное — на игру Knite and the Ghost Lights с пластилиновой анимацией, для которой Лекс сочинил сюжет, а Тая слепила множество персонажей. За разработку взялась американская студия Mobot, игра успешно собрала деньги на Kickstarter — но оказалось, что и этой суммы не хватит. К тому же работать со студией на расстоянии 12 часовых поясов оказалось сложно. Mobot настаивали, чтобы Лекс и Тая переехали в Америку, но им отказали в визе. В итоге партнёрство с американцами развалилось, и игра сгинула в производственном аду. Но сохранилось много кадров и описаний мира и персонажей — часть из них публиковал «Мир фантастики» в 2016-м.

Подробный рассказ об этом проекте:

Lex Plotnikoff и волшебный мир Knite and the Ghost Lights

Александр Гагинский

19.01.2016

67849

Новая фэнтези-вселенная, созданная лидером группы Mechanical Poet.

Мир Мистленда, оживший в пластилиновых скульптурах

Одной статьи не хватит, чтобы перечислить всё, чем занимался Лекс после расставания с Механическим Поэтом. Он сочинял саундтреки к играм и участвовал в их разработке. Рисовал обложки для других групп. Написал книгу «Формула самой крутой песни на свете». Играл электронный рок в проекте Last Fighter, для которого обучился вокалу и снялся в клипе Morlock. А ещё эротический альтернативный рок в проекте Blacklight Devil. А ещё...
Редкий шанс посмотреть на поющего Лекса. Режиссёр клипа — Тая Разумовская


За десятками проектов под разными названиями стало трудно уследить даже поклонникам. Автор этих строк порой натыкался в Сети на хорошую музыку — и лишь позже случайно обнаруживал, что это очередная работа старого знакомого. К тому же Плотников порой откровенно водил слушателя за нос и разыгрывал. Так, в выходных данных проекта Barrel Wight значится, что записан он в студии Cul de Clochard (т.е. «Жопа-де-Бомж») в городе Saint Fantomas.

Ситуацию немного улучшило появление ютуб-канала Lex-o-Lantern. На нём сейчас опубликованы основные альбомы Плотникова и некоторые саундтреки. Наконец-то всё это можно послушать в одном месте.

Но фанаты всё же помнили в первую очередь Механического Поэта и надеялись на его возвращение. И почти дождались...

Поэт уходит

Много лет Плотников повторял, что время Mechanical Poet прошло, что возрождения не будет. Но в феврале 2017-го прозвучала долгожданная новость: дружище Поэт возвращается. Группа под старым названием начала записывать альбом The Midnight Carol That an Imp Has Sought в своём классическом стиле. Снова будут «тёмные сказки» и симфонические аранжировки. И Джерри Ленин — правда, в роли гитариста; Лекс собирался петь сам и экспериментировать с женским вокалом. И концепция, связанная с миром Мистленда. И открытки-комиксы.

На YouTube появлялись отрывки из студии. В группе VK — описания новых песен, порой весьма интригующие. Например, одна из них была бы посвящена четырём загробным «всадникам» тяжёлого рока — Ронни Дио, Лемми Килмистеру, Курту Кобейну и Питеру Стилу, представленным как Дикая Охота.

«Дикая погоня» из великих рок-покойников с несостоявшегося альбома. Мне хочется представлять, что теперь Лекс исполняет эту песню своим кумирам лично

Всё шло к триумфальному возвращению. А в ноябре 2017-го сорвалось в один миг. И здесь автору лучше умолкнуть — пусть обо всём расскажет человек, который был с Лексом на всех кругах этого ада.
Тая Разумовская
В 2016–2017 годах он как будто начал жить заново, было много планов и море энергии творить. И на пике всех проектов случился обширный инсульт. Удивительно как он вообще выжил. Однако, он выкарабкался и даже через некоторое время начал ходить, шокировав врачей. Он уникален во всём, и в этом тоже. Я была с ним в момент, когда это случилось, потом неделю сидела под дверями реанимации, две недели ухаживала за ним в палате интенсивной терапии. Потом реабилитация, годы занятий и поиска возможностей восстановиться. Всё это время он круто держался и показывал большой прогресс, учитывая серьёзность заболевания. Но этого ему не было достаточно с его максимализмом. Когда он очнулся и впервые понял, что произошло, он пожалел, что не умер. И жил всё это время с осознанием, что как раньше уже не будет... Это было невозможно принять, это страшная несправедливость. Есть огромное количество людей, которые не следят за здоровьем и живут долго и беззаботно. А тут молодой парень, не пил, не курил, занимался спортом. Просто достались плохие гены и слабые сосуды.
Из-за последствий инсульта Лекс утратил возможность играть на инструментах и петь — но он ещё мог сочинять музыку. Только теперь она была чисто инструментальная и электронная. Так возник синтвейв-проект Alexis Chrome — идейное продолжение Last Fighter и Atomic Halo. Без текстов, только музыкой и названиями композиций он снова рисовал пейзажи фантастических неоновых городов.

А в 2019 году появился Barrel Wight — проект в жанре данжен-синт и в духе страдающего Средневековья. Он не выходил как альбом, а публиковался на Bandcamp и YouTube отдельными композициями. Иллюстрациями служили фотографии разных готических мест, сделанные Лексом и Таей в путешествиях, — они удачно дополняли композиции с чёрноюморными названиями типа «Одинокая дама в замке, полном трупов», «Завтрак толстого жадного епископа» и «Прекрасный новый день хранителя часовой башни, едва избежавшего кинжала ночного грабителя».
Несмотря на пошатнувшееся здоровье, Лекс продолжал держаться и творить — благо что рядом были люди, готовые его поддерживать. До последних дней он работал над кучей проектов одновременно, словно спешил жить. А в последние дни его будто вновь навестил старый механический знакомый и позвал куда-то. Лекс вдруг заговорил о том, чтобы всё же закончить последний, неизданный альбом Mechanical Poet.

Но в июне 2022 года во время путешествия по Волге 45-летнего Плотникова поразил второй инсульт. Он впал в кому, из которой уже не вышел.
Тая Разумовская
Он тогда всё повторял, что понял: не надо расстраиваться даже по самым страшным поводам, надо просто расслабиться и позволить судьбе делать своё дело, параллельно делая своё. А там уже как будет, так будет. И в конце, улыбаясь, добавлял фразу из нашего с ним любимого «Последнего королевства»: «Судьба правит всем».

Творческая пара: Лекс и Тая

Рассказывая эту историю, я взял за основу идею, предложенную когда-то Лексом, — образ друга-Поэта, который существует как бы отдельно от своего создателя. Это, конечно, лишь игра слов. Механическим Поэтом всегда был сам Лекс. В каком бы жанре он ни работал — металл, нью-эйдж, электроника, — в его музыке и картинах узнаются его мелодии, атмосфера его миров.

Поэт ушёл — и мне нравится верить, что он ушёл в созданный им волшебный мир. Но остались его музыкальные открытки. Их очень много. Какие-то из них ещё даже не опубликованы (Тая рассчитывает рано или поздно исправить это, когда рана достаточно затянется), а другие просто не открыты широкой публикой. Я сам хоть и давний поклонник Mechanical Poet, но при работе над статьёй открыл для себя сообщество «Лекс Тысячеликий», с удивлением обнаружил незнакомые работы Плотникова — и до сих пор не уверен, что знаю их все.

И порой мне начинало казаться, что это Механический Поэт всё ещё шлёт письма из своего мира, продолжает рассказывать о нём. Там есть волшебные леса со светляками, тени, пляшущие в заброшенных особняках, мистические города с тёмными переулками, подсвеченными неоном. Там уютно и странно, порой немного страшно, но всегда интересно.
И это лучшая песня для финала.

Алексей Николаевич Плотников

(14 июня 1977 — 26 июня 2022)

 
Том Токмаков
Алексей был активным, позитивным и нацеленным на результат. Общаться с ним было легко, он не был конфликтным, но в то же время мог отстоять свои взгляды. Уже с детства любил рисовать, переводил фильмы, увлекался анализом саундтреков к фильмам и играм и внедрял эти идеи в Mechanical Poet. Изучал графический дизайн, писал статьи в музыкальные журналы, создавал сказочных персонажей, и всё это вместе с музыкой.Я часто приезжал к нему домой, мы весело общались, гуляли допоздна и обсуждали жизнь во всех её проявлениях. Он был моим единственным другом детства, с которым я сохранил контакт, и очень печально, что судьба распорядилась таким образом.
Максим Самосват
Он был очень разным. Настоящий творческий человек со своими плюсами и минусами. А если говорить о его уникальности, то это, конечно, талант видеть мир широко и из впечатлений создавать миры и наполнять их историями.
Джерри Ленин
Лекс показал себя как незаурядного, гипер-талантливого композитора, поэта, аранжировщика, продюсера, художника ... Боюсь я даже не знаю и половины его талантов!
Владимир Ермаков
Неуёмная фантазия, богатейшее воображение, талантливая игра на инструментах и гениальное видение музыки — всего этого нам всем, кто его знает и любит, будет не хватать. На всех и на всё не хватило его.
Тая Разумовская
Подобных ему людей я никогда не встречала, он был уникален. Со своей мультяшной внешностью и ярким характером он был сам как сказочный персонаж из волшебного мира. Затейник, романтик, весельчак, интеллектуал. Гениальный композитор и создатель миров, талантливый художник. Искатель нового за гранью, реализующий идеи, которые опережали время и сознание зрителя. Человек, который наполнил волшебством мою жизнь, каждую минуту с которым я ценила и ценю. Любовь всей моей жизни и мой лучший друг.

«Мир фантастики» благодарит Таисию Разумовскую, Максима Самосвата, Артёма Токмакова, Джерри Ленина и Владимира Ермакова за помощь в подготовке статьи. Фотографии предоставлены Таисией Разумовской.Основной текст — Александр Гагинский. С музыкантами беседовал Сергей Серебрянский.

Полные тексты интервью:

P. S. Вспоминая Mechanical Poet: коллеги и друзья о Лексе Плотникове

Сергей Серебрянский

03.07.2023

22814

Рассказывают Максим Самосват, Том Токмаков, Тая Разумовская, Джерри Ленин и Владимир Ермаков.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Фан

Художник Егор Гафидов: боевые гномы, уютные домовые и персонажи комиксов Bubble

Фан

Художник Энди Асламов: яркое фэнтези, светлая магия и красивые герои
Беседа с художником о том, как фанарт может стать толчком к получению новой профессии, что должен знать начинающий художник и почему вдохновение сильно переоценено

Фан

Музыка нового мира: К-pop и фантастика
Яркие клипы, странные тексты и виртуальные певцы

Фан

Художник Алексей Круглов: чудовища, мутанты и тёмный мир Warhammer
Беседа с художником о создании запоминающегося персонажа, любви к хоррорам и «грязи» традиционной живописи

Фан

Художник Роман Авсеенко: фантастические пейзажи, безлюдные миры и огни в небесах
Беседа с художником об особенностях создания пейзажей, важности академического рисунка и источниках вдохновения

Фан

Художник Константин Порубов: Hearthstone, Pathfinder и Baldur’s Gate 3
Беседа с художником о творческой свободе, создании концепт-артов и нейросетях

Фан

Художник Михаил Сидоренко: славянское фэнтези, чертановские мифы и пандемия коронавируса
Беседа о персональных проектах, творческом выгорании и лайках в соцсетях

Фан

Художница Полина Яковлева: уютные миры, добрые сказки и много солнца
Беседа с художницей о предвзятом отношении к цифровой живописи, сложных отношениях с издательствами и создании детских иллюстраций

Фан

Художница Дарья Рашевская: концепт-арты, нежить и вороны
Петербургская художница — о вдохновении от техзаданий, пользя арт-челленджей и влиянии «Малыша и Карлсона» вместе с Doom 2

Фан

Художник Богдан Резуненко: мрак, хтонь и космические ведьмы
Беседа с художником об увлечении гримдарком, преимуществах фриланса и о том, зачем превращать творчество в рутину
Показать ещё