Сериал «Король и Шут»: какой вышла сказка про сказочников

60626
7 минут на чтение
Закончился самый обсуждаемый сериал весны — фантазия по мотивам четвертьвековой истории группы «Король и Шут». От сотворения до распада, от прокуренных клубов до шумных стадионов, от знакомства двух фронтменов в реставрационном училище до смерти одного из них.

В реальном мире Михаил Горшенёв борется с внутренними демонами (точнее, одним конкретным демоном), а Андрей Князев изо всех сил пытается ему помочь. А тем временем в сказочном измерении трубадуры Князь и Горшок отправляются в опасное путешествие, чтобы вызволить королевскую дочь из лап злого колдуна.

Жанр:

панк-сказка

Режиссёр:

Рустам Мосафир В ролях: Константин Плотников, Влад Коноплёв, Евгений Ткачук, Валери Зоидова

Премьера: 2 марта 2023-го на «Кинопоиске»

Возрастной рейтинг: 18+

Продолжительность: 8 серий по ~50 минут

Похоже на:

«Дом Солнца», «Сказка странствий», The Doors

Российские фильмы и сериалы, особенно крупнобюджетные, часто и оправданно критикуют за слепое подражание американским аналогам. И, пожалуй, ни в одном жанре оно не проявляется так сильно, как в байопиках. Взять хоть «Легенду №17», хоть «Гагарина», хоть какого-нибудь «Мистера Нокаута» — везде кондовый Голливуд, пафосный, лакированный, со сглаженными углами и обязательным идеологическим зарядом (что и для западных картин в порядке вещей). Исключения редки и не особо успешны: хотя «Высоцкий. Спасибо, что живой», показавший кумира с неприглядной стороны, и артхаусное «Лето» собрали приличную кассу, фанаты музыкантов брезгливо воротили от них носы.
Так что, когда «Кинопоиск» анонсировал сериал про культовую рок-группу «Король и Шут», ничего кроме скепсиса это не вызвало. Первые промофото оптимизма не прибавили. «Что за дешёвый косплей? Миша в гробу перевернулся!» — писали комментаторы. И были по-своему правы — в статике актёры больше походили на пародистов из покойной программы «Большая разница», чем на легендарных питерских панков. Но трейлер вселил надежду — к счастью, не ложную.

Главная заслуга сериала «Король и Шут» именно в сломе привычного шаблона. Что можно снять про главных панк-сказочников постсоветского пространства? Конечно же, панк-сказку! Сперва может показаться, что этот ярлык, повешенный на проект самими создателями, нужен лишь для стыдливого самооправдания перед эпизодами. Дескать, да, кое-где приврали, но это же не документалка. Сказка — ложь, да в ней намёк, все дела. Но на деле это и впрямь самое точное определение жанра сериала. Причём не только и не столько его фэнтезийной части (о ней попозже), сколько исторической.
Первый же флешбэк даёт чётко понять, что на экране не «настоящий» Михаил Горшенёв, а именно персонаж, навеянный его сценическим образом и рассказами свидетелей. Не точный портрет, а узнаваемый шарж. Он похоже выглядит, очень похоже говорит, но детали типа пиджака с рукавом, приколотым булавками, выдают в нём киношного или даже комиксного героя. Настоящий Горшок тоже с трудом вписывался в реальность, но сериальный контрастировал бы с ней слишком резко. А потому мир вокруг ему под стать — сказочный даже в бытовых аспектах. В нём случается то, чего в жизни не было и быть не могло. Мальчик с обезьянкой помогает остановить суровых бандитов, сила панк-рока примиряет враждующие банды, а сибирский шаман, повстречав Князя в тамбуре, напевает ему песню из будущего.

Режиссёр Рустам Мосафир рисует этот мир с выдумкой и любовью, стараясь даже самую гнетущую бытовуху снять стильно. Каждый временной отрезок визуально решён по-своему. Первые шаги группы приукрашены тёплой сепией, наркотические трипы Горшка сочатся ядовитым неоном, сцены конфликтов внутри коллектива подавляют приглушёнными цветами. Но самые яркие (во всех смыслах) эпизоды — это, конечно, концерты. После них даже те зрители, которые ни разу не слышали хотя бы «Куклу колдуна», поймут, за что группу «Король и Шут» полюбили миллионы людей.
Впрочем, сериал всё равно получился в первую очередь для своих, для тех, кто в теме. Если вы слушали все альбомы, знаете основные этапы истории группы, а в идеале ещё и читали мемуары басиста Александра «Балу» Балунова, то выловите десятки отсылок и без труда сориентируетесь в нелинейном повествовании. Если же нет… Ну, будет сложно. Отчасти потому, что создатели попытались впихнуть в восемь серий события двадцати пяти лет хотя бы по верхам, а отчасти потому, что материал явно порезали, причём на ходу. Из-за этого многие сюжетные линии повисают в воздухе, ружья не выстреливают, а персонажи исчезают без объяснения.

К спешному монтажу явно подтолкнула бурная реакция зрителей на самый острый аспект сюжета — наркозависимость Михаила Горшенёва. «Зачем нам показывают всю эту чернуху? Что за кощунство? Лучше бы больше внимания уделили творчеству!». Но, как известно, из песни слов не выкинешь. Погибни лидер «Короля и Шута» как-нибудь иначе, его пристрастиям, вероятно, можно было бы уделить меньше внимания. Однако правда в том, что всенародно любимую группу и её лидера убил именно героин. И истинным кощунством было бы об этом умолчать.

Тем более что создатели пошли на беспрецедентный для байопиков ход — отделили пороки от героя и воплотили их в другом персонаже. Это не Горшок идёт на поводу у своих тёмных желаний — это демон-шут его искушает и подначивает. Распаляет, провоцирует, чуть ли не за ручку ведёт к краю бездны, а Горшок, как может, сопротивляется, но часто силы неравны. Это не очернение, а, пожалуй, самое комплиментарное изображение героиновой зависимости.
Ну а теперь перейдём к той причине, по которой сериал так интересен именно «Миру фантастики», — к фэнтезийной линии. Экранизация песен Князя и Горшка с их сказочными версиями в качестве главных героев вышла… симпатичной. Да, пожалуй, так. Мосафир ещё «Скифом» доказал, что умеет снимать бодрые и атмосферные бадди-муви в условно средневековом антураже. Здесь же эту формулу разбавили элементами хоррор-комедии в духе «Зловещих мертвецов» с резиновыми монстрами, фонтанами кровищи и чёрным-пречёрным юмором. Всё по канонам «Короля и Шута». Смонтируй все сказочные эпизоды воедино, и получится вполне себе цельная полнометражка в духе тех самых B-movie 1980-х и 1990-х — на эти фильмы, если верить интервью, и равнялся режиссёр. Ну а ещё получится благодатный материал для фанатских клипов, которые уже заполонили YouTube.

Однако в рамках сериала фэнтези-вставки работают через раз. Иногда они позволяют перевести дух после совсем уж депрессивных сцен в «реальном» мире, порой удачно рифмуются с происходящими в нём событиями, но частенько сбивают и без того неровный темп повествования. Как будто две линии писали два разных автора, а третий пытался наживую сшить их воедино. Где-то получилось ровно, а где-то швы уродуют полотно.
Впрочем, оба сюжета креативно поставлены, а главное — блестяще сыграны. Константин Плотников, воплотивший обе ипостаси Горшка, причём по-разному, — настоящее открытие. Мало того, что он от природы феноменально похож на Михаила Горшенёва даже без всякого грима, он ещё и с потрясающей точностью скопировал манеру речи, движения, взгляд прототипа. В некоторых кадрах оторопь берёт — это же Горшок, живой. К тому же играет он именно так, как подобает актёру, которому выпал, быть может, главный шанс в карьере. Самый распиаренный российский проект последних лет держится на его плечах, и Плотников выдерживает этот вес. Комментаторы едва ли преувеличивают, когда пишут, что на финальной сцене сериала рыдали взахлёб.

Вторая главная звезда «Короля и Шута»… Нет, как ни странно, не Князь, а инфернальный Шут в исполнении Евгения Ткачука. Архетип злого клоуна, кажется, впервые получил такое яркое воплощение в российском кино, достойное стоять в одном ряду с Пеннивайзом из «Оно» и Артом из «Ужасающего». Хороши и дизайн, и его воплощение, но особенно хорош сам Ткачук. Он ухитряется быть одновременно и мерзким, и жутким, и обаятельным — как и положено адскому паяцу.

А вот с персонажем, доставшимся Владу Коноплёву, всё не так однозначно. Многие писали, что Князя совсем уж обелили, выставили благородным героем, недооценённым творцом, постоянно спасавшим своего нерадивого товарища. Но в этом-то как раз главная сценарная подлость, причём отнюдь не в отношении Михаила Горшенёва. Главный выдумщик и балагур группы, как его описывают друзья, человек, никогда не боявшийся показаться смешным (в отличие от того же Горшка, очень трепетно следившего за своей репутацией «крутого панка»), превратился в хмурого зануду, голос совести, эдакого сверчка Джимини, только в косухе. Понятно, что это сделано для драматического контраста, чтобы получился классический дуэт хаоса с порядком, бунтаря с пай-мальчиком, Рика с Морти. Хотя в реальности для аналогии больше подошли бы Бивис с Баттхедом, ведь Князь с Горшком друг друга стоили. Впрочем, созданный сценаристами образ Коноплёв отыгрывает без нареканий, и их с Константином Плотниковым экранная химия не подлежит сомнению.
А ещё «Король и Шут» — это, закономерно, очень музыкальный сериал. Звучат как главные песни Князя с Горшком, причём в новых аранжировках, так и хиты других знаковых отечественных рок-групп («Алиса», «Пикник», «Пилот» и пр.). Но отдельного упоминания заслуживает оригинальный саундтрек от Алексея Горшенёва, младшего брата Горшка и при этом вполне состоявшейся рок-звезды. Многие сцены достигают нужной степени эмоционального накала именно за счёт мелодий, создающих необходимый настрой. Это, пожалуй, лучшее музыкальное сопровождение в российском сериале со времён первого сезона «Метода».
Так что же в итоге? Стоил ли проект нагнанного хайпа? Достоин ли имени великой группы? Шут побери, да, даже при всех косяках. «Король и Шут» — яркая, стильная, местами пронзительная, а местами кринжовая и чрезмерная сказка про дружбу, преодоление и творчество. Сделано «грязно», зато с душой — не в этом ли суть панка?

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

Сериал «Чужой: Земля»: первые впечатления. Ксеноморф на свободном выгуле

Сериалы

«Песочный человек», 2-й сезон: книга хуже?!
Хроника кризиса среднего возраста

Сериалы

«Очи Ваканды»: Очи чёрные, очи жгучие
Как минимум это красиво, как максимум — увлекательно.

Сериалы

«Уэнсдей», 2-й сезон: первые впечатления. Мрачно, стильно, интересно!
Тим Бёртон в отличной форме.

Сериалы

Лучшие сериалы 2025 года: первое полугодие. Фантастика, фэнтези и не только
Это ещё не итоги — но кое-что уже можно советовать.

Сериалы

Что там у «Рика и Морти» в 8-м сезоне? Риковое поле экспериментов
Семья Санчесов подвинула Рика, а сам он как будто прошёл психотерапию.

Сериалы

«Уэнсдей» vs «Леденящие душу приключения Сабрины»: какой сериал лучше?
Эпическая битва мистических девушек

Сериалы

Какие сериалы смотреть в августе 2025? Американская готика, шотландские попаданцы, русские чудеса
А также Чужие против андроидов и корейские ангелы в полосочку.

Сериалы

«Левиафан»: неправильное аниме по самому анимешному стимпанку
Почему самая точная экранизация книги про летающих китов вряд ли станет хитом.

Сериалы

Как «Лазарь» Синъитиро Ватанабэ отражает эмоциональную боль нашей эпохи
Аниме меняется вместе с миром, и «Лазарь» — яркий тому пример.
Показать ещё