«Руслан и Людмила» (2024): волшебная красота российского мультфильма

6095
3 минуты на чтение
«У Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…» Вы наверняка знаете эту историю с детства: Руслан собирается жениться на прекрасной Людмиле, но появляется злой волшебник Черномор и ворует невесту у славного витязя. Древний миф повторяется, молодец идёт спасать любимую, и на пути ему встречаются неожиданные помощники…
Жанр: сказка
Режиссёр: Матвей Лашко
Актёры озвучания: Татьяна Швыдкова, Артур Ваха, Эдуард Айзатуллин и другие
Премьерный показ: 1 сентября 2024 года, стриминг Okko
Продолжительность: 16 минут
Похоже на: «Базилик Фэт-Фрумос и царская дочь» (2021), «Самурай Джек» (2001-2017), «Князь Владимир» (2006)
«Руслана и Людмилу» ждали все поклонники анимации — новая авторская короткометражка, да ещё и в 2D, обещала быть яркой отечественной премьерой. А вот массовый зритель рисковал мультфильм просто не заметить: кроме небольшой рекламы в сервисе Okko, его почти не продвигали. Почему так вышло — предмет отдельного разговора, однако факт остаётся фактом: в отличие от тех же «Объяснялкиных», творение Матвея Лашко получило до обидного мало резонанса. 

И это странно, ведь у «Руслана и Людмилы» есть всё для коммерческого успеха. Во-первых, мультфильм основан на славянском фольклоре. Конечно, здесь он, как и у Пушкина, условный: с Бабой-ягой, русалками и витязями. Но это не проблема, если зритель не страдает «заклёпничеством», тем более что мультфильм хорошо передаёт атмосферу сказки. Её поддерживает и стиль художника Артёма Кочеткова, который опирается на традиции сергиево-посадской игрушки, резного зодчества и неорусского модерна. Такой поход даже лучше подчёркивает национальный колорит, чем поэма-первоисточник — эклектичная, ставящая насыщенный сюжет и яркие образы выше этнографической достоверности.
Во-вторых, мультфильм «Руслан и Людмила», несмотря на отдельные напряжённые моменты, совершенно не страшный. Здесь есть зубастые русалки, хтоничная Наина и, разумеется, знаменитая Голова — но всё это выглядит ярко, красиво и причудливо. Современный ребёнок, выросший на FNaF, скибиди-туалетах и Хагги Вагги, не испугается ни на секунду — самые тревожные сцены максимум пощекочут ему нервы. 
В-третьих — и это на самом деле важнее всего — «Руслан и Людмила» просто… хороший фильм. У него есть узнаваемый стиль, неповторимый визуал, простой (иногда даже слишком) и понятный сюжет. И при этом он успешно обходится без надоевших штампов wannabe-disney, которые без конца эксплуатируют в коротком метре. 
Кстати о стиле: создатели неоднократно жаловались, что «Руслана и Людмилу» сравнивают с «Самураем Джеком» — видимо, из-за комиксного фреймирования. Но это кажется странным: в отличие от эпично поставленных боёв сериала Геннди Тартаковского, короткометражка Матвея Лашко, скорее, использует такой приём, чтобы отобразить внутренний мир персонажей (и приём этот используется необоснованно, в чём почти единственный минус мультфильма). Без фреймирования сходство между работами было бы вовсе не явным: Тартаковский не избыточен в деталях и всегда стремится к минималистичным формам (даже его в самом «богатом» проекте, сериале «Единорог. Вечные воины»). «Руслан и Людмила» больше напоминает творчество ирландского иллюстратора и режиссёра Томма Мура («Песнь моря»): то же обращение к национальной культуре, то же сочетание декоративности и милоты, которая не скатывается в кавайность. Тот случай, когда кадры из мультфильма могли бы стать иллюстрациями для книги: анимация здесь просто изумительная. На неё хочется смотреть, она альфа и омега этой истории. 
Потому что сама история базовая. Многих деталей и подтекстов, которые были в сказке Пушкина: легкомысленных заигрываний с сексуальной тематикой, рассказа Финна про убийства, нападения печенегов на Киев, боя с Рогдаем — в мультфильме нет. В целом они и не нужны — хотя в ранних вариантах персонаж Людмилы выглядел несколько… иначе. Но затем создатели пошли по другому пути — и, кажется, не прогадали: сказка для влюблённых дам начала выглядеть более мифологической. 
Но сюжет при этом всё же стал прямолинейным. Богатырь скачет к княжне, а не злая, но мудрая Наина указывает ему дорогу. Затем он обретает меч, сражается с Черномором, спасает возлюбленную… и, в общем, всё. Классический путь героя, каким его описал Кэмпбелл. Для кого-то такая простота может быть недостатком — но в рамках 16-минутной короткометражки, где во главе угла стоит анимация и режиссура, она отлично работает.

Маленький спойлер к маленькому мультфильму

Сомнительным можно считать разве что решение доверить именно Людмиле отрубание бороды Черномора, но этот ход объясним тем, что женского персонажа не хотели делать совсем бесполезным. Правда, большую часть сюжета княжна всё равно исполняет роль damsel in distress — что не делает её менее обаятельной.
«Руслан и Людмила» — достижение для российской анимации. Короткого метра у нас достаточно среди студенческих и фестивальных работ, но стриминги и каналы предпочитают с ним не связываться из-за того, что он коммерчески не выгоден. То, что Okko (даже со слабой рекламой) разместил этот проект у себя, уже можно счесть победой. Ведь эта экранизация известной сказки показала зрителям всё то великолепие, что отечественные 2D-аниматоры нарабатывали годами, — и привнесла в него много новых идей.
Но главное, что «Руслан и Людмила» — очень славный, изумительно красивый фильм, в котором есть симпатичные персонажи и их яркое взаимодействие. И если он не заслуживает вашего внимания, то, право, трудно сказать, что же тогда заслуживает.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Какие фильмы смотреть в октябре 2025 в кино? Неужели никакие?

Кино

Какие фильмы смотреть в октябре 2025? Мировые премьеры
От главного блокбастера «Диснея» до французского кино.

Кино

Первые сцены, которые круче всего остального фильма
Порой их хочется пересматривать отдельно.

Кино

Фильм «Долгая прогулка»: «Голодные игры» для взрослых
Boots—boots—boots—boots—movin’ up an’ down again

Кино

Мультфильмы в духе древней мифологии
Для тех, кому не хватает ветров древности.

Кино

«Заклятие 4: Последний обряд». У нас призрак, возможно, демон, по коням!
Who you’re gonna call?

Кино

Питчинг Фонда кино: какие фильмы для детей претендуют на финансирование в 2025 году
Подростки-попаданцы и ремейки советских сказок.

Кино

Каким должен был стать «Отряд самоубийц»? Разбираем изначальный сценарий
Утерянный шедевр или ещё один посредственный фильм?

Кино

«Дракула»: Люк Бессон и ничуть не страшные вампиры-романтики
Всё смешалось в занесённой снегами Валахии.

Кино

Лучшая экранизация Лема по мнению самого Лема
Почему великий фантаст не любил фильмы по своим книгам — и как пытался создать их сам.
Показать ещё