Голливуд в 1969 году — настоящий рай! Роскошные виллы, на которых прожигают жизнь актёры, музыка из каждого окна и киношники, влюблённые до беспамятства в свою работу. Но у этого рая есть обратная сторона, которая очень скоро заявит о себе на всю Америку…

Once Upon a Time in… Hollywood

Жанр: драма, триллер
Режиссёр: Квентин Тарантино
В ролях: Леонардо Дикаприо, Брэд Питт, Марго Робби, Эмиль Хирш
Премьера в России: 8 августа 2019
Возрастной рейтинг: 16+
Похоже на:
«Малыш на драйве» (2017)
«Ла-Ла Ленд» (2016)
серия игр GTA

Новый фильм Квентина Тарантино — настоящий бассейн с концентрированными шестидесятыми. С первых минут режиссёр окунает тебя туда с головой, и, даже выйдя из зала спустя два с половиной часа, ты не можешь быстренько её просушить и полностью переключиться на окружающую действительность. Это так волшебно, что хочется плакать навзрыд о бесследно ушедшей эпохе, которая смотрится как настоящий золотой век человечества.

Во многом магия фильма, как обычно у Тарантино, — заслуга безукоризненно подобранного саундтрека. Но если раньше в его картинах, как правило, было несколько ярких композиций, то здесь мелодии могут претендовать как минимум на роль актёров второго плана. Музыка рвётся из проигрывателей, разносится по улочкам из проезжающих машин и плывёт над городом по радиоволнам. Она так же естественна, как шум прибоя на морском пляже, и столь же необходима фильму, как оператор за камерой. Возможно, именно музыка была душой Голливуда шестидесятых, — по крайней мере, «Однажды…» заставляет в это поверить.

«Однажды в… Голливуде» — такого от Тарантино не ждёшь 7

Тарантино рисует удивительно правдоподобный портрет Голливуда — не той лубочно-лощёной части, к которой мы привыкли по другим лентам, а всего Голливуда целиком. Здесь есть место не только виллам и миллионерам, но и прозябающим в фургончиках каскадёрам, спивающимся актёрам и отмороженным сектантам. И вот что удивительно: даже эти неприглядные детали не разрушают образ самого прекрасного места на Земле. Словно ты вспоминаешь о лучших днях своей голодной студенческой юности — с теплотой и ностальгией.

Голливуд у Тарантино выглядит настоящей землёй без забот, и это удивительно, ведь фильм повествует о событиях, которые навсегда изменили это место. Чудовищное в своей жестокости и бессмысленности убийство Шэрон Тейт, жены режиссёра Романа Полански (она была на девятом месяце беременности), совершенное последователями Чарльза Мэнсона, заставило деятелей кино очнуться от сладостного сна: оказывается, мы тоже смертные и живём в мире, полном опасностей! Убийство Тэйт положило конец «эпохе надежд», оставило незаживающее клеймо на движении хиппи и развернуло массовую культуру США в сторону исследования зла и упоения цинизмом. И Тарантино, напомним, — один из ключевых творцов этой новой эпохи.

«Однажды в… Голливуде» — такого от Тарантино не ждёшь 5

Для тех, кто более-менее в курсе истории с Мэнсоном, фильм полон грозных предвестий надвигающейся беды. Вот нам показывают обычный день милашки Тейт, вот герой заехал на печально известное ранчо Спэн, вот какой-то мужчина расспрашивает о бывшем владельце дома Полански… И чем ближе финал, тем больше ты не хочешь, чтобы он наступал, чтобы этот уютный мир рухнул.

Наверное, уникальность «Однажды…» в том, что он снят именно как лента наивной эпохи. Это, в общем-то, последнее, чего ждёшь от Тарантино: его фильмы всегда пышут насилием и переливаются всеми цветами цинизма. Он — воплощение киноэры, наступившей после смерти Тейт. Но Квентин вовсе не стремится растоптать и уничтожить предыдущую эру — напротив, он относится к ней с почти религиозным почтением. Его лента пересыпана сотнями мелочей, которые придают происходящему объём и достоверность. Режиссёр рисует портрет эпохи, используя её собственные кисти и краски. В итоге зрителя завораживает и всё полотно целиком, и отдельные мазки.

«Однажды в… Голливуде» — такого от Тарантино не ждёшь 4

Настроение передано так здорово, деталей так много, что хочется, чтобы какие-нибудь Rockstar Games превратили это в огромную высокобюджетную игру. Уже на пятнадцатой минуте фильма начинаешь мечтать, чтобы очередная часть GTA была именно про шестидесятые. Хочется самому неспешно проехаться по этим улочкам, пообщаться с этими актёрами, сделать какой-нибудь изящный киношный трюк и пострелять из огнемёта, как Рик Далтон в одном из своих наивных фильмов. Кстати, о нём… 

Актёр Рик Далтон и его дублёр Клифф Бут — центральные персонажи ленты. Словно в насмешку над реалиями жизни, где в прицеле камер — актёры, а дублёры тщательно скрывают своё существование, Тарантино сделал линию Далтона одной из самых неинтересных во всём фильме — актёр в исполнении Дикаприо просто пытается работать и борется с кризисом среднего возраста. Да сколько раз мы это уже видели! 

«Однажды в… Голливуде» — такого от Тарантино не ждёшь 8

А вот его дублёр Бут в исполнении Брэда Питта, напротив, постоянно ввязывается в приключения: то вступает в схватку с Брюсом Ли, то флиртует с очаровательной хиппи, то нарывается на неприятности на том самом ранчо Спэн. Он красив и харизматичен, у него явно больше талантов, чем у Рика Далтона, — но он вынужден работать его помощником за гроши и ютиться в грязном трейлере в компании бойцовой собаки. И при этом, находясь в тени актёра, он умудряется не унывать. Далтон же вечно клеймит злую судьбу и постепенно проигрывает борьбу зелёному змию. В общем, тут налицо классический дуэт растяпы-господина и сметливого слуги, который всё за него делает.

Ну а Шэрон Тейт в исполнении Марго Робби просто есть. Её линия не содержит сюжетной арки, её характер практически никак не проявляется и не развивается, с ней большую часть времени ничего не происходит. Её задача на экране — влюбить в себя зрителя, чтобы подступающий финал казался как можно более неуютным. Робби действительно похожа на Тейт лицом, однако выбор актрисы всё-таки не слишком удачный: в макияже и с причёской из шестидесятых она выглядит слегка инородно. Другие актёры не просто делают правильную укладку, адекватно одеваются и говорят — они именно что живут шестидесятыми, буквально выдыхают их в лицо зрителю в каждой сцене. Марго же в этом заповеднике битловской эпохи выглядит заблудившимся туристом, который пытается сойти за местного — но не слишком успешно.

«Однажды в… Голливуде» — такого от Тарантино не ждёшь 1

Всерьёз цепляют персонажи второго плана. Можно было ожидать, что звездой фильма станет харизматичный лидер Чарльз Мэнсон. Но Тарантино старательно обходит его стороной: в большей части сцен, где Мэнсон, по идее, должен появляться, он буквально «только что отлучился куда-то на минуточку». И это гениальное решение: оно позволяет избежать и образа чрезвычайно обаятельного злодея, что было бы просто неэтично, и искажения портрета реального человека, что было бы некрасиво по отношении к истории. Нет, вместо Мэнсона мы наслаждаемся чрезвычайно непосредственной и очень живой хиппушкой, которая строит глазки Буту, и очаровательной девочкой-актрисой, которая заставляет героя Дикаприо по-новому взглянуть на свою жизнь и профессию. Обе эти женские роли — потрясающие, за персонажами наблюдаешь не отрываясь, и хочется увидеть фильмы, в которых они были бы центральными героинями.

Актёрская игра, великолепная режиссура, потрясающая работа декораторов и костюмеров позволяют буквально раствориться в фильме. Ты как завороженный смотришь на ушедшую эпоху, вслушиваешься в неё, разве что не вдыхаешь ароматы — и до последнего не понимаешь, что именно тебе пытается сказать автор. О чем эта история, неясно до самого конца: подготовка к роковой ночи разворачивается где-то на периферии, сбоку от основного сюжета. И режиссер отлично понимает, что аудитория в смятении. Чтобы это лишний раз подчеркнуть, где-то в середину вставлен фирменный тарантиновский диалог: персонажа Дикаприо просят рассказать, о чём повествует та книжка, которую он сейчас читает. И да, ему, как и зрителям, не удается чётко описать происходящее. 

«Однажды в… Голливуде» — такого от Тарантино не ждёшь 2

Фильм именно что происходит — он движется к своей развязке скорее хронологически, а не в силу разворачивающихся в нём событий. Ты всё ждёшь, что всё это сложится в какую-то причинно-следственную связь, — а оно никак не складывается. И только концовка расставляет всё по своим местам и даёт понять, что же на самом деле творится на экране, как именно связаны все персонажи, зачем это снималось и почему в итоге выглядит именно так, как выглядит.

Фильм получился многоуровневым, озорным и чертовски позитивным. От него можно получить массу удовольствия, даже не разбираясь в реалиях Голливуда шестидесятых и не зная о том, кто такие Чарльз Мэнсон и Шэрон Тейт. Но чем больше вы знаете об этой эпохе, тем больше эта картина может вам дать. Можно долго спорить, лучший ли это фильм Тарантино (пожалуй, это бессмысленно: уж слишком сильно он отличается от всех прочих его лент), но он точно самый приятный. Если вы не любили Голливуд шестидесятых — после «Однажды… в Голливуде» полюбите наверняка.

«Однажды в… Голливуде» — такого от Тарантино не ждёшь

ИТОГ:  Тарантино снял свой самый необычный фильм. Неожиданно для всех режиссёр поставил в центр повествования не выходцев из криминального мира или участников войны, а деятелей кино, — и наблюдать за ними не менее интересно, чем за приключениями Винсента Веги или похождениями Бесславных ублюдков. Это лента скорее не про конкретные события, а про эпоху, — и более живой памятник этой эпохе трудно отыскать.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Подпишитесь на нашу рассылку!

Самое интересное из мира фантастики — коротко.

Еженедельные новости фантастики
Ежедневные новости фантастики

А ещё у нас есть