«Заклятие 2»: как фильм переврал реальные события 2
Девочку Дженет Ходжсон из английского городка Энфилда преследует злой дух, который ломает вещи, вселяется в неё и заставляет говорить голосом старика. Расследовать это дело прилетают из Америки Уоррены, знаменитые исследователи паранормального, которых самих преследует демон.

Видеоверсия обзора

Фильм основан на реальных… фальсификациях

Conjuring 2
Жанр: ужасы
Режиссёр: Джеймс Ван
В ролях: Патрик Уилсон, Вера Фармига, Мэдисон Вульф
Премьера в России: 16 июня 2016 года
Возрастной рейтинг: 18+
Похоже на: «Астрал» (2010)
«Изгоняющий дьявола» (1973)
«Полтергейст» (1982)

Эд и Лоррейн Уоррены — реальные люди, безумно модные в Голливуде. Из-за них экраны заполнили «Ужасы Амитивилля», «Призраки в Коннектикуте», «Проклятия Аннабель» и прочие ужастики, якобы основанные на подлинных историях (точнее, на сильно преувеличенных рассказах Уорренов). С надписи «Основано на реальных событиях» начинается и «Заклятие 2». Но не стоит относиться к таким заявлениям серьёзно.

Реальные события таковы, что Энфилдский полтергейст по мнению большинства исследователей — детский розыгрыш, подделка, в которую верят только любители сенсаций вроде Уорренов. Судя по всему Дженет просто чревовещала на камеру старческим голосом и прыгала на кровати, чтобы сделать фото «Призрак заставляет меня левитировать». А ещё члены семьи подстраивали «магические» перемещения предметов и сгибания ложек. На последнем Ходжсоны в итоге попались, и им пришлось сознаться, что они «частично» подделали феномен.

Это так наивно, что даже мило

«Летающая Дженет»: подделка настолько наивная, что даже милая. Одно из этих фото использовано в фильме

Сценаристы «Заклятия 2» сделали из этой истории типичный ужастик о проклятом доме и одержимом ребёнке. Фильм дотошно воспроизвёл антураж и костюмы героев, но от реальной истории оставил только показания Ходжсонов и тех, кто им верит. Остальное — голливудские фантазии. Когда полтергейст разносит дом по кирпичику, пытаясь убить «охотников за привидениями», это, ясное дело, не имеет ничего общего с реальными событиями. Разоблачение фальсификации упоминается мельком и от него отмахиваются словами «Тут нужна слепая вера». Да и какое разоблачение, если с самого начала нам показывают, что призрак реален?

Фильм объявляет Уорренов главными исследователями феномена, хотя в реальности они пробыли в Энфилде всего пару дней. Основное расследование вели другие люди. Из них в фильме появляется только Морис Гросс, которого превратили во второстепенного персонажа со смешным приклеенным носом. Остальные, в том числе основной фотограф феномена Гай Плейфэр, даже не упоминаются.

Заодно Уорренов выставили благородными спасителями, а скептиков — подлецами, которые не хотят помочь бедной девочке. Похоже, кино стало для Лоррейн Уоррен (Эд уже сам отправился в загробный мир) не только источником дохода, но и способом поквитаться с оппонентами.

Warrens

Вопреки фильму, Уоррены почти не связаны с энфилдским феноменом. А вот Морис Гросс (второй слева) действительно продвигал его в массы

Хотите знать больше?

Подробнее о том, как фильм расходится с реальными событиями, читайте на английском:

Заклятие 2: отличный фильм, полный дезинформации

История против Голливуда: Энфилдский полтергейст

Но просто как ужасы фильм вполне удачный

Впрочем, тем, кого не волнуют закулисные детали и кто просто любит ужасы, «Заклятие 2», скорее всего, понравится. Фильм отлично снят — создатель «Пилы» и «Астрала» Джеймс Ван не зря считается одним из лучших современных режиссёров ужасов.

В отличие от многих других хорроров, «Заклятие 2» не тратит полфильма на предысторию, а сразу берёт быка за рога. С первых же минут начинаются ужасы и действие, из тёмных углов скалятся демоны, отражения в зеркалах бросают в дрожь, а мебель летает и крушит стены. Спецэффекты по сравнению с первым «Заклятием» стали зрелищнее — заметно, что бюджет увеличили вдвое. Да и операторская работа отличная: камера буквально парит по проклятому дому.

Вся сюжетная линия с демоном, преследующим Уорренов, — выдумка Джеймса Вана

Главный монстр фильма похож на блэк-металлиста в костюме монашки

Особенно страшными в «Заклятии 2» получились сцены с демоном, преследующим Уорренов. Кстати, вся эта сюжетная линия — целиком и полностью вымысел самого Джеймса Вана, никак не связанный с сомнительным энфилдским делом. Возможно, именно поэтому она вышла такой зрелищной и мистической: тут режиссёру не приходилось подгонять свою фантазию под «реальную» историю. Монашкодемон так понравился зрителям и самим создателям, что про него уже сочиняют отдельный фильм. Это будет уже третий спин-офф «Заклятия» после «Проклятия Аннабель» и его сиквела, запланированного на 2017 год.

Актёры, в том числе дети, играют хорошо и временами действительно трогают за душу. Герои фильма гораздо симпатичнее своих прототипов, высасывавших мистику из пальца. Киношные Уоррены постоянно рискуют жизнями ради малознакомых людей. А заодно бесплатно чинят им водопровод, поют под гитару (Патрик Уилсон дивно пародирует при этом Элвиса), много говорят о боге и рассказывают трогательную историю своего знакомства.

Ходжсоны же показаны честными людьми и невинными жертвами, да и чисто внешне выглядят приятнее оригинала. Невольно веришь, что бездонные глаза Мэдисон Вульф не могут врать — в отличие от реальной Дженет.

the-conjuring-2-feature-trailer[1]

Внешне актёры гораздо привлекательнее реальных Уорренов и Ходжсонов

Сильнее всего фильму не хватает оригинальности. В «Заклятии 2» полно штампов, созданных ещё классикой ужасов вроде «Изгоняющего дьявола» и «Полтергейста». Много тут и «скримеров» — сцен, где зрителей пугают резкими звуками и неожиданным появлением монстров. Это всё равно, что щекотать публику на комедиях, чтобы смеялась.

Но, судя по сборам фильма, зрителям эта щекотка нравится — они ходят на неё лучше, чем на «Варкрафт». Так что «Заклятие 3» неизбежно, даже при том, что загруженный Джеймс Ван отказался его снимать.

Не новое слово в жанре и уж конечно не экранизация реальных событий. «Заклятие 2» — банальный, но качественый ужастик, который понравится фанатам хоррора и оставит равнодушными остальных.
Стоит ли читать?
УДАЧНО
операторская работа
спецэффекты
игра актёров
НЕУДАЧНО
враньё про «основано на реальной истории»
банальность и штампы жанра
скримеры
7
ДОСТОЙНО

Читайте также

Статьи

Какие фильмы смотреть в апреле 2024 в кино? Кирдык Америке, взрослая Алиса и французская романтика 9
0
11380
Какие фильмы смотреть в апреле 2024 в кино? Кирдык Америке, взрослая Алиса и французская романтика

В апреле российский прокат богат на интересные инди-фильмы.

«Задача трёх тел»: какой получилась западная экранизация китайского романа 3
0
22252
«Задача трёх тел»: какой вышла западная экранизация китайского романа

Неровная, но интересная попытка экранизировать сверхпопулярный роман китайского фантаста

Мир фантастики. Спецвыпуск № 14 (2024). Фантастическая музыка 2
0
86561
Мир фантастики. Спецвыпуск № 14 (2024). Фантастическая музыка

О том, как музыканты передают образы Средиземья, будущего или стимпанка, и об историях, которые они рассказывают в своих песнях.

Сериал Halo, второй сезон: идеальная посредственность 4
0
68569
Сериал Halo, второй сезон: идеальная посредственность

На каждую интересную сюжетную находку найдётся своя банальность.

Mass Effect 5: чего мы ждём? Намёки, загадки и надежды фанатов 2
0
116479
Новый Mass Effect: чего мы ждём? Намёки, загадки и надежды фанатов

Будущее Млечного Пути, каноничный финал и возвращение Капитана

Настольная игра «Побег из Вистара»: тактика и стратегия гениальных лабораторных крыс 1
0
186189
Настольная игра «Побег из Вистара»: тактика и стратегия гениальных лабораторных крыс

Атмосферный еврогейм о построении колонии грызунов

Лю Цысинь «О муравьях и динозаврах». Тяжкая жизнь в симбиозе
0
175226
Лю Цысинь «О муравьях и динозаврах». Тяжкая жизнь в симбиозе

Пёстрый сборник знаменитого китайского фантаста

Мультсериал X-Men ’97: возвращение Радиоактивных людей. Первые впечатления 1
0
303451
Мультсериал X-Men ’97: возвращение Радиоактивных людей. Первые впечатления

Как минимум не хуже оригинала!

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: