Фирменный звук Бобы Фетта, еноты и обстрел из пушек: звуковой дизайнер «Звёздных войн» рассказал о работе над классикой

5422
4 минуты на чтение
Звуковой дизайнер «Звёздных войн» Бен Бёртт дал обширное интервью официальному сайту саги starwars.com. Он рассказал некоторые секреты того, как озвучивали фильм «Империя наносит ответный удар».

Звук Бобы Фетта

Так, по первоначальному плану у Бобы Фетта должен был быть свой уникальный звук — наподобие фирменного дыхания Дарта Вейдера. Перебрав многие варианты, Бёртт остановился на электронных «волнах», создающий впечатление, что в шлеме Фетта постоянно работают сканеры. Этот звук не слышен в фильмах, потому что ни в одной сцене Бобе не довелось постоять в тишине, где его не заглушали бы разговоры и прочие шумы. Но он всё же прозвучал с экрана, когда Бобу добавили в специальное издание «Новой надежды». Кроме того, костюмированные артисты на фестивалях носили при себе небольшие магнитофоны, на которых без конца повторялись эти звуки.
Кликни,
чтобы посмотреть видео
you-video
Почему-то с IP адресов других стран ничего не тормозит
?t=18

Звуки животных

Джордж Лукас в те годы заботился об аутентичности и требовал, чтобы все звуки были записаны с реальных объектов, а не сымитированы на каком-нибудь инструменте. Так что звукорежиссёрам пришлось побегать. Бёртт больше всего записывал звуки животных для Дагобы и Хота. Для записи животных он объезжал зверофермы под Сан-Франциско. Он сажал енотов в ванну, чтобы они не скакали, а звуки джунглей Дагобы записал, запустив шимпанзе в рабочий кабинет — обезьяны его разнесли, зато звук получился более естественным, чем в клетке.

Бёртт сохранил записи обо всех звуках и что они собой представляли на самом деле. Так, тонтон, ездовой зверь Люка с планеты Хот, кричит голосом калана. Бен сохранил даже имя калана — Мота.

«У калана очень высокий кудахтающий звук, и самое классное, что он звучит так, будто разговаривает».
Для голоса Чубакки записывали рёв медведей, а для озвучки ранкора в «Возвращении джедая» позже пригодилась запись, на которой лев, урча, долго и с аппетитом пожирал голову коровы. А звуки, которые издают космические прилипалы-майноки — это ржание лошадей, прокрученное задом наперёд.

Звуки техники

Рассказал он и о звуках техники. Чтобы записать звучание ангаров, звукооператора посылали на настоящий авианосец. Скрипучие суставы шагоходов АТ-АТ — это всего-навсего крышка мусорного бака возле дома Бёртта:

«Я этот звук каждый день слышу, когда выбрасываю мусор!»
Зато грохот, с которым ноги АТ-АТ обрушиваются на землю — это запись артиллерийского огня. Чтобы её сделать, Бёртт ездил на полигон и сидел в окопе недалеко от мишеней, по которым палили боевыми снарядами артиллеристы. Звуки битвы за базу Эхо он записал аналогично: американская армия позволила звукооператору провести некоторое время на учениях, где он записал звучание боевых машин, выстрелы и рикошеты. Чтобы это звучало как лазеры, а не обычные выстрелы, звуки потом искусственно замедлили.

Аналогичным образом звучание «Тысячелетнего сокола» и истребителей TIE записали с пролетающих мимо винтовых самолётов. Звуки потом замедлили, чтобы для слушателя они казались неузнаваемыми и неземными. Звук заморозки Хана Соло — это монеты, которые вдавливают в лёд:

«Они такие горячие по сравнению со льдом, что лёд мгновенно тает и испаряется. Выходя из-под монеты, пар шипит, прямо как если проткнуть надувной шарик».
Ещё проще оказалось записать ветра ледяного Хота: дизайнер просто разгонялся по шоссе, приоткрывал чуть-чуть форточку и глушил двигатель. Ну а гул облачного города — это сирена маяка в тумане неподалёку от дома Бёртта.

Мне кажется, фокус в том, чтобы записать звук, который кажется знакомым, а затем поместить его в экзотический контекст. Там он теряет свою конкретную узнаваемость, остаётся только эмоциональная ассоциация. Сирена маяка ощущается как нечто далёкое и просторное. Поместите её на звуковой пейзаж Беспина, и вот это уже не сирена в Сан-Франциско, а просто какой-то далёкий маяк, транспорт или что-то подобное. Такого рода звук можно включить в саундтрек, и он будет на фоне, не привлекая особого внимания, но придавая чувство глубины. Он вызывает какое-то мистическое чувство, и это важно для эмоционального настроя.
Подробнее почитать об этом и послушать эти звуки можно на starwars.com

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

«Рыжая Соня»: дешёвый пилот несостоявшегося сериала, который зачем-то выпустили в кино

Кино

Такой разный Супермен: как героя адаптируют к меняющимся реалиям
Сравниваем Суперменов в исполнении Кристофера Рива, Генри Кавилла и Дэвида Коренсвета.

Кино

Боди-хоррор: 10 фильмов, которые помогут понять жанр
Симфония плоти

Кино

Фильмы по Стивену Кингу, которые не стоит пропускать
Шесть разных, но заслуживающих внимания картин.

Кино

«Одно целое»: я — это ты, ты — это я
И никого не надо нам

Кино

«Летние войны»: аниме о семье, которая сильнее ИИ
За что в своё время полюбили этот добрый домашний киберпанк.

Кино

Какие фильмы смотреть в августе 2025 в кино? Много аниме, женщина-Конан и русский «Вспомнить всё»
А ещё христианский ответ «Кейпоп-охотницам».

Кино

«Фантастическая четвёрка: Первые шаги»: новая фаза киновселенной начинается с ретро
Первая семья Marvel возвращается на большие экраны.

Кино

Фильм «Легенда о великанах»: куда может завести дева с птичьими лапами
Фэнтези, переполненное духом тёмной сказки, переплетением язычества и христианства, красивыми видами и сказочными созданиями.

Кино

Обзор «Кейпоп-охотницы на демонов»: когда музыка становится оружием
История о славе, верности и двойной жизни, в которой сцена становится полем боя, а музыка — оружием против тьмы.
Показать ещё