«Брандашмыг»: потрясающий интерактивный эпизод «Чёрного зеркала» 7

«Брандашмыг» — причина, по которой вам стоит наконец завести аккаунт на Netflix. Это не просто большая история с десятью концовками. Прошлое и настоящее, ваши решения и воля персонажа переплетены в ней так сложно и запутанно, что эпизод просто невозможно спиратить.

Время от времени на экране появляются две кнопки. Нажатие каждой ведёт историю в другую сторону… или завершает её досрочно. Как прикажете нарезать видеоряд, если порядок даже маленьких эпизодов может быть любым, и это важно?

Спойлер

Осторожно, спойлеры!

В обзоре есть небольшие спойлеры. Мы скрыли их вот таким инструментом.

Для столь необычно поданной истории Чарли Брукер нашёл идеальный сеттинг — начало 1980-х (да и грех было не воспользоваться популярностью «Очень странных дел»). В ту пору, когда 640 килобайт хватало всем, в Америке уже существовала развитая культура настольных и компьютерных игр.

«Брандашмыг»: потрясающий интерактивный эпизод «Чёрного зеркала» 2

Помимо Dungeons & Dragons, удачно упомянутых братьями Дафферами, переживали расцвет книги-игры. В сериях Fighting Fantasy и Choose Your Own Adventure вышли десятки книг. Мальчишки и девчонки становились магами, воинами, космическими пиратами и шпионами, читали страницу за страницей, стремясь избежать опасностей и добраться до лучшей концовки. В конце каждого параграфа было указание, что читать дальше.

Иногда читателю нужно было сделать выбор — например, спасаться бегством от монстра или дать ему бой. Многие в таких случаях «читерили», оставляли закладку, чтобы позднее вернуться. Это было полезно, когда один из выборов однозначно приводил к «плохой» концовке.

«Брандашмыг» обращается к культуре книг-игр и первых компьютерных квестов сразу несколькими способами.

«Брандашмыг»: потрясающий интерактивный эпизод «Чёрного зеркала» 3

Во-первых, сюжетно. Протагонист, нервный юноша Стефан, мечтает написать идеальную игру на основе прочитанной книги. Доска в его комнате, все тетради и блокноты покрыты блок-схемами — в игре должно быть всё. Тайные операции правительства, монстры, демоны, безудержная агрессия и возможность решить проблему без единого выстрела/удара. Он заручается поддержкой известной компании, а также испытывает на прочность свою психику и отношения с отцом.

Во-вторых, самой структурой повествования. Стефан следует вашим указаниям. Каждые десять минут (или даже чаще) вам приходится сделать за него выбор. Как и в книгах-играх, вы поначалу не знаете, куда заведёт сюжет, и безобидные решения могут в итоге привести к неожиданным последствиям. Всё как в большинстве книг-игр: вы управляете ровно одним персонажем, делаете выборы и приходите к одной из двух десятков концовок. Большинство из них можно «оценить» вместе с дикторами на телевидении.Игра «Брандашмыг» попадает (или не попадает) в продажу на Рождество и, в зависимости от принятых решений, получает от 0 до 5 звёзд от обзорщика на телевизионном шоу. «Брандашмыг»: потрясающий интерактивный эпизод «Чёрного зеркала» 5

В-третьих, сценарная структура серии — это даже не дерево решений, а змей Уроборос. Чарли Брукер понимал, что зритель будет отматывать назад, пробовать все варианты, искать ту самую правильную концовку — и облегчил эту задачу. Добравшись до «плохой» концовки, вы можете вернуться назад, и Netflix сам перемотает историю от начала к нужному моменту. Более того, сам факт, что зритель так делает, важен для сюжета!

Блуждание по сюжету Брандашмыга напоминает прогулку по магазину IKEA: вы встречаете одни и те же странные вещи в разных местах, увлеченно заходите в боковые коридоры… Но лабиринт строил профессионал, и вы доберётесь до выхода, увидев все, что он хотел вам показать.

Я думал, что «Брандашмыг» будет работать по той же схеме, что и концовки в Fallout или в играх Telltale: несколько значимых выборов на протяжении сюжета — и итоговый ролик, в котором описывается судьба тех или иных героев.

Я ошибался.

«Брандашмыг»: потрясающий интерактивный эпизод «Чёрного зеркала» 1

В понимании психологии зрителя и манеры повествования видеоигр эта серия заходит дальше, чем сценаристы квестов и визуальных новелл. Сначала «Брандашмыг» даёт «пощупать» возможность влиять на героя, предлагая, казалось бы, незначительные выборы. Какие хлопья съесть на завтрак? Какую музыку послушать по дороге? Таймер тикает, кадры плавно переходят друг в друга, а вас не покидает чувство ответственности за что-то важное.

Затем сериал начинает подбрасывать вам информацию. Опять же — в формате диалога. Вы же хотите узнать, что случилось с матерью Стефана? Возьмёте с собой полезную книгу? Согласитесь на предложение босса крупной фирмы и начнёте работать над игрой своей мечты?

Выбор у вас есть всегда, но в первой трети сюжета вы захотите узнать о герое больше и обязательно побываете на всех тупиковых и зацикленных ветках. Чарли Брукер это предусмотрел. Уже здесь традиционная форма книги-игры берёт верх над привычной драматургией. Самые очевидные, правильные решения влекут к ошибкам, пресным финалам и заставляют вернуться назад, чтобы попробовать что-то нетривиальное.

«Брандашмыг»: потрясающий интерактивный эпизод «Чёрного зеркала»

Герой доходит до нервного срыва. Вы вольны решить, будет ли он принимать таблетки, пойдёт ли к психологу и как реализует накопленную агрессию. Только сводит его с ума вовсе не работа… а вы. В один прекрасный момент, когда вы уже привыкнете выбирать поведение героя, он откажется выполнять ваш приказ. «Игра» нарушит свои же правила. Четвёртую стену «Брандашмыг» сносит начисто. Вы даже можете вступить с героем в диалог, рассказав ему о его нелёгкой участи, — ждите адекватной реакции. А когда вы привыкнете и к этому, сериал, издеваясь над протагонистом и вами, предложит добавить больше действия… и это надо видеть своими глазами.

К этому моменту вы пройдёте несколько кругов, отмотав время назад три-пять раз. И начнётся следующая стадия. Ваш выбор будет менять не только будущее, но и прошлое героя. Память о предыдущих итерациях останется у вас обоих. Вы познакомитесь с другим персонажем, который тоже чувствует, что находится в игре без выхода. Вернётесь к самому началу и убьёте Стефана ещё несколько раз. И наконец доберётесь до последних концовок.

Что, если бы герои Dragon Age, Arcanum или Detroit: Become Human знали бы, какой ценой вы добрались до эпилога? Помнили все смерти, предательства, переживали темнейшие моменты жизни только потому, что вы забыли сохраниться перед важным квестом или забежать вон в ту комнату с монстром за сундуком? «Брандашмыг» не просто ставит в центр сюжета такого героя, предлагая ему сопереживать, — он издевается над самой идеей «правильных» концовок. Знали бы вы, на что придётся пойти Стефану, чтобы его игра получила высший балл…

«Брандашмыг»: потрясающий интерактивный эпизод «Чёрного зеркала» 8

* * *

«Брандашмыг» до сих пор меня не отпускает, хотя прошёл уже целый день с просмотра. Возможно, потому что перед Новым годом я как раз редактировал сценарий настольной игры — с кучей параграфов, выборами и ветвлением сюжета. И пусть наша жизнь не так проста (пространство наших решений даже не счётно, а континуально), никакой другой фильм или сериал не оставит столь мощного впечатления.

Это «Чёрное зеркало» в степени «Чёрного зеркала». Если вы ещё не видели эту серию, обязательно исправляйтесь — первый месяц Netflix бесплатен для всех. Серия озвучена, есть и субтитры, но я рекомендую смотреть оригинал. Сильнее погружение.

«Брандашмыг»: потрясающий интерактивный эпизод «Чёрного зеркала» 6

И, конечно, тут есть отсылки к прежним сериям «Чёрного зеркала»

Бранда-кто?

Серия называется Bandersnatch, что переводят как «Брандашмыг» или «Кровопир». Это вымышленное существо из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» и поэмы «Охота на Снарка». По сюжету девять человек и бобёр выслеживают Снарка, и при встрече с Кровопиром один из героев сходит с ума. Алиса в произведении Кэрролла вспоминает про Брандашмыга, когда цитирует стих «Бармаглот» (в переводе Д. Орловской), где Брандашмыг — исполин, который «румит в глуще».

«Брандашмыг»: потрясающий интерактивный эпизод «Чёрного зеркала» 9
Загрузка ... Загрузка ...

Читайте также

Статьи

Все фильмы про Алису Селезнёву — от худшего к лучшему
0
1118
Все фильмы про Алису Селезнёву — от худшего к лучшему

Мультфильмы, фильмы и сериалы о девочке из будущего. Угадайте, на каком месте новый?

Читаем книгу «Время пепла» Дэниела Абрахама
0
13431
Читаем книгу «Время пепла» Дэниела Абрахама

Пролог, где описывается один день из жизни города и появляется главная героиня, Алис.

Сериал Fallout: абсолютная экранизация (для тех, кто любит игры от Bethesda) 3
0
57151
Сериал Fallout: абсолютная экранизация (для тех, кто любит игры от Bethesda)

Есть ли к чему придраться, или всё идеально? Пробуем разобраться.

Мария Семёнова «Братья. Книга 3: Завтрашний царь. Том 1». Конец ещё не виден
0
63626
Мария Семёнова «Братья. Книга 3: Завтрашний царь. Том 1». Конец ещё не виден

Славянское фэнтези для матёрых фанатов

Alone in the Dark: запутанное дело спорного перезапуска 34
0
112404
Alone in the Dark: запутанное дело спорного перезапуска

Увлекательный сюжет и затягивающая густая атмосфера нивелируются посредственным техническим исполнением.

«Мир без Стругацких: Межавторская антология». Если бы АБС не было
0
158904
«Мир без Стругацких: Межавторская антология». Если бы АБС не было

Собрание альтернативной литературы

«Падение империи»: политический хоррор из недалёкого будущего
0
161900
«Падение империи»: политический хоррор из недалёкого будущего

Америку раздирает вражда, журналистов убивают, а люди принимают ужасы войны за «фейк ньюс».

Художница Полина Граф: книжные обложки, яркие персонажи и мир фэнтезийной космооперы 9
0
254313
Художница Полина Граф: книжные обложки, яркие персонажи и мир фэнтезийной космооперы

Российская художница — о трудностях создания обложек, любви к писательству и уникальном стиле

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: