«Доктор Кто: Церковь на Руби-роуд». Парадокс дедушки для нового таймлорда

10 января 2024
Фото аватара
10.01.2024
369091
4 минуты на чтение

Целых пять лет «Доктор Кто» не выходил на экраны в Рождество. И вот наконец это произошло вновь — 25 декабря увидела свет праздничная серия «Церковь на Руби-роуд». Но особенным эпизод стал не только поэтому: в нём зрители увидели нового, Пятнадцатого Доктора в исполнении Шути Гатвы и познакомились с его спутницей Руби Сандей. Как минимум ближайшие пару лет приключения этой команды нам и предстоит наблюдать — а значит, «Церковь» может задать тон всей эпохе Пятнадцатого. Так какой вышла эта серия?

Предыдущий спецвыпуск

«Доктор Кто: Смешок». Первый шаг в новую эпоху 13

«Доктор Кто: Смешок». Первый шаг в новую эпоху

Возвращение классического злодея, прощание со старым Доктором и новая глава в истории сериала

Одновременно довольно необычной и вполне традиционной. В недавних юбилейных спецвыпусках сценарист Расселл Т. Дэвис уже напомнил зрителям о своём фирменном стиле — уют и семейность в его работах сочетаются с броскостью и некоторой эпатажностью. В рождественском эпизоде он продолжает в том же духе — впервые мы видим Пятнадцатого Доктора, когда тот самозабвенно танцует в ночном клубе. Для такого персонажа, как Доктор, это необычно. Да и сам образ юного накачанного мужчины, источающего сексуальность, нетипичен для героя. Его привычнее воспринимать человеком не от мира сего — и в комедийном, и в драматическом смысле.

«Доктор Кто: Церковь на Руби-роуд». Парадокс дедушки для нового таймлорда 2

Впрочем, новый подход можно назвать удачным — Шути Гатва успел покорить многих зрителей ещё в прошлом спецвыпуске и в «Церкви» продолжает укреплять позиции. За несколько минут он успевает продемонстрировать и любознательность, и сообразительность, и проницательность, и эмоциональность, и юмор — те самые качества, которые важны для Доктора.

Что касается Руби, то здесь восторга пока нет — хотя в чём именно дело, сформулировать нелегко. Она тоже обаятельна, мила, оптимистична, отважна — и всё это важно для спутницы. Актрисе Милли Гибсон даже доводится продемонстрировать актёрское мастерство в сцене, когда Руби с горечью узнает, что её родителей не удалось найти. Может, проблема в излишне экспрессивной игре Милли, а может, в том, что положительные качества Руби кажутся слегка преувеличенными. Мы пока не видим её недостатков — а хотелось бы.

Доктору подобную идеальность простить проще — зрители давно его знают, так что новой инкарнации достаточно, особенно на первых порах, просто оставаться собой. А вот спутница — незнакомый человек, глазами которого нам и предлагают смотреть на мир Доктора. Важно, чтобы она ощущалась живой, со своими недостатками. Впрочем, с тем, чтобы показывать зрителю неидеальных женщин, у Дэвиса никогда не было проблем. Так что по одной серии судить рано — у Руби будет ещё минимум два сезона, чтобы продемонстрировать изъяны. Зато динамика с Доктором у неё уже сейчас приятная и комфортная — как парочка друзей на одной волне, они смеются, веселятся и шутливо препираются между собой.

«Доктор Кто: Церковь на Руби-роуд». Парадокс дедушки для нового таймлорда 6

Помимо Пятнадцатого и его отношений со спутницей, к плюсам серии можно отнести интересных злодеев. Выглядят гоблины не то чтобы очень устрашающе, скорее нелепо — как часто бывает у Дэвиса. Но зато они оказываются «всадниками времени», использующими в своих целях удачу и совпадения. Это новая плоскость мира, которую Доктору вместе со зрителями приходится изучить, чтобы одолеть врага. Конечно, она больше походит на фэнтези, чем на научную фантастику, — но эта фэнтезийность подаётся достаточно изящно, чтобы стать своеобразной «формой науки».

Ещё одна занятная концепция — хотя и не для каждого — ход времени в серии. Чаще всего в «Докторе Кто» махинации со временем подчиняются логическим правилам. Есть фиксированные точки истории, которые менять нельзя, остальное, по мелочи, — иногда можно, но осторожно. Если известно, что в будущем что-то произошло, это обязательно должно случиться, чтобы избежать деструктивных парадоксов. Однако исключения бывают, и в «Церкви» мы наблюдаем одно из них.

Когда гоблины похищают Руби в младенчестве, она исчезает из собственной линии времени, её жизнь и жизни связанных с ней людей переписываются. Логически она не могла бы встретить Доктора, и дальнейшие события тоже должны были измениться — но ведь именно они и привели к похищению Руби. Это вариация парадокса дедушки, который Расселл Т. Дэвис благополучно игнорирует и переписывает ровно настолько, насколько необходимо для драматического эффекта, а затем руками Доктора возвращает всё на круги своя. Подход в стиле фильма «Назад в будущее» — с такими же высокими ставками.

«Доктор Кто: Церковь на Руби-роуд». Парадокс дедушки для нового таймлорда 7

Сценаристы «Доктора Кто» применяют разные концепции времени в зависимости от целей. Порой они хотят подчеркнуть то, что вмешательство в историю может кардинально изменить мир, а порой нагоняют драмы, сделав будущее неизбежным. Любые изменения можно объяснить тем, что материя времени неизведанна и сложна, как комплексный организм. Каждый случай индивидуален, и очень немногим — например, Доктору — известно, когда переписывать время можно, а когда нельзя.

Есть в серии и другие неоднозначные моменты. Например, песня гоблинов, которую они исполняют перед тем, как сожрать украденного младенца — а Доктор и Руби начинают им подпевать. Любители мюзиклов, такие как автор этих строк, сочтут эту сцену безусловным плюсом, но она придётся по вкусу далеко не всем. Ничего не поделаешь — неожиданное и на удивление складное пение героев может или показаться неуместным, или порадовать и добавить в происходящее изюминки. Расселл Т. Дэвис явно относится к любителям мюзиклов — в этом году он внедрил в сериал уже два музыкальных номера, а в дальнейшем, похоже, подарит зрителям музыкальный эпизод. Удивительно, что он не сделал этого ещё в нулевых.

Ещё одна спорная сцена — финальная схватка, в результате которой Доктор побеждает гоблинов, сажая их корабль и гоблинского Короля на церковный шпиль. Это выглядит довольно брутально — хотя убивать Короля Доктор явно не собирался. О допустимом уровне жестокости в сериале спорят давно — каждый сам решает, соразмерно ли такое наказание для существ, которые похищают детей и едят их.

«Доктор Кто: Церковь на Руби-роуд». Парадокс дедушки для нового таймлорда 4

Больше смущает то, что кульминация и развязка сделаны весьма условно. После крушения корабль исчезает, и почему — неясно. От него не остаётся ничего, кроме Руби, которая падает с большой высоты и которую Доктор, конечно же, удачно ловит. Откуда Доктор знал, что Руби не пострадает и не станет церковным шашлыком вместо Короля? Ответа нет. Из-за этого концовка кажется несколько скомканной — ей ощутимо недостаёт объяснений.

Сцена после титров тоже понравится не всем — загадочная соседка Руби, миссис Флад, обращается к зрителю, интересуясь, видел ли он прежде ТАРДИС. Чтобы воспринять это спокойно, нужно питать любовь к приёму со сломом четвёртой стены — хотя ломать её можно и более уместным образом. Правда, это можно счесть отсылкой к самой первой праздничной истории «Доктора Кто» — «Торжеству Стивена» 1965 года. В ней Доктор внезапно обратился к зрителям и пожелал им счастливого Рождества.

Вопросов к миссис Флад в принципе много. Кто она, почему ведёт себя так, будто знает больше, чем говорит, и откуда ей известно о ТАРДИС? Интернет уже полнится теориями — на роль миссис Флад записали и Ривер Сонг, и Мастера, и дочь Доктора Дженни, и его внучку Сьюзан, и злодейку Рани, и саму Руби в старости.

«Доктор Кто: Церковь на Руби-роуд». Парадокс дедушки для нового таймлорда 8

Ещё одна тайна, разгадку которой нам предстоит выяснить, — происхождение Руби. Сейчас известно, что оно окажется важным. Как и Доктор, Руби сирота и не знает, кто её родители — но кем они могут оказаться? Инопланетными созданиями? Кем-нибудь из знакомых персонажей? Так или иначе, пока эта интрига нагоняет драмы и помогает сблизиться Доктору и спутнице.

Хорошей ли вышла серия? Как минимум неплохой. Она точно выглядит не хуже «Розы» и «Рождественского вторжения» — эпизодов прошлой эры Расселла Т. Дэвиса, в которых зритель знакомился с новыми Докторами. «Церковь на Руби-роуд» динамичная, забавная, комфортная, пусть и довольно простая и прямолинейная (даже при наличии манипуляций со временем). Злодеи особо не впечатляют, а финалу недостаёт логики. Приемлемо — но хотелось бы большего. И велики шансы, что это большее мы получим в грядущих сезонах.

Читайте также

60 лет «Доктору Кто»! Смотрим главные эпизоды классического сериала

60 лет «Доктору Кто»! Смотрим главные эпизоды классического сериала

Что посмотреть, чтобы лучше понять каждого из олдскульных Докторов.

Читайте также

Статьи

Художник Юрий Хилл: 7
0
20177
Художник Юрий Хилл: мрачные миры, лесные чудовища и невыразимый ужас

Беседа об эмоциях, которые дарит хоррор, картинах Шишкина и о том, как стать богатым и знаменитым офисным сотрудником

Сериал Fallout: а это точно было в играх? 5
0
25005
Сериал Fallout: а это точно было в играх?

Совпадения и различия вселенной сериала и канона игр

Тёмная сторона Вселенной: что такое тёмная материя и как ее найти 5
0
71028
Тёмная сторона Вселенной: что такое тёмная материя и как ее найти

Как изучают мрак, из которого состоит вселенная

«Чужой» среди своих: лучшие кроссоверы с участием ксеноморфов 12
0
111488
Чужой против Терминатора, Баффи и Черепашек-ниндзя: самые безумные кроссоверы

Как будто кто-то сомневался, что ксеноморф может драться вообще с кем угодно

Кричим в космосе в компании Чужого в
0
225401
Кричим в космосе в компании «Чужого» в 123 выпуске «Фантастического подкаста»

Обсуждаем самую ползучую и кислотную франшизу ко всемирному «дню Чужого»

Роберт Джордан, Брендон Сандерсон «Грядущая буря». Первый шаг к последней битве
0
129468
Роберт Джордан, Брендон Сандерсон «Грядущая буря». Первый шаг к последней битве

Апофеоз великой фэнтезийной эпопеи

Скандал со Sweet Baby Inc. Правда ли, что за «повесточку» в играх платят?
0
172919
Скандал со Sweet Baby Inc. Правда ли, что за «повесточку» в играх платят?

Наш автор погрузился в бездны нижнего интернета и дебри экономики, чтобы найти ответ.

«Сто лет тому вперёд» — не Алиса? Отличия от оригинала, вселенная, отсылки и пасхалки 12
0
238176
«Сто лет тому вперёд» — не Алиса? Отличия от оригинала, вселенная, отсылки, плагиат или нет

Разбираем мир 2124 года со спойлерами!

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: