Дарк-кабаре: музыка клоунов и декадентов

28 сентября 2016
28.09.2016
25749
8 минут на чтение
Дарк-кабаре: музыка клоунов и декадентов 10
Дарк-кабаре — не то чтобы распространённый жанр. Его часто путают со стимпанком, готикой, музыкальным стендапом или театром. Его отрицают, пытаясь подогнать под привычные определения «фолк», «неоклассика», «панк» или «дарквейв». Дарк-кабаре — это действительно нетипичный жанр, соединивший в себе театрализованные представления в духе водевиля, яркие образы бурлеска, энергетику панк-рока и тёмную сторону музыки. А ещё в нём очень много фантастики.

Развлечение богемы

Кабаре

Многим знаком по кино яркий образ кабаре — с импозантными исполнителями, богемной публикой, тёмным помещением, пропитанным запахом сигарет и алкоголя. Настоящая изнанка большого шумного города, на всех парах мчащегося навстречу XX веку. Кабаре — один из символов рубежа веков, идущий рука об руку с поэзией декадентов и живописью экспрессионистов. Связанный с ними так, что по отдельности их сложно представить.

Пик популярности кабаре в Cтаром свете пришёлся на тяжёлое время: экономические кризисы и революции начала XX века, Первая мировая война. Стремительное изменение привычного уклада жизни ужасало — и спастись от ужаса можно было в вечно праздничном кабаре, среди красивых женщин и красивой музыки. Столицами кабаре в то время были Париж и Берлин, и две, пожалуй, самые известные певицы кабаре родом как раз из этих городов. Их знают даже люди, далёкие от культуры того времени. Эдит Пиаф и Марлен Дитрих. Женщины, воплотившие в своём творчестве дух эпохи и вдохновившие множество последователей.

Времена меняются. То, что происходило с миром музыки во второй половине XX века, — увлекательнейшая история. На её фоне особенно неожиданно, что в самом конце столетия вдруг появилось сразу несколько групп, черпающих вдохновение в музыке той самой, давно ушедшей эпохи. Так родилось дарк-кабаре.

Кабаре

Почему дарк, «тёмное»? Ведь музыка в этом жанре бывает такой весёлой, что и мёртвого заставит плясать. Во многих песнях дарк-кабаре мертвецы и вправду танцуют — его исполнители не чужды чёрного юмора, граничащего с абсурдным гротеском. То ли это дань памяти экстравагантным дадаистским экспериментам, переложенным на современный лад, то ли не менее экстравагантное переосмысление дарквейва.

Вы спросите, при чём здесь дарквейв? Ответ прост — дарк-кабаре появилось практически в то же время, когда дарквейв был на пике популярности. Другой источник дарккабаре — в готической среде. Ещё в середине 1980-х Энди Сексганг, лидер группы Sex Gang Children, сделал несколько записей, насквозь пронизанных эстетикой раннего кабаре. Среди них был кавер на Эдит Пиаф, любовь к которой Энди не скрывал. Этот небольшой жест привёл к тому, что дарк-кабаре проникло в готическую субкультуру и нашло там немало почитателей.

Дарквейв, готик-рок и сложившаяся вокруг них субкультура — сумрачная, ищущая вдохновение в том же декадансе, полная отсылок к кошмарным видениям Эдгара По и экзистенциальной тоски настоящего — стали одними из самых примечательных культурных явлений конца 1980-х. И вдруг это столкнулось с меланхоличным алко-блюзом Тома Уэйтса. В этой среде и зародился новый жанр.

Смотри и слушай

Amanda Palmer

Говоря о дарк-кабаре, нельзя не обратить внимание на его внешнюю сторону, которая для него не менее важна, чем музыка. В начале XX века стиль кабаре был в авангарде салонной моды. Броские, иногда граничащие с вульгарностью платья исполнительниц соседствовали с вычурными горжетками и ярким гримом. И всё это пронизывал томный дух декаданса.

Скрестившись с атрибутикой готик-рока и дополнившись удивительными цирковыми элементами, современное кабаре превратилось в исключительное сценическое искусство. Здесь мрачные песни в исполнении музыкантов, похожих на странных священников, могут заставить плясать весь зал. Здесь женщина, похожая на куклу с витрины, может петь о неразделённой любви к космонавтам под трагическую гармошку, а потом танцевать на крышке рояля в окружении жонглирующих клоунов. От разнообразия костюмов и сценических приёмов может закружиться голова. И на фоне всего этого звучит удивительная музыка.

Что послушать?
Пять ярких представителей жанра

The Tiger Lillies

Первые апостолы дарк-кабаре, появившиеся ещё в 1989 году. Трое английских джентльменов умело сочетают изысканные манеры, достойную музыку и возмутительные тексты. Лидер группы Мартин Жак выступает в гриме клоуна, смазанном и пугающе вычурном, и голосом побитой жизнью оперной певицы исполняет песни, которые будто соревнуются в похабности. Отношения моряков и портовых девок, убийства, всевозможные перверсии и повседневная жизнь пищевых отходов — и всё это под весёлую гармошку. От этой музыки хочется не то пуститься в пляс, не то напиться в ближайшем дешёвом баре (тусклое освещение и кружащие мухи обязательны) и лечь умирать под барную стойку.

Эта вакханалия продолжается уже больше двадцати лет, и конца ей не видно. В этом, впрочем, нет ничего странного — изощрённость человеческой фантазии, выпущенной на поля абсурда и гротеска, бесконечна. А вот то, что The Tiger Lillies при этом пользуются популярностью, уже удивительно. Хотя одного похода на их концерт достаточно, чтобы понять причину: при всей «чернушности» текстов это очень весело. Мартин запросто доводит зал до исступления песнями про неминуемый конец света и страшных клоунов, его энергетика буквально бьёт через край.

The Tiger Lillies

The Dresden Dolls / Аманда Палмер

Культовый дуэт начал свою историю в 2000 году со знакомства Аманды Палмер и Брайана Вильоне на вечеринке по случаю Хэллоуина. Первая запись не заставила себя ждать — Аманда стала вокалисткой и клавишницей, а Брайан занял место за барабанной установкой. Бешеная харизма и притягательный голос Аманды не могли остаться без внимания, и вскоре к группе пришёл феноменальный успех.

The Dresden Dolls

Рецепт музыки The Dresden Dolls прост — фортепианные переливы, которые будто сбежали из озвучки древнего немого кино, внезапно приобретают энергетику настоящего панк-рока. А Аманда с подобающим неистовством поёт о неразделённой любви к астронавтам, экстравагантных фантазиях и сложностях жизни в эпоху наступающего постмодерна. Имидж музыкантов подчёркивает абсурдность лирики — на фотосессиях Брайан выглядит так, будто только что выпал из дирижабля и извалялся в муке, а образ Аманды вызывает ассоциации с обезумевшей невестой, сбежавшей в день венчания, или клоунессой, отбившейся от цирка. И, конечно, всё это очень, очень весело.

На пике популярности дуэт распался, а начавшая сольную карьеру Аманда успела записать альбом каверов на Radiohead, сыгранных на укулеле, собрать почти миллион долларов на запись нового альбома и выступить при штормовом ветре на крыше Сиднейской оперы. Отдельного внимания заслуживает другой проект с участием Аманды — альбом Evelyn Evelyn, записанный совместно с не менее примечательным деятелем кабаре-сцены Джейсоном Уэбли.

Этот альбом — настоящая сказка в сказке. История сиамских близнецов Эвелин и Эвелин, появившихся на свет в американской глуши, оживляется картинками из старой кинохроники, двумя кривляющимися голосами и необходимым минимумом инструментов.

Родившиеся в неблагополучной семье на пустынной ферме, сёстры чудом остаются в живых, оказываются в бродячем цирке, сбегают оттуда и находят приют в закусочной у дороги, ведущей из ниоткуда в никуда. Хозяин закусочной учит сестёр пользоваться интернетом, а они проводят дни, сочиняя песни о своей нелёгкой судьбе. Однажды они решают записать эти песни и выкладывают их на MySpace. Кстати, именно так и называется последний трек. Заканчивается альбом на самой оптимистичной ноте из возможных — Эвелин заверяет Эвелин, что благодаря интернету у них будут тысячи друзей по всему миру.

Она права — такой альбом вряд ли может оставить равнодушным. К его выходу был приурочен тур, в котором Аманда и Джейсон выступали в образе сиамских близнецов. Их представления — это нелепый грим, огромное платье, растрёпанные парики, а также фортепиано, укулеле и добрые песни, которыми можно озвучивать мультфильмы.

Evelyn Evelyn

Джейсон Уэбли

Меланхоличный американец в мешковатой одежде, объехавший, должно быть, весь мир со своими песнями под гитару и аккордеон. Музыка Джейсона очень близка к творчеству Тома Уэйтса. Но если Уэйтс — это ночные бары и неразделённая любовь, то Джейсон — скорее взгляд ребёнка, затерявшегося в мире взрослых. Песенки из мультиков про Чебурашку чередуются с текстами про овощи, полёты на воздушных шарах и страдания от несчастной любови (куда ж без неё, раз уж стиль декадентский).

Недавнее московское выступление Джейсона Уэбли было посвящено выходу альбома на стихи американской поэтессы-затворницы, чьи записные книжки Джейсон нашёл в выброшенной на помойку коробке. А сам концерт обставили как вечеринку в стиле фильма «Нападение помидоров-убийц». Представить, как это сочетается, сложно, но эффект производит до крайности позитивный.

Jason Webley

Vermillion Lies

«Кабаре с барахолки» — выразительный дуэт калифорнийских сестёр Ким и Зои Бёкбиндер. В их музыке хрупкие, как будто игрушечные мелодии, иногда сыгранные едва ли не на кухонной утвари, сочетаются с недюжинной энергетикой и экстравагантными текстами. Сами сёстры предстают в образе двух клоунов, которые поют и жонглируют, играют на скрипке и разыгрывают кукольные спектакли. Выпустив два альбома, сёстры временно прекратили совместное творчество ради сольного.

Vermillion Lies

Aurelio Voltaire

Аурелио Вольтер Эрнандес, профессор Нью-Йоркской академии искусств, кубинец по происхождению, стал культовым персонажем сразу для нескольких субкультур. Для дарккабаре один из родоначальников жанра. Для готики — один из самых ярких исполнителей. Для стимпанка — один из главных проводников в мир паровых машин и удивительных приспособлений. Кроме музыки, он пишет фантастические романы, рисует комиксы и анимированные заставки для телевидения.

Кстати

Совсем скоро Вольтер выступит в России!

7 октября — Санкт-Петербург
8 октября — Москва
9 октября — Екатеринбург 

Студийные записи Вольтера похожи на случайно найденные пластинки со старым джазом или кантри — за это спасибо духовому оркестру и очень серьёзно проработанным аранжировкам. Но живые выступления — совершенно другая история. Сказки про вернувшихся с того света зомби-невест, проказников-демонов, пиратов, путешественников во времени и летучих мышей Аурелио лихо пересыпает страшными проклятьями в адрес индустриальной революции.

А в перерывах между песнями он показывает себя крайне незаурядным стендап-комиком — с анекдотами, неожиданными историями и лихими ужимками. Все это надолго даёт заряд хорошего настроения независимо от музыкальных вкусов.

Aurelio Voltaire

Серебряная свадьба

На постсоветском пространстве творит одна из самых удивительных современных дарккабаре-групп — «Серебряная свадьба». Этот белорусский коллектив — настоящее кабаре в его лучших традициях. Классический для джаза набор инструментов и очаровательная вокалистка с прекрасным голосом воскрешают в памяти образы Эдит Пиаф и Марлен Дитрих. Трогательная лирика понятна и близка каждому. А яркость живых выступлений, на которых стирается граница между театральным представлением, танцами, и весь зал погружается в детство, впечатляет даже людей, далёких от этого пласта культуры.

Серебряная свадьба

* * *

В удивительном и ярком мире дарк-кабаре можно найти картины на любой вкус. Пираты и клоуны, возвышенные чувства и доходящая до крайности абсурдность, трогательная наивность и чёрный юмор не могут оставить равнодушными как любителей довольно ортодоксального джаза, так и представителей самых разных субкультур. Современные кабаре-артисты — частые гости на стимпанк-конвентах и съездах любителей комиксов. И в этом нет ничего удивительного: если уж погружаться в другие миры, то только под музыку, в основе которой — безграничная фантазия. Под музыку, которая сама по себе звучит так, будто заблудилась во времени.

Дарк-кабаре — один из самых удивительных музыкальных мостов из прошлого в современность. Исполнителей в этом жанре немного, но фантазия и беззлобный гротескный абсурд этих немногих заставят улыбаться кого угодно. А это, согласитесь, очень важно в условиях неминуемо приближающейся зимы.

Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.

Читайте также

Статьи

Читаем книгу «Огненная кровь» Брайана Стейвли — продолжение «Клинков Императора»
0
38989
Читаем книгу «Огненная кровь» Брайана Стейвли — продолжение «Клинков Императора»

Первые две главы романа.

Какие новые сериалы выходят в июле 2022? Resident Evil, Paper Girls и документалка про студию Джорджа Лукаса
0
45161
Какие новые сериалы выходят в июле 2022? Resident Evil, Paper Girls и документалка про студию Джорджа Лукаса

А ещё — два сериала на околокосмическую тематику и сериал с Козловским.

Рафал Косик «Чётки» 
0
101429
Рафал Косик «Чётки». Иллюзорная Варшава грядущего

Польская антиутопия в духе Филипа Дика.

«Академия Амбрелла», 3 сезон: Ah shit, here we go again
0
311962
«Академия Амбрелла», 3 сезон: Ah shit, here we go again

«Это. Было. Странно».

«Оби-Ван Кеноби» — это «Последние джедаи» от сериалов? Разбираем драматургию сезона 11
0
218264
«Оби-Ван Кеноби» — это «Последние джедаи» от сериалов? Разбираем драматургию сезона

Как перестать беспокоиться и победить в себе Дарта Вейдера? Отвечает новый сериал по «Звёздным войнам»!

Фантасты на полставки 10
0
268647
Фантасты на полставки

Авторы, которые прославились в других направлениях литературы прежде, чем попробовать себя в фантастике.

Марина и Сергей Дяченко «Масштаб» 
0
326853
Марина и Сергей Дяченко «Масштаб». Нечто большее, чем просто фантастические детективы

Последняя книга знаменитого дуэта.

«Мир Юрского периода: Господство 3
0
369061
«Мир Юрского периода: Господство»: да что вы, динозавров не видели?

Фильм неплох сам по себе (даже вернули главных героев «Парка»!), но по сути добивает франшизу.

Спецпроекты

Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: