Настольная игра «Маятник»: революция в экономических стратегиях или нет?

17 ноября 2020
Юлия Харина
17.11.2020
331513
6 минут на чтение
Настольная игра «Маятник»: революция в экономических стратегиях или нет?

Издательство Stonemaier Games выпускает настольные игры, которые мало кого оставляют равнодушным: их обожают, ругают, рьяно обсуждают на форумах, покупают и продают по всему миру, награждают премиями, но точно не пропускают мимо внимания. Ещё бы, ведь основатель фирмы — знаменитый Джейми Стегмайер. Его самая популярная игра «Серп» олицетворяет все достоинства и недостатки его других творений. Это экономическая стратегия с потрясающим оформлением и разными путями развития.

Она обрела множество поклонников, но не меньше игроков остались ей разочарованы, ссылаясь на то то, что фракции плохо сбалансированы, военный путь развития сильно уступает экономическому, а главная «изюминка» — гигантские боевые роботы — добавлена в основном ради художника Якоба Розальски и увеличения цены коробки. Похожие мнения высказывают почти обо всех играх и самого Стегмайера, и основанного им издательства. «Эпохи», «Чартерстоун», «Крылья» (даже несмотря на победу почти во всех номинациях 2019 года) обвиняют в игре на хайпе и излишне шикарных и дорогих компонентах при простом и незамысловатом игровом процессе.

Настольная игра «Маятник»: революция в экономических стратегиях или нет? 5
Настольная игра «Маятник»: революция в экономических стратегиях или нет? 1

Тип игры: экономическая стратегия, «еврогейм»

Автор: Тревис Джонс

Художник: Роберт Лиск

Издатель: Stonemaier Games

Издатель в России: Crowd Games, 2020

Количество игроков: 1–5 (оптимальное: 2–5)

Возраст игроков: от 14 лет

Время игры: 60–90 минут

Похоже на:

С использованием песочных часов — ни на что не похоже.

Без использования песочных часов — «Эпохи» (2019) и любые игры на размещение рабочих.

Похожая история, казалось, ждёт и «Маятник» от Тревиса Джонса. Во время разработки Stonemaier Games требовало от локализаторов хранить молчание, а само время от времени публиковало свежие фотографии и громкие фразы. «Стратегическая игра в режиме реального времени», «Инновационные механики», «Игра, в которой отсутствует понятие хода», «Никакого даунтайма!»… Тем удивительнее то, что сейчас, когда «Маятник» уже вышел, никакого вала хвалебных или обличительных рецензий он не вызвал. А ведь именно про него можно высказать два диаметрально противоположных мнения — и они оба имеют право на существование. Скорее всего, после первой же партии «Маятник» либо зацепит вас своей элегантностью и необычностью, либо вызовет такое раздражение, что второй раз за него вы уже не сядете. Как всегда в «игре от Стегмайера» — равнодушных не будет. Почему же так происходит?

В своей основе «Маятник» — классическая игра на размещение рабочих. Каждый игрок начинает с одним маленьким и одним большим миплом. Их можно отправлять на ячейки, где они добудут для вас ресурсы: армию, культуру, золото и голоса в совете. Другие ячейки конвертируют эти ресурсы в победные очки, которых аж четыре вида: власть, престиж, популярность (длинные треки на планшетах игроков) и славное достижение (его надо получить хотя бы раз за игру). В правилах описана красивая предыстория всего этого действа: легенда о том, что преемником пропавшего Вечного короля в мире Дюнье станет тот, кто раскачает маятник и заведёт сотворённые этим королём гигантские железные часы на главной площади. Также в правилах есть художественное описание пятерых персонажей, которых игроки могут взять под своё управление. Однако по своей сути игра абстрактна: на поле, планшетах и картах встречается в основном иконографика, а ресурсы и победные треки вы наверняка будете называть просто «красненькие», «желтенькие» и «синенькие».

Но сердце «Маятника» — не в истории или красивых картинках, а в трёх песочных часах, которые выставляются на игровое поле. Именно ими вы будете отмерять время работы ваших миплов. Каждая ячейка действия для них на поле состоит из двух частей — верхней (туда ставятся работники — только один маленький и сколько угодно больших) и нижней (награды за выполнение этого действия). Напротив каждого ряда действий есть место для песочных часов: чёрных (на 45 секунд), зелёных (на 2 минуты) или фиолетовых (на 3 минуты). Как только песок в часах перестаёт сыпаться, любой игрок, заметивший это, может перевернуть часы и перенести в другой ряд с действиями. Главное, что надо запомнить игрокам: мипла можно ставить в новую ячейку действия и забирать обратно, только когда в этом ряду нет таймера. Если работник стоит в ряду, где есть таймер — он может выполнить действие этой ячейки: заплатить требуемые ресурсы (если надо), передвинуться вниз и получить награду.

Настольная игра «Маятник»: революция в экономических стратегиях или нет? 3

Такое вроде бы простое нововведение в корне меняет игровой процесс. Стратегию приходится обдумывать заранее, меняя решения на ходу, если нужные вам ячейки заняты. Как настоящему начальнику, вам придётся самому следить, чтобы ваши подчинённые не филонили — никто не будет вам о них напоминать. Забыв о своём мипле и проворонив переворот часов, вам придётся оставить его в своей ячейке на второй круг, работать «вхолостую». А ещё надо разложить в уме по полочкам, какие действия в какой момент ценнее. Те, которые в области с фиолетовым таймером, — самые дорогие по времени, и пока работник стоит на них, он мог бы три раза выполнить действия в области чёрного таймера. Зато именно фиолетовые действия дальше всего продвигают по победным трекам.

Такие одновременные действия на скорость продолжаются, пока не будет трижды перевёрнут фиолетовый таймер. Игроки заканчивают выполнять все возможные действия, выдыхают и смотрят на результаты раунда. Далее наступает фаза совета. По количеству голосов распределяются места в совете: чем оно выше, тем лучшие награды вам достанутся. Кроме того, все спорные ситуации в игре также решаются по очерёдности в совете: например, если кто-то одновременно пытается поставить маленьких работников на одну и ту же ячейку действия, претендент с более низким положением в совете должен уступить. После раздачи наград и подготовки к следующему раунду, таймеры снова переворачиваются — наступает следующий раунд. После фазы совета 4 раунда игра заканчивается. Победит тот, кто успел набрать больше всех победных очков во всех четырёх шкалах.

Настольная игра «Маятник»: революция в экономических стратегиях или нет? 4

Первое время к игровому процессу «Маятника» сложно привыкнуть. Скорее всего, вы обязательно пару раз забудете о каком-нибудь работнике или обнаружите, что у вас очень не вовремя закончился нужный «вот прямо сейчас» ресурс. На этот случай разработчики игры сделали примечание прямо в буклете правил: «Не расстраивайтесь, если так получилось: сыграть идеальную партию в «Маятник» практически невозможно. Подобные ошибки — часть игры. Победителем станет не тот, кто никогда не ошибается, а тот, кто справляется со своими ошибками лучше других».

Зато во время такой партии никто не засядет в телефон и не будет шипеть на ухо: «Ходи быстрее!». «Маятник» действительно предлагает уникальный опыт для любителей экономических стратегий. В нём есть ряд недостатков, которые могут отвратить от игры лично вас и вашу компанию. Во время игры придётся толкаться локтями, опрокидывать песочные часы, а если у кого-то что-то упадёт на пол, это наверняка вызовет бурю возмущения и требования поставить игру на паузу (кстати, такая возможность предусмотрена правилами: можно одновременно положить все часы набок). Кроме того, надо изначально позаботиться о том, чтобы у игроков был удобный доступ ко всем ресурсам и ячейкам действия. И в «Маятник» лучше не садиться с любителями жульничать: «забыть» заплатить какие-то ресурсы здесь очень легко (впрочем, с любителями жульничать лучше вообще ни во что не играть). А ещё во время первой партии (а возможно, и последующих) над столом наверняка не один раз раздастся возмущённый возглас: «Я не успеваю подумать!!!».

Если окажется, что все эти аспекты вас неизмеримо раздражают, скорее всего «Маятник» вам, что называется, не зайдёт. Но может оказаться и ровно наоборот. Возможно, вы обнаружите, что песочные часы — то, чего вам так не хватало в играх жанра «евро». Что вы легко определяете оптимальное действие, без проблем копите нужные ресурсы, вовремя играете карты «интриг» (специальные возможности каждого персонажа) и стремительно продвигаетесь по победным шкалам. Здесь действительно нет никакого даунтайма, как и обещали разработчики. Хотя иногда вам придётся с нетерпением ждать, когда же песок полностью пересыплется в каком-то из таймеров, это всё равно займёт максимум лишь пару минут.

Настольная игра «Маятник»: революция в экономических стратегиях или нет? 6

Освоив базовые правила, вы сможете попробовать вариант для продвинутых игроков. Перевернув планшеты персонажей и получив новые карты интриг, вы обнаружите, что стороны стали ещё более ассиметричными. В «Маятник» можно сыграть даже в одиночку: отдельный буклет правил посвящён автоме.

Помимо базового, продвинутого и соло-режима существует ещё и четвёртый вариант игры — пошаговый. При желании вы можете убрать главную «изюминку» игрового процесса и превратить «Маятник» в самую обычную стратегию с механикой размещения рабочих, где все ходят по очереди и обдумывают каждый ход. Но в таком случае игра потеряет всё своё очарование и станет довольно пресной. Основа игры очень проста: по сути, вы элементарными действиями конвертируете ресурсы в победные очки. Убрав элемент реального времени, вы сделаете «Маятник» легко просчитываемым. Возможно, в таком виде он станет неплохим вариантом для знакомства с жанром… Хотя и в этом случае можно подобрать гораздо более интересные варианты.

Нет, вся суть этой настольной игры именно в трёх таймерах, отмеряющих время работы деревянных человечков. Может оказаться, что вам она не понравится — как есть такой риск и с любой другой игрой. Но Тревис Джонс и Stonemaier Games действительно постарались изобрести что-то принципиально новое!

Все обещания рекламных лозунгов оказались правдой — «Маятник» действительно инновационен. Правда, не факт, что любителям экономических стратегий эти инновации понравятся. Но не попробуете — не узнаете.

Настольная игра «Маятник»: революция в экономических стратегиях или нет? 2

Читайте также

Статьи

Тёмная сторона Вселенной: что такое тёмная материя и как ее найти 5
0
7417
Тёмная сторона Вселенной: что такое тёмная материя и как ее найти

Как изучают мрак, из которого состоит вселенная

«Чужой» среди своих: лучшие кроссоверы с участием ксеноморфов 12
0
50187
Чужой против Терминатора, Баффи и Черепашек-ниндзя: самые безумные кроссоверы

Как будто кто-то сомневался, что ксеноморф может драться вообще с кем угодно

Кричим в космосе в компании Чужого в
0
117905
Кричим в космосе в компании «Чужого» в 123 выпуске «Фантастического подкаста»

Обсуждаем самую ползучую и кислотную франшизу ко всемирному «дню Чужого»

Роберт Джордан, Брендон Сандерсон «Грядущая буря». Первый шаг к последней битве
0
68262
Роберт Джордан, Брендон Сандерсон «Грядущая буря». Первый шаг к последней битве

Апофеоз великой фэнтезийной эпопеи

Скандал со Sweet Baby Inc. Правда ли, что за «повесточку» в играх платят?
0
111653
Скандал со Sweet Baby Inc. Правда ли, что за «повесточку» в играх платят?

Наш автор погрузился в бездны нижнего интернета и дебри экономики, чтобы найти ответ.

«Сто лет тому вперёд» — не Алиса? Отличия от оригинала, вселенная, отсылки и пасхалки 12
0
174021
«Сто лет тому вперёд» — не Алиса? Отличия от оригинала, вселенная, отсылки, плагиат или нет

Разбираем мир 2124 года со спойлерами!

Роман Суржиков «Кукла на троне». Интриги внутри интриг
0
229640
Роман Суржиков «Кукла на троне». Интриги внутри интриг

Третий том фэнтезийной эпопеи об очередной «игре престолов»

«Мятежная луна: Дарующая шрамы»: наш обзор. Да начнётся битва… за урожай!  3
0
282941
«Мятежная луна: Дарующая шрамы»: наш обзор. Да начнётся битва… за урожай! 

Зак Снайдер наконец показал экшен не хуже «Звёздных войн». В конце!

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: