Настольные игры — это не одно увлечение (как многим кажется со стороны), а множество разных, объединённых «местом действия». Шахматисты, игроки в го и маджонг, любители «Манчкина», чемпионы Magic: The Gathering, любители построить замок в «Каркассоне» и художники, красящие целые армии Warhammer 40,000, — чаще всего это разные люди, редко разделяющие увлечения друг друга. Только почему-то большинство останавливается уже на «Свинтусе» и «Шакале» и не желает пробовать что-то посложнее. Некоторые находят одну-единственную, лучшую игру на свете. Я знавал фанатов «Колонизаторов», «Игры престолов» и «Ужаса Аркхэма», которым было плевать на все остальные игры. Каждому своё, но с этими людьми я категорически не согласен.

Мы живём в эпоху расцвета настольных игр и бума индустрии в стране. Несмотря на все кризисы, у нас издаётся всё больше и больше интересных и сложных игр. И многие из них достойны вашего внимания. Правда, постоянно находятся какие-то оправдания: «очень длинные правила», «времени нет», «супруге не понравится», «коробка тяжёлая», «игра слишком долгая и непонятная»… Отговорок так много, что даже в специализированных клубах не всегда найдётся компания на хорошую игру. Бывало так, что на какие-нибудь «Сумерки Империи» я звал всех подряд — друзей, подруг, любимого кота, но чуда не происходило. Бесполезно, все заняты. Тем не менее я попробую убедить вас, что в сложные настолки стоит поиграть. На то есть целых пять причин.

Кстати!

Одна из самых известных и амбициозных настолок в мире скоро будет издана на русском языке. «Gloomhaven. Мрачная гавань» подходит, пожалуй, под все наши пункты, и кроме того, это настоящая веха в игровом дизайне, которая уже давно не покидает первое место в рейтинге лучших настольных игр по версии BoardGameGeek.

На CrowdRepublic ещё идёт сбор средств, и вы можете успеть на него в ближайшее дни. Потом издатель запустит «второе дыхание» — то есть продлит сроки кампании, несколько изменив условия.

Зачем так сложно? 5 причин взяться за большие настолки

«Gloomhaven. Мрачная гавань»

Новые друзья

Очевидный пункт, не правда ли? Настольные игры — социальное хобби, и в одиночку в большую часть серьёзных настолок не поиграть. Но зачем искать друзей за партиями в сложные игры? В «Манчкина» и прочие «Дикситы» играет в двадцать раз больше народу. Так вот ведь в чём дело: лёгкие игры, филлеры и хардкор привлекают разных людей. Поклонники больших настолок, как правило, серьёзная публика — семейные люди с хорошим образованием и широким кругозором. С ними интересно не только играть, но и просто общаться. Им часто не хватает достойных соперников, готовых разложить «Игру престолов» или «Покорение Марса».

Не так уж и важно, как хорошо вы знаете правила, — вас всему научат и в ответ будут ждать элементарного уважения. Правила комплексных настолок не объяснишь за пять минут — а значит, как минимум одна тема для разговора у вас уже есть. Не бросайте партию в самом разгаре и не спорьте почём зря. Сегодня вы соперники, а завтра — лучшие друзья.

Зачем так сложно? 5 причин взяться за большие настолки 2

«Игра престолов»

Неповторимая атмосфера

В сложных играх наиболее полно раскрываются не только фантастические миры, но и даже отдельные исторические события. «Сумеречная борьба» позволит вам поучаствовать почти во всех конфликтах второй половины XX века, совершить переворот на Кубе, учредить НАТО, возвести и разрушить Берлинскую стену. По масштабу решений игра на голову превосходит, скажем, «КГБ против ЦРУ». Точно так же «Расхитители подземелий» проигрывают Descent и «Gloomhaven. Мрачной гавани».

В кооперативных настольных ролёвках вам каждый ход приходится принимать множество значимых решений — история игры, возможности персонажей и монстров в большой коробке несравнимо разнообразнее. И пускай «Манчкин», «За бортом» или «Нечто из глубокой бездны» дарят участникам атмосферу увлекательного праздника и чада кутежа, но ничто так не погружает в вымышленный мир, как мрачные драматичные описания в «Это моя война» или вторжение демонов они в японскую деревушку в Ghost Stories.

Сюда же стоит добавить настольные игры по мотивам известных франшиз. Вы мечтали сыграть за командира звёздного крейсера «Галактика», чтобы самому найти коварных сайлонов? Или возглавить армию Старков, чтобы дать бой Ланнистерам? Большие настолки позволяют разыграть новые истории в уже известных декорациях и со знакомыми героями. Уверяю, атмосфера за столом будет что надо, особенно если играть сядут поклонники вселенной.

Зачем так сложно? 5 причин взяться за большие настолки 3

Battlestar Galactica The Board Game

А как же настольные ролевые игры?

Хотя материал касается в основном игр с большим числом компонентов, совсем не упомянуть настольные ролевые игры будет нечестно — хотя бы потому, что у многих из них правила занимают по несколько сотен страниц. Особенно это касается самых известных игр вроде Dungeons & Dragons, Pathfinder, Warhammer 40,000, Savage Worlds или Fate.

Мы уже рассказывали, почему сейчас самое время познакомиться с этим хобби. За последнее время даже в России его сильно популяризировали за счёт фестивалей, клубов и издательств. И это не говоря уже о Западе, где про D&D вспоминают звёзды кино, а партии в ролёвки показывают в популярных сериалах.

Чтение комплексных правил — отдельное удовольствие для многих поклонников НРИ. Одним нравится разбираться в том, как система правил моделирует различные ситуации из реального мира. Авторы некоторых игр подходят к этому весьма тщательно — например, в книгах по GURPS  можно найти детальные выкладки по полётам космических кораблей с соответствующими формулами.

Зачем так сложно? 5 причин взяться за большие настолки 4

Dungeons & Dragons в рамках шоу D&Diesel

Другим игрокам интересно изучать множество черт, навыков и способностей, чтобы найти оптимальную комбинацию для своего персонажа. В этом тоже есть свой интерес — иногда копание в правилах рождает меметичных персонажей вроде кобольда Пун-Пуна с бесконечно высокими характеристиками и иммунитетом ко всем типам урона. Любители Dungeons & Dragons 3.5 определённо знали толк в веселье!

Третьи игроки видят в сложных правилах НРИ поле для анализа различных механик. Это может быть полезно, если автор захотел написать свою систему: перед этим лучше изучить десяток-другой представителей жанра и оценить, как там работают (или не работают) правила игры. Кроме того, изучение настольных ролёвок расширяет кругозор в хобби, что бывает полезно, если друзья просят вас провести игру в жанре космической оперы, а вы знакомы только с фэнтези-играми.

Оригинальные механики

Если вы думаете, что настольные игры бывают только про постройку домиков и войну орков с эльфами, вы сильно заблуждаетесь. «Капитан Сонар» предложит вам с друзьями управлять подлодкой. Только слаженные действия капитана, инженера и радиста помогут вам потопить субмарину противника. «Седьмой континент» забросит вас на остров, карту которого вы будете выкладывать, блуждая по нему (и она займёт весь стол!). В «Нью-Анджелесе» вы возглавите корпорацию и будете плести интриги против конкурентов, иногда отвлекаясь на городские беспорядки. Все упомянутые игры требуют определённых «инвестиций времени», но предлагают глубокий и продуманный игровой процесс.

Если мало и этого, а приключения кажутся слишком короткими, то к вашим услугам настолки с сохранением прогресса между партиями. Авторы некоторых комплексных игр вводят специальные правила, позволяющие перенести прогресс из одной игры в другую, — одна из таких механик называется «Наследие» и широко применяется, например, в двух сезонах «Пандемии». В сюжетных карточных версиях Pathfinder и «Ужаса Аркхэма» игроки после каждой миссии улучшают колоду персонажа и с ней переходят к следующей части приключения. А «Это моя война» позволяет «сохранить» игру после любого раунда — для этого существует специальный блокнот, куда записывается прогресс.

Зачем так сложно? 5 причин взяться за большие настолки 5

«Нью-Анджелес»

Веселье начинается до игры

Я дистанцировался от варгеймов и коллекционно-карточных игр, но считаю, что познакомиться с ними стоит каждому. Сбор колоды перед посиделками на кухне не менее увлекателен, чем сама игра. Эмоции, когда в первом бустере на турнире попадается редкая и мощная карта, вам подарит не каждая настолка. Рушить комбо противников и брать с верха колоды единственную карту победы — незабываемые ощущения. Жаль только, что все ККИ, кроме «Магии», у нас затухли, разве что «Берсерк» чувствует себя неплохо.

С варгеймами сложнее, но и интереснее. Раскрашивать космодесантников, орков и таусят — занятие не для всех, но попробовать стоит. Запишитесь на мастер-класс по покрасу, их регулярно проводят клубы, вдруг понравится. Если же вы считаете, что ни в жизнь не соберёте большую армию, обратите внимание на скирмиши Infinity и Malifaux: для игры в них достаточно нескольких миниатюр. Сомневаетесь? Зря, ведь варгеймы — это не какое-нибудь тупое мочилово, а сложный сценарий с разными условиями старта и победы.

Зачем так сложно? 5 причин взяться за большие настолки 6

«Берсерк. Герои»

Они красивые

Чертовски красивые! Да, среди простых игр тоже встречаются приятные глазу (например, «Запретная пустыня» или все игры Days of Wonder), но с монументами из «Лордов Эллады» и Древними из «Войн Ктулху» едва ли что-то сравнится. Я скептически отношусь к играм, в которых ничего нет, кроме симпатичного арта и фигурок, но среди действительно красивых игр большинство достаточно сложны.

Отдельного упоминания достойны качественные игры по франшизам, которые точно «зайдут» поклонникам. Например, настолки по Dark Souls и Horizon Zero Dawn стоят внимания хотя бы ради отличных аутентичных миниатюр — они только и ждут, когда их покрасят. А любителям «Звёздных войн» может понравиться варгейм X-Wing Miniatures, в котором участники управляют звеном космических кораблей. Мало того, что миниатюры детализированные и покрашенные, так ещё и настолка неплохая!

Зачем так сложно? 5 причин взяться за большие настолки 7

Cthulhu Wars

* * *

Игра в сложные настолки — это своего рода таинство. Изучение новых правил, раскладывание колоды, раскрашивание миниатюр, поиски оптимального хода и общение с друзьями — игра в какой-нибудь филлер ничего этого не подарит.

Впрочем, не стоит сразу бросаться в ближайший магазин за «Ужасом Аркхэма» — из-за резкого скачка сложности велик шанс просто разочароваться в подобных играх. Изучайте что-то смежное, пробуйте другие поджанры вроде ККИ или НРИ или читайте наши рекомендации! Главное — не тонуть в рамках одной игры, считая, что все настолки одинаковы: на самом деле их мир куда удивительнее.

Читайте также

Тайны Аркхэма

Во что поиграть? Настолки по мотивам Лавкрафта

Вселенная Лавкрафта подарила нам множество отличных игр, в особенности кооперативных. Есть из чего выбрать.

Дороги приключений: 7 главных кампаний для настольной ролевой игры Pathfinder

Дороги приключений: 7 главных кампаний для настольной ролевой игры Pathfinder

От управления своим королевством до сражения с Распутиным и Бабой Ягой.

Настольный Ктулху: «Ужас Аркхэма» и его идейные продолжения 12

Ктулху на вашем столе: «Ужас Аркхэма» и серия Arkham Files

Эта серия настольных игр лучше всего передаёт атмосферу хтонического кошмара и безысходности из рассказов Лавкрафта.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Павел Ильин
Математик, игрок, ролевик, главный редактор студии разработки настольных игр.

Показать комментарии

А ещё у нас есть