9
Почему «Душа» — лучший мультфильм Pixar за последние годы

Мультфильм «Душа» стал одним из главных хитов праздничного сезона. В США новая работа студии Pixar вышла сразу на стриминг-сервисе Disney+ и оказалась в числе самых популярных онлайн-премьер года. А в России, даже несмотря на пандемию и отложенный кинопрокат, фильм собрал 250 миллионов рублей всего за четыре дня.

И всё это в дополнение к высоким оценкам критиков, зрителей и профессионалов индустрии. Американский киноинститут даже включил «Душу» в топ-10 лучших картин 2020 года; премия «Оскар» фильму практически гарантирована.

Чем же «Душа» покорила все возрасты? Почему зрители откликнулись на эту весьма непростую историю о жизни и смерти? И как новый проект Пита Доктера («Головоломка») выворачивает привычную формулу Pixar наизнанку — но при этом сохраняет ей верность?

Подростковый кризис среднего возраста

 1

Soul

Жанр: притча

Режиссёры: Пит Доктер, Кемп Пауэрс

Премьера: 21 января 2021

Похоже на: «Вверх» • «Головоломка»

Чаще всего говорят, мол, «Душа» — самый взрослый фильм Pixar. И действительно, традиционно студия (и мировая анимация в целом) отдаёт предпочтение молодым героям. Тем, кто только входит во взрослую жизнь, ищет своё место в мире, формирует собственную идентичность вопреки традициям семьи. В общем, проходит через все испытания и травмы взросления, актуальные для юных зрителей в зале.

И вдруг на этом фоне появляется Джо Гарднер, немолодой учитель музыки c возрастным пузиком и проблесками седины на висках. После череды отказов он разочаровался в карьере джаз-пианиста и теперь обречён день за днём наблюдать, как школьники мучают инструменты. Жизнь Джо не просто уже началась, а фактически закончилась, зашла в тупик и даже не оставила на память яркой истории любви, как у старика Карла из «Вверх». «Душа» (по крайней мере, на первый взгляд) строится по канонам не романов воспитания, а историй про кризис среднего возраста. Шутка ли, ближайшим аналогом мультфильма Pixar в зимнем кинопрокате 2020–2021 оказалась грустная алко-комедия «Ещё по одной», а не традиционные диснеевские сказки.

Не то чтобы студия ранее не обращались к персонажам постарше. Среди героев Pixar встречаются и супергерои в отставке («Суперсемейка»), и вышедший в тираж гонщик («Тачки 3»), и сразу несколько невротичных отцов, фанатично заботящихся о своих подопечных («В поисках Немо», поздние части «Истории игрушек»). Но всех их объединяет одержимость прошлым: они страшатся перемен, цепляются за привычный быт и былые успехи.

Почему «Душа» — лучший мультфильм Pixar за последние годы 6

А вот Джо как раз надеется на перемены, его успехи — не в прошлом, а в мечтах о будущем, как у молодого человека. И неслучайно главным идейным противником героя становится его прагматичная мать, призывающая сына взяться за ум и не бросать надёжную учительскую работу ради призрачного шанса вернуться в джаз.

Возникает парадокс. Джо вроде как переживает кризис среднего возраста, но его история разыграна в традициях подросткового жанра. По сути, создатели «Души» взяли привычный типаж «юного героя Pixar» и просто задержали его в развитии на 15–20 лет. И получился персонаж, который выглядит по-настоящему оригинальным, но в то же время снайперски точно попадает в нерв поколения. Джо — классический миллениал: мужчина-мальчик, превыше всего боящийся совершить ошибку в выборе своей судьбы. Все силы он отдаёт фантазиям об «истинном призвании», пока настоящее обходит его стороной.

Разумеется, по законам драматургии герой должен встретиться со своим «зеркалом» — персонажем, который поможет ему взглянуть на себя со стороны. Для Джо таким отражением становится Душа 22, с которой он знакомится в загробном мире после своей неожиданной и нелепой смерти. Джо отказывается умирать, пока не исполнит своё предназначение и не сыграет в ансамбле легендарной джаз-дивы. Душа 22, напротив, не желает рождаться: её не прельщает ни одно из земных достижений, не вдохновляет ни один из великих землян.

Почему «Душа» — лучший мультфильм Pixar за последние годы 5

Герои вроде бы противопоставлены друг другу, но на самом деле донельзя похожи. Душа 22 тоже как бы застряла между двумя возрастами: дизайном она напоминает ребёнка (низкий рост, округлая мордашка, причёска-чубчик), но при этом обладает огромным опытом и разговаривает голосом «белой женщины средних лет» — про что в фильме даже есть отдельная шутка.

Оба протагониста «Души» уже немало пожили, но так толком и не «родились». А значит, им срочно необходимо классическое героическое путешествие в духе Pixar, по итогам которого персонажи придут к просветлению. Но именно в этом отношении режиссёр Пит Доктер и его соавторы позволяют себе, пожалуй, самый радикальный творческий эксперимент в истории студии. Компания, уже много лет воплощающая на экране любые фэнтезийные миры, забрасывает Джо и Душу 22 в по-настоящему волшебную реальность — город Нью-Йорк.

Сказки Большого яблока

«Душа» не первый фильм Pixar, действие которого разворачивается в месте, существующем на самом деле. Но первый, где реальный и волшебный миры разграничены настолько жёстко. Как правило, в мультфильмах студии чудеса соседствуют с повседневностью: Париж населяют говорящие крысы («Рататуй»), морские обитатели живут бок о бок с горожанами Морроу-Бэй («В поисках Дори»), а персонажи-абстракции буквально существуют в голове главной героини и реагируют на её адаптацию к переезду в Сан-Франциско («Головоломка»).

Почему «Душа» — лучший мультфильм Pixar за последние годы 4

В «Душе» всё иначе. Земная и загробная реальности существуют раздельно, и лишь двум персонажам — неутомимому бухгалтеру Терри и жизнерадостному хиппарю Лунветру — позволено нарушать границы между ними. В одном мире сосредоточены все фантастические элементы сюжета, другой полностью реалистичен. Более того, авторы разделяют их и стилистически: во вселенной душ совершенно иной подход к освещению, анимации персонажей (советники по дизайну двухмерны) и даже музыке. Тёплые джазовые импровизации Джона Батиста и ритмичные электронные шумы Трента Резнора и Аттикуса Росса словно были написаны для двух разных мультфильмов.

И это, конечно, неспроста. Новаторство «Души» становится очевидным, если сравнить её с ближайшим родственником из портфолио Pixar — «Тайной Коко». В обеих историях герои с неудержимой тягой к музыке случайно попадают на тот свет и, пережив много приключений в волшебной реальности, учатся ценить не только свое призвание, но и обычную жизнь. Однако «Тайна Коко» перегружена персонажами и сюжетными линиями: герои постоянно раскрывают свои и чужие тайны, на перемены их толкает разгадка детективной интриги. А главное, большая часть сюжета разворачивается в загробной вселенной.

Напротив, Джо на том свете не задерживается. Ему там нечему научиться: строго нормированная бюрократия мира душ лишь подтверждает заблуждения героя о том, что суть жизни — в великих достижениях и отработке своей личностной программы, нерушимо заданной «паспортом» из шести характеристик. Нет, по-настоящему волшебной реальностью, которая меняет мировоззрение Джо, оказывается… сама Земля!

Почему «Душа» — лучший мультфильм Pixar за последние годы 3

Пит Доктер переворачивает привычную формулу Pixar с ног на голову. Обычная нью-йоркская жизнь в «Душе» показана с интересом и красками, которых обычно заслуживают лишь самые экзотические локации. В загробном мире формы размыты, цвета упрощены, персонажи буквально неотличимы друг от друга и отзываются на одно-единственное имя «Джерри». Нью-Йорк же полон текстур и насыщенных оттенков, локации пестрят интересными деталями, каждый герой обладает яркой внешностью и характером. С помощью пресловутой «магии Pixar» фильм проявляет волшебное в повседневном.

К тому же «Душа» на каждом шагу заземляет сюжет. Большинство диснеевских историй (да, даже «Звёздные войны»!) строится по одним и тем же сценарным правилам. Героям необходимо преодолеть травму прошлого: трагическую ошибку, предательство друга или смерть близкого человека. И на этом пути протагонист обязательно должен вернуться к своим «корням», примириться с родителями. Всё это есть и в «Душе», но подача отличается кардинально.

Великая трагедия, с которой примиряется Джо, — не какое-то драматичное событие, а наоборот, тихая бесперспективная посредственность его жизни. Разговор по душам с матерью — важный, но далеко не поворотный момент истории. И даже финал намеренно оставлен открытым: сюжет не перестраивает героя на новые рельсы, а оставляет ему свободу выбора собственной судьбы.

Почему «Душа» — лучший мультфильм Pixar за последние годы 2

Фильм избегает больших событий, вместо этого наслаждаясь поэзией маленьких моментов. Чтобы полюбить жизнь, Джо и Душе 22 не нужно никого спасать (кроме самих себя), разгадывать тайны и восстанавливать историческую справедливость по типу «Коко». Достаточно просто поесть пиццу, поболтать с парикмахером, примерить отцовский костюм. Ключевое событие — вечерний концерт Джо в джаз-клубе — ничего, по сути, не меняет. «Что дальше? А дальше мы вернёмся в клуб на следующий вечер и снова будем играть», — наставляет героя его кумир.

Даже самые великие достижения и незабываемые впечатления происходят из рутины, и одно невозможно без другого. Что, кстати, неплохо объясняет принципы самой студии Pixar в последние годы: нельзя раз за разом выпускать «Головоломки» и «Души», иногда есть запрос и на очередную часть «Тачек». Просто потому, что кино (и творчество в целом) — такая же работа, как и любая другая. Со своей повседневностью и своими моментами чистого вдохновения.

Уроки «Души» особенно интересно изучать, размышляя о будущем Pixar. В 2018 году Пит Доктер стал художественным руководителем студии, и результаты его работы мы увидим уже в ближайшее время. Едва ли стоит ожидать радикальных перемен: все анонсированные на данный момент фильмы — сказки про молодых героев. Но, как доказывает «Душа», даже в сложившемся формате осталось ещё немало сюрпризов и пространства для инноваций.

Ребёнок может проживать взрослые проблемы, а взрослый — задаваться подростковыми вопросами. Героический квест не обязан сворачивать горы. 3D-анимация может быть одновременно абстрактной и реалистичной. А самые удивительные чудеса вселенной легко найти, просто выйдя на улицу.

Почему «Душа» — лучший мультфильм Pixar за последние годы 1

Смотрите также

«Детям важно задавать серьёзные вопросы». Разговор с создателями мультфильма Pixar «Душа» 7

«Детям важно задавать серьёзные вопросы». Разговор с создателями мультфильма Pixar «Душа»

Пит Доктер, Дана Мюррей и Кэмп Пауэрс рассказывают о Куинсе, мире душ и универсальных ценностях.

Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.

Читайте также

Статьи

Что почитать из фантастики? Книжные новинки марта 2021 12
0
7490
Что почитать из фантастики? Книжные новинки марта 2021

Сергей Лукьяненко, Гай Гэвриел Кей, Кристофер Руоккио, Нора Робертс и комикс от Виктории Шваб.

Пётр Бормор «Командная работа»
0
27566
Пётр Бормор «Командная работа»

«Сегодня всё должно быть на уровне. Без скандалов».

Читаем книгу «Кукольная королева» Евгении Сафоновой — тёмную сказку о взрослении и принятии утрат 1
0
47052
Читаем книгу «Кукольная королева» Евгении Сафоновой — тёмную сказку о взрослении и принятии утрат

В отрывке описывается загадочное Зазеркалье, иное измерение, где антагонист встречает старую знакомую и беседует с ней о судьбе главной героини, Тариши Бьорк.

Евгения Сафонова «Кукольная королева»
0
58894
Евгения Сафонова «Кукольная королева»

Тёмная сказка о взрослении и принятии утрат.

Амулет, мир тибетских духов и город ведьм: три фантастических комикса “МИФ” 2
0
60944
Амулет, мир тибетских духов и город ведьм: три фантастических комикса «МИФ»

Читателей ждёт магическое приключение Хранителя амулета, нетривиальная философская притча и сокровище для ценителей детализированных рисунков.

Невероятный полет фантазии. Тим Пауэрс и его книги. 2
0
70807
Невероятный полет фантазии: Тим Пауэрс и его книги

Визитной карточкой книг Пауэрса стали цитаты, аллюзии и отсылки, которыми изобилуют его произведения, давая внимательному читателю шанс заранее начать строить догадки о финале.

Мария Покусаева «Дурная собака»
0
265929
Мария Покусаева «Дурная собака»

Не зря старые предания гласят, что Фенрир предвещает большие перемены.

Во что поиграть в ожидании Diablo: старые «диаблоиды» 11
0
155452
Во что поиграть в ожидании Diablo: новые «диаблоиды»

Копаемся в «Вархаммере», «Майнкрафте», игре от авторов Titan Quest, а также изучаем «тёмную лошадку».

Спецпроекты

Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: