Фильм «Время» и оригинальный комикс: что Шьямалан снова сделал не так

26 июля 2021
Антон Минасов
26.07.2021
364736
3 минуты на чтение
Фильм «Время» и оригинальный комикс: что Шьямалан снова сделал не так 6

Супружеская пара с двумя детьми получает от санатория VIP-приглашение на закрытый пляж. К отдыхающим присоединяется еще одна чета с ребёнком, бабушкой и собакой, и все вместе они находят на побережье подозрительно молчаливого рэпера. Тем временем внимательные мамы замечают: их чадам удивительно быстро становятся малы купальники и плавки.

Old

Жанр: трогательный философский слэшер

Режиссёр: М. Найт Шьямалан

В ролях: Гаэль Гарсиа Берналь, Томасин Маккензи, Алекс Вулф, Кен Люн, Руфус Сьюэлл

Возрастной рейтинг: 16+

Премьера: 22 июля

Похоже на: «Никто никогда не видел ничего похожего» © М. Найт Шьямалан

Из предательского трейлера все мы знаем: это фильм про необычный пляж, на котором люди очень быстро взрослеют и стареют, — хотя сами герои выясняют важную особенность местности хорошо если ко второй трети повествования. Это лишает Шьямалана неожиданного поворота, поэтому режиссёр придумывает ещё один фирменный сюжетный поворот, на этот раз для финала. Но обо всём по порядку.

В основу фильма лёг швейцарский 100-страничный комикс «Замок из песка», получивший пару наград ещё в начале прошлого десятилетия. Это чёрно-белая минималистическая и довольно откровенная графическая притча о скоротечности жизни. Она цинично протаскивает нас через разогнанные в тысячи раз судьбы героев, кидая тех из пубертата в зрелость за какие-то несколько часов, и позволяет рассмотреть смену поколений в карикатурной миниатюре. Этот комикс — что-то вроде декоративного человеческого муравейника, заставляющего мозг читателя работать реверсивно: одновременно и смотреть на героев как на песчинки, и помнить, что сам он, читатель, такая же песчинка.

 

Фильм «Время» и оригинальный комикс: что Шьямалан снова сделал не так 1

Шьямалан же в своей экранизации ухитрился, с одной стороны, заметно снизить градус цинизма и добавить вагон патетики в отношении жизни и смерти определённых героев, а с другой, снять сцены гибели прочих персонажей в весёлых хоррор-традициях «Пункта назначения». И там, и там скоропостижность жизни людей потеряла своё первоначальное значение. Кажется, режиссёр пытался соорудить сразу два фильма: один — о том, что он увидел в комиксе, второй — о том, что от него, как кажется продюсерам, ждут зрители.

Вероятно, как раз поэтому в одном из ранних англоязычных отзывов на фильм говорилось, что здесь можно лицезреть сразу все лучшие и худшие стороны и особенности Шьямалана. От умения через тихий и постепенный саспенс деконструировать устоявшиеся клише — до удивительного непонимания идей первоисточника. От способности выстраивать из простых действий феноменальные динамичные сцены (например, здешнюю игру в пятнашки) — до попытки подать весь этот цирк на полном серьёзе. Чтобы вы понимали, один персонаж в определённый момент драматически превращается в Голлума.   

Фильм «Время» и оригинальный комикс: что Шьямалан снова сделал не так 2

Удивительно, сколь легко, с каким свежим взглядом уроженец Индии Шьямалан управляется с явлениями американской культуры вроде историй про призраков, феномена супергероев или провинциальной фобии НЛО. Но при этом как же осторожно и неуклюже он пытается препарировать ориентальные сюжеты вроде собственной «Девушки из воды» или америме про Аанга. В экранизации «Времени», кажется, и столкнулись лбами эти два Шьямалана: один упорно и ответственно снимал историю о бренности бытия, второй зачем-то дал в руки персонажу нож, а по голове ударил Альцгеймером. 

Нужно отдать ему должное, режиссёр как в старые добрые времена, придумал остроумный финальный твист. В отрыве от общего настроения фильма это и впрямь нетривиальный ход, но он плохо работает именно здесь, именно с такими вводными. Ведь в отличие от комикса, который ни разу не покидает границ пляжа и не даёт никаких ответов или объяснений происходящему, фильм теперь вынужден выстраивать живой мир вокруг этого миниатюрного клочка земли. Чтобы пролить свет на феномен старения, в сценарии через силу создаётся реалистичный бэкграунд, обступающий со всех сторон схематичную притчу. Это заставляет Шьямалана выдумывать сомнительные наукообразные сведения, натужно и искусственно оправдывать неспособность героев убежать, и подводить всё под новый, дурацкий финал.

Финальный твист становится продолжением именно той части сценария, где убийца под маской — это само время,  а не смиренное философское размышление о круговороте жизни. Две фундаментальные составляющие «Времени» так и не переплетаются в итоге, оставляя зрителя в недоумении: то ли хорошее он кино посмотрел, то ли нет. То ли триллер, то ли притчу.

Фильм «Время» и оригинальный комикс: что Шьямалан снова сделал не так 4

Актёров здесь по понятным причинам больше, чем персонажей: взрослеющих детей приходится менять. А вот по умолчанию взрослых героев с развитием сюжета гримируют под стариков с попеременным успехом. Например, на Гарсиа Берналя даже в изначальной роли отца семейства смотреть непривычно, ведь, казалось, ещё вчера он был молодой мексиканской звездой.

Комикс не боится демонстрировать половое развитие, секс и сексуальное поведение персонажей как важную часть взросления, в то время как фильм всего это стесняется и обходит. Впрочем, кастинг-директор «Времени» охотно согласился смутить зрителей фигурой Томасин МакКензи, играющей в том числе и четырнадцатилетнюю девчушку.

Фильм «Время» и оригинальный комикс: что Шьямалан снова сделал не так 5

Даже качество диалогов, которые Шьямалану как правило не очень удаются, здесь двойственное. Есть удачные примеры вроде попытки взрослеющего подростка объяснить развитие разума аналогией с расширением, но потускнением цветовой гаммы. А есть быстро надоедающие и не шибко остроумные игры словами на манер «Не торопи время!».

Подобно героям своего нового фильма, Шьямалан как жанровый режиссёр стремительно постарел. На смену ему уже давно пришли современные и многогранные авторы вроде Ари Астера или Роберта Эггерса, у которых получаются цельные, структурированные фильмы. Эти двое могут совместить хоррор с чем угодно, а вот «Время» вышло избыточным и несобранным.

Фильм «Время» и оригинальный комикс: что Шьямалан снова сделал не так 3

 

Читайте также

Статьи

«Паразит: Серый» — спорная экранизация манги, но идеальный спин-офф
0
10405
«Паразит: Серый» — спорная экранизация манги, но идеальный спин-офф

Дорама придется по душе как фанатам вселенной, так и тем, кто с ней только начинает знакомство.

Фантастический подкаст 9
0
43117
Сражаемся со злыми бывшими вместе в Эдгаром Райтом в 122 выпуске «Фантастического подкаста»

Обретайте силу САМОУВАЖЕНИЯ, точите пиксельный меч и заваривайте любой из двух десятков сортов чая Рамоны Флауэрс!

Все фильмы про Алису Селезнёву — от худшего к лучшему
0
66633
Все фильмы про Алису Селезнёву — от худшего к лучшему

Мультфильмы, фильмы и сериалы о девочке из будущего. Угадайте, на каком месте новый?

Читаем книгу «Время пепла» Дэниела Абрахама
0
79453
Читаем книгу «Время пепла» Дэниела Абрахама

Пролог, где описывается один день из жизни города и появляется главная героиня, Алис.

Сериал Fallout: абсолютная экранизация (для тех, кто любит игры от Bethesda) 3
0
122256
Сериал Fallout: абсолютная экранизация (для тех, кто любит игры от Bethesda)

Есть ли к чему придраться, или всё идеально? Пробуем разобраться.

Мария Семёнова «Братья. Книга 3: Завтрашний царь. Том 1». Конец ещё не виден
0
130499
Мария Семёнова «Братья. Книга 3: Завтрашний царь. Том 1». Конец ещё не виден

Славянское фэнтези для матёрых фанатов

Alone in the Dark: запутанное дело спорного перезапуска 34
0
177355
Alone in the Dark: запутанное дело спорного перезапуска

Увлекательный сюжет и затягивающая густая атмосфера нивелируются посредственным техническим исполнением.

«Мир без Стругацких: Межавторская антология». Если бы АБС не было
0
225845
«Мир без Стругацких: Межавторская антология». Если бы АБС не было

Собрание альтернативной литературы

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: