Сериал «Эдем»: скучный рай прекрасных аниматоров

11154
5 минут на чтение
В далёком будущем нет людей — только роботы, собирающие яблоки, и роботы, которые их охраняют. О людях так давно ничего не слышно, что в них перестали верить (впрочем, охранники продолжают выискивать еретиков, проповедующих существование людей, и насильно перепрограммируют ренегатов). Однажды двое роботов-рабочих находят капсулу, в которой оказывается человеческий ребёнок. Они привязываются к малышке и бегут в пустыню, где обосновалась община роботов, верящих в людей. Девочка вырастает и хочет узнать правду о своём происхождении. А ещё о том, куда же подевались люди…

Eden

Жанр: научная фантастика, постапокалипсис

Режиссёр: Ясухиро Ирие

Роли озвучивают: Марика Коно, Кэнтаро Ито, Кёко Хиками, Тарусукэ Сингаки, Юуки Кувахара, Юко Каида, Коити Ямадэра

Продолжительность: 4 эпизода по 25 минут

Премьерный показ: 27 мая 2021, Netflix

Похоже на:

мультфильм «Прочь!» (Гинтс Зильбалодис, 2019)

Более звёздного состава, чем тот, что работал над «Эдемом», невозможно представить. Именно он, а не сама история, служили главным рекламным крючком сериала. В списке громких имён были не только режиссёр (Ясухиро Ирие, создатель «Стального алхимика» и — почему-то об этом никто не говорит — Alien 9) и сценарист (Кимико Уэно, автор Space Dandy), но также художники (в первую очередь Тосихиро Кавамото, пускай даже он работал только над дизайном персонажей) и композитор (Кевин Пенкин с впечатляющим послужным списком — от «Башни Бога» и Made in Abyss до Norn9, Necrobarista и «Восхождения героя щита»). И это только те, о ком говорилось в пресс-релизах и рекламных материалах; в титрах же фигурируют и мастер дизайна макетов Атсуши Такэучи, и прекрасный художник Clover Xie, и это уже не говоря о сэйю… 

Когда такое происходит, речь идёт либо о продукте, который должен перевернуть аниме-индустрию или хотя бы создать мощный резонанс, либо о чьём-то личном проекте, к работе над которым подключают далеко не всех — только лучших из лучших. В случае с «Эдемом» обе версии вызывают сомнения: для первой маловато рекламы, для второй слишком подозрительно выглядит титр «Writer», под которым указано только имя Кимико Уэно, но не режиссёра и/или продюсера. То есть говорить о близкой сердцу истории, требовавшей воплощения, не приходится.

И это, к сожалению, очень заметно.

Визуализация и лор мира впечатляют значительно больше, чем сам сюжет. Не анимация, но именно прекрасный фантастический мир со своей историей завораживает, создаёт впечатление грандиозности и эпичности. Впрочем, эта фэнтезийная вселенная начинает разваливаться, если её рассматривать внимательнее. «Эдем» из таких вещей, которые ждут от зрителя эмоциональной вовлечённости, а не раздумий над фантастическим допущением. Заботливо прорисованные вручную декорации поражают, дизайны роботов интересные (не считая главного антагониста, выглядящего как Саурон с красными светящимися панельками). Дизайн же девочки впечатляюще посредственный — и вызывает кучу вопросов, например, «кто из сумасшедших роботов шил ей под размер шорты, портупею и корсет». 

Образ Сары вдвойне страдает от анимации. Это та самая старомодная игровая цифровая анимация, когда герой постоянно совершает движения, в том числе ненужные и неестественные, и ни секунды не может постоять спокойно. У роботов та же проблема, но из-за того, что большая часть из них не антропоморфна, это не пугает. А вот когда лицевая анимация одновременно показывает слишком много движений мимических мышц и при этом запаздывает с реакцией на полторы секунды, становится страшновато и неуютно. Не «зловещая долина», спасибо анимешной условности лиц и тел, но очень, очень близко к ней.

Лор хоть и кажется масштабным и перспективным, но постоянно спотыкается о клише и проваливается на простых невинных вопросах к сеттингу (почему у роботов есть гендерные роли, занимаются ли роботы-работники чем-то помимо сбора яблок, почему никто не контролировал эксперимент по спасению жизни элиты человечества и так далее). Сама же история банальна донельзя: это традиционный сюжет про единственного оставшегося в живых человека, который должен спасти остальных людей и привести их в новый, улучшенный мир, попутно сражаясь со злыми роботами, верящими, что человечество только испортит идеальную вселенную. Посыл понятен, вот только ни в какой момент времени человечество (и любой из его представителей) не берёт на себя ответственность за свои ошибки и, по сути, не отвечает на главный вопрос сериала: «Заслуживают ли люди жить в идеальном мире?» 

Нажмите, если не боитесь спойлеров

Подобный сюжет хорошо бы смотрелся в сказочном жанре, но «Эдем» пышет пафосом научно-фантастического откровения. Замкнутая локальная история про нескольких роботов, девочку и злодея раздувается до библейских масштабов и подаётся с помпезностью блокбастеров 1980-х. Да, лор, сеттинг и сама основа истории предполагают именно такую грандиозность, но сериал её просто не вытягивает. Здесь минимум локаций и персонажей, сцены флешбэков срежиссированы так, что на первое место выходит личная драма антагониста, а не проблемы постройки человеческих резерваций для элиты. А гигантские массы людей и роботов остаются за кадром, выталкивая на первый план дуэль на гигантских мехах — кстати, очень скучно поставленную. 

Возможно, история бы казалась значительно лучше, если бы это была просто камерная биография девочки в роботизированном будущем. Но и эта часть проседает: герои говорят шаблонными фразами и развиваются не сообразно происходящим с ними событиям, а потому что так прописано в «пути героя». Потенциал сеттинга может быть безграничным, но какой в этом толк, если история настолько скучная и посредственная?

Выйди «Эдем» десятилетия два назад, вероятно, он бы стал культовым: благодаря технологиям (далеко не прорывным для современной анимации, хотя и впечатляющим) и тяге поздних 1990-х и ранних 2000-х к притчевым сюжетам в фантастическом сеттинге, про который можно написать гораздо больше, чем про самих персонажей. Больше всего «Эдем» напоминает не другие аниме, а латвийский мультфильм «Прочь!» Гинтса Зильбалодиса — и не только потому, что это тоже фантастическая анимационная картина с сел-шейдингом. «Прочь!» — это также притча про ребёнка, оказавшегося вдали от людей и ищущего к ним путь. Там нет ни подробного лора, ни детального объяснения, на чём строится фантастический мир, но это совершенно неважно — перед нами притча, жанр, который подразумевает определённые допущения. 

«Эдем» же весь состоит из таких допущений, при этом пытаясь казаться чем-то большим, чем сказка про добрую девочку и злых роботов. И в итоге сериал, над которым работала феерически профессиональная команда создателей, может похвастать отдельными элементами (дизайнами, музыкой, некоторыми кадрами), но сам по себе не впечатляет.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

«Звёздные войны: Опорная команда». Семейное приключение в лучших традициях Спилберга

Сериалы

«Монстры-коммандос»: мультсериал Джеймса Ганна для тех, кому мало «Отряда самоубийц»
Возможно, не лучшая работа создателя «Стражей галактики» и «Миротворца», но поклонникам точно не стоит проходить мимо.

Сериалы

Лучшее аниме 2024 года: фантастика, фэнтези и просто дичь
От «Дандадан» до возвращения «Волчицы и пряностей»

Сериалы

Антиитоги 2024 года: разочарования, провалы и мультивселенная кринжа
Фильм-камикадзе, убийца киновселенной и самые скандальные «Звёздные войны».

Сериалы

Какие сериалы смотреть в 2025 году? Продолжения главных хитов
Про семейку Аддамс, про ведьмака, про резиновых пиратов или, может, про маленький городок, где любят D&D?

Сериалы

Лучшие мультсериалы 2024 года: фантастика, фэнтези и супергерои
Спасение душ в аду, радиоактивные люди и роботы-убийцы из нашего детства и сериал, который разочаровал, но всё равно оказался лучшим.

Сериалы

Какие новые сериалы выйдут в 2025? Фантастика, мистика и фэнтези
Возвращение в Вестерос и в город клоуна Пеннивайза, прибытие Чужих на Землю и нигерийский ответ «Аватару».

Сериалы

Какие фильмы и сериалы Marvel и DC выйдут в 2025 году?
про нового Супермена, возвращение Сорвиголовы, подозрительных агентов* и Джокера, приносящего жертвы индейским богам.

Сериалы

«Пилтовер стал нам уроком» — что показали в трейлере «Добро пожаловать в Ноксус» и почему это важно для вселенной «Аркейна»
Намёки, возвращения и планы на будущее Рунтерры

Сериалы

«Секретный уровень»: обзор 2 части. Эпизоды по Mega Man и не только (и камео Кратоса!)
Меньше экшена, больше диалогов и драмы.
Показать ещё
Подпишись на

Мир фантастики: подписка на 2025 год!

Только в предзаказе на CrowdRepublic:

  • 13 номеров и 3 спецвыпуска
  • Фирменная атрибутика
  • Бесплатные эксклюзивные бонусы для участников предзаказа
Подписаться