15 ноября «Коммерсантъ» опубликовал материал, посвящённый недавнему скандалу вокруг ролевой игры Vampire: The Masquerade и описанию Чечни в этом сеттинге. Автор Александр Черных в деталях пересказал отрывок из недавно выпущенной книги и осветил реакцию западного сообщества. По странному совпадению материал вышел накануне запуска проекта по сбору средств на русскоязычное издание VtM.

Мы решили разложить детали конфликта по полочкам и подробнее разъяснить позиции авторов книги и издателей. И для начала стоит вспомнить, как игра вообще оказалась в центре скандала.

Что за «Мир Тьмы»?

В 1991 году компания White Wolf запустила вселенную World of Darkness («Мир Тьмы»), куда входили настольные ролевые игры (НРИ), а также книги, комиксы и так далее. Наибольшую популярность завоевала линейка Vampire: The Masquerade. Она была посвящена борьбе вампирских кланов за власть над миром смертных в условной современной Америке. Вы могли слышать не только об этой НРИ, но и о её воплощениях в видеоиграх — VtM: Redemption и VtM: Bloodlines. Подробно о влиянии VtM на индустрию НРИ мы рассказывали в статье «История ролевых игр».

В 2015 году крупный шведский издатель Paradox Interactive (известен по стратегиям вроде Crusader Kings и Europa: Universalis) приобрёл White Wolf. Компания сформировала новую команду, куда вошли как старые авторы игры (Марк Рейн-Хаген), так и некоторые новые лица, работавшие над другими заметными НРИ (Кеннет Хайт). Вместе они приступили к разработке пятой редакции VtM. Обновлённое издание вышло летом 2018 года — сперва в виде бета-версии, а потом уже в виде полноценной книги правил. Правда, даже на этапе тестирования авторам довелось очутиться в центре скандала.

Как разгорались скандалы вокруг новой редакции Vampire: The Masquerade и при чём тут Рамзан Кадыров 4

Иллюстрация к видеоигре Vampire: the Masquerade — Redemption

Расизм и скандал вокруг альт-райтов

World of Darkness («Мир Тьмы») всегда опирался на культурные и социальные особенности реального мира. В одних линейках этого было больше, в других — меньше. Самые яркие примеры — этнические кланы (например, итальянская семья вампиров Джованни или арабские убийцы ассамиты), в которых явно угадывались стереотипные представители той или иной страны.

Американским игрокам было, в общем-то, на это наплевать, однако игры становились всё популярнее за рубежом. Игроки из других стран столкнулись с непривычной для себя парадигмой «Америка в кольце врагов». Поэтому им приходилось или играть исходя из американских реалий, или почти полностью перекраивать идеологию.

В дальнейшем, конечно, авторы нашли способы расширить линейку и более изящно отразить культуру прочих народов. Так, выдающееся дополнение Charnel Houses of Europe: The Shoah, написанное для линейки Wraith: The Oblivion, всерьёз и по-взрослому рассказывало о призраках жертв Холокоста. Книга до сих пор считается одной из самых убедительных и драматичных из когда-либо выходивших в сеттинге. Подробнее о расизме в «Мире Тьмы» рассказывал Леонид Мойжес на DTF.

Однако из-за глобализации попытки авторов сыграть на той или иной политической или культурной теме стали воспринимать в штыки. Ещё до релиза пятой редакции VtM блогер Dice Dog обвинил White Wolf в потакании «альтернативным правым», поскольку это движение упоминалось в описании архетипов персонажей в бета-версии. Скандал вызвал бурные обсуждения в соцсетях, и вскоре разработчики официально заявили, что «рады всем, кроме неонацистов». Сейчас Dice Dog удалил свои статьи из-за якобы поступивших ему угроз. Несмотря на скандал, v5 всё же увидела свет в августе этого года, а спорный абзац в ней переформулировали.

Как разгорались скандалы вокруг новой редакции Vampire: The Masquerade и при чём тут Рамзан Кадыров 5

Фрагмент обложки для книги правил Vampire: The Masquerade v5

Чечня и Камарилья

Не успела White Wolf пережить скандал вокруг «альт-райтов», как вновь оказалась под огнём из-за вышедшей в начале ноября книги Camarilla — дополнения к пятой редакции VtM. Причём сразу с двух сторон.

В разделе The Gehenna War авторы подробно описали Чечню Мира Тьмы. Согласно их видению, это единственная территория в мире, которую полностью контролируют ассамиты — безжалостные и скрытные убийцы с Востока, занимающие нейтральную сторону. Глава написана от лица вампира, посетившего Чечню.

Он рассказывает, что республикой якобы тайно правит криминальная вампирская организация «Абрек» (Abrek), которая за много лет «раскинула щупальца по Ближнему Востоку, России и Европе» и породила террористическую группировку «Исламское государство» (запрещено в России). В Чечне якобы расположено свыше семидесяти пяти «кровавых лагерей» для кормления вампиров — эти места замаскированы под стадионы, школы и прочие общественные объекты. Главой вампирской республики указан «султан Рамзан».

Рамзан упорно старается, чтобы Чечня выглядела теократической республикой, живущей в соответствии со средневековыми азиатскими традициями. Его публичная позиция — «Шариат превыше законов России». Но все религиозные разговоры — просто чепуха, лишь необходимый инструмент для политического влияния. Религия позволяет «Абреку» контролировать население.

Как разгорались скандалы вокруг новой редакции Vampire: The Masquerade и при чём тут Рамзан Кадыров

Фрагмент иллюстрации из Camarilla в разделе о Чечне

Авторы книги также вспомнили громкое расследование «Новой газеты», которая заявила о пытках и убийствах представителей ЛГБТ-сообщества в Чечне. По версии Мира Тьмы, в республике действительно жестоко обращаются с гомосексуалами, но все сообщения в СМИ об этом — лишь хитрое прикрытие.

Многочисленные международные споры о преследовании гомосексуалов в Чечне — хитрая манипуляция СМИ, придуманная для того, чтобы привлечь внимание к законам шариата, а не к тому, что происходит в республике на самом деле.

Геев действительно держат в заключении в течение нескольких дней, чтобы позднее их, истощённых, голодных и измученных, выпить и убить. Но смысл не в этом. Истинная цель в том, чтобы отвлечь внимание от того, что на самом деле представляет собой Чечня.

Эти абзацы привлекли внимание и поклонников сеттинга, и ЛГБТ-сообщества. Пользователи DriveThruRPG (онлайн-магазина по продаже книг для НРИ) развернули обсуждение в комментариях на странице Camarilla. Многие сочли, что авторам не удалось соединить кошмары реального и вымышленного мира, поскольку разработчики игры объяснили проявления жестокости не человеческой, а сверхъестественной природой.

Похожей точки зрения придерживаются и многие участники дискуссий на форуме Onyx Path. Тема под названием V5 Camarilla, Chechnya собрала свыше ста пятидесяти постов. Игроки отмечают, что авторы дополнения полностью вышли за рамки центральной темы «Мира Тьмы».

Этот раздел АБСОЛЮТНО выбивается из центральной темы VtM. Предполагается, что «Мир Тьмы» — это тёмное отражение нашего собственного мира, место, которое ещё хуже нашего мира. Но авторы объяснили преследование гомосексуалов в Чечне замыслом вампиров, что УМЕНЬШАЕТ значимость происходящего. В нашем мире этот кошмар совершается людьми. А не сверхъестественными чудовищами, которые действуют исходя из желаний внутреннего зверя.

Авторов также раскритиковал геймдизайнер Джозеф Каррикер, работавший раньше в White Wolf. Он назвал «вопиюще мерзким» решение разработчиков показать, что «лагеря смерти для квир-людей» служат лишь для отвлечения внимания.

Как разгорались скандалы вокруг новой редакции Vampire: The Masquerade и при чём тут Рамзан Кадыров 6

Коллаж из обложек к VtM v5

Реакция авторов игры

Сперва на критику отреагировал создатель классического «Мира Тьмы» и автор-консультант пятой редакции Марк Рейн-Хаген. Он высказался в весьма грубой манере у себя в фейсбуке. Сейчас его пост удалён, но сохранился скриншот сообщения. Рейн-Хаген настаивал, что разработчики вольны обращаться к расистским и мизогиническим персонажам, поскольку без этих образов, например, невозможно показать фашизм. Он считает, что авторы могут вкладывать в уста отрицательных персонажей любые фразы. (Справедливости ради отметим, что критика была связана всё-таки не с этим.) Позднее Рейн-Хаген отметил, что ему не понравилось, как его коллеги написали фрагмент с Чечнёй.

Впрочем, уже 10 ноября White Wolf извинилась в социальных сетях. В заявлении компания подчеркнула, что всегда открыта для обратной связи и старается учитывать критику . Пока что WW не сообщила о конкретных действиях со своей стороны, поскольку в компании идут перестановки сотрудников, в том числе и руководства.

Позиция Чечни и русских СМИ

Но не исключено, что White Wolf скоро придётся извиняться ещё раз — на этот раз перед правительством Чечни. Автор статьи в «Коммерсанте» обратился за комментарием к пресс-секретарю главы Чеченской Республики Альви Каримову.

Если бы они эту игру привязали к любому другому российскому региону, то на нее никто бы не обратил внимания. Это такой рекламный ход, чтобы подогреть интерес к игре. Это продолжение кампании по очернению России и Чечни. Уверен, что за ней стоят те же организации, что заявляли о якобы преследовании сексуальных меньшинств. Сами выпустили игру, сами теперь ее критикуют — вот это и есть настоящая игра. Аморальная и бессовестная.

Как разгорались скандалы вокруг новой редакции Vampire: The Masquerade и при чём тут Рамзан Кадыров 2

15 ноября статью «Коммерсанта» прокомментировал глава министерства по национальной политике и внешним связям республики Джамбулат Умаров. Он считает, что выставление Чечни в негативном свете в VtM связано с тем, что республика прямо высказывает «свою позицию по поводу разврата и распущенности» и последовательно отстаивает традиционные ценности.

Это бессовестное поведение разного рода дельцов, которые обманывают людей иллюзиями. Мы находимся в состоянии информационной войны. Я не исключаю — и эта вероятность достаточно велика, — что мы будем обращаться в судебные инстанции.

Сам автор материала Александр Черных признался, что тоже играл раньше в VtM, а потому очень удивился происходящему.

Я в юности поигрывал в Vampire: The Masquerade, поэтому лично у меня главная эмоция — удивление от того, что и мой реальный мир вдруг оказался частью игры. Очень четко чувство стирание граней реальности. Читаешь про «султана Рамзана» и его зоопарк — и не понимаешь, где тут выдумка-то.

Но все-таки в игре про вампиров есть четкие правила. А в жизни, кажется, нет.

Скандал докатился до крупных СМИ, заметки про Чечню и VtM выпустили все, кому не лень. Ситуацию обсудили даже на федеральном канале «Россия-1» в передаче «60 минут по горячим следам» (37:38).

Всё, что в этой игре, которая на самом деле не является игрой, а является Геббельсовской агиткой и пропагандой, всё это ложь и неправда. Для них была бы большая честь, если бы подавали в суд, но достойный ответ на эту агитку мы им дадим, и в целом российское общество даст достойный ответ.

Краудфандинг и позиция издателя в России

Пожалуй, самое парадоксальное в том, что материал Черных вышел в «Коммерсанте» за день до начала краудфандинговой кампании по официальной локализации Vampire: The Masquerade. Изданием занимается «Студия 101», выпустившая на русском языке «Кориолис. Третий горизонт», «Дневник авантюриста», «Ктулху» и десятки других настольных ролевых игр.

Издатель анонсировал работу над VtM на фестивале «Ролекон» ещё 10 ноября. Там представители сразу же отметили, что пока выпускать будут именно «классическую версию»: Vampire: The Masquerade. 20th Anniversary Edition (v20).

Это важно отметить. Скандальный образ Чечни упоминается даже не столько в другой книге, сколько в другой игре (пусть и под общим брендом): в дополнении к VtM v5 Camarilla. А издавать планируют базовую книгу правил VtM v20.

На фестивале участники тоже поинтересовались скандалом вокруг упоминания Чечни. «Студия 101» подтвердила, что в White Wolf идут кадровые перестановки, а также добавила, что после скандала компания начала выверять книги.

Вопрос: Как «Студия 101» относится к националистическому контенту в v5? Имеется в виду кошмарное описание Чечни. Можно ли как-то повлиять на авторов, чтобы не пришлось потом всем хором извиняться?

Ответ: Мы опасались, что это может повлиять и на v20 тоже, поскольку это тоже «Мир Тьмы». Мы связались с главой по маркетингу и главой линейки «Вампиры. Маскарад». Помимо меня это сделали несколько глав комьюнити по Восточной Европе. На данный момент приостановлена печать книги и созвано экстренное собрание, на котором будет принято решение о том, что делать с этой ситуацией. Дело в том, что летом в White Wolf произошли кадровые перестановки. Некоторые решения были приняты людьми, уже покинувшими компанию. Так что сейчас White Wolf полностью пересматривает книги и выверяет их.

После выхода многочисленных публикаций в СМИ издателю пришлось опубликовать дополнительный разъяснительный текст.

* * *

Немного выводов и личных мыслей

На мой взгляд, в современном мире почти невозможно сделать интересную игру (настольную ролевую или видеоигру), оторванную от реальности. Чем больше точек соприкосновения с реальным миром, тем выше шанс, что игра получится увлекательной и интересной. Иногда речь идёт о простом эксплуатировании образов или всем знакомых тем. Иногда — об обыгрывании культурных и социальных моментов.

Авторы западных НРИ довольно часто обращаются к этническому колориту, в том числе и российскому. Например, для правил HeroQuest компания Firebird Productions выпустила в 2006 году книгу Mythic Russia по мотивам русской мифологии. Её действие разворачивается на Руси XIV века. Авторы с уважением подошли не только к нашему фольклору, но и к истории. А в игровом мире Ultima Forsan для «Дневника авантюриста» альтернативной Руси посвящена целая книга — «Макабрическая Русь».

Есть и менее удачные примеры. Так, Джон Вик попытался описать дикие нравы в местной России (Уссура) во второй редакции «Седьмого моря», но вызвал у отечественных игроков лишь гнев — настолько пренебрежительно была описана эта страна.

«Мир Тьмы» и раньше не очень удачно соединял сверхъестественное с реальным, а особенно заметно это стало c распространением интернета, когда с игрой стали знакомиться люди со всего мира. Да, бывали исключения вроде Charnel Houses of Europe: The Shoah, но в 2018 году применять такой подход нужно ещё аккуратнее. Пятой редакции всего три месяца (полгода, если считать бета-тесты), а авторы уже оказались втянуты в два крупных скандала.

Будет очень обидно, если из-за такой шумихи пойдёт насмарку труд «Студии 101» по изданию игры. Переводчики и корректоры уж точно не виноваты в том, что авторы другой редакции решили поиграть с современной повесткой.

Я удивлён, что авторы v5 в принципе допустили такую ошибку: попытались объяснить человеческие поступки вампирскими мотивами. Ведь разработкой занимается в числе прочих и Кеннет Хайт, который ещё в своей Trail of Cthulhu («Ктулху») десять лет назад сформулировал обратный принцип: за человеческие деяния отвечают люди, а не вымышленные монстры.

Существует риск соскользнуть на тему «Ньярлатхотеп изобрёл нацизм» или, что ещё хуже, «Ньярлатхотеп заставил нацистов творить зло». Это опошляет растянувшуюся на десятилетие человеческую историю геноцида и притеснений, превращает реальные зверства в приключенческое суперзлодейство и снимает всех с крючка вины.

Может быть, дело в личном подходе автора Мартина Эрикссона, который отвечает за развитие сюжета и мифологию пятой редакции «Мира Тьмы». В ролевой среде он известен довольно эксцентричным поведением. Например, на гостевом стриме Эрикссон рассказывал об участии в полевых ролевых играх (LARP) с тотализатором и ставками. Он также упомянул, что позднее уже сам организовывал LARP, где заставлял участников с какими-либо фобиями встретиться со своими страхами: например, засовывал людей с клаустрофобией в маленькие коробки (9:36). За подобную бестактность поклонники ролевых игр неоднократно критиковали Эрикссона. Вероятно, именно он и написал ту самую злополучную главу про Чечню.

P. S. Пока я писал эту статью, своё мнение — более резкое — высказал мой приятель и большой поклонник игры у себя в сообществе «ВКонтакте».

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Показать комментарии

А ещё у нас есть