«Алита: Боевой ангел»: лучшая экранизация аниме в Голливуде, которая провалится. Обзор фильма
140500
7 минут на чтение
Будущее, высокие технологии, жалкая жизнь. Богачи живут в летающем городе Залеме, а внизу, в Айрон-сити, чернь ворует друг у друга кибер-импланты. Доктор Идо находит на свалке останки девушки-киборга, восстанавливает её и называет Алитой. Она не помнит своего прошлого, но обнаруживает, что умеет две вещи: отлично драться и нарываться на неприятности.

Жанр: постапокалипсис, киберпанк, подростковая фантастика

Режиссёр: Роберт Родригес

В ролях: Роза Салазар, Кристоф Вальц, Киэн Джонсон

Премьера в России: 14 февраля 2019

Возрастной рейтинг: 16+

Похоже на: «Первому игроку приготовиться» (2018), «Элизиум» (2013), «Призрак в доспехах» (2017)
«Алиту» снял Роберт Родригес, но на самом деле это проект мечты Джеймса Кэмерона. Это он поклонник манги «Сны оружия», это он давно мечтал сделать её экранизацию — и не мог, загрузившись «Аватарами» до 2020 года. Именно Кэмерон написал изначальный сценарий фильма.

Как и многие проекты мечты, «Алита» была обречена ещё до рождения. Крупного фэндома у этой франшизы нет, а любители аниме в кино не ходят и косо смотрят на такие адаптации после «Призрака в доспехах» с Йоханссон. Критикам фильм предсказуемо не нравится (часто ли они вообще хвалят подростковую фантастику?), аналитики пророчат ему провал в прокате. Опять проект по оригинальной вселенной терпит поражение.

И всё же мечта Кэмерона сбылась: манга получила достойную экранизацию. Она, пожалуй, лучше, чем одноимённое аниме. От голливудского «Призрака в доспехах» «Алита» принципиально отличается тем, что снята с явной любовью к материалу. Кэмерон и Родригес очень хотели, чтобы эту историю и эту героиню полюбили и мы, — и у них это почти получилось.

Плюс: сама Алита — настоящее чудо

Первые руки Алиты выглядят хрупкими, ажурными, совсем не боевыми — под стать самой героине в этот период

Сама Алита казалась потенциально главной проблемой фильма, а оказалась его лучшей находкой. Все недоумевали, зачем Розе Салазар приделали компьютерное лицо с огромными анимешными глазищами. Но благодаря этому Алита выделяется и запоминается. По меркам аниме её внешность была шаблонной, а в мире реальных людей такая девушка выглядит немного странно — и оригинально. В то же время она не кажется чуждой — потому что сам мир тут глубоко в «зловещей долине». Айрон-сити полон куда более диковинных киборгов. На фоне парней с железными подбородками и искусственными глазами Алита смотрится не чуждой, а человечной.

Но главное, что человечности ей придаёт сама Салазар. Вот для чего нужен был цифровой грим — чтобы отдать роль опытной актрисе за 30. Роза играет отлично — и лицом, и телом. Её Алита — настоящий живой человек. У неё выразительная мимика, по которой всегда ясно, что она чувствует. Её угловатые движения постепенно становятся более уверенными. Девушка кажется застенчивой и хрупкой — и потому особенно впечатляет, когда она начинает раздавать люлей огромным киборгам. Надо видеть её лицо в этот момент — она сама в шоке!

Постепенно девушка начинает упиваться своей силой и откровенно наглеть. И это тоже сыграно здорово

Героиня не только «прокачивается» — она развивается как личность. Она проходит путь от хлопающей ресницами наивной девочки в начале до дерзкой бунтующей оторвы в середине и хладнокровной мстительницы в конце. Алита — серьёзная заявка на лучшую героиню этого года в фантастике. После неё как-то неловко вспоминать прочих героинь подростковых антиутопий, которые «вживую» часто выглядели более деревянными, чем нарисованная девчонка.

Жаль только, что её окружение до этого уровня не дотянуло.

Минус: в сюжете понамешано слишком много всего

Предыстория тела «берсеркера» в фильме совершенно другая

Изначальный сценарий Кэмерона занимал 180 страниц, фильм по нему тянулся бы три часа. Родригесу пришлось сократить его — и Джеймс похвалил его правку за элегантность. Роберт не выкинул ничего существенного. Читавшие мангу и смотревшие аниме оценят, что самое важное из первоисточника в фильме сохранилось.

Но этого «самого важного» слишком много. В фильме смешались сюжеты первых двух томов манги, отрывки о моторболе из третьего, злодей из пятого и флешбэки о прошлом Алиты — вообще из отдельной серии. Вдобавок Кэмерон поразительно много взял из аниме про Алиту, которое в Японии считают неудачным. Именно оттуда перекочевала ничего особо не дающая сюжету доктор Кирен, именно там расширили роль мафиози Вектора, а нескольких злодеев слили в одного.

Кэмерон пошёл ещё дальше и добавил немало от себя. Кирен у него бывшая жена Идо, а Вектор — чуть ли не хозяин Айрон-сити. Но главное, почти все злодеи, взятые из разных томов манги, стали участниками единого заговора и подчинёнными друг друга. Вроде это должно было сделать сюжет связнее, а получилось наоборот.

Не вся отсебятина Кэмерона плоха. Идо у него получил дополнительную мотивацию — банальную, но лучше, чем альтруизм на пустом месте. Благодаря этому Кристофу Вальцу есть что играть

Всё-таки манга — серия разрозненных эпизодов, для экранизации которой лучше подошёл бы сериал. У каждого тома был свой злодей, свой конфликт, который раскрывали по максимуму. В фильме же разные сюжеты слили воедино — и одно начало валиться на другое, толкаясь локтями. Слишком много всего происходит одновременно, и Родригес не знает, на чём сосредоточиться.

Фильм не успевает ничему уделить достаточно внимания, подчеркнуть важное, дать прочувствовать драму. Роскошный заезд в моторбол резко прерывается на линию Хьюго, убивая всё значение сцены. Потенциально интересных злодеев сливают, делая марионетками другого злодея, раскрытие которого наивно оставили на сиквел. Даже в диалогах заметны неожиданные рывки: так, в сцене в баре «Канзас» Алита несколько раз переходит с привычного живого языка на пафосный слог и обратно.

Хьюго — худший персонаж, который топит фильм. Поверхностно прописан, скучно сыгран, а в русском дубляже ещё и ужасно озвучен

Больше всех от сплющивания сюжетных линий пострадал юноша Хьюго. В манге это был персонаж трагический и комический одновременно, не положительный, но обаятельный. А тут от него остался безликий любовный интерес главной героини. И вроде ключевые события его линии показали, и мотивацию его проговорили — но как-то поспешно и между делом, в промежутках между другими разборками с участием Алиты.

Плюс: битвы действительно хороши

Салазар ещё и отлично исполнила трюки через мо-кап

Зато наблюдать за самими разборками действительно интересно. Боевые сцены — второе главное достоинство «Алиты». Вот что фильм удачно позаимствовал из аниме — и не из дешёвого аниме про Алиту, а из японской анимации вообще.

Родригес учёл проблему супергеройских фильмов, где герои и злодеи прошибают друг другом небоскрёбы без видимого вреда для противника. В «Алите» бойцы разносят друг друга вдребезги. Большинство персонажей тут — киборги, и это позволяет ловко обходить возрастные ограничения. Крови здесь совсем немного, но этого не замечаешь: мозг подсознательно считает, что её не может не быть. Ведь на экране бойцы отрывают друг другу конечности, рубят головы, выпускают металлические «потроха». Даже сама Алита получает тяжелейшие травмы. Видели бы вы, как она дерётся с огромным противником, имея из конечностей только одну руку!

Куда же без драки в баре с использованием подручных средств!

Алита, конечно, чаще побеждает — но не кажется уныло непобедимой. Постановка некоторых боёв напоминает драки с участием Джеки Чана: герой сталкивается с группой сильных врагов и вынужден пропустить несколько ударов, прежде чем поймёт, как использовать слабости противников. Всё это подавляет неверие и позволяет забыть про физику. Конечно, при такой разнице в массе девчонка не смогла бы валить громил, будь она хоть из нержавеющей стали. Но во время просмотра об этом просто не думаешь.

Минус: всё смотрится очень искусственно

В результате слияния и поглощения персонажей Вектор оказался каким-то злодеем на все руки: и владельцем моторбола, и главой воинов-охотников, и при этом мафиози, ворующим органы

Однако что полезно для экшен-сцен, то плохо для мира, атмосферы и эстетики. Мир «Алиты», на первый взгляд, полон деталей, необычных существ и живописных декораций. Только в единую картину всё это не складывается. За последние годы мы повидали немало миров с «высокими технологиями и жалкой жизнью», и Алитин далеко не лучший.

Его главная проблема не в проработке и не в общественном устройстве, а в том, как он выглядит. Этот недостаток был и у манги с аниме, но на большом экране с живыми актёрами он особенно бросается в глаза. Всё, что не живое, тут мультяшное. Киборги сверкают, словно покрашенные краской-серебрянкой, на большинстве нет ни царапин, ни ржавчины. Их детали явно не функциональны и служат лишь «правилу крутизны». Их тяжесть не чувствуется — они летают от пинков как невесомые. Бои между ними зрелищны, но такое впечатление, что дерутся игрушки-миниатюрки.

Много лет спустя это наверняка будет в подборках худших спецэффектов прошлого

«Алита» — очередной фильм, где графика даже не пытается убедить зрителя в том, что нарисованное — реально. Наоборот, она выпирает отовсюду, словно крича: «Глядите, у нас дорогой графон!» Визуально «Алита» очень напоминает «Первому игроку приготовиться», и это не комплимент. В фильме Спилберга действие происходило в виртуальной игре, и это хоть как-то оправдывало, что персонажи и окружение выглядят как в мультике. Но у Родригеса-то так выглядит «реальный» мир!

Пожалуй, именно это подкашивает картину сильнее всего: её общая стилистика. Вряд ли кто-то не пойдёт в кино из-за непроработанного Хьюго или несфокусированности сюжета — этого по трейлерам не видно. А вот то, что фильм выглядит пластмассово, как сценка из игры, что многие реплики в нём звучат искусственно и банально, — это можно понять и из двухминутного ролика. Если «Алита» в итоге действительно провалится, то не потому что так уж плоха. Просто её создатели не сумели убедить далёкого от аниме зрителя, что в этом фильме есть и много крутого.

Алита, если подумать, то и дело ходит голой. А мы этого не замечаем, потому что у неё тело пластмассового робота, а не женщины

Чуда не случилось, катастрофы тоже. «Алита» вышла именно такой, какой ожидали: подростковой и наивной, зрелищной, но не красивой, снятой с любовью к первоисточнику, которую оценят только полтора отаку и редактор «Мира фантастики». Но посмотреть её всё же стоит. Ради боевых сцен, ради отдельных неожиданно крутых моментов, ради необычного, хоть и непоследовательного мира. И, конечно, ради Розы Салазар — настоящей анимешной Алиты.

Стоит ли читать?

оценка

УДАЧНО

  • сама Алита
  • игра Розы Салазар и Кристофа Вальца
  • крутые битвы киборгов

НЕУДАЧНО

  • несфокусированный сюжет
  • скучный Хьюго
  • неубедительная эстетика

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Мультфильм «Дикий робот»: история квадробера*, заставляющая любить маму

Кино

«Адвокат дьявола»: адская история создания фильма
Как найти Сатану на главную роль

Кино

«Хеллбой» Гильермо дель Торо. Как создавалась дилогия о Парне из пекла
Лучший фильм о демоне для восьмилеток и коллекция любимых образов мексиканского режиссёра

Кино

«Жребий» по роману Стивена Кинга: пугающе скучная экранизация
Это кожа убийцы, Бен!

Кино

Как снимает Гильермо дель Торо. Рецепт идеального монстра
Какую роль в его фильмах играет цвет, какую — любимые писатели, и как правильно создавать чудовище.

Кино

«Джокер: Безумие на двоих» — это экранизация комментариев к «Джокеру» в интернете
Жертва системы или Тайлер Дёрден нового мира?

Кино

Какие фильмы смотреть в октябре 2024? Мировые премьеры
Приближается Хэллоуин — время смотреть ужасы… или инди-кино?

Кино

«Ходячий замок»: фильм и книга. Как Миядзаки создал шедевр волшебного стимпанка
Как Хаяо научил замок ходить и снял сцену, ради которой стал аниматором.

Кино

Какие фильмы смотреть в октябре 2024 в кино? Битва русов с азиатами
Индия и Китай vs русские сказки

Кино

«Субстанция»: боди-хоррор в мире жестокого гламура
«Извините, у вас ухо отклеилось»
Показать ещё