Что будет в России с кино и сериалами? Спойлер: всё очень плохо

35284
13 минут на чтение
Российский кинорынок остаётся ещё одной отраслью, пострадавшей в результате текущих событий. Кинопрокат лишился голливудских новинок, а стриминги — цифровых премьер блокбастеров и новых сериалов. Есть вероятность, что этим ситуация не ограничится и уже скоро потоковые сервисы потеряют гораздо больше. «Мир фантастики» разбирается, что творится с кино и сериалами.

Смотрите также

Что будет с книгами в России теперь?

Алексей Ионов

28.03.2022

14355

На чём печатать, когда нет бумаги? Что печатать, когда нет прав? И кто это будет покупать, когда нет денег? Анализируем кризис российского книгоиздания в новом мире 2022 года.

Голливудского кино не будет 

Ещё в самом начале марта вся голливудская большая пятёрка — студии Sony, Disney, WarnerMedia, Paramount и Universal — приостановила свою деятельность в России, причём Warner сняла с проката долгожданного «Бэтмена» Мэтта Ривза за день до премьеры. А 1 апреля к коллегам присоединилась и студия Lionsgate. Причём если Sony, WarnerMedia, Paramount и Universal поначалу заморозили только премьеры новых релизов, то Disney с 7 апреля вводит полный запрет на прокат всех своих фильмов в кинотеатрах.
Кликни,
чтобы посмотреть видео
you-video
Почему-то с IP адресов других стран ничего не тормозит
Для российского проката даже временный уход зарубежных фильмов оказался сокрушительным ударом. На голливудские блокбастеры приходилось от 75 до 80 % сборов. В марте сборы кинотеатров упали с 5,4 миллиарда рублей до 1,5 миллиарда. 

Исчезновение голливудских фильмов поставило перед владельцами кинотеатров два насущных вопроса: чем заполнять освободившиеся сеансы и как завлекать народ в кинотеатры. Казалось бы, очевидный ответ на оба сразу — отдать всё свободное время нашему кино. Однако оказалось, что, во-первых, в этом году среди российских проектов практически нет громких премьер уровня «Холопа» и «Движения вверх», а во-вторых, отечественная линейка релизов также несёт потери.

Но и отечественное мы увидим не всё

Ещё 28 февраля драма «Нуучча», отмеченная множеством фестивальных наград, лишилась даты премьеры. Режиссёр Владимир Мункуев в своих соцсетях сначала написал: «Думаю, не стоит объяснять, почему», — но затем всё же уточнил, что в сложившихся обстоятельствах прокатчики решили на всякий случай отложить премьеру.

Следующий жертвой стал ещё один нашумевший на фестивалях фильм — триллер Натальи Меркуловой и Алексея Чупова «Капитан Волконогов бежал». Действие картины разворачивается в альтернативной реальности, по сюжету беглый капитан НКВД пытается добиться прощения у родственников замученных им жертв. Премьера была намечена на 7 апреля, однако уже в начале марта лента исчезла из графика кинотеатров. Продюсер и сценарист Евгений Никишов на стриме с главным редактором «Бюллетеня кинопрокатчика» Александром Нечаевым рассказал, что выход обеих картин — и «Нууччи», и «Волконогова» — перенесён на осень.
В самом конце марта на неопределённый срок переехала, пожалуй, самая ожидаемая отечественная премьера месяца — «Ампир V», экранизация романа Виктора Пелевина. Причём если перенос «Нууччи» и «Волконогова» — инициатива самих прокатчиков, то в случае с «Ампиром V» у «Вольги» не оставалось выбора — Министерство культуры попросту не выдало фильму прокатного удостоверения. В министерстве утверждают, что причиной стал неправильный возрастной рейтинг: прокатчик заявляет «16+», а Минкульт склоняется к «18+». Но в прессе упорно ходят слухи, что причиной стала антиспецоперационная позиция снявшегося в фильме Оксимирона (признан в России физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента).

А как сам фильм-то?

«Ампир V»: запрещённый фильм с Оксимироном* по Пелевину

Евгений Пекло

31.03.2022

118483

Тот редкий случай, когда из довольно скучной книги получилось сделать интересный фильм.
Ещё одной потерей для отечественного проката станет то, что студия Disney полностью запретила показ своих фильмов в кинотеатрах. Запрет распространяется не только на зарубежные проекты компании, но и на отечественные фильмы, в том числе «Мистер Нокаут» и «Последний богатырь: Корень зла».

Возвращение классики

Сложилась безвыходная ситуация — голливудские новинки недоступны, а отечественных катастрофически не хватает. Заполнять сеансы было решено за счёт повторного выпуска картин прошлых лет. В кинотеатры вернулись как недавние хиты вроде «Холопа» и «Движения вверх», так и советская классика — «Солярис», «Сталкер» и «Служебный роман». 

Список «возвращенцев» впечатляет: «Батя», все части «Трёх богатырей», почти полная, за исключением «Груза 200», ретроспектива фильмов Алексея Балабанова («Брат», «Брат 2», «Жмурки», «Мне не больно», «Про уродов и людей») и непонятно как затесавшаяся в общий список датская комедийная драма «Ещё по одной» с Мадсом Миккельсеном. Возможно, её название намекает на то, что остаётся владельцам кинотеатров в сложившейся ситуации. 

Повторный прокат положение не спасёт — зрителям нет смысла идти в кино на то, что уже давно можно с комфортом посмотреть дома. Исключением могут стать разве что культовые вещи, прокат которых в своё время прошёл мимо целевой аудитории (например, потому что она тогда ещё пешком под стол ходила). Но даже сборы этих картин убытки кинотеатров не покроют. 

Для сравнения: «Брат» и «Брат 2» за первый уикенд заработали на двоих 44 миллиона рублей. Это меньше, чем за седьмую неделю собрал «Анчартед: На картах не значится». А общие сборы фильма с Томом Холландом и Марком Уолбергом за почти два месяца в российском прокате превысили 1,3 миллиарда рублей. 

Ещё одна инициатива кинотеатров связана с блогерами. Сеть «Каро» запускает проект «Блогеры в кинотеатрах» — 4 апреля в московском кинотеатре «Октябрь» покажут новый выпуск шоу «Подземелья Чикен Карри».

Попкорн под угрозой

Кинотеатры попали в тяжёлую ситуацию и перешли в режим полной экономии ещё во время пандемии. Качество показа снизилось, а во многих залах ресурс оборудования был выработан уже почти полностью. Многие сети ещё тогда отказались от регулярного техобслуживания, а в последний месяц ситуация стала ещё хуже.

Работа российских кинотеатров полностью зависит от поставок зарубежной техники и расходных материалов. Проекторы, киносерверы, усилители, акустические системы, отражатели и теплофильтры — все эти товары импортируются из-за границы, отечественных аналогов не существует. Сейчас поставки большей части техники и материалов приостановились — кто-то из поставщиков выжидает, кто-то пересчитывает контракты, а кто-то и вовсе заморозил партнёрство на всё время спецоперации на Украине. 

Кое-что можно купить у китайских компаний, но большая часть того, что необходимо, — сертифицированное оборудование, принадлежащее компаниям, которые приостановили сотрудничество с российскими партнёрами. Скорее всего, кинотеатры попытаются продлить срок работы уже имеющейся техники и материалов до предела, а когда что-то начнёт выходить из строя, будут каннибализировать закрытые залы.

Закрытие залов — вынужденная мера. Кинотеатрам приходится сокращать количество сеансов и консервировать часть залов, чтобы не работать в убыток: сохранять рентабельность, когда на сеанс приходит всего три или четыре человека, невозможно. 

Чтобы не распугать зрителей окончательно, большая часть сетей заморозила цены на билеты и продукцию баров. Однако поддерживать цены и ассортимент на прежнем уровне долго не получится — Coca-Cola и PepsiCo уже повысили цены на свою продукцию. А скоро из продажи может пропасть непременный атрибут киносеанса — попкорн. Да, сырьё для попкорна в России тоже не производится.

Дайте денег, или мы всё!

Глава сети «Мираж Синема» Виктор Рудман предельно откровенен: к маю может закрыться половина российских кинотеатров. Компания уже закрыла один из восьми кинотеатров в Петербурге. Некоторые эксперты считают прогноз Рудмана слишком оптимистичным и пророчат ещё более раннее закрытие.

Владельцы кинотеатров не пытаются делать вид, что смогут выехать на отечественном кино, и прямо говорят: отрасли нужны или голливудские фильмы, или субсидии от государства. Ассоциация владельцев кинотеатров уже запросила у правительства 4,2 миллиарда рублей — чтобы продержаться ближайшую пару месяцев. По оценкам Ассоциации, до конца года кинотеатрам потребуется 10 миллиардов рублей.

Без рекламы нет контента 

Российский рекламный рынок просел: из тридцати крупнейших рекламодателей половина или полностью ушла из страны, или урезала расходы на рекламу.

Реклама была крупнейшей статьёй дохода телеканалов. Вслед за сокращением рекламных бюджетов начали урезать и производственные. Эксперты пророчат, что уже в ближайшее время качественные высокобюджетные проекты в России исчезнут, а эфир займут снятые в павильонах дешёвые поделки и бесконечные мыльные оперы. 
Кликни,
чтобы посмотреть видео
you-video
Почему-то с IP адресов других стран ничего не тормозит
Правда, «мыло» тоже может оказаться в дефиците. Многие российские каналы, в том числе «Первый» и «Россия-1», закупали мелодраматические сериалы у украинских студий. Теперь отечественным «мылоделам» придётся отдуваться за всех.

Участники рынка отмечают, что сокращение расходов затронуло не только будущие проекты, но и те, где бюджеты уже одобрены и контракты подписаны. Количество находящихся в производстве проектов сократилось в разы, а многие уже одобренные отложили на потом. И когда именно настанет это «потом» — никто не знает. Горизонт планирования в индустрии сократился до трёх месяцев, а любые долгосрочные перспективы пока что туманны.

Новинок уже нет, а возможно, не будет и старинок

2021 год закончился для отечественных стриминговых платформ очень хорошо — рост по отношению к предыдущему году составил 56 %. В этом году о подобных цифрах остаётся только мечтать. 

В марте из России ушли сразу два крупных игрока — Megogo (7,4 % рынка) и Netflix (8,9 %). Сервис Amazon Prime формально не присутствовал на отечественном рынке, но российские пользователи могли смотреть его сериалы — сейчас же доступ для пользователей из России закрыт. 

Вдобавок к кинопрокату Sony, Disney, WarnerMedia, Universal и Paramount ограничили и лицензирование новых сделок для стриминговых сервисов. К ним присоединились британские студии BBC, All3Media и ITV Studios. 

Пока что приостановка сотрудничества касается только заключения новых сделок. «Кинопоиск» убрал из расписания цифровые премьеры недавних хитов «Человек-паук: Нет пути домой», «Аллея кошмаров» и «King’s Man: Начало», из премьер Amediateka исчез и Halo, а показ нового сериала «Наш флаг означает смерть» остановился на третьей серии.
Отзыва уже заключённых лицензий ещё не было, и накопленный каталог проектов остаётся нетронутым, но скоро ситуация может измениться. С 7 апреля Disney вводит полный запрет на прокат своих фильмов в кинотеатрах. Если этот запрет распространится на стриминги, из библиотек исчезнут все диснеевские мультфильмы, супергеройские ленты Marvel, «Звёздные войны», а также полный каталог принадлежащей «мышиному королевству» студии 20th Century Fox.

Запрет, введённый Disney, может создать опасный прецедент. Если такому примеру последуют и другие западные компании, отечественные стриминговые сервисы просто не вытянут — на зарубежную продукцию приходится до 90 % каталога. В наихудшем положении окажется Amediateka. В отличие от других стримингов, сервис не производит оригинального контента и полностью зависит от эксклюзивного контракта с HBO. Эксперты пророчат, что HBO полностью уйдёт с российского рынка следом за Disney. 

Стриминги отчаянно ищут выход из положения. По словам участников рынка, рассматривается либо полный переход на производство оригинального контента, либо ориентация на индийское, корейское, китайское, турецкое и бразильское кино. Давно мы не видели «Рабыню Изауру», «Дикого ангела» и «Богатые тоже плачут»!

Оригиналы будут неоригинальнее

Главный источник финансирования стримингов не доходы с подписок, а инвестиции венчурных фондов или корпораций, рассчитывающих сыграть вдолгую. Сохранится ли финансирование на прежнем уровне в условиях кризиса, сейчас не знает никто.

Сокращение финансирования ударит по возможности платформ производить собственный контент. Возможностей этих в последнее время и так стало меньше: многие высокобюджетные проекты производились или при участии зарубежных партнёров, или с прицелом на иностранные рынки. 

На надежде вывести российские сериалы на международный уровень уже можно ставить крест. Netflix приостановил покупку русскоязычного контента и заморозил производство оригинальных проектов «Анна К.», «Петля», «ЗАТО» и «Ничего особенного». Российские студии, потеряв связи с зарубежными партнёрами, лишились возможности продолжать работу над своими проектами. 

«Всё, о чём я мечтал последние 15 лет, теперь отменили… А мы просто держимся и пытаемся понять, что нам делать дальше».Артём Васильев, генеральный продюсер Metrafilms
Онлайн-кинотеатры полностью потеряют доходы от рекламной модели монетизации. Часть сервисов или уйдут с рынка, или будут поглощены более крупными игроками.

Оставшиеся будут меньше рисковать, начнут резать бюджеты или попытаются разделить траты с другими сервисами и телеканалами. Падение спроса на контент приведёт к исчезновению «пузыря»: поскольку в последнее время оригинального контента не хватало, стриминги охотились на любого, кто этот контент мог предложить, и завышали гонорары актёрам, режиссёрам, продюсерам и сценаристам.

Раньше ряд продюсерских студий был связан эксклюзивными контрактами с той или иной платформой, стриминги имели «право первой ночи» на рассмотрение любого нового проекта конкретных сценаристов или режиссёров. Теперь работы ведутся исключительно над уже оговорёнными проектами. 

Меньше и дешевле

Судя по тому, что прокатчики перестраховались и перенесли премьеры «Нууччи» и «Капитана Волконогова», необходимости в официальной цензуре не возникнет: продюсеры справятся и сами. Участники рынка признают, что в ближайшее время в ходу будут развлекательные и эскапистские жанры (приключения, романтика, фантастика, мистика) — никакой актуалочки. А вот введение чёрных списков и своего рода запрет на профессию станет проблемой — ведь многие ведущие актёры, именитые продюсеры и большинство сценаристов высказались против «спецоперации».

На возможностях отечественных кинематографистов скажется и отсутствие оборудования, комплектующих и программного обеспечения — всё это также производится на Западе. До конца года имеющихся запасов хватит, а вот что будет дальше — вопрос.

В аналогичной ситуации оказалась и отечественная анимация. Большая часть сделок по продаже прав западным каналам и сервисам уже заморожена, есть даже случаи разрыва действующих соглашений. Мультипликаторы с ужасом ждут момента, когда кончится срок действия лицензий — вся анимация производится на импортных программах, требующих ежегодных лицензионных соглашений, продлить которые в этом году никто не сможет.

Помочь кинематографистам обещало государство — Владимир Путин подписал поправки в федеральный закон, разрешающий стопроцентное государственное финансирование производства и проката отечественных фильмов — прежде законодательство допускало только 70 % госфинансирования. 

Правда, рассчитывать на такую поддержку могут не все картины, а только те, которые отвечают критериям «национального фильма» (российское гражданство большинства участников проекта, доля иностранных инвестиций менее 50 %) и соответствуют одной из «приоритетных тем господдержки». В списке таких тем: «Наука России», «Будущее России. Национальные приоритеты. Достижения России», «Герои среди нас. В том числе истории российских медиков и учёных, которые боролись с COVID-19», «Борьба с терроризмом и его идеологией».

Наш флаг означает… денег нет

Из-за сокращения каталога и падения покупательской активности часть подписчиков стримингов уйдёт на пиратские сайты. 

Их в ближайшее время ждёт приток новых пользователей, ведь к жаждущим халявы добавятся и те, кто лишился возможности смотреть любимые шоу легально. Однако владельцы пиратских сайтов также настроены пессимистично. Они не верят в ослабление блокировок, ведь этот шаг окончательно добьёт стриминги. 

Кроме того, пираты рискуют потерять основной источник дохода. Как отмечает представитель портала FanSerials, 90 % рекламных агентств, сотрудничавших с пиратами, находились на Украине — теперь они приостановили свою деятельность. Проводимые время от времени пользовательские сборы не покрывают даже 10 % от суммы, которая требуется каждый месяц. А скоро траты пиратов вырастут ещё сильнее, ведь в отсутствие официальной озвучки им придётся переводить весь контент самим.

Будущее российского кинопроката и стриминговых платформ покрыто «туманом войны». А продюсеры, прокатчики и владельцы стримингов никак не могут влиять на ситуацию. Её исход зависит от разрешения совсем другой ситуации в совсем другом месте.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

«Злая: Сказка о ведьме Запада». Что делать, если ты зелёная? Петь!

Кино

Что такое «умный хоррор»? Расцвет возвышенных ужасов в 2010-е
Новый взгляд на старые страхи

Кино

Какие фильмы смотреть в декабре 2024 онлайн и за рубежом? Толкин, готика и клюква
Месяц мультфильмов, мультяшек и зубастых хищников.

Кино

«Моана 2»: «А помните, как было круто?», спрашивает Disney
Очень красивый задел под неснятый сериал.

Кино

Какие фильмы смотреть в декабре 2024 в кино? В России — смотрим русские
А также пару необычных фильмов от Земекиса и Робби Уильямса

Кино

«Приключения Паддингтона 3»: как медвежонок становится Индианой Джонсом
Теперь с Бандерасом и в Перу!

Кино

«Чужой: Воскрешение»: секс с ксеноморфом от создателя «Амели»
Самый безумный фильм про Чужого.

Кино

«Дорога»: самый мрачный и реалистичный постапокалипсис, дающий надежду
Ровно 15 лет назад вышел самый реалистичный фильм про конец света.

Кино

Фантастические фильмы, которые у нас любят больше, чем на родине
«Эй, почему этот фильм в списке худших? Я его смотрел раз двадцать, это шедевр!»

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?
Пересказываем статью The Hollywood Reporter с откровениями инсайдеров.
Показать ещё
Подпишись на

Мир фантастики: подписка на 2025 год!

Только в предзаказе на CrowdRepublic:

  • 13 номеров и 3 спецвыпуска
  • Фирменная атрибутика
  • Книги с автографами
  • И другие бонусы для подписчиков.
осталось:32дня
Поддержать