Кристиан Бэйл: боец, психопат и рыцарь

30 января 2016
Наши любимые смерти в «Игре престолов» 12
30.01.2016
27713
21 минута на чтение
Кристиан Бэйл: боец, психопат и рыцарь 22

Я чувствую, что по-настоящему работаю, когда истекаю кровью.

Кристиан Бэйл

Кристиан Бэйл не раз говорил, что не похож ни на одного из своих героев. И тем не менее у этого актёра немало общего с его самым знаменитым персонажем. Подобно Брюсу Уэйну, Бэйл способен измениться до неузнаваемости — для этого ему даже не нужен костюм Бэтмена. Он не боится преград и постоянно испытывает себя на прочность. Он полностью отдаётся своему делу. Он тщательно скрывает своё истинное «я», отказываясь обсуждать с журналистами что-то, кроме кинематографа. И у него определённо есть своя тёмная сторона. 

Звёздный мальчик

Можно сказать, что жизнь готовила Бэйла к актёрской карьере с самого рождения. И дело не только в том, что его дед и дядя были актёрами, другой дед — каскадёром, мать Дженни — цирковой артисткой, а сестра работала в театре. Свою роль сыграло и то, что Кристиан Чарльз Филип Бэйл с самого детства жил на чемоданах. Он родился 30 января 1974 года в уэльском графстве Пембрукшир, но надолго там не задержался. Отец Кристиана Дэвид, пилот по профессии, не привык засиживаться на одном месте. Немаленькое семейство (у Кристиана две старшие сёстры, Луиза и Шэрон, плюс сводная сестра Эрин) изрядно помоталось по свету. Бэйлы исколесили всю Англию, какое-то время провели в Португалии. Но маленькому Кристиану такая кочевая жизнь была по душе. Тем проще ему было впоследствии: работа актёра требует, помимо прочего, быть лёгким на подъём.

Кристиан Бэйл с семьёй

Семейство Бэйлов в сборе. Дэвид ещё не развёлся с Дженни, Кристиан ещё не разругался с мамой и сестрой…

С этой работой Кристиан был знаком не понаслышке с самых ранних лет. Ещё восьмилетним мальчишкой он дебютировал на экране в рекламе зернового хлеба. За этим последовало участие в нескольких телефильмах, а также первая и последняя театральная роль: Кристиан сыграл в спектакле «Зануда» с Роуэном Аткинсоном (более известным как мистер Бин). А на большом экране Бэйл впервые появился в 1987 году благодаря советскому режиссёру Владимиру Грамматикову.

Перед Грамматиковым стояла непростая и ответственная задача: ему, выходцу из СССР, предстояло снять на английском языке фильм по шведской сказке — «Мио, мой Мио» знаменитой Астрид Линдгрен. Кастинг на главные роли оказался непростым делом — Грамматиков должен был выбрать двоих мальчишек из ста шестидесяти претендентов. В итоге роль принца Мио получил Николас Пиккард (сейчас он известен прежде всего по сериалу «Холлиокс»), а Юм-Юма, лучшего друга Мио, сыграл Бэйл.

Астрид Линдгрен и Кристиан Бэйл

Астрид Линдгрен вместе с воплощёнными героями своей сказки

Съёмки проходили в Стокгольме, Ялте и Москве. По признанию Бэйла, именно во время поездки в Советский Союз он впервые почувствовал себя взрослым и независимым. Это и неудивительно: он никогда раньше не оказывался так далеко от родителей, никогда не участвовал в таком масштабном проекте… Фильм «Мио, мой Мио» очень полюбился зрителям — в том числе и в нашей стране.

После трогательной и наивной сказки Кристиана ждала работа в совсем не детском кино. Стивен Спилберг выбрал Бэйла из четырёх с лишним тысяч претендентов на главную роль в картине «Империя солнца». Обратить внимание на мальчика Спилбергу посоветовала его тогдашняя жена, Эми Ирвинг: она играла с Кристианом в телефильме «Анастасия: Тайна Анны», где двенадцатилетний Бэйл исполнил роль цесаревича Алексея.

В «Империи солнца», основанной на автобиографической книге Джеймса Балларда, Кристиан сыграл маленького англичанина Джима. Действие картины происходит в Шанхае в сороковые годы прошлого века. В безмятежную жизнь Джима врывается война, и он, разлучённый с родителями, попадает в японский концлагерь. Бэйл отлично показал превращение Джима из робкого маленького мальчика в храброго и сильного, но вконец измученного войной подростка. Тринадцатилетний паренёк, никогда не учившийся актёрскому мастерству, показал такой уровень игры, какой и не снился иным взрослым артистам. За роль Джима Бэйл получил награду «Выдающаяся работа юного актёра», которую Национальный совет кинокритиков США учредил после выхода картины специально для него.

Кристиан Бэйл и Джон Малкович

«В тринадцать лет определённые вещи не имеют значения. Джон Малкович? А кто это? Спилберг? Ну и что?» (кадр из «Империи солнца»)

Съёмки в «Империи солнца» принесли Кристиану огромную популярность. Но юного актёра свалившаяся на голову слава ужасно тяготила. Он с трудом удерживался от слёз во время интервью и сбегал с пресс-конференций под предлогом, что ему нужно в туалет.

Когда меня впервые пригласили на съёмки, мне очень понравилось играть, но я возненавидел хаос и суету кинобизнеса. Окружение вокруг тебя меняется, все начинают как-то странно с тобой обращаться. В школе ко мне стали подходить незнакомые люди и разговаривать со мной, а я старался припомнить, откуда я их знаю. Я был вынужден давать интервью, ходить на премьеры, а мечтал лишь о том, чтобы меня оставили в покое и дали одному погонять на велосипеде.

Родители Бэйла очень радовались успехам сына и подталкивали его к продолжению актёрской карьеры, но тот так измотался, что не хотел больше участвовать в съёмках. Вернуться в мир кино его уговорил режиссёр Кеннет Брана, который взял Кристиана на роль в фильме «Генрих V». За этим последовала телепостановка «Остров сокровищ», где Бэйл сыграл Джима Хокинса. А потом в жизни Кристиана произошли значительные перемены.

Бэтмен едет в Голливуд

Продавцы газет

Хотя «Продавцы новостей» с треском провалились в прокате, после выхода «Маленьких женщин» поклонницы Бэйла смели с полок все видеокассеты с этим мюзиклом

В 1991 году родители Бэйла развелись. Мать хотела, чтобы Кристиан остался в Англии и поступил в колледж; отец звал его в Америку делать кинокарьеру. Как ни дорога была Бэйлу спокойная жизнь, он всё же сделал выбор в пользу Лос-Анджелеса. Забегая вперёд, скажем, что образования он так и не получил. В возрасте двадцати лет Бэйл сдавал экзамены сразу в три престижных учебных заведения, которые готовили актёров, и везде был принят, но в итоге предпочёл учёбе работу.

В Голливуде Бэйла уже ждали: для него была приготовлена роль в мюзикле «Продавцы новостей». Правда, сначала Бэйл даже не подозревал, что ему предстоит играть в мюзикле, а узнав об этом, поинтересовался, можно ли ему будет отсидеться в пабе, пока будут сниматься танцевальные номера. Отсидеться не удалось — для роли юного продавца газет, борющегося за свои права, Бэйлу пришлось научиться петь и танцевать. Однако ни эти усилия, ни многомиллионный бюджет не спасли фильм от сокрушительного провала.

К счастью, это не поставило крест на карьере Кристиана. Он продолжил сниматься в кино, однако с проектами ему до поры до времени не везло. Музыкальная драма «Свингеры» оказалась неуспешной, фильм «Принц Ютландии» по мотивам средневековой хроники, которая легла в основу «Гамлета», и вовсе не вышел в широкий прокат… Возможно, дело было агенте: Дэвид Бэйл, который ещё в Англии подыскивал роли для собственного сына, не слишком-то хорошо годился для этой работы.

Ситуацию спасла актриса Вайнона Райдер, которая предложила Бэйлу попробоваться на роль в фильме «Маленькие женщины» — экранизации одноимённого романа Луизы Мэй Олкотт. Картина о четырёх сёстрах, действие которой происходит в США во время Гражданской войны, покорила и зрителей, и критиков. По итогам фильма Кристиан Бэйл приобрёл армию поклонниц и вес в глазах киноделов, которые стали приглашать его в самые разнообразные проекты. «Портрет леди» был костюмированной драмой, «Секретный агент» — триллером, «Бархатная золотая жила» — музыкальным фильмом о глэм-рокерах…

Бархатная золотая жила

Чтобы Бэйл лучше вжился в образ журналиста-гомосексуала из «Бархатной золотой жилы», мать посоветовала ему сесть на фирменную диету 1970-х — «секс, наркотики и рок-н-ролл»

Среди прочего, Бэйл снялся в картине «Сон в летнюю ночь». В постановке режиссёра Майкла Хоффмана шекспировские герои одеты в костюмы английских аристократов XIX века и катаются на велосипедах. Бэйл исполнил здесь редкую для себя комедийную роль, но его персонаж, Деметриус, затерялся на фоне более ярких героев, сыгранных Кевином Клайном, Мишель Пфайффер и Стэнли Туччи.

Любопытно, что многие персонажи, которых Бэйл играл в девяностые годы, в той или иной степени несли на себе печать сумасшествия. Амлед из «Принца Ютландии» изображал безумие, Стиви из «Секретного агента» лет на десять отставал в развитии, Бобби из картины «Все маленькие животные» тоже обладал сознанием ребёнка, хотя был уже взрослым, Деметриус временно терял рассудок под воздействием любовного зелья… Но главного безумца в своей карьере Бэйлу ещё только предстояло сыграть.

Смотрите, люди, я Бэйтман!

Скандальный роман Брета Истона Эллиса «Американский психопат» несколько раз пытались перенести на экран. Когда за проект взялась Мэри Хэррон, она решила доверить главную роль Кристиану Бэйлу. Тот уже начал репетировать, когда на студии решили сделать рокировку и взять вместо Бэйла более именитого актёра — Леонардо ди Каприо. Мэри Хэррон заявила, что в таком случае уйдёт из проекта, и сдержала обещание. Однако ей пришлось вернуться: ди Каприо отказался играть в фильме. Любопытно, что одним из ярых противников участия Лео в «Американском психопате» была мачеха Кристиана, известная феминистка Глория Стейнем. Глории не хотелось, чтобы юные фанатки ди Каприо видели его в образе маньяка-насильника. Можно себе представить, как она отнеслась к тому, что роль в итоге досталась её пасынку.

Я знал, что они хотят взять Леонардо ди Каприо, а меня имеют в виду во вторую очередь. Но я продолжал репетировать и тренироваться как заведённый и утверждал, что роль будет моей. Люди уже смотрели на меня с жалостью: «Кристиан, нам очень жаль, расслабься. Какого чёрта ты так себя мучаешь?» А потом Лео ушёл из проекта, и продюсеры вспомнили про меня: «Где этот псих, который приходил на пробы полгода назад?» А добрые люди им ответили: «Этот придурок всё ещё готовится к роли в вашем фильме и отказывается от любых других предложений». Ну они меня и взяли.

Главный герой «Американского психопата» Патрик Бэйтман ведёт двойную жизнь. Днём это преуспевающий бизнесмен, которого больше всего заботят собственная внешность и шрифт на визитках, ночью — жестокий садист, который запросто может прирезать бомжа на улице, зарубить топором конкурента или пригласить к себе проститутку, а потом распилить её бензопилой. При всём обилии кровавых сцен фильм порой кажется уморительно смешным.

«Американский психопат»

Патрик Бэйтман — маньяк, бизнесмен, меломан, плейбой

Кристиан Бэйл играет с такой отдачей, что к его безумному персонажу невольно начинаешь проникаться не только отвращением, но и симпатией. В одних сценах он сама невозмутимость, в других отчаянно кривляется и паясничает; и то, и другое удаётся ему одинаково хорошо. Отзывы критиков на фильм были крайней противоречивы, но для Бэйла эта роль стала безусловной удачей.

Между Бэйтманом и Бэтменом больше общего, чем может показаться. Дизайнер Билли Батчер это подтверждает

В том же 2000 году он вновь сыграл убийцу — в боевике «Шафт», который возглавил рейтинг кассовых сборов. Последующая пара лет принесла Кристиану роли ещё в нескольких картинах, среди которых был и первый фантастический фильм с его участием. «Власть огня» (2002) базировалась на многообещающем сеттинге: из идеи «драконы против вертолётов» можно было извлечь очень многое, особенно при бюджете в 60 миллионов долларов. Однако спецэффекты получились крайне слабыми, как и сюжет. Кристиан Бэйл этот фильм тоже не спасает — его образ не назовёшь глубоким. Зато он продемонстрировал здесь своё мастерство наездника, которое изрядно возросло с тех пор, как ему пришлось за две недели экстренно овладеть азами верховой езды для роли Юм-Юма.

Кристиан Бэйл. Власть огня

Роль Бэйла во «Власти огня» оказалась довольно проходной. Зато поклонницы получили лишнюю возможность полюбоваться на его мускулатуру

Следующая фантастическая картина с участием Бэйла, минималистичная антиутопия «Эквилибриум», вышедшая на экраны в том же году, оказалась более удачной. Действие фильма разворачивается в мрачном будущем, где люди употребляют особый препарат, подавляющий эмоции. Герой Бэйла перестаёт принимать препарат и постепенно превращается из бездушной и безжалостной машины в живого человека, способного чувствовать. Правда, к врагам не менее безжалостного: кто-то подсчитал, что в «Эквилибриуме» Кристиан Бэйл убивает 118 человек. Многие из этих убийств оказываются весьма зрелищными: режиссёр Курт Уиммер специально для фильма придумал особое боевое искусство «ган-ката». В реальной жизни оно вряд ли применимо, зато смотреть, как на экране Кристиан Бэйл лихо расстреливает с двух рук десятки противников, одно удовольствие.

Кристиан Бэйл и Шон Бин. Эквилибриум

Угадайте, кто кого убьёт в «Эквилибриуме»? Подсказка: Шон Бин — слева

После «Эквилибриума» Бэйл взял паузу. Все предложения, которые к нему поступали, были совершенно неинтересными. Так прошёл целый год. И тут Бэйлу наконец-то попал в руки любопытный сценарий — к фильму независимого режиссёра Брэда Андерсона «Машинист».

Для съёмок в «Машинисте» Кристиан превратил себя в живой скелет

Для съёмок в этом малобюджетном психологическом триллере Бэйл пошёл на невероятные жертвы. Чтобы изобразить главного героя, рабочего Тревора Резника, которого уже год мучает бессонница и посещают жуткие галлюцинации (или это не галлюцинации?), Кристиан фактически превратил себя в живой скелет. За три месяца он сбросил тридцать килограммов. Бэйлу и раньше приходилось адаптировать своё тело к роли (чтобы изобразить Бэйтмана, он заменил передние зубы и долгие часы проводил в спортзале), но это было и вполовину не так экстремально. Такое чувство, что Кристиан специально дожидался роли, которая потребовала бы от него наибольшей самоотдачи.

Готовясь к этой роли, я проверял себя на прочность. Обычное яблоко было для меня тогда настоящим праздником. Каждый вечер я позволял себе немного виски и хотя бы в этом находил радость. Повторять этот опыт мне, честно скажу, не хотелось бы. Я иду на такие вещи, потому что мной одолевает навязчивая идея, а если я начинаю что-то, то заканчиваю, чего бы мне это ни стоило.

Едва успели закончиться съёмки «Машиниста», перед измождённым актёром встала очередная трудная задача: за полгода набрать потерянный вес и привести себя в идеальную физическую форму. Это было необходимо для роли, которая сулила Бэйлу, никогда не желавшему славы, поистине мировую известность.

В «Машинисте» и «Бэтмене». Между кадрами — чуть больше полугода

Несбывшиеся роли

Кристиан Бэйл. Стив Джобс

• Кристиан Бэйл мог сыграть Джека Доусона в «Титанике». Но Джеймс Кэмерон решил, что двое британцев в роли американцев — это слишком, хватит с него и англичанки Кейт Уинслет, так что роль досталась Леонардо ди Каприо.

• В «Пиратах Карибского моря» Бэйл претендовал на роль Уилла Тёрнера, которую в итоге исполнил Орландо Блум.

• Долгое время все были уверены, что Бэйл сыграет Стива Джобса в  фильме Дэнни Бойла, однако актёр отказался от этой роли. Основателя Apple сыграл Майкл Фассбендер.

• Существует легенда, будто за десять лет до того, как сыграть Бэтмена, Бэйл пробовался на роль Робина в фильме Шумахера. Сам актёр опровергает эту информацию. Более того, в своё время он заявил, что терпеть не может этого персонажа и откажется от роли Тёмного рыцаря, если Нолан решит ввести Робина в сюжет. После этого стали ходить слухи, будто бы ненависть Бэйла к Робину связана именно с тем, что в своё время он провалил кастинг, — пусть он и не хочет признаваться, что претендовал на роль.

Рождение легенды

Тёмный рыцарь. Возрождение легенды

«Костюм помогал мне поддерживать в себе определённый уровень агрессии, необходимый для исполнения этой роли»

На роль Бэтмена в фильме Кристофера Нолана Бэйл согласился по простой причине: это был для него очередной вызов. Актёр, чьё имя в основном ассоциировалось с независимым кино, с трудом мог представить себя на месте супергероя в костюме летучей мыши. Для кого-то другого это было бы поводом отказаться от роли — но только не для Бэйла. Его не остановило даже очевидное соображение, что после выхода такого фильма ему куда сложнее будет оставаться «человеком-невидимкой», который может спокойно ходить по улицам без риска быть узнанным.

Бэтмен в исполнении Кристиана Бэйла разительно отличается от своих экранных предшественников. Кристофер Нолан в своей картине сделал ставку на реализм, и его фильм (можно забежать вперёд и сказать — трилогия) рассказывает не столько о Бэтмене, сколько о Брюсе Уэйне. Не о супергерое, а о человеке, который всю жизнь несёт на себе отпечаток детской травмы, борется со своими страхами и учится уживаться со своей тёмной стороной. И это поднимает фильм по комиксу до уровня настоящей драмы.

Кристиан считает Брюса Уэйна шизофреником, страдающим от раздвоения личности

Два самых известных героя Бэйла похожи не только именами. И рыцарь Готэма, и американский психопат — люди, расколотые надвое. Сам Кристиан считает своего героя шизофреником, страдающим от раздвоения личности. Разница только в том, что Патрика Бэйтмана его тёмная сторона толкает на кровавые злодеяния, а Брюса Уэйна делает неистовым борцом за справедливость. Можно сказать и проще — словами самого Бэйла: «Отличие только одно. У Бэтмена есть душа, а у Бэйтмана нет».

Физическим воплощением этой самой тёмной стороны для Кристиана стал костюм Бэтмена. И дело не только в том, что он был громоздким, тяжёлым и заставлял актёра изнывать от жары.

Когда я надел костюм впервые и посмотрел в зеркало, то поверил, что вижу опасную тварь. И вы знаете, это были долгие съёмки, которые продолжались семь месяцев. За это время можно пресытиться всем на свете. Но имидж костюма действовал на меня отрезвляюще до последней минуты, напоминая, что в нём я — Бэтмен. Ни в коем случае не Брюс Уэйн, и тем более не Кристиан Бэйл.

Однако самым изнурительным на съёмках было бесконечное ожидание. Бэйл проводил долгие часы на съёмочной площадке, ожидая своего выхода, — обычная ситуация для масштабных высокобюджетных картин с массой спецэффектов. Ничего удивительного, что после завершения съёмок он вновь вернулся в независимое кино. Бэйл сыграл ветерана афганской войны в криминальной драме «Крутые времена», появился во второстепенной роли в исторической ленте «Новый свет» (это был уже второй в его карьере фильм о Покахонтас — в диснеевском мультфильме Кристиан озвучивал одного из персонажей). Для роли в фильме немца Вернера Херцога «Спасительный рассвет» Бэйл сбросил двадцать пять кило — его эксперименты с собственным весом к тому времени уже стали притчей во языцех. В этой картине, действие которой разворачивается во время вьетнамской войны, Бэйл сыграл пленного лётчика. Фильм стал для актёра очередной проверкой на прочность: он обливался потом в джунглях, плавал в реке, кишащей ядовитыми змеями, и ел живых личинок.

Престиж

«Вы внимательно смотрите?..» Эта фраза Альфреда Бордена, героя Бэйла, стала лейтмотивом фильма «Престиж»

В том же 2006 году Кристиан вернулся к сотрудничеству с Кристофером Ноланом. Он сам попросил режиссёра дать ему роль в фильме «Престиж», повествующем о противостоянии двух иллюзионистов. Для этой роли Кристиан брал уроки у профессиональных фокусников и остался в восторге от их мастерства и преданности своему делу. Впрочем, кто бы говорил!..

Заклятого врага Бэйла сыграл Хью Джекман — вместе они составили блестящий дуэт. Надо отметить, что Бэйлу роль далась немного труднее, чем Джекману. Изрядную часть фильма оба героя проводили на сцене, и если Хью чувствовал себя на подмостках как рыба в воде, то театральный опыт Бэйла ограничивался тем самым спектаклем с Аткинсоном, в котором он играл ещё ребёнком. Помимо того, сама роль Бэйла предусматривала дополнительное измерение, которого не было у персонажа Джекмана… но не будем на этом останавливаться во избежание спойлеров.

Хью Джекман мог бы ещё раз оказаться с Бэйлом на одной сценической площадке. В «Тёмном рыцаре» он рассматривался на роль Харви Дента. Второй фильм Кристофера Нолана о Бэтмене вышел на экраны в 2008 году. До этого Бэйл успел сняться ещё в двух фильмах — вестерне «Поезд на Юму» и биографической драме о жизни Боба Дилана «Меня там нет». Роль знаменитого певца исполнило семеро актёров, в том числе Кристиан Бэйл и Хит Леджер — Джокер из «Тёмного рыцаря».

Любопытно, что Леджер был в числе претендентов на роль Бэтмена. Неизвестно, какой бы тогда стала Нолановская трилогия, но в роли опасного безумца с разорванным ртом он затмил всех коллег по площадке, в том числе и Бэйла. Тот, однако, был не в обиде. Кристиан был другом Хита и тяжело переживал его смерть — Леджер скончался в 2008 году, не дожив до премьеры фильма.

Бэтмен и Джокер

Голос Бэтмена во всех частях трилогии напоминает звериный рык, но в сцене допроса Джокера Бэйл совсем разошёлся, что породило массу шуток в интернете. Позднее Бэйл говорил, что всему виной была простуда с осложнениями

«Тёмный рыцарь» произвёл фурор. Сразу после выхода картина взлетела на первую строчку в рейтинге сайта IMDb, потеснив легендарного «Крёстного отца». И зрители, и критики были единодушны в своём восхищении фильмом. Конечно, всё это не прошло для Бэйла бесследно: шансы спокойной посидеть в кафе и остаться неузнанным стремились к нулю. Видимо, актёр решил, что терять нечего, и согласился на образ другого культового персонажа.

«Нельзя же играть супергероя и не стать им хотя бы на десять минут!»Кристиан Бэйл. Тёмный рыцарь

Бэйл всегда радуется возможности рискнуть, проверить свои силу и выносливость. Он не раз самостоятельно участвовал в сценах, где должны были сниматься каскадёры. В «Тёмном рыцаре» Бэйл вылезал на крышу небоскрёба, откуда его чуть не снесло ветром, в «Спасительном рассвете» выпрыгивал из вертолёта и летел по воздуху, уцепившись за верёвку… Правда, продюсерам и агентам он предпочитает об этом не рассказывать.

Тёмная сторона, светлая сторона

Примерить на себя роль Джона Коннора в четвёртой части «Терминатора» Кристиан Бэйл решился не сразу. От первых двух фильмов он был в восторге, а вот третью часть считал провальной и не видел необходимости в продолжении. Однако режиссёр Макджи специально прилетел в Англию, чтобы предложить Бэйлу роль в фильме, даром что страдал аэрофобией, и Кристиан не смог отказаться от встречи. В изначальном сценарии роль Джона Коннора была совсем маленькой, но после отказа актёра участвовать в съёмках Макджи предложил изменить сценарий — начать историю с чистого листа, не опираясь на предыдущий фильм, и сконцентрироваться на становлении Джона Коннора как лидера Сопротивления.

Терминатор: Да придёт спаситель

Кристиан придерживался мнения, что главный герой четвёртого «Терминатора» — Маркус Райт, и настаивал, чтобы актёр Сэм Уортингтон фигурировал на постерах

Конечно, Джону Коннору далеко до психологических глубин Брюса Уэйна. Отчасти это связано с тем, что в центре сюжета не столько Джон, сколько киборг Маркус Райт. Создатели картины надеялись развить характер Коннора в следующих частях, но «Терминатор: Да придёт спаситель» не получил продолжения.

Когда говорят о Бэйле в связи с «Терминатором», чаще вспоминают не его актёрскую игру, а скандальный случай на съёмочной площадке. При съёмках одной из напряжённых сцен — разговора Коннора с женой — в кадр зашёл оператор, желая поправить свет. Длиннющая матерная тирада Бэйла, которая обрушилась на голову несчастному, просочилась в Сеть и мгновенно растеклась по всему интернету. Актёр вскоре помирился с оператором и принёс публичные извинения, но эту тему ещё долго муссировали в прессе.

Это был не первый случай, когда Кристиан дал волю своей тёмной стороне. Так, перед премьерой второго фильма о Бэтмене он страшно разругался с матерью и сестрой Шэрон — дело дошло до того, что те обратились в полицию, утверждая, будто Бэйл на них напал. Все детали этой семейной разборки до сих пор неизвестны, но совершенно очевидно, что Кристиан, подобно своим персонажам, не отличается лёгким нравом. Он и сам не раз подчёркивал в интервью, что характер у него не ахти.

Однако называть Кристиана Бэйла мрачным нелюдимым типом было бы ошибкой. В то время как большинство его героев — волки-одиночки, сам Бэйл — верный муж и любящий отец. Со своей будущей женой, Сандрой (Сиби) Блажич, он познакомился благодаря Вайноне Райдер — Сиби работала у неё ассистенткой. В 2000 году Кристиан и Сиби поженились, и с тех пор даже самым ушлым журналистам не удавалось накопать на Бэйла никакого компромата. В 2005 году у пары родилась дочка, а в 2014-м — сын. Кристиан души не чает в детях и жене и старается как можно больше времени проводить с семьёй.

Кристиан Бэйл с женой

Любимую жену Бэйл никому не даст в обиду! (UPI/Phil McCarten)

Бэйл проявляет доброту не только по отношению к своим домочадцам. Так, после трагического инцидента на премьере третьего «Бэтмена», когда один безумец устроил стрельбу прямо в кинозале, актёр навестил пострадавших в больнице и провёл с ними несколько часов. Тем же летом Бэйл свозил в Диснейленд маленького мальчика, больного раком. Это был подарок ко дню рождения малыша, который мечтал встретиться с Бэтменом. Отметим и то, что Бэйл любит животных — всех своих питомцев он подобрал на улице, — и состоит в многочисленных благотворительных фондах.

Какую-нибудь другую звезду на его месте можно было бы заподозрить в попытке «попиариться» на добрых делах. Но Бэйл, которого внимание к своей персоне не радует, а тяготит, определённо не преследует таких целей. По собственному признанию, больше всего ему хотелось бы стать человеком-невидимкой — спокойно жить своей жизнью, не привлекая лишнего внимания. Однако это не единственная причина, почему он отказывается беседовать с журналистами о своей личной жизни. По мнению Бэйла, чем больше публика знает об актёре, тем хуже для его фильмов.

Я не хочу знать о жизни других актёров и не хочу, чтобы люди знали обо мне. Если мы не имеем представления о личной жизни актёров, то и будем воспринимать их с чистого листа, когда тем придёт пора играть свои роли.

Боец, мошенник и пророк

После «Терминатора» Бэйл сыграл с Джонни Деппом в криминальном фильме «Джонни Д.», а затем снялся в картине, которая принесла ему «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана. Это «Боец» — спортивная драма режиссёра Дэвида О. Рассела, основанная на истории реальных людей. Кристиан сыграл наркомана Дикки Уорда, бывшего боксёра, который руководит тренировками своего брата Микки. Особый смак съёмкам придавало то, что за всем происходящим на площадке наблюдали прототипы героев. Бэйл вспоминал, что ему несколько раз приходилось сдерживать настоящего Дикки, чтобы тот не заехал в глаз режиссёру. Тот факт, что желания врезать Бэйлу у Дикки не возникало, в очередной раз говорит в пользу актёрского таланта Кристиана.

Дикки Уорд и Кристиан Бэйл

Реальный Дикки Уорд против киношного. После съемок «Бойца»

Для роли Бэйл уже привычно сбросил двадцать с лишним кило (хотя контракт этого не требовал) и исследовал поведение наркоманов.

Я даже сходил к доктору одному здесь, в Лос-Анджелесе, который занимается наркоманами, просто чтобы поговорить немного о зависимости и разных её стадиях. Забавно, что он, похоже, не поверил, что мне это было нужно для роли. Потом, пока мы снимали, он всё время присылал мне текстовые сообщения, волнуясь обо мне и интересуясь, как вообще идут дела, не нужна ли мне помощь.

В сомнениях врача нет ничего удивительного. Готовясь к очередной роли, Бэйл без остатка растворяется в своём персонаже. Можно сказать, он исполняет свою мечту и превращается в человека-невидимку, которого невозможно разглядеть за героем фильма, как невозможно разглядеть за маской Бэтмена черты Брюса Уэйна. Ради того, чтобы персонаж смотрелся правдоподобно, Бэйл готов перелопатить кучу информации, овладеть массой новых навыков, изменить до неузнаваемости свою внешность и голос. Даже давая интервью по поводу фильма «Бэтмен: Начало», он говорил с американским акцентом — а то, мол, люди удивятся: «Что ж такое! Почему у нас английский Бэтмен?» В свете всего этого инцидент на съёмках «Терминатора» становится более понятным: когда актёр полностью погружён в съёмочный процесс, любая отвлекающая мелочь может вызвать у него бурю ярости.

После «Бойца» Бэйл отправился в Китай, где он ещё ребёнком снимался в «Империи солнца», чтобы сыграть главную роль в картине культового режиссёра Чжана Имоу «Цветы войны». В этом фильме Бэйл был единственным не азиатским актёром. Затем он в третий и последний раз вернулся к образу Бэтмена в фильме «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды».

Кристиан Бэйл. Афера

Для роли в фильме «Афера по-американски» Бэйл уже традиционно набрал вес. Правда, на этот раз целью были не мускулы, а пивное брюшко

За этим последовала роль в криминальном триллере «Из пекла», а потом — съёмки в «Афере по-американски», картине Дэвида О. Рассела, режиссёра «Бойца». За роль обаятельного мошенника Ирвинга Розенфельда Бэйл был номинирован на «Оскар». В образе лысеющего толстяка Ирвинга Кристиан выглядел настолько не похожим на себя, что Роберт де Ниро, столкнувшись с ним на съёмочной площадке, не узнал его и долго не мог поверить, что перед ним действительно Бэйл. То, что Бэйлу удалось провести де Ниро, признанного мастера перевоплощений, о многом говорит.

Мир фантастики. Декабрь 2014

Кристиан Бэйл на обложке «Мира фантастики» (номер за декабрь 2014)

Следующим фильмом, где Бэйл сыграл главную роль, стал «Исход» Ридли Скотта. Бэйл перевоплотился в пророка Моисея. Надо заметить, что это не первый библейский персонаж в его послужном списке: в 1999 году Кристиан снялся в телефильме «Мария, мать Иисуса» в роли самого Христа. Однако Моисей, в отличие от Иисуса, добро с кулаками.

Перед премьерой актёр вызвал бурю негодования, заявив, что считает Моисея безумцем. Прежде чем возмущаться, стоит вспомнить, что так же он отзывался и о Брюсе Уэйне — персонаже, который в исполнении Бэйла получился как никогда глубоким и многомерным. В трактовке Бэйла Моисей — «буйный и беспокойный человек, который сражался с Богом, не желая исполнять своё призвание». Именно такой образ он и создал на экране. Игра Бэйла стала одним из немногих достоинств фильма, в целом проходного.

* * *

Последний вышедший фильм с участием Кристиана Бэйла — «Игра на понижение», кино о мировом экономическом кризисе. Эта картина собрала кучу номинаций на «Оскар». Одна из них может уйти и Кристиану — за лучшую мужскую роль второго плана. И это неудивительно: Бэйл давно показал, что умеет воплощать на экране противоречивых, сложных и харизматичных персонажей. Что-что, а это ему удаётся блестяще.

Читайте также

Статьи

«Задача трёх тел»: какой получилась западная экранизация китайского романа 3
0
3980
«Задача трёх тел»: какой вышла западная экранизация китайского романа

Неровная, но интересная попытка экранизировать сверхпопулярный роман китайского фантаста

Мир фантастики. Спецвыпуск № 14 (2024). Фантастическая музыка 2
0
59843
Мир фантастики. Спецвыпуск № 14 (2024). Фантастическая музыка

О том, как музыканты передают образы Средиземья, будущего или стимпанка, и об историях, которые они рассказывают в своих песнях.

Сериал Halo, второй сезон: идеальная посредственность 4
0
48127
Сериал Halo, второй сезон: идеальная посредственность

На каждую интересную сюжетную находку найдётся своя банальность.

Mass Effect 5: чего мы ждём? Намёки, загадки и надежды фанатов 2
0
98043
Новый Mass Effect: чего мы ждём? Намёки, загадки и надежды фанатов

Будущее Млечного Пути, каноничный финал и возвращение Капитана

Настольная игра «Побег из Вистара»: тактика и стратегия гениальных лабораторных крыс 1
0
165052
Настольная игра «Побег из Вистара»: тактика и стратегия гениальных лабораторных крыс

Атмосферный еврогейм о построении колонии грызунов

Лю Цысинь «О муравьях и динозаврах». Тяжкая жизнь в симбиозе
0
157088
Лю Цысинь «О муравьях и динозаврах». Тяжкая жизнь в симбиозе

Пёстрый сборник знаменитого китайского фантаста

Мультсериал X-Men ’97: возвращение Радиоактивных людей. Первые впечатления 1
0
283213
Мультсериал X-Men ’97: возвращение Радиоактивных людей. Первые впечатления

Как минимум не хуже оригинала!

«Кунг-фу панда 4». Как подошла к концу история По 1
0
285566
«Кунг-фу панда 4». Как подошла к концу история По

Один из тех редких случаев, когда четвёртый фильм серии не хуже остальных.

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: