Перед нами обычный сельский пейзаж. Поля, холмы, коровы… и огромные боевые роботы. Дико, не правда ли? Но польский художник Якуб Розальски вполне органично совмещает в своих картинах историю и фантастику, реалии 1920-х годов и футуристическую технику. Мы расспросили художника о том, как гигантские шагоходы могут пробудить интерес к истории.

Первый вопрос — традиционный. Когда и почему вы решили стать художником?

Я любил рисовать, сколько себя помню, и всегда интересовался фэнтези и фантастикой, так что это было вполне естественное решение. Свои первые картины я писал на холсте и бумаге — компьютерную графику я освоил много позже. Надеюсь, что это видно по моим работам.

Как думаете, может ли художник быть самоучкой? Что в вашем образовании вы считаете самым ценным?

Для меня поступление в художественную школу было довольно очевидным шагом. Я учился классической живописи, но ещё полезнее для меня оказалось изучение работ моих любимых художников. Я много читал, всегда с восхищением разглядывал альбомы по искусству и картины старых мастеров, и всё это, конечно, помогло мне сформироваться как художнику. Но вообще это процесс длиной в целую жизнь, и я не могу выделить какое-то самое значимое событие, которое сильнее всего на меня повлияло.

Художник Якуб Розальски и его боевые роботы 6

«Дом, милый дом» — первая картина, которую я нарисовал после переезда из Гамбурга в Краков. Краков — прекрасный город с удивительной историей. Я не мог в своём проекте обойти его стороной.

Сейчас вы работаете и в «цифре», и в традиционной манере. А что предпочитаете?

Я люблю обе техники. Обычно я рисую в «цифре» на планшете, потому что это позволяет мне сэкономить кучу времени, которое я могу провести с любимыми. Но я часто ловлю себя на том, что соскучился по краскам и холсту, и тогда пишу традиционные картины.

Я часто ловлю себя на том, что соскучился по краскам и холсту

У вас довольно узнаваемый стиль. Это результат долгих экспериментов или вы его нащупали ещё на заре своей карьеры?

Я много лет экспериментировал со стилем и с техниками и сейчас нашёл то, что мне больше всего подходит, — своеобразную смесь импрессионизма и натурализма. Я стараюсь сочетать классический стиль с современными приёмами и новыми интересными концепциями. Для меня важно и создать атмосферу, и рассказать с помощью своих картин некую историю, показать обыденные ситуации в непривычном окружении.

Я выбираю приглушённые, сдержанные тона, а динамике предпочитаю статику. Почему — не знаю, никогда об этом не задумывался. Просто рисую так, как нравится. Возможно, мои картины — отражение моей личности, моих пристрастий и интересов. Я люблю дикую природу, простор, неяркие цвета, зиму, животных…

Художник Якуб Розальски и его боевые роботы 7

Мне очень нравятся польские горы. Каждый год я стараюсь хотя бы раз там побывать. В картине «Эскадрон Костюшко» передана атмосфера этих замечательных мест.

Кстати о животных: частый гость на ваших картинах — медведь, причём, судя по всему, вполне конкретный. Можете про него рассказать?

Это медведь по имени Войтек. У него удивительная история. Его во время Второй мировой «усыновила» польская Армия Андерса. Войтек прошёл вместе с армией от Ирана, где он был подобран медвежонком, до Британии. Медведь помогал солдатам во время битвы при Монте-Кассино в Италии — подносил им ящики со снарядами. Многие люди, увидев мои картины, заинтересовались историей Войтека — и благодаря этому узнали о наших солдатах и о сражении при Монте-Кассино. Я горд и счастлив, что так получилось.

У медведя по имени Войтек удивительная история

Художник Якуб Розальски и его боевые роботы 11

На картине «В глушь» изображён мой любимый медведь Войтек, про которого я уже рассказывал выше.

По вашим картинам видно, что история для вас много значит. Можете рассказать о своём проекте «1920+», где вы поместили в исторический антураж боевых роботов?

В основу этого проекта легла Варшавская битва 1920 года и Советско-польская война в целом. Она длилась с февраля 1919 года по март 1921-го. Многие историки называют Варшавскую битву одним из важнейших сражений в истории, потому что она остановила распространение революции и тем самым определила судьбу Европы.

После Первой мировой войны Европа была полна революционных настроений. Большевики решили этим воспользоваться и с большой армией стали продвигаться на запад. Польша была первой страной, которая оказала им настоящее сопротивление. Наша независимость была восстановлена. Об этом мало кто знает в подробностях, а между тем это интересный исторический период. Помимо прочего, это была последняя война, в которой серьёзную роль сыграла кавалерия.

Художник Якуб Розальски и его боевые роботы 1

Эта картина называется «Незваные гости». Вражеская армия и роботы наступают на маленькую деревушку. Её героически защищает один-единственный солдат со своим роботом. Женщина бежит солдату на помощь. А коровы, как обычно, сохраняют хладнокровие и не прерывают завтрака.

Что до огромных боевых роботов, то я люблю их с самого детства. Думаю, всё началось в тот день, когда я посмотрел «Звёздные войны» и увидел битву при Хоте. Мне очень интересно рисовать подобные штуки. К тому же роботы составляют очень интересный контраст с классическими пейзажами и историческими сценами. Мне хочется пооригинальнее преподнести историю и культуру моей родины, чтобы заинтересовать современную аудиторию, и роботы тут как нельзя кстати.

Художник Якуб Розальски и его боевые роботы 3

На картине «Чёрные крылья» изображены польские гусары. В моём проекте крылатые гусары — настоящая элита кавалерии, но, чтобы сражаться против огромных роботов, они вооружены мощными базуками.

Можете поподробнее рассказать об игре «Серп» (Scythe) — об истории её создания и о том, что в итоге получилось?

Всё началось в 2014 году после того, как статью о моих работах впервые опубликовали на сайте Kotaku. Я получил массу предложений. Со мной связался геймдизайнер и основатель Stonemaier Games Джейми Стегмайер. По его словам, мои работы его очаровали. Джейми предложил мне создать настольную игру в сеттинге «1920+», основанную на моих иллюстрациях. Вот так начались мои совместные приключения с командой Stonemaier Games. Сегодня я могу назвать этих ребят своими друзьями. Джейми — отличный парень, с ним приятно вести дела. Он обратился ко мне довольно рано, когда я только начинал работу над проектом «1920+». Многие идеи до сих пор не воплощены.

После этого мы начали работать над игрой. Было много встреч, где мы обсуждали, как совместить сеттинг с игромеханикой. Например, так была создана Фабрика. Разумеется, Джейме всегда уважал моё мнение и мои идеи. Он и сам постоянно предлагал множество идей, касающихся игромеханики, но они никогда не противоречили моему видению мира. Я продолжаю продумывать сеттинг, персонажей и историю мира «1920+», но «Серп» стал важной вехой в его развитии — и в моей карьере.

Художник Якуб Розальски и его боевые роботы 9

«Ветеран в отставке», одна из моих любимых работ. Здесь собрано всё, что я люблю: зима, лес, дикая природа вдали от городской суеты… Это история об одиноком ветеране войны, который нашёл пристанище где-то в сибирских лесах. Он возвращается с охоты в свой дом, переделанный из бывшего боевого робота.

В «Серпе» русские представлены весьма… своеобразно. И тем не менее кампания по сбору средств на издание русской версии «Серпа» была более чем успешной. Вы удивлены?

Не вполне понимаю, что вы имеете в виду под словом «своеобразно». «Руссвет» (альтернативная Россия во вселенной «Серпа») — это не «злодеи» в моём мире. Это просто ещё одна фракция, которая сражается за ресурсы и влияние в регионе.

 

Вы ещё можете поучаствовать в кампании!

Сбор средств на издание настольной игры «Серп» вышел на финишную прямую

Сбор средств на издание настольной игры «Серп» вышел на финишную прямую

Успейте вписаться: проект собрал 5 миллионов рублей, доставка игр начнётся уже в марте.

Художник Якуб Розальски и его боевые роботы 10

«Революция подождёт». Это юмористическая зарисовка: польская разведчица и её медведь натыкаются на солдат-большевиков, которые устали от войны и решили порыбачить.

Русские в моём мире не злодеи, а просто ещё одна фракция

На ваш взгляд, насколько важную роль в настольных играх играет оформление и дизайн? Можете назвать игру с самыми запоминающимися иллюстрациями?

Оформление очень важно. Оно создаёт атмосферу и погружает игроков в вымышленный мир. Для многих игроков оформление важнее, чем механика и геймплей.

Я большой поклонник работ Эдриана Смита, так что одна из моих любимых игр в этом плане — Blood Rage.

Вы играете в настольные ролевые игры вроде Dungeons & Dragons?

Всю жизнь! 🙂 В последнее время чаще заменяю компьютерными ролевыми играми, поскольку у меня не так много времени для встреч вживую.

Расскажите в двух словах о своём новом проекте Iron Harvest.

Вместе с King Art Studio я работаю над видеоигрой Iron Harvest в мире, похожем на мир «Серпа». Это стратегия в реальном времени, напоминающая игры Company of heroes или Warhammer 40,000: Dawn of War. Я очень жду эту игру. Почитать о ней вы можете тут.

Художник Якуб Розальски и его боевые роботы 5

Картина «Урожай». Здесь я хотел показать повседневную деревенскую жизнь — в стиле художников, которые творили на рубеже XIX и XX веков, — и разбавить её кавалерией и шагоходами. Тихие, умиротворённые сельские пейзажи очень дороги моему сердцу… как и огромные боевые роботы.

Как думаете, способны ли проекты вроде «1920+» вызвать серьёзный интерес к истории?

Надеюсь. Насчёт Польши не знаю, но, по крайней мере, люди из других стран видят мои картины и проникаются интересом к событиям, которые на них изображены, к этому временному периоду и к истории моей страны. В Польше многие любят свою историю и гордятся ей. Это очень важная составляющая нашей культуры.

Насчёт истории понятно, а есть ли у Польши своя мифология? Или она примерно такая же, как и в других славянских странах?

Думаю, в Польше примерно такая же мифология, как и в России. И, конечно, древние верования мне очень интересны — наряду с историей это моя настоящая страсть. Я часто черпаю вдохновение в мифологии — взять хотя бы одну из моих последних картин под названием «Дед Мороз». В эпоху коммунизма этот персонаж взял на себя функции Санта-Клауса и стал раздавать новогодние подарки, но в славянской мифологии Дед Мороз — суровый дух зимы и холода. Отличный персонаж, я считаю!

Смотрите также

Санта-Хрякус

Настоящая история Деда Мороза

До того, как стать добрым другом детей, Дед Мороз успел побывать воплощением жестокой стихии, богом викингов, турецким епископом, веселым пьяницей и другими интересными персонажами.

Художник Якуб Розальски и его боевые роботы 15

Картина из серии о Ведьмаке. Здесь изображён Дед Мороз. Сейчас ему навязали роль Санты, и мне захотелось напомнить, каким был настоящий Дед Мороз из славянской мифологии.

Вы нарисовали несколько картин по «Ведьмаку». Как вы думаете, почему этот цикл обрёл такую популярность?

«Ведьмак» — одна из моих любимых книг, а Геральт из Ривии — определённо мой любимый литературный герой. Думаю, «Ведьмак» стал таким успешным благодаря своим «оттенкам серого». В нём нет однозначно отрицательных и положительных персонажей, нет чёрного и белого — только полутона. То, что описывает Сапковский, похоже на то, с чем мы сталкиваемся в реальной жизни, в нашей повседневности, где тоже нет деления на чёрное и белое. Очень люблю эту книгу!

«Ведьмак» стал успешным благодаря своим «оттенкам серого»

Художник Якуб Розальски и его боевые роботы 12

«Леший», работа из серии «Очередной рабочий день», которая посвящена Ведьмаку — моему любимому книжному герою.

К слову, какие ещё фантастические книги вам нравятся? И не только книги — фильмы, игры…

Из книг обязательно надо упомянуть, помимо «Ведьмака», «Властелина колец», «Дюну», романы Жюля Верна и, конечно, произведения моего любимого Генрика Сенкевича. Фильмов и игр очень много, всё и не перечислишь, но определённо нужно отметить «Бегущего по лезвию», «Чужого», «Властелина колец»… Из игр — «Ведьмак», конечно (смеётся), а ещё Diablo 2, Total War Rome, Civilization, Baldur’s Gate 2, Borderlands, Fallout… очень длинный список, в общем.

А кого из польских авторов вы могли бы порекомендовать? И вообще, в каком состоянии сейчас польская фантастика?

Думаю, с ней всё хорошо. В последние годы в дополнение к классике вроде Лема и Сапковского появилось множество интересных книг. Всячески рекомендую «Мастера ледяного сада» Ярослава Гжендовича и «Лёд» Яцека Дукая.

Художник Якуб Розальски и его боевые роботы 13

Здесь изображены двое братьев по оружию, викинг и самурай, чья история разворачивается в мрачном фэнтезийном мире. Я хотел, чтобы картина была тревожной, но при этом внушала веру в то, что герои справятся с грозящей опасностью, что для них это пара пустяков.

И напоследок — можете дать какой-нибудь совет начинающим художникам и геймдизайнерам?

Не сдавайтесь, упорно трудитесь и будьте стойкими. Оставайтесь верны себе как художникам. Если вы любите то, что делаете, и готовы идти на жертвы, к вам придёт успех. Мне всегда больше нравилось создавать собственные миры, а не воплощать чужие идеи. Я думаю, именно к этому должен стремиться любой творец — к независимости. Будет тяжело, но, на мой взгляд, так можно лучше самореализоваться и получить куда больше удовольствия.

Художник Якуб Розальски и его боевые роботы 8 Художник Якуб Розальски и его боевые роботы 14

О художнике

Художник Якуб Розальски и его боевые роботы 17

Якуб Розальски родился в 1981 году в польском городе Кошалин. Рисованием увлёкся ещё в раннем детстве. Закончил Школу прикладного искусства в Познани. Работал концепт-художником, иллюстратором, дизайнером. Некоторое время провёл в Гамбурге, сейчас живёт в Кракове. Наиболее известный проект Розальски — «1920+», основанный на польской истории. Недавно Якуб принял участие в работе над игрой «Серп», которая развивает идеи «1920+».

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Екатерина Пташкина
Недобрая фея всея редакции. Любит задавать авторам наивные вопросы, для ответа на которые приходится перелопачивать все существующие энциклопедии.

Показать комментарии ()

Подпишитесь на нашу рассылку!

Самое интересное из мира фантастики — коротко.

Еженедельные новости фантастики
Ежедневные новости фантастики

А ещё у нас есть