Настольная игра «Спящие боги»: эпическое приключение для всей семьи

36247
11 минут на чтение
Гейм-дизайнер Райан Локет долго шёл к созданию игры своей мечты, но чего-то не хватало. Игроки писали в отзывах: «интересный мир, занятные истории, но примитивные стратегии». Наконец автор создал чистое приключение в неизведанном мире — и «Спящие боги» покорили всех!

Кто такой этот Райан?

Тип игры: приключенческая, кооперативная, ролевая

Автор: Райан Локет

Художник:

Райан Локет

Издатель: Red Raven Games

Издатель в России: «Лавка игр»

Количество игроков: 1–4 (оптимальное: 2)

Возраст игроков: 13+

Время игры: 90 минут (условно)

Похоже на:

«Осквернённый Грааль», «Выше и ниже», «Дальше и ближе»

Райан Локет — уникальный автор настольных игр. Он начинал как художник и создал множество иллюстраций для хитового колодостроя «Доминион» и его многочисленных дополнений. Но куда больше Локету хотелось творить собственные игры и целые миры. В 2010-х он выпустил несколько стратегий, которые сам же и оформил (две из них локализованы в России: «Древний мир» и «Восьмиминутная империя»). Их приняли тепло, но без энтузиазма.

Тогда Локет начал смешивать жанры. В 2015 году он создал «Выше и ниже» — смесь экономической стратегии о строительстве деревни с книгой-игрой. Участники могли производить ресурсы и строить здания на планшетах или отправлять героев на исследование сети пещер. В таком случае игрок брал специальную книгу, находил нужный абзац и зачитывал художественный текст (порой нужно было совершить какой-то незамысловатый выбор). Это была проба пера: как стратегия «Выше и ниже» слабовата, единого сюжета в книге приключений нет. Тем не менее игра обрела поклонников — благодаря рисункам автора она оказалась очень уютной и хорошо подходила для развлечения семейном кругу или в компании неискушённых настольщиков.

Нащупав свой стиль, Локет продолжил прокладывать дорогу к успеху. В 2017 году он создал «Дальше и ближе» — игру в том же светлом и добром мире, что и «Выше и ниже», но теперь в основе была не экономическая стратегия, а приключение на 10 сценариев. Игроки путешествуют по карте, разбивают лагеря, нанимают помощников, отправляются в квесты и, конечно, зачитывают абзацы из книги приключений, которые продолжают фонтанировать идеями Локета. Его вселенная становится всё причудливей и необычней. «Дальше и ближе» по рейтингам обогнала предшественницу, но хитом не стала: игроки говорили, что идея отличная, а вот механики примитивные и непродуманные.
Пропустим несколько мелких творений Локета и перенесемся в 2021-й — год выхода «Спящих богов». После невероятно успешной компании на «Кикстартере» игра начала пачками собирать хвалебные отзывы и подниматься всё выше в рейтинге BGG: сейчас она занимает 57-ю строчку в общем зачёте и 12-ю — в топе тематических игр при рейтинге 8.3 из 10. Это лучший результат среди игр Райана. Более того, в год выхода «Спящие боги» собрали целый урожай премий как лучшая игра года по всему миру. Кажется, Локет наконец достиг успеха, к которому так долго и упорно стремился!

Что же такого особенного в «Спящих богах» и чем они выгодно отличаются от предыдущих игр Локета?

И как игра?

По сюжету игроки берут на себя роль команды корабля «Мантикора», который в 1929 году попал в необычный шторм. Когда тучи рассеялись, моряки увидели, что ураган, похоже, занёс «Мантикору» в новый неизведанный мир. Здесь на дне живут огромные чудовища, по островам, кроме людей, расхаживают фантастические существа, а правят всем, по словам местных жителей, боги, которые сейчас спят. Чтобы вернуться домой, команде нужно искать таинственные тотемы — возможно, с их помощью удастся привлечь внимание сонных демиургов.
Первое, что притягивает взгляд при вскрытии коробки с игрой, — это, конечно же, оформление. Локет вновь стал единственным художником игры и не изменил своему фирменному стилю. Пока другие гейм-дизайнеры делают ставку на мрачную атмосферу и реализм, миры Локета залиты ярким солнечным светом. Планшеты персонажей, иллюстрации на картах и страницы книги с локациями, по которым передвигается фигурка «Мантикоры», так и пышут сочными цветами. Интернациональная команда корабля состоит исключительно из улыбчивых красивых людей, и даже враги не кажутся такими уж грозными и страшными. Таков мир, создаваемый Локетом с первой игры, — он настолько приветливый, что в него хочется возвращаться вновь и вновь.

В механиках же автор провёл настоящую чистку. Если раньше отзывы на его творения гласили: «Интересные приключения, примитивная стратегия» — то в «Спящих богах» он решил оставить только приключения, но сделать их с таким размахом, чтобы получился настоящий эпос!

Перед нами чистый кооператив с ролевыми элементами. Команда «Мантикоры» — это капитан Софи Одисса и восемь членов экипажа, которых занесло в неведомые земли. Официально в «Спящих богов» можно играть в компании от одного до четырёх человек, но игровые персонажи всегда участвуют в полном составе: один игрок будет управлять ими всеми в соло, или четверо возьмут себе по два героя (капитан всегда считается общим). После того как игроки прочитают вступление, им открывается полная свобода: можно направить корабль в любую сторону и пристать к любому острову. Тут, по сути, даже нет деления на партии: можно остановиться и сохранить прогресс в любой удобный момент. Чтобы закончить историю полностью, нужно трижды прокрутить колоду событий. В среднем это займёт 10–15 часов, причём за одно прохождение можно увидеть только около трети контента. А если учесть, что концовок у игры аж 13 штук, то интерес к повторному прохождению точно есть!
Каждый ход игроки по очереди проходят три этапа: действие на корабле, розыгрыш события и два собственных действия. «Мантикора» представлена в игре на большом планшете, где изображение корабля разделено на отсеки. На первом этапе хода нужно передвинуть единственную фигурку в другой отсек и выполнить в нём незамысловатое действие. Обычно оно позволяет набрать ресурсы, которые есть в игре: фишки приказов (они нужны, чтобы использовать возможности персонажей и набранных в путешествии карт), карты способностей (позволяют героям прокачивать новые навыки и успешнее проходить проверки), еду или даже немного золота.

Затем игрок тянет карту из колоды событий — именно она отсчитывает ход кампании. Колода собирается три раза, и каждый раз первыми идут нейтральные или даже полезные события вроде встречи с купеческим судном или успешной рыбалки. Но чем дальше, тем сложнее становятся испытания, выпадающие на долю команды: корабль начинает получать повреждения из-за шторма, в трюме заводятся крысы, а из морских пучин всплывает огромное чудовище. Кстати, получить максимально возможное количество пробоин — один из двух способов проиграть и закончить кампанию досрочно при игре в «жестоком» режиме. К счастью, «Спящие боги» довольно дружелюбны к игрокам, и избежать такого исхода обычно несложно: любой порт на карте дает возможность отремонтировать корабль.

Наконец, наступает черёд игроку совершить два действия по своему выбору. Это может быть передвижение корабля, заход в порт или на рынок (если текущая локация имеет соответствующий значок), но в основном это исследования, проводимые с помощью увесистой книги историй. Каждый участок в атласе содержит хотя бы одну, а чаще несколько цифр — они обозначают интересные места, которые может изучить команда. Высадиться на берег таинственного острова, прогуляться в новом городе или даже найти приключений на свою… корму прямо посреди моря — никогда нельзя предсказать, что ждёт вас там. Открыв нужный абзац в книге и зачитав отрывок художественного текста, вы можете обнаружить там как несколько скупых строчек, так и начало грандиозного квеста, который не ограничится одной локацией и даст вам задания в других местах Моря странствий. Чтобы вы не забыли об этом, книга предписывает брать специальные карты миссий с кратким описанием пережитого — уже к середине кампании у вас их будет больше десятка.
Чаще всего такие исследования предполагают проверки навыков. Всего их в игре пять: сила, внимательность, смекалка, ремесло и хитрость. Понятно, что, если в исследовании нужно отодвинуть с дороги тяжёлый камень, потребуется сила, а если нужно заметить что-то в тёмном храме — внимательность. Книга указывает сложность проверки — значение, которого необходимо достичь, чтобы проверка считалась успешно пройденной. Игрок сам выбирает, кто из его персонажей будет участвовать в проверке навыка. Кто-то из подопечных может вообще не обладать этим параметром, а вот у капитана Одиссы есть по единице каждого.

На каждого участника проверки кладётся жетон усталости: у первого нет плохих эффектов, второй снижает силу персонажа в бою, а третий положить уже нельзя. Можно позвать на помощь и других игроков — тогда они не только кладут на своих персонажей усталость, но и тратят фишку приказа. После того как участники определены, проходящий проверку игрок тянет карту судьбы. Это та же колода карт способностей героев, но теперь нужно обратить внимание только на цифру в левом верхнем углу — она добавляется к результату проверки.

Если достичь нужного результата с ходу не удалось, не отчаивайтесь — повторимся, «Спящие боги» дружелюбны к игрокам. Уже после открытия карты судьбы можно использовать фишки приказов, чтобы активировать возможности имеющихся предметов или умения персонажей, которые позволяют повысить нужное значение или перетянуть карту судьбы. А ещё можно подкинуть подходящие карты способностей из руки.

И  даже если так пройти проверку не удалось, чаще всего это не ведёт к каким-то непоправимым последствиям: игрок получает негативные эффекты, но двигается дальше. Например, пытались убрать с дороги камень, но не смогли — он больно бьёт героя по ноге, снижая его здоровье, и тем не менее освобождает путь. Пытались причалить к берегу во время шторма, но не хватило ремесла — корабль получает пробоину, но всё же причаливает. С такими условиями провал проверок обычно не оказывается фатальным, так что «Спящие боги» не так суровы, как какой-нибудь «Ужас Аркхэма».
Но даже в такой мирной и позитивной игре иногда приходится вступать в битвы. Сражения здесь — это отдельная мини-игра. Карты врагов разделены на клетки, какие-то из них пусты, а какие-то содержат символы здоровья, атаки или особых умений противника. В каждой битве обязательно участвует вся команда. Игроки атакуют по очереди. Выбранный герой, который будет наносить следующий удар, должен пройти проверку пробития — добавить к своему уровню точности значение карты судьбы и сравнить с защитой врага. Если они хотя бы равны — ему удалось нанести удар.

Теперь надо решить, как распределить нанесённый урон. Игроки кладут фишки урона на клетки на карте врага, закрывая нарисованные на них символы. Важно, что фишки надо выкладывать в одну непрерывную линию (как написано в правилах, «представьте, что это один порез»). И вот тут надо хорошо подумать. Что важнее: закрыть врагу высокий урон, чтобы потерять поменьше здоровья при контратаке, или сосредоточиться на здоровье, чтобы расправиться с врагом побыстрее? Неудачно расположенный порез может к тому же затянуть битву, ведь все последующие фишки урона тоже надо выкладывать непрерывной линией, не «перепрыгивая» выложенных ранее.

Если битва оказалась слишком сложна и здоровье всех членов экипажа снизилось до нуля, при игре в «жестоком» режиме это означает окончательное поражение и досрочное завершение кампании. Однако в «обычном» режиме «Спящие боги» и дальше прощают ошибки: даже с дырявым кораблём и с экипажем в бессознательном состоянии команде удаётся добраться до ближайшего порта, залатать дыры и подлечиться. Приключение продолжается!

Так и проходят часы за игрой: вы с соратниками исследуете новый мир, выполняете незамысловатые квесты, копите нужные предметы (а главное — тотемы!), сражаетесь, узнаете ваших персонажей получше и переживаете множество удивительных событий. Пока не наступает пора подводить итоги.
Из недостатков «Спящих богов» можно отметить ставший уже типичным для современных издателей приём: первое дополнение, вышедшее на русском языке одновременно с базой, представляет собой кусок вырезанного контента. В коробке «Приливов в руинах» тоже есть 10-страничный атлас и книга историй. И в ходе базовой кампании вы наверняка упрётесь своим кораблем в край карты, который отсылает на страницу атласа из дополнения. Не приобретя его, продолжить путешествие в эту сторону не получится. И вроде бы наполнение базы и без того богатое, так что его должно хватить на три разных прохождения. Тем не менее утыкаться в угол, где так и мерещится надпись «заплатите, чтобы увидеть больше», обидно. Кстати, сейчас «Приливы в руинах» уже распроданы, поэтому открыть карту «Спящих богов» полностью теперь удастся только в том случае, если вы приобретёте дополнение на барахолке или дождётесь следующего тиража.

К некритичным минусам игры можно отнести и, так сказать, несдержанность Локета в том, чтобы закидывать игроков компонентами. На протяжении каждой партии у вас копятся карты миссий и найденных предметов, союзников, тотемов, рецептов и так далее. Они занимают всё больше места, и вот уже немаленький стол полностью завален картами, у которых при этом могут быть очень схожие эффекты. А ведь нужно место ещё под атлас, под крупный планшет корабля, где копятся общие ресурсы, и под девять планшетов героев с прокачанными свойствами…

В конце кампании уже не успеваешь уследить за множеством возможностей, которые открывает этот ворох карт. И даже забываешь про часть миссий, если их число приближается к 20. Однако возможна и обратная ситуация, когда у команды нет никаких намёков на то, где скрывается следующий тотем, и игрокам остаётся только вслепую тыкаться по ближайшим локациям, надеясь хотя бы случайно найти нужный след (а ведь это иногда приводит к пустой трате времени). Вероятно, игре не помешал бы какой-то магистральный сюжет, который подсказывал бы направление. А так «Спящие боги» представляют собой абсолютно свободную песочницу.
Чаще всего их сравнивают с вышедшим в 2019 году «Осквернённым Граалем». И там и там герои путешествуют по карте, зачитывают абзацы из книги приключений, время от времени сражаются и прокачивают навыки. «Спящие боги», по сравнению с предшественником, вышли более элегантными и дружелюбными: здесь быстрые бои, некритичные провалы проверок, множество возможностей для изменения ситуации в свою пользу. К тому же здесь нет возни с обязательным накоплением ресурсов, на которое в «Граале» тратилась куча времени. И, конечно, своей атмосферой «Спящие боги» с их солнечными островами и веселыми приключениями разительно отличаются от мрачного тёмного фэнтези, которое мы видим в «Граале». Разобравшись с правилами, в «Спящих богов» можно спокойно играть всей семьёй, в том числе с детьми, даже если они младше возраста, указанного на коробке.

Благодаря тёплому приёму со стороны игроков и критиков, механика «Спящих богов», похоже, будет жить ещё долго. Уже объявлено о разработке продолжения, и на его коробке красуется не корабль, а самолёт, за которым гонится гигантский птеродактиль. Известно, что это тот же мир, только теперь туда из 1937 года провалился французский грузовой самолёт. Что ж, мы не против ещё разок окунуться в безграничную фантазию Локета.
Похоже, Райан Локет наконец нащупал золотую формулу успеха — в его яркие и уютные фантастические миры нужно добавить как можно больше нарратива и свободы, выкинув при этом скучную возню с ресурсами. Именно такими получились «Спящие боги» — чистым и незамутнённым приключением.

 

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Игры

10 фантастических игр, которые вы пропустили в 2025 году

Игры

Обзор Metroid Prime 4: Beyond. Главное разочарование обладателей Switch — 2025
Самус Аран снова в деле. К сожалению.

Игры

Divinity 3, Control: Resonant и Total War по WH40K — что показали на церемонии The Game Awards 2025
Трейлеры и победители.

Игры

Во что поиграть в декабре 2025-го и январе 2026-го?
Битемап за Росомаху, сбежавший словно из девяностых шутер про Терминатора, сюрреалистический хоррор про бессоницу, рок против фашизма и многое другое.

Игры

Обзор визуальной новеллы «Зайчик»: горько-сладкая хтонь и тоска 1990-х
Рассказываем обо всех пяти эпизодах.

Игры

Игровой топ-10: самые оригинально обоснованные воскрешения
Ты жил, ты умер, ты воскрес.

Игры

Обзор The Outer Worlds 2. Просто космос какая скука
Бездушная капиталистическая сатира на бездушный капитализм.

Игры

Обзор Dispatch. Супергерои не готовы умирать
Теперь ты — супергерой, Робби. Правда, бывший.

Игры

Sublustrum: удивительная русская стимпанк-игра, родившаяся из музыки
Музыкальный альбом, который захотел стать игрой.

Игры

Обзор Rue Valley. Клон Disco Elysium или нечто оригинальное?
Сбежать из долины за 47 минут.
Показать ещё