9

«Род мужской»: покаяние Алекса Гарленда за всех мужчин

1 июля 2022
Avatar photo
01.07.2022
330355
3 минуты на чтение
«Род мужской»: покаяние Алекса Гарленда за всех мужчин

Переживая смерть мужа, Харпер Марлоу пытается забыться в живописной глубинке. Однако её уединение будет нарушено, и реальность станет похожа на кошмар, в котором героиню начнут преследовать вина, страх и кое-кто вполне одушевлённый.

Men

Жанр: арт-хоррор
Режиссёр: Алекс Гарленд
В ролях: Джесси Бакли, Рори Киннер, Гэйл Ранкин, Паапа Эссьеду
Премьера в России: 23 июня 2022 года
Возрастной рейтинг: 18+
Похоже на:  «мама!» (2017)

Я ходил смотреть «Род мужской» с девушкой, и после просмотра мне хотелось не столько узнать её мнение о кино, сколько спросить: «Всё правда так плохо?»

Мы живём в период, когда фильмы ужасов не только собственно пугают, но и становятся высказываниями на важные темы. Как правило, пугать в таких высказываниях должны не монстры, а среда, которая их породила и на них реагирует. В фильмах Ари Астера чертовщина — лишь фон для краха семейных и личных отношений героев. Роберт Эггерс воссоздаёт исторический антураж и демонов, которые могли бы жить в душах людей того времени. Джордан Пил напоминает о социальном неравенстве, которое разъедает общество изнутри. Алекс Гарленд в своём новом фильме бичует мизогинию, которая каждый день отравляет жизнь многим женщинам.

«Род мужской»: покаяние Алекса Гарленда за всех мужчин 2

В «Роде мужском» речь пойдёт об одной из них — Харпер. Как и в своих ранних фильмах, Гарленд сделал центром истории героиню, но, в отличие от «Аннигиляции» и «Из машины», она менее проработана и интересна. У  Харпер нет особенной предыстории за исключением смерти мужа, наличия лучшей подруги и некоей работы. На протяжении всего фильма она будет возвращаться к тому роковому вечеру, когда её муж угрожал ей убить себя, если она разведётся с ним.

Пробелы в судьбе Харпер мастерски заполняет сама Джесси Бакли. Нам достаточно считывать её мимику, чтобы воображение дорисовывало картину невысказанного. Не оправившись от травмы, Харпер не успела сменить фамилию и всё ещё подписывается как «миссис». Ей не по себе от слишком настойчивого гостеприимства и расспросов лендлорда Джеффри, от осуждения викария, к которому она обращается в минуту отчаяния, от пренебрежительного отношения полиции, которая отпускает человека, пытавшегося проникнуть в её дом.

Удивительно, но самые интересные и искренние сцены фильма — это его первые полчаса, где Харпер одна: она осваивается в доме, идёт по лесу, играет с эхом в тоннеле, в страхе бежит домой. Напевы Харпер, отражённые эхом, станут основным музыкальным мотивом фильма, и это отличная композиторская находка.

Затем нас познакомят с главной визуальной фишкой фильма — враждебная Харпер мужская масса оказывается вся, как бы точнее сказать, на одно лицо, и удачность этого приёма остаётся спорной. Игра Рори Киннера не вызывает вопросов, и иногда его перевоплощения практически бесшовные, но порой налицо корявый CGI или глуповатый парик. Это скорее сбивает с толку и заставляет раньше времени сомневаться в реальности происходящего, чем пугает.

Режиссёр щедро рассыпает религиозные и мистические символы, чтобы подчеркнуть метафоричность происходящего — запретный плод с дерева добра и зла, Шилу-на-гиг, Зелёного человека — но это сделано так нарочито и неорганично, что даже не позволяет наклеить на «Род мужской» ярлык «притча». Даррен Аронофски в своей «маме!» продемонстрировал больше изящества (да и шокировал более умело). Здесь же после первого столкновения с преследователем динамика проседает и раскачивается только к финалу.

«Род мужской»: покаяние Алекса Гарленда за всех мужчин 3

Гарленд же самозабвенно бичует заявленную в названии фильма группу лиц и так этим увлекается, что умудряется при интригующей завязке сделать 100-минутный фильм скучным, а его гротескный и потенциально взрывной финал — предсказуемым. Для творца как будто важнее всего откреститься от «плохих мужчин»,  а фильм — его покаяние. Кино действительно заставило меня задуматься, но не столько о заложенном в нём послании, сколько о том, могу ли я — и стоит ли мне вообще его оценивать.

Поэтому хорошо, что я сразу получил мнение «другой стороны» — фильм не становится хорошим из-за голого обозначения проблематики. Проблематика эта ненадуманная, и её надо обозначать. Но в какой-то менее напускной, менее исповедальной манере.

Выдающаяся работа актёров делает этот фильм заслуживающим просмотра, слабый сценарий и демонстративность тянут его на дно. Только зрителю остаётся решать, позволить ли этой художественной провокации дразнить его эмоции.

Читайте также

Статьи

Безумные идеи для фильмов по «Властелину колец». Молодость Арагорна, трагедия Балина, Том Бомбадил 1
0
36868
Невероятные идеи для фильмов по «Властелину колец». Молодость Арагорна, трагедия Балина, Том Бомбадил

Warner Bros. анонсировала новые фильмы по Средиземью. Какие? Давайте пофантазируем!

Археология космоса. 10 артефактов, за которые в будущем отвалят миллионы 2
0
79678
Археология космоса. 10 самых ценных артефактов Солнечной системы

Первые спутники и марсоходы, послания инопланетянам и прочие мелочи, отправленные человечеством в небо.

Обсуждаем кино за 2022 год в 72-м выпуске «Фантастического подкаста»
0
225048
Обсуждаем кино за 2022 год в 72-м выпуске «Фантастического подкаста»

Разбираем, обсуждаем, советуем лучшие фильмы прошлого года… и даже самую малость морбим.

«Экстраординарная»: как британская комедия про суперсилы уделала Marvel  2
0
131389
«Экстраординарная»: как британская комедия про суперсилы уделала Marvel 

Ирландская сценаристка с ноги ворвалась в супергеройский жанр и не оставила шанса коллегам на Disney+. 

Обзор Wo Long: Fallen Dynasty — Крадущийся Nioh, затаившийся Dark Souls 2
0
195647
Обзор Wo Long: Fallen Dynasty — Крадущийся Nioh, затаившийся Dark Souls

В этой игре есть ядовитые болота!

Марта Уэллс «Телеметрия беглецов». Кибернетический Шерлок Холмс
0
255987
Марта Уэллс «Телеметрия беглецов». Кибернетический Шерлок Холмс

Расследование убийства в глубинах космоса.

Читаем книгу «Орбита смерти» — фантастический триллер от астронавта Криса Хэдфилда
0
297315
Читаем книгу «Орбита смерти» — фантастический триллер от астронавта Криса Хэдфилда

Эпизод, в котором члены миссии «Аполлон-18» узнают, что во время полета их ждут совсем не те задачи, на которые они изначально рассчитывали.

«Гарри Поттер»: все фильмы от худшего к лучшему 14
0
352785
«Гарри Поттер»: все фильмы от худшего к лучшему

Рейтинг получился немного предсказуемым, зато честным.

Спецпроекты

Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: