
Охотник по имени Клаус возвращается в родной Гримсвик, который ему в своё время пришлось покинуть при весьма трагических обстоятельствах. Теперь город находится во власти жестокого правителя, который держит жителей в страхе и даже не позволяет детям праздновать Йоль. Увидев, что произошло с его родиной, Клаус берётся положить конец тирании.

Klaus
Сборник
Выход на языке оригинала: 2015–2016
Жанр: героическое фэнтези
Сценарист: Грант Моррисон
Художник: Дэн Мора
Переводчик: А. Мальский
Издательство: fanzon, 2018
208 стр., 3000 экз.
Похоже на:
Бром «Крампус»
Билл Уиллингхэм «Сказки»
фильм «Рождественская история» (2007)
В России Грант Моррисон известен прежде всего по комиксам DC и Marvel. А вот его авторские серии на русском почти не выходили, хотя среди них есть не менее примечательные, чем «Бэтмен. Лечебница Аркхем» или «Все звёзды. Супермен». Например, «Клаус», вышедший в России аккурат под Новый год.
Эта мини-серия родилась, когда Моррисон захотел создать собственного супергероя и задался вопросом, почему бы не сделать его из… Санта-Клауса. Правда, на страницах комикса перед нами предстаёт не привычный добрый толстяк, разносящий детям подарки на Рождество. Мы видим Клауса молодым охотником, который ещё не обзавёлся волшебным мешком, летающими санями и седой шевелюрой. Но стремление принести детям новогоднее чудо у него уже есть, и именно оно толкает Клауса на борьбу со злобным правителем Гримсвика.
Действуя как эдакий средневековый Бэтмен, герой использует ловкость, хитрость и магию, чтобы одурачивать городских стражников и подтачивать власть тирана. Впрочем, и на стороне злодея играют сверхъестественные силы, так что Клаус, пока ещё пусть и непростой, но всё же смертный, всерьёз рискует головой.

История становления Санта-Клауса, рассказанная Грантом Моррисоном, на первый взгляд может показаться незамысловатой — фэнтези о героях-одиночках, защищающих простых людей от жестокой власти, хватает. В сравнении с некоторыми другими сериями Моррисона «Клаус» получился достаточно прямолинейным. Но простым этот комикс не назовёшь.
Перед нами талантливая постмодернистская игра, использующая одновременно комиксовые и мифологические мотивы
«Клаус» подкупает любопытным сочетанием сказочности и мрачности, присущей тёмному фэнтези. Милые эпизоды, словно взятые из детской рождественской истории, соседствуют здесь с жёсткими сценами, в которых льётся кровь. Но различные по духу главы органично уживаются друг с другом. И, в конце концов, это просто очень красивая, увлекательная и динамичная история с новогодней атмосферой, интересными персонажами и отлично показанной эволюцией героя, который ближе к финалу уже начинает напоминать, пусть и отдалённо, привычного нам Санту.
Впрочем, не одного только Гранта Моррисона стоит хвалить за впечатление, которое производит комикс. Самой высокой оценки заслуживает рисунок Дэна Моры. Этот костариканский художник не слишком известен в России, и «Клаус» заставляет об этом пожалеть — комикс невероятно красив, причём в исполнении художника в равной мере хороши и персонажи, и фэнтезийный мир, и волшебство, и боевые сцены.
В сборник, выпущенный на русском, вошли все семь выпусков мини-серии, так что читатели получили всю историю разом. Впрочем, ежегодно под Рождество Моррисон и Мора возвращаются к Клаусу в новой короткой истории. Они не менее интересны, чем основная серия, и хотелось бы надеяться, что со временем они тоже выйдут в России.
При чём тут Лавкрафт?
Некоторые читатели удивляются, откуда в «Клаусе» ближе к концу возникают инопланетные технологии. На самом же деле этот ход ничуть не рушит сказочный сеттинг — просто становится ясно, что Моррисон играет на поле… Лавкрафта. Известно, что сам Лавкрафт был материалистом и всегда старался придумать своим чудовищам наукообразное объяснение. Что описанные у него Древние боги, что их спящий жрец Ктулху когда-то явились со звёзд — а невежественные люди принимали их за божеств или демонов и приносили им жертвы. Даже ведьминские чары у Лавкрафта работали на высшей математике и неэвклидовой геометрии!
При чём тут Грант Моррисон? Всё просто: сценарист называет себя магом хаоса и хорошо знаком с современной эзотерикой. Наверняка ему известна и влиятельная среди оккультистов книга «Магическое возрождение» (1972). Её автор Кеннет Грант, ученик самого Алистера Кроули, добавил в магическое учение «телема» элементы мифологии Лавкрафта: он утверждал, что писатель бессознательно описал в своих книгах истинное положение дел во вселенной. С Моррисона вполне сталось бы изложить в детской сказке свои представления об устройстве мира!
Обратите внимание, насколько цельная складывается картина: Магнус говорит, что город стоит «на хрупкой коросте, под которой таится древняя тьма», а кругом живут «позабытые спящие боги небес и ночи». В финале же оказывается, что Крампус и сам родом со звёзд, да и заточившие его духи из «светозарного племени» — это инопланетная раса, что не мешает им пользоваться рунической магией, а Крампусу — подчиняться «чёрной книге». Уж не «Некрономиконом» ли разжился лорд Магнус?

Рекомендуем
Александр Ремизов
Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.