Сейчас Макс Олин известен прежде всего как автор книжных обложек, хотя кое-кто может помнить его и по карточкам для ККИ «Берсерк». Макс — иллюстратор и дизайнер, в прошлом — журналист и писатель, а ещё отличный собеседник, в чём вы сами можете убедиться. Сегодня Макс поговорил с нами о разнице между дизайном и рисованием, ремеслом и искусством, фэнтези и фантастикой — и рассказал, какую пользу могут принести хорошие книги и иллюстрации.

Начнём с традиционного вопроса: когда и почему вы решили стать художником?

Помню, года в три я сидел перед телевизором «Горизонт» и смотрел фестиваль в Сан-Ремо, и рука сама потянулась к карандашам. Так на свет появилась моя первая серьёзная работа — на ней по зелёным кочкам бежали ёжики и пели «На-на-на». Тогда всем — родителям, мне и даже поющим итальянцам на экране — стало ясно, что я буду художником.

Сложно ли было учиться?

Было интересно. Я учился на графического дизайнера, и, помимо прочих вещей, это образование включает в себя классический рисунок. У нас были прекрасные преподаватели рисунка, особенно часто вспоминаю «маму Муми-Троллей» Евгению Ивановну Стерлигову. Если вы читали Крапивина, наверняка вспомните её великолепные иллюстрации. В прошлом году мы встретились на фестивале ролевиков, и я подарил Евгении Ивановне большой красивый букет, а она пожала мне руку и назвала коллегой, и это было потрясающе.

Можно ли научиться рисовать самому, не посещая никакие художественные школы?

Можно, но это как осваивать кун-фу по книжкам. Путь будет чуть длиннее, шишек набьёте больше, но упорство и работа над собой всегда приносят плоды. Я знаю много талантливых художников без образования, но в то же время знаю много рисующих людей без таланта. Мне кажется, нужна некая внутренняя искра, и, если она есть, технику всегда можно «подтянуть» до хорошего уровня. А самостоятельно или при помощи сэнсея — решайте сами.

Koldyn1

Один из заказчиков попросил сделать иллюстрацию на детский стишок. Я уже забыл его полностью, но помню строчку «В дубе том колдун живёт, месяц ясный стережёт».

Есть ли для вас принципиальная разница между дизайном и рисованием?

Разница между рисованием и книжным дизайном — это как разница между картиной и багетной рамой. Представьте: вы пришли в музей и увидели ободранные по краям холсты на стенах. Примерно те же ощущения я испытываю, когда вижу книгу с иллюстрацией на обложке, но без дизайна. Хороший дизайн — он как зазывала в лавке, умело манипулирует вами и заставляет взять в руки товар. А рисунок рассказывает о том, что внутри.

Можно ли сказать, что дизайн — «ремесло», а рисунок — «искусство»? И вообще, какие у вас отношения с понятием «искусство»?

Между искусством и ремеслом очень тонкая грань. Считается, что «ремесло» — это когда некий товар делается по заказу, а «искусство» служит исключительно самовыражению. Но «Мона Лиза» была нарисована Да Винчи по заказу одного торговца шёлком — и что это сейчас? Искусство или ремесло? Вообще, с понятием «искусство» у меня сложные отношения. Когда работа не идёт, кажется, что они слишком близкие. А когда всё хорошо — определённо платонические.

Серия внутренних иллюстраций для сборника «Бестиариум», которые читатели часто сравнивали с рисунками Кита Томпсона. Разумеется, вдохновлялся работами этого художника, но не было задачи что-либо копировать.

Когда-то вы писали рассказы. Самовыражаться через зрительные образы для вас оказалось проще, чем через текст? Или самовыражение тут вообще ни при чём?

Когда-то я пять лет проработал журналистом, и рассказы были отдыхом от вечных редакторских хотелок, не более. Когда понял, что предпочёл бы давать интервью, а не брать его — желание работать журналистом, а вместе с ним и писать рассказы, сошло на нет. Но эти годы даром не прошли — я научился связно выражать свою мысль в тексте, играть словами и использовать метафоры. Вот как в нашей с вами беседе.

Часто ли рисуете «для себя»? Насколько сильно заказчики ограничивают творческую свободу?

Для себя рисую редко, поэтому предпочитаю называться не художником, а иллюстратором. Художник, на мой взгляд, в работах отражает свой или окружающий мир, а иллюстратор показывает чужой. И тут большая творческая свобода бывает вредна — самые крупные переделки случались, когда заказчик махнул рукой, мол, делай как хочешь, а потом оказалось, что в его голове всё выглядело иначе.

Обложка для серии Александра Мазина, вышедшей в АСТ. Помню, Александр, получая очередной вариант, просил: «Больше! Ещё больше динамики!» Как остановились и не забросали всё стрелами, птицами, бурей и ураганом — удивительно.

Когда вы создаёте книжные обложки, читаете ли полностью книги, к которым рисуете иллюстрации?

Всё зависит от заказчика. Многие присылают хорошее подробное техзадание с фрагментами книги, и в этом случае художник экономит массу времени — будущая иллюстрация видна как на ладони, нет необходимости читать полностью. Но авторы, как правило, очень самолюбивы и горят желанием загрузить книгу в художника от корки до корки. И тут уже не сбежишь, но… понимаете, часто, чтобы нарисовать на обложке грозного викинга на драккаре, художнику не обязательно знать, что этот викинг ел на обед.

А что обычно попадает на обложку — конкретная сцена, персонаж или что-то иное?

Мне нравится классификация от Стэна Ли. Она в равной степени относится и к его комиксам, и к любой книжной обложке. Стэн разделил обложки на три категории: «интересный рисунок» (в нём главную роль играет дизайн), «интересное действие» (как правило, динамичная сюжетная сцена) и «интересная идея» (чаще всего необычный персонаж или коллаж из персонажей). От себя я бы ещё добавил «интересный леттеринг» — это такой декоративный шрифт без иллюстраций.

Не кажется ли вам, что, изображая книжного персонажа, художник тем самым ограничивает зрительскую фантазию?

Хороший художник занимается тем же, чем и автор книги, — направляет зрительскую фантазию в нужное русло. Но есть художники, которые, чтобы помочь издателю продать книгу, фотошопят на обложках Дина Винчестера из сериала «Сверхъестественное» (я не шучу, у нас есть один автор, у которого все герои превратились в Дина) — вот это точно читерство и ограничение.

Издательство «Снежный ком» лёгких путей не ищет, но работать с их заданиями интересно. Их романы немного неформатны, и обложки просят соответствующие. На этих обложках — персонажи романов Андрея Дашкова «Плод воображения» и Михаила Костина & Алексея Гравицкого «Земля — Паладос».

 Как вы рисовали персонажей для ККИ «Берсерк»? Опирались на каких-то уже существующих мифологических существ или придумывали «из головы»?

Часть придумана «из головы», другая часть — выбрана из заданий «главного берсерка» Ивана Попова. Иван вообще занимается полезным делом — вылавливает на конкурсах «Берсерка» подающих надежды новичков и предлагает им немножко работы.

А сами вы в ККИ играете?

Раньше играл часто. Мы собирались на ночной смене у одного из друзей и играли в Magic: The Gathering — тогда она только появилась, и было жутко интересно. Там же я научился играть на гитаре. Такой клуб хиппи-ролевиков. Передаю им пламенный привет, если позволите. А сейчас изредка захожу в Hearthstone, не более.

Настольные игры — ещё одно направление, в котором художник может проявить свои таланты. Работы для стимпанковской карточной игры «Свалка Ржавого города».

Настольные игры — ещё одно направление, в котором художник может проявить свои таланты. Работы для стимпанковской карточной игры «Свалка Ржавого города».

Что ещё из фантастики любите? Какие книги, фильмы, игры?

Последнее время люблю игры и сериалы, а читаю в основном по работе. Из тех игр, что были успешно пройдены и остались в любимых, — серия Mass Effect, киберпанковский шедевр Deus Ex: Human Revolution и уже старая недобрая классика японских ужастиков Silent Hill. Сейчас потихоньку прохожу «Ведьмака» — поляки сделали идеальную игру. А из киношного — фильмы Кристофера Нолана, его «Начало» пересматриваю раз в год.

Есть ли что-то, что вы мечтаете проиллюстрировать?

Раньше мечтал проиллюстрировать «Ведьмака», но сейчас трудно сделать что-то лучше, чем это сделали ребята из RED Project. Геральт стал прочно ассоциироваться со своим игровым образом, и это правильно, учитывая, какую огромную работу они проделали. А так… оформить что-нибудь из классики, наверное, мечта любого художника.

Начиная работу, я обычно думаю карандашом на бумаге. Иногда мысли уходят в сторону — и так однажды вместо очередного наброска чьей-то обложки на свет появился Ктулху Новой волны (где-то тут была игра слов) с плеером в ушах.

Начиная работу, я обычно думаю карандашом на бумаге. Иногда мысли уходят в сторону — и так однажды вместо очередного наброска чьей-то обложки на свет появился Ктулху Новой волны (где-то тут была игра слов) с плеером в ушах.

Судя по работам, вас больше привлекает фэнтези, чем научная фантастика. А как вы считаете, есть ли какая-то принципиальная разница между этими жанрами, помимо антуража?

Это ошибочное ощущение. Когда было популярно фэнтези — я рисовал фэнтези, потому что чаще просили. Сейчас популярны другие жанры, и свежие работы — либо стимпанк, либо космическая фантастика. Принципиальной разницы между жанрами нет, несмотря на желание научных фантастов казаться умнее своих фэнтезийных собратьев. Какой-нибудь персонаж обязательно прыгает в телепорт или магический портал, и не так уж важно, гном он или сириусянин. Но хорошая научная фантастика делает очень полезное дело — благодаря ей подростки начинают мечтать о невероятном будущем.

А фэнтези-книжки могут сделать какое-нибудь «полезное дело» (помимо очевидного — принести удовольствие от чтения)?

Можно было бы ответить, что фэнтези заостряет внимание на внутреннем мире, отношениях между героями, но и НФ про это не должна забывать. Наверное, дело в хорошей порции полезного эскапизма. «Туда» проще убежать от назойливой реальности, вспомнить про природу и старые сказки. Этим кстати, можно объяснить огромное количество ролевиков — плащ накинул, меч выпилил и вперёд, отвлекаться. Сам так пару раз в юности делал.

После работ над «Бестиариумом» стали часто просить всевозможный панк. Так на свет появились обложки сборника «Мистериум» и романа Натальи Осояну «Карнавал теней».
Дизельпанковский завод-череп для «Мистериума» придумался как-то сам, в рассказах он не фигурирует, но хотелось что-то гротескное и в то же время стилизованное.

Как думаете, а хорошие иллюстрации могут как-нибудь повлиять на человека, привнести в его жизнь что-то, помимо эстетического удовольствия?

Книжные иллюстрации влияют на желание человека купить и прочитать книгу, это их непосредственная задача. Но если вы про иллюстрации в целом… Художник — прежде всего манипулятор человеческим настроением, такая тихая малозаметная суперспособность. Он показывает картинку — и вы откликаетесь на то, что увидели. Шторм бодрит, штиль успокаивает, от дождя становится немножко грустно. А от вашего настроения могут зависеть многие ваши текущие дела.

Парочка работ для благополучно закрытого проекта «Анабиоз». Первая — чернокожий футболист в Сибирской тайге для романа Юрия Бурносова, вторая — обложка романа Сергея Палия о приключениях «проснувшихся» в Арабских Эмиратах. Сергей просил нарисовать персонажа похожим на него, и некое сходство определённо присутствует. Роман не вышел в свет, но Палий картинку распечатал, и она теперь висит у него дома на стене в рамочке.

А это хобби для уставших от рисования рук — лепка всяческих забавных скульптур из полимерной глины. Бюст Мордина Солуса из игры Mass Effect я с огромными перерывами делаю примерно год, и вот только недавно дошло до грунтовки.

А это хобби для уставших от рисования рук — лепка всяческих забавных скульптур из полимерной глины. Бюст Мордина Солуса из игры Mass Effect я с огромными перерывами делаю примерно год, и вот только недавно дошло до грунтовки.

Досье: Макс Олин

Max3

Макс Олин (настоящее имя — Максим Никифоров) родился в 1978 году в Свердловске. Учился в Уральской государственной архитектурно-художественной академии на дизайнера интерьера и графики, но после выпуска пять лет проработал журналистом и только потом вернулся к дизайну. Карьеру иллюстратора начал с оформления карт для ККИ «Берсерк». Сейчас Макс Олин создаёт книжные обложки, участвует в художественных выставках, ведёт на YouTube канал «ART-обзор».

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Екатерина Пташкина
Недобрая фея всея редакции. Любит задавать авторам наивные вопросы, для ответа на которые приходится перелопачивать все существующие энциклопедии.

Показать комментарии ()

Подпишитесь на нашу рассылку!

Самое интересное из мира фантастики — коротко.

Еженедельные новости фантастики
Ежедневные новости фантастики

А ещё у нас есть