«Сокол и Зимний солдат», 1 сезон 4 серия: Убить Капитана!

14599
6 минут на чтение
Все дороги ведут в Ригу. Сэм и Баки ищут пробирки с сывороткой суперсилы. Спецназ Ваканды подбирается к барону Земо. Джон Уокер вот-вот настигнет «Разрушителей флагов». А лидер этой группировки Карли Моргенто всё острее ощущает давление извне — как от правительства, так и от таинственного преступного авторитета по кличке «Торговец силой». Столкновение неизбежно, и Карли с сообщниками решают действовать на опережение. Их новая цель — убить Капитана Америку.

Предыдущие части

«Сокол и Зимний солдат», 1 сезон, 3 серия: По следам Джона Уика

Илья Глазков

02.04.2021

6833

Земо близко! Сокол и Зимний солдат идут на сделку с заклятым врагом и расширяют географию вселенной Marvel.
Четвёртый эпизод «Сокола и Зимнего солдата» преподносит немало сюрпризов. Главный из них: оказывается, Дерек Кольстад умеет писать не только боевики. После ураганных перестрелок предыдущей серии автор «Джона Уика» неожиданно притормозил и сосредоточился на драме. Персонажи, ранее прозябавшие на периферии, наконец-то вышли вперёд. Политический конфликт обострился. А вопросы наследия Капитана Америки оказались актуальны не только для его друзей, но и для всего мира.

Впрочем, экшена здесь тоже немало. В самых разных комбинациях: нож против щита, щит против копья, копьё против механической руки, реактивный ранец против потёртой куртки, пистолет против суперсилы. Боевые сцены по традиции поставлены технично и изобретательно, особенно когда дело доходит до групповых потасовок. Режиссёр Кари Скогланд специально разбивает героев на пары — Сэм и Баки, Уокер и его напарник Лемар, Карли и её адъютант Нико — что не только подчёркивает их командную работу, но и оказывается чрезвычайно важным для сюжета.

Однако главной парой серии, как ни странно, стали антагонисты. Карли и Уокер, неукротимая «Разрушительница флагов» и несгибаемый Капитан Америка. Две полные противоположности, между которыми Кольстад постоянно проводит параллели. Оба героя стремятся к свободе и справедливости, вот только понимают эти слова по-своему. Оба поневоле стали символами для многочисленных последователей и оказались к этому не готовы. Оба в некотором смысле отыгрывают навязанную им роль. Уокер старательно косплеит Стива Роджерса, улыбается фанатам и выбивает дверь с ноги. Карли притворяется безжалостной террористкой и угрожает невинным по телефону, проговаривая злодейские клише.

В предыдущих эпизодах эти персонажи были скорее на втором плане, их развитие происходило рывками — взять, к примеру, внезапное решение Карли взорвать ограбленный склад. Теперь же именно они направляют ход сюжета и в каждой сцене хоть немного, но проявляют себя как простые люди, со своими надеждами, страхами и травмами.

Впрочем, авторы ненавязчиво подыгрывают одной из сторон. Сценарий больше не скачет по всему земному шару: за редкими (и приятными!) исключениями действие разворачивается на улицах Риги, где обосновались «Разрушители флагов». А значит, героям и зрителям открывается мир, в котором живёт Карли, они поближе узнают её соратников и проникаются её мотивацией. Особый интерес представляет монолог, в котором Сэм объясняет идеологию «Разрушителей» и рассказывает о том, что случилось за кадром «Мстителей: Финал». Щелчок Таноса привёл к невиданному прежде единению: привычные границы рухнули, а выжившие рады любой помощи от тех, кого недавно боялись пускать в свою страну.

Пожалуй, никогда ещё Marvel не признавали настолько открыто, что безумному титану действительно удалось привести человечество к утопии, хотя бы ненадолго. Правда, возникает вопрос, почему эту мысль вложили в уста Сэма, когда он сам оказался в числе «развоплощённых». Но эта неувязка быстро забывается, когда начинаешь думать об открывшихся сюжетных перспективах. «Финал» подробно показал последствия щелчка с точки зрения супергероев — но в свете новой информации было бы чрезвычайно интересно увидеть эти события глазами простых людей, пусть даже во флешбэках. Мистер Файги, не упустите момент!

У Джона Уокера мотивация попроще, но Кольстад всё равно не отказывает ему в человечности и, что гораздо важнее, совести. Ближе к финалу Уокер и Лемар зализывают раны в рижском кафе и размышляют о сути героизма. Новоявленный Капитан Америка не питает иллюзий: его отмеченные медалями подвиги в Афганистане — лишь повод для ночных кошмаров. Тем сильнее он хочет стать символом «свободного мира», почувствовать свою моральную правоту.

Как «Ванда/Вижен» наконец-то дал достойный материал Полу Беттани и Элизабет Олсен, так и новый сериал Marvel ставит перед актёрами весьма непростые задачи — а те блестяще её выполняют. Эрин Келлиман (Карли) и Уайатт Рассел (Уокер) в полной мере передают неоднозначность своих героев, их сомнения, высокомерие и душевные терзания от компромиссов с избранными принципами.

В мире «Сокола…» нет однозначных героев и злодеев. Даже Земо, в одной из ранних сцен показанный чуть ли не дьяволом-искусителем, в дальнейшем ведёт себя вполне прагматично. И основная интрига сериала строится не на том, кто победит в битве суперсолдат — гораздо важнее, как изменятся персонажи к концу сезона. Удастся ли Сэму вновь поверить в идеалы своего друга? Примирится ли Баки с мрачным наследием Зимнего солдата? Кем станет Карли Моргенто, отчаянной террористкой или… новым Капитаном Америкой? Исход не самый очевидный — но один из «Разрушителей» прямым текстом сравнивает её со Стивом Роджерсом, и это навряд ли случайно.

Четвёртая серия снова и снова возвращается к центральной теме «Сокола…» (и, шире, всего супергеройского кино) — вопросам силы и ответственности. В мире сверхлюдей чрезвычайно легко почувствовать себя слабым, а это неминуемо ударяет по эго. И вот, казалось бы, решение: чудо-сыворотка, с помощью которой можно в момент побороть свой комплекс неполноценности и «восстановить баланс».

Вот только не всё так просто. Карли обрела силу, чтобы дать отпор несправедливой системе, но чем активнее эта система сопротивляется, тем болезненнее для героини воспоминания о своей слабости — и компенсировать это приходится повышенной жестокостью. Напротив, Земо восстанавливает баланс через уничтожение супергероев: в его представлении они обрушили привычный статус-кво и породили новый правящий класс. И вовсе неспроста персонажа теперь мотивирует не только погибшая семья, но и утраченный статус дворянина. Наконец, Джон Уокер полностью находится во власти уязвлённого эго. За его словами о спасении других скрывается лишь фрустрация от собственных ошибок и несовершенства. Значит, думает он, надо стать совершеннее и навязать миру свою волю в лучших традициях Энакина Скайуокера.

Дебаты о личной ответственности Кольстад ненавязчиво переплетает с геополитическим комментарием. Не раз и не два персонажи меряются юрисдикцией, словно спрашивая у зрителей: нормально ли им, что американские солдаты и африканский спецназ проводят операцию на территории суверенной Латвии? А если супергероям границы не писаны, то в чём же тогда неправа Карли Моргенто, призывающая вовсе отменить привычное разделение на страны — для всех, а не только для избранных? Мотив для жанра весьма необычный; особенно в свете того, что на Marvel регулярно обрушивается критика в продвижении империалистической повестки и излишне тесном сотрудничестве с американским военпромом.

Последним островком морали в «Соколе…» остаётся сам Сокол. Поначалу может показаться, будто Сэм в четвёртой серии находится на вторых ролях: на ход сюжета он почти не влияет, а все его планы идут прахом из-за махинаций других персонажей. Вот только пока остальные герои реализуют свои комплексы, Сэм — чуть ли не единственный, кто реально заботится о благополучии окружающих. Припомнили авторы даже его опыт работы психологом, бегло показанный в «Зимнем солдате». Чтобы спасти мир, он скорее полагается не на силу, а на эмпатию, и после данного эпизода становится кристально ясно, почему своим наследником Стив Роджерс выбрал именно Сокола.

Четвертая серия «Сокола и Зимнего солдата» ненадолго отвлекается от боев, чтобы вновь сосредоточиться на драме. Политический конфликт всё больше перетекает во внутреннюю борьбу между самоотверженностью и эгоизмом — и далеко не все выйдут из этой борьбы живыми. Деконструкция образа Капитана Америки выходит на финишную прямую: удастся ли героям очистить (прежде всего, в своих собственных глазах) щит Стива Роджерса от запятнавшей его крови?

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

Сериал «Чужой: Земля»: первые впечатления. Ксеноморф на свободном выгуле

Сериалы

«Песочный человек», 2-й сезон: книга хуже?!
Хроника кризиса среднего возраста

Сериалы

«Очи Ваканды»: Очи чёрные, очи жгучие
Как минимум это красиво, как максимум — увлекательно.

Сериалы

«Уэнсдей», 2-й сезон: первые впечатления. Мрачно, стильно, интересно!
Тим Бёртон в отличной форме.

Сериалы

Лучшие сериалы 2025 года: первое полугодие. Фантастика, фэнтези и не только
Это ещё не итоги — но кое-что уже можно советовать.

Сериалы

Что там у «Рика и Морти» в 8-м сезоне? Риковое поле экспериментов
Семья Санчесов подвинула Рика, а сам он как будто прошёл психотерапию.

Сериалы

«Уэнсдей» vs «Леденящие душу приключения Сабрины»: какой сериал лучше?
Эпическая битва мистических девушек

Сериалы

Какие сериалы смотреть в августе 2025? Американская готика, шотландские попаданцы, русские чудеса
А также Чужие против андроидов и корейские ангелы в полосочку.

Сериалы

«Левиафан»: неправильное аниме по самому анимешному стимпанку
Почему самая точная экранизация книги про летающих китов вряд ли станет хитом.

Сериалы

Как «Лазарь» Синъитиро Ватанабэ отражает эмоциональную боль нашей эпохи
Аниме меняется вместе с миром, и «Лазарь» — яркий тому пример.
Показать ещё