Недавно Дэвид Бениофф и Дэн Уайсс, создатели сериала «Игра престолов», подписали многолетнее соглашение с Netflix. В обозримом будущем они будут писать сценарии и снимать новые фильмы и сериалы исключительно для этого сервиса.

Контракт запрещает соавторам работать где-либо ещё, но позволяет им сперва выполнить свои обязательства перед Disney. Напомним, им заказали сценарии к новой трилогии «Звёздных войн», первая часть которой выйдет в декабре 2022 года.

Первой жертвой ухода Бениоффа и Уайсса с HBO стала «Конфедерация» — сериал по альтернативной истории, в которой Юг выиграл гражданскую войну. По сюжету Конфедерация дожила до наших дней, вместе с рабством, сегрегацией и тому подобным. Сериал анонсирован ещё в 2017 году, но с тех пор находился в замороженном состоянии. Теперь, по сообщениям СМИ, работы над ним и вовсе свёрнуты. Впрочем, вряд ли на HBO о том сильно жалеют. Анонс «Конфедерации» был встречен таким шквалом критики, что, возможно, канал отменил бы его в любом случае.

Аукцион

Двухсотмиллионный контракт не должен удивлять — это далеко не первая подобная сделка. Между потоковыми сервисами началась настоящая война за успешных сценаристов и шоураннеров. Тот же Netflix за последний год подписал схожие соглашения с Райаном Мёрфи («Американская история ужасов») и Шондой Раймс («Анатомия Грей»). А Amazon в апреле заключил контракт на 150 миллионов долларов с шоураннерами «Мира Дикого Запада» Лизой Джой и Джонатаном Ноланом. По слухам, узнав об этом, Бениофф и Уайсс решили, что заслуживают большего, выставили ценник в районе 200 миллионов и принялись ждать предложений. Дождались!

Война контента начинается: создатели «Игры престолов» ушли на Netflix, и вот почему это важно 3

Джонатан Нолан (брат Кристофера) и Лиза Джой (фото: Gage_Skidmore, CC BY-SA 3.0)

По данным инсайдеров, долгое время фаворитом в борьбе за Бениоффа и Уайсса оставался Amazon. Но в начале июля боссы Netflix сделали более заманчивое предложение. Третьим участником борьбы был Disney. В сумму договора заложены расходы на создание продюсерской компании, об открытии которой якобы грезили Бениофф и Уайсс.

«Мы необычайно рады приветствовать мастеров-рассказчиков Дэвида Бениоффа и Дэна Уайсса в рядах Netflix, — заявил директор по контенту потокового сервиса Тед Сарандос. — Они та творческая сила, что своей эпической историей развлекла целый мир. Мы не можем дождаться момента, когда узрим, что их воображение принесёт нашим подписчикам».

«Мы провели прекрасные десять лет на HBO и благодарны каждому, кто все это время помогал нам чувствовать себя как дома. За последние несколько месяцев мы провели много часов за разговорами с Синди Холланд и Питером Фридлэндером, а также Тедом Сарандосом и Скоттом Стюбером, — отметили Бениофф и Уайсс. — Мы помним одни и те же кадры из одних и тех же фильмов восьмидесятых, любим одни и те же книги, нас привлекают одни и те же возможности рассказать новые классные истории. Netflix построил нечто потрясающее и беспрецедентное, и мы польщены их приглашением».

Началась война контента

Контракт Бениоффа и Уайсса — это очередная битва в войне контента между видеосервисами. Ещё пару лет назад этот рынок был представлен лишь Netflix, Hulu и парой десятков сервисов поменьше. Но уже в конце этого года и начале следующего свой потоковый сервис появится почти у каждой крупной медиакомпании: Disney+, Apple TV+, NBSUniversal и HBO Max.

Война контента начинается: создатели «Игры престолов» ушли на Netflix, и вот почему это важно 7

Боссы корпораций понимают, что пользователи не подпишутся сразу на все сервисы — таким безумцам придётся выложить около сотни долларов. Поэтому сервисы заранее готовятся к войне за подписчиков, в которой главным оружием будет эксклюзивный контент. Разный, качественный, дорогой и способный сподвигнуть зрителя на подписку.

Для некоторых конкуренция уже оказалась неподъёмной. В прошлом году всех сотрудников уволил сервис Fandor, показывавший независимое кино, классику, немые и зарубежные фильмы. А в ноябре того же года YouTube объявил, что YouTube Premium прекратит производство дорогостоящих оригинальных шоу. И это несмотря на успех таких проектов как «Кобра Кай».

Ещё до запуска HBO Max компания WarnerMedia закрыла два «нишевых» сервиса — FilmStruck, специализировавшийся на классических фильмах, и DramaFever, показывавший корейские сериалы. Как минимум один из этих проектов был успешен — базу подписчиков FilmStruck оценивали в 100 тысяч пользователей. Но в WarnerMedia предпочли сконцентрироваться на одном большом проекте, пообещав использовать в работе над ним опыт FilmStruck.

Именно подготовка к запуску Disney+ стала одной из причин, по которой Disney стремился заполучить студию Fox. Увеличение доли кинорынка, возвращение прав на Фантастическую Четвёрку, Людей Икс и Дэдпула, сокращение конкуренции — всё это, конечно, хорошо. Но больше всего Disney интересовала огромная коллекция уже снятых фильмов и сериалов Fox, которая уже на старте пополнит ассортимент Disney+. «Добавление оригинального и старого контента Fox только усилит и расширит возможности нашего потокового сервиса», — подчеркнул глава Disney Боб Айгер во время отчёта перед инвесторами.

Война контента начинается: создатели «Игры престолов» ушли на Netflix, и вот почему это важно 1

Старые сериалы — это золотая жила. По подсчётам Forbes, купленный контент составляет свыше 60% каталога Netflix, и около 60% просмотров приходится на проекты, созданные будущими конкурентами Netflix. В прошлом году Netflix заплатил WarnerMedia 100 миллионов долларов, чтобы продлить эксклюзивные права на показ «Друзей» ещё на год. По данным аналитической компании Jumpshot, «Друзья» и «Офис» — самые популярные сериалы Netflix в США.

Но к 2021 году сервис лишится их обоих. CBS объявили, что со следующего года «Друзья» станут эксклюзивом HBO Max. А все сезоны «Офиса» с 2021 года станут эксклюзивом нового сервиса NBCUniversal. Наверняка следом Netflix покинут и другие старые сериалы, вроде «Теории большого взрыва», «Анатомии Грей», «Шоу семидесятых» и «Парков и зон отдыха». По самым пессимистичным прогнозам, каталог Netflix может схуднуть на те самые 60%.

Контент стоит денег

И тут в дело вступает главный калибр будущей войны: новый эксклюзивный контент, ради которого зрители будут оплачивать ежемесячную подписку. На нём не планируют экономить. По словам боссов Disney, в одном только 2020 году компания потратит на наполнение Disney+ около миллиарда долларов. Студия даже не рассчитывает, что сервис выйдет в плюс раньше 2024 года.

Затраты Netflix на производство контента выросли с 9 миллиардов в 2017 году до 15 миллиардов в этом. Но не все проекты сервиса оказались удачными. По слухам, после крайне скромного релиза высокобюжетной «Тройной границы» Тед Сарандос заявил, что впредь компания будет более разборчивой в плане инвестиций в дорогие и амбициозные проекты. Похоже, в понимании Netflix разборчивость выражается в скупке самых известных творцов. При этом сервис старается делать вид, что не боится конкуренции.

Война контента начинается: создатели «Игры престолов» ушли на Netflix, и вот почему это важно 4

Тед Сарандос, директор Netflix по контенту (фото: Daniel Benavides, CC-BY-2.0)

«Конкуренция — это здорово, — заявил глава Netflix Рид Хастингс в октябре прошлого года. — Здорово для потребителей, здорово для производителей контента. Ещё никогда в истории не создавалось столько фильмов и телесериалов. Так что гонка началась».

«Рынок выдержит два или три потоковых сервиса, включая Netflix, — заявил глава AT&T Рэндалл Стивенсон, — и мы, разумеется, хотим войти в это число». Можно не сомневаться, что под его словами готовы подписаться все участники наступающей войны. Тем интереснее понаблюдать за её развитием.

Стоят ли Бениофф и Уайсс таких денег?

При всём уважении к создателям одного из самых успешных сериалов современности есть подозрение, что Netflix переплатил. «Игра престолов» — безусловная удача, но какова в этом успехе заслуга Мартина, а какова — шоураннеров? Да, Бениофф, Уайсс и съёмочная группа не раз творили чудеса при ограниченном бюджете, но много ли на их счету удачных сценарных находок? Пока сериал следовал сюжету книг, всё было отлично, но стоило ему обогнать книги, как «Игру престолов» стали критиковать за поглупевших героев, упрощение сюжета и неудачные ходы. На Netflix шпаргалки от Мартина не будет.

Игра престолов: отличия книг и сериала 19

Лучшие годы «Игры престолов» были до того, как Тирион оброс бородой

«Игра престолов» — пока единственный успешный проект Бениоффа и Уайсса. До неё они не работали на телевидении (поэтому в первые годы «Игры престолов» собрали полную коллекцию ошибок начинающих шоураннеров), а их послужной список в кино не внушает доверия. Бениофф превратил «Трою» из эпоса в мелодраму и был соавтором сценария худшей части «Людей Икс» — «Росомаха: Начало». А на счету Дэна Уайсса и вовсе не было успешных проектов. Его сценарии к адаптациям Halo и «Игры Эндера» и приквелу «Я — легенда» остались в мусорной корзине.

«Игра престолов» — успех, который случается раз в жизни. Гарантий, что Бениофф и Уайсс смогут его повторить, нет. К тому же соавторы уже показали, что не умеют чувствовать настроение общества. Иначе стали бы они готовить сериал о мире победившего рабства?

Черновик 130

Судя по всему, Дэвид и Дэн вдохновились примером «Рассказа служанки» — сериала о доведённом до абсурда патриархате

«Конфедерация» стала не единственным пятном на репутации шоураннеров: в последние годы им вообще досталось от публики. Сомнительные сюжетные развязки, сцены изнасилований, петиция о пересъёмках восьмого сезона — Бениофф и Уайсс сейчас не самые популярные люди в интернете. Едва ли их имена могут привлечь дополнительный интерес. Скорее, некоторые пользователи, узнав о сделке, могут отменить подписку на Netflix.

Кроме того, на Netflix даже не знают, когда Бениофф и Уайсс приступят к работе. Перед этим они обязаны написать сценарии к новой трилогии «Звёздных войн». Правда, если верить The Hollywood Reporter, теперь Бениофф и Уайсс напишут не три сценария, а лишь один, для остальных же частей сделают только синопсис. Но неясно, почему поменялись условия: то ли из-за сделки с Netflix, то ли, наоборот, сделка с Netflix стала возможна потому, что авторы разгрузили свой график. По слухам, помимо этого они должны были написать сценарий фильма о Курте Кобейне для Universal и историю о побеге из тюрьмы Dirty White Boys для Fox/Disney. Судьба этих проектов теперь неясна.

Тот же The Hollywood Reporter подмечает, что столь денежный контракт имеет смысл, только если Бениофф и Уайсс будут одновременно работать над несколькими проектами. Но Дэвид и Дэн, в отличие от других новобранцев Netflix (Шонды Раймс, Райана Мёрфи и Грега Берланти), ещё не работали над несколькими проектами одновременно. Последние десять лет они не отрывались от «Игры престолов». Потянут ли они не одно успешное шоу, а сразу несколько?

Война контента начинается: создатели «Игры престолов» ушли на Netflix, и вот почему это важно 6

Бениофф и Уайсс (фото: Suzi Pratt CC BY-SA 2.0)

Правда, не факт, что от них этого потребуют. Заключая с кем-то эксклюзивный договор, Netflix гарантирует, что человек не будет работать где-то ещё. Бениофф и Уайсс обрубили связи с HBO и не смогут сотрудничать с кем-то ещё. И уж точно они не смогут ничего сделать для Amazon, который до начала июля считался наиболее вероятным местом их дальнейшей работы.

Однако интересно ещё вот что. Бениофф и Уайсс — создатели главного проекта HBO за последние десять лет. С запуском HBO Max сервису понадобится ещё больше материала. Однако HBO даже не подумали бороться за своих звёзд. Возможно, бюджеты канала не предусматривают таких трат? Но владелец HBO, компания WarnerMedia, вот-вот подпишет эксклюзивное соглашение с компанией Дж. Дж. Абрамса Bad Robot. Сумму сделки оценивают в полмиллиарда долларов. На Абрамса деньги нашлись, а на Бениоффа и Уайсса — нет. Может, и к лучшему…

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Показать комментарии ()

Подпишитесь на нашу рассылку!

Самое интересное из мира фантастики — коротко.

Еженедельные новости фантастики
Ежедневные новости фантастики

А ещё у нас есть