«Ковбой Бибоп»: что нужно знать о детях космического джаза

66406
8 минут на чтение
Я вижу сон и никак не могу проснуться.
Спайк Шпигель
В Солнечной системе полным-полно опасностей! Циничные пираты и борцы за свободу, террористы, пророки, сумасшедшие, роковые женщины, лживые корпорации, магнаты и наркодилеры, коррумпированные чиновники, правительство и мафия — каждый тянет одеяло на себя!

Немногим больше полувека назад случилась катастрофа. Осколки прежнего уютного мира, разбитого вдребезги, до сих пор летают с планеты на планету (как в сказке Андерсена, попадая в сердца многих людей). Технологии стремительно развиваются, политика и криминальный мир переплелись настолько, что уже не отличить друг от друга.

В круговороте хаоса живут люди со своими характерами, судьбами, слабостями и пристрастиями. Смятение окутало умы, вчерашние ценности уже завтра станут прахом. И постоянно лишь одно. То, что проникает в каждого — и проникнет в вас, уважаемый, да-да, в вас. Музыка. Мёртвые тянут блюз, живые поют джаз. Мафиози и террористы выводят рапсодии и хоралы, отходя в мир иной. И во всей этой свистопляске незаметно для человечества уже пять лет ведётся поединок совершенно эпического размаха. Результат покажет, куда движется мир.

Этот поединок — основа сюжета сериала «Ковбой Бибоп».

Этот безумный, безумный мир

В середине XXI века гениальный физик Хекс открыл возможность перемещения материальных объектов в гиперпространстве и сумел создать действующую модель межпространственных Врат. Человечество ринулось покорять Солнечную систему. Марс, Венера, спутники Юпитера и Сатурна — всё колонизировали за какие-то пару десятилетий.
Однако в базовой технологии Врат был заложен фундаментальный дефект — и уже вскоре самые первые, земные Врата, расположенные рядом с Луной, дали сбой. Взрыв был такой, что от Луны оторвало огромный кусок. По сей день она плавает над Землёй, расколотая, а сама планета окружена сонмом небольших астероидов, которые ежедневно падают на её поверхность.

Естественно, ни о какой нормальной жизни на поверхности Земли речь идти не может. Поэтому все правительственные, деловые и даже мафиозные структуры переносятся на Марс. В его кратерах, защищённых силовым полем и оборудованных установками генерации воздуха, начинает процветать жизнь, до боли напоминающая Дикий Запад и Клондайк.

Земля же стала мусорной свалкой, в подземных катакомбах которой живут отбросы со всех миров, а на поверхности, под постоянным метеоритным дождём, скитаются бездомные дети. Около Луны находится свалка погибших кораблей, ставшая прибежищем для нелегалов всех мастей.
Венера, атмосфера которой была приспособлена к проживанию людей, является чем-то вроде основной пролетарской планеты в Солнечной системе. Американский Детройт 50-70-х годов прошлого столетия, пожалуй, будет наилучшей аналогией для её описания — постоянная бедность, борьба за выживание, развитая преступность, в которой буквально погрязло население планеты.

Атмосфера спутников Юпитера и Сатурна пока ещё не приспособлена для человека, и, хотя проживание там возможно, их население не слишком велико.

Клан Красного Дракона (мафиозная структура восточного типа) и Белого тигра (западного) — основные соперники в разделе новых территорий, воевавшие друг с другом долгие десятилетия колонизации. Сейчас в их отношениях намечаются сдвиги, по которым можно рассудить, что мир, взорванный хаосом трагедии Врат и вынужденной поспешной Колонизации, постепенно начинает приходить к спокойствию и порядку.

В джазе только ковбои...

В таком сумасшедшем мире вполне естественно: преступность настолько развита, что привычна и повседневна. Правительство уже давно учредило специальную организацию ISSP (InterSolar Space Police), совмещающую функции Интерпола, ФБР и даже ЦРУ (отдел секретных разработок). Но она так же коррумпирована, да и главным для её верхушки является решение политических проблем, а не вопросов межпланетного бандитизма. Поэтому с десяток лет назад в Солнечной системе был учреждён институт «космических ковбоев».

Человеческая жизнь стоит немного, но когда заходит речь об известных бандитах, правительство и корпорации готовы платить большие деньги за их поимку. А потому команды крутых парней на космических кораблях летают с планеты на планету, стремясь изловить всех уголовников из наградного списка и получить причитающиеся барыши.

В каждом деле бывает кто-то, кто делает его лучше остальных. Сериал знакомит нас с элитой космического ковбойства.

Спайк и Джет — неразлучные друзья

Экипаж старенького, но все ещё боевитого корабля поначалу состоит из двоих. Это бывший полицейский Джет Блэк, пожилой брюзга, не любящий мир, людям предпочитающий карликовые деревья бонсай, и в качестве хобби полирующий свою искусственную руку. Второй — Спайк Шпигель, молодой боец высочайшего уровня, очень отрешённый и временами совершенно безрассудный человек. Прошлое обоих туманно, они не любят о нем распространяться, зная только то, что могут друг другу доверять. Спайка его бывшие друзья и родственники считают мёртвым, а у Джета просто никого нет.

Года четыре назад они встретились — Спайк бежал от прошлого, а Джет, ушедший из ISSP, просто не знал, чем теперь заняться. Беглецы и одиночки нашли общий язык и дело под стать их натуре. Спайк красной краской из баллончика начертал на борту старого корабля новое название — «Бибоп».

Как и остальные ковбои, Джет и Спайк колесят по Солнечной системе в поисках заработка, и регулярно смотрят лазершоу «Big shot», в котором ведущие представляют бандитский свежачок и объявляют награды. У них есть свой информатор, свои друзья, а скорее, товарищи, разбросанные по мирам, свои враги и конкуренты. За четыре года они заработали хорошую репутацию и пока не встретили бойца, равного Спайку, а полицейский опыт и связи Джета не подводят в самых сложных ситуациях.

Кто бы мог сказать об этом безобидном пареньке, что он лучший в мире боец?

Спайк, однако, продолжает жить где-то в прошлом, и таинственное былое регулярно настигает его. В моменты обострений он относится к своей жизни совершенно наплевательски, да и в обычном состоянии способен разнести квартал-другой на своём красном истребителе.

Поэтому, даже получая большие гонорары за поимку самых опасных преступников в Солнечной системе, команда «Бибопа» неминуемо отдаёт львиную долю на возмещение ущерба, оплату больничных счетов случайным пострадавшим, ремонт корабля и оборудования.

...И ковбойки!

Замкнутый мир этой команды даёт первую трещину, когда в их жизни появляется роковая женщина — Фэй Валентайн. Беспринципная, хитрая и пронырливая бестия, наделённая огромной харизмой, и временами по-человечески беззащитная, Фэй является одной из самых известных аферисток в мире. Специалист по азартным играм, великолепная обманщица и ловкая выдумщица, Фэй сваливается им на голову при самых неожиданных обстоятельствах. Но как ни различны они, в душе все трое одинаковы.

Неудивительно, что, даже сбегая от ковбоев, роковая женщина все время к ним возвращается. Несколько раз надув Спайка с Джетом, сбежав с их деньгами, Фэй, как притянутая магнитом, ввязывается в их дела, и в результате остаётся на корабле, не спросив на то никакого разрешения, просто став новым членом команды.

Нет ничего опаснее в мире, чем женщина без прошлого. Берегитесь!

Недолго заставляет ждать себя и вторая героиня, ещё более чокнутая, чем трое уже представленных. Восьмилетняя беспризорная девочка с Земли, желудок которой кажется бездонным, а буйное веселье неисчерпаемым — знакомьтесь, Эд: гениальный хакер и весьма полезное приобретение для команды.

Самым нормальным, наименее чокнутым, не страдающим запутанными комплексами и не прячущимся от прошлого существом на корабле становится... дворняга. Впрочем, и это не простая дворняга, а единственный в мире экземпляр экспериментального «смарт-дога», интеллект которой значительно увеличен серией биологических экспериментов секретной лаборатории ISSP. Эйн (от Эйнштейн) — преданный друг и член команды.

Двое неунывающих друзей, ребёнок и собачка

Его величество стиль

Почему же «Бибоп» оказался столь популярен и воспринимаем такими разными людьми, как японские, американские, европейские и русские зрители? Причин всего две, и обе они весьма банальны.

Во-первых, высокое качество — во всем, от прорисовки и сюжета до диалогов, создания персонажей, музыки, продуманности происходящего. Мир «Бибопа» одновременно и фантастичен, и узнаваем. Он очень естественен, в нем нет ни натянутых мест, ни противоречий.

Музыка в «Бибопе» — нечто совершенно особое. По ходу сериала зритель слышит множество смутно знакомых мелодий, песен и композиций. И только потом, отсмотрев все серии и начиная слушать саундтрек, он узнает, что все эти мелодии, все эти «известные и смутно знакомые песни», за малым исключением, были написаны специально для сериала. До сериала их не было, и, естественно, слышать их он не мог.

Даже бутылка в сериале — и та музыкальная

Над сериалом и фильмом работало множество музыкантов. Но нельзя не отметить Йоко Канно, одну из популярнейших аниме-композиторов, которой принадлежит большинство музыки из «Бибопа». Честь ей и хвала — ведь адекватность музыки в киноискусстве очень важна.

Be-bop — это название одного из направлений джаза, возникшее в 40 годах 20 века и быстро ставшее одним из самых передовых и интересных в музыке того времени. Be-bop характеризуется непредсказуемостью, совмещением несовместимого, отсутствием чётких правил. Но, вместе с тем, это очень узнаваемый стиль.

Само название сериала правильно переводится отнюдь не как «Ковбой Бибоп». По смыслу, это «Ковбойский бибоп» или «Бибоп ковбоев» — то есть музыка, которую слушают космические ковбои, а по сути — стиль жизни, который они ведут.

В чём сила, брат?

Главный антагонист сериала, Вишес, получил имя от английского «vicious» — порочный, злой

Второй причиной успеха «Бибопа» во всем мире стала универсальность его мотивов и тем. Совмещая несовместимое, сериал показывает жизнь такой, какая она есть.

Главное в сериале — противостояние двоих братьев по духу, Спайка и Вишеса, ранее вместе входивших в клан «Красного Дракона». Эпический поединок, продолжающийся на протяжении пяти лет, независимо от места их встреч, от обстановки — и их разговор, идущий во время этого поединка... Разве не в этом сущность сериала, не в этом основные вопросы, которые он ставит, и темы, которые он исследует?

Один из них встретил женщину, полюбил её и осознал, что жизнь, которую он ведёт, бессмысленна и бесцельна. Он попытался уйти. Другой, которому эта женщина принадлежала, не простил ему ухода — для него любовь не оказалась фактором, способным изменить жизнь. Теперь они сражаются, но в их сражении главное — не победить друг друга, а показать друг другу свою правоту.

Джулия. Спайк не ищет её, хотя знает, что она жива. Может, потому, что знает — найдя Джулию, он потеряет её навсегда?

Несмотря на философскую и драматическую подоплёку, «Бибоп» — отличный боевик. Яркие, компактные и стильные истории перемежают боевые сцены, юмор и лирику. Отношения персонажей не оставят зрителя равнодушным.

Мы описали только мир, в котором происходит действие фильма и сериала. Вам стоит остановить межпланетное такси и прокатиться до Марса. Там мы и увидимся — в старом баре, известном каждому поклоннику сериала.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Аниме

«Летние войны»: аниме о семье, которая сильнее ИИ

Аниме

Аниме, в которых военная техника — часть истории
Топ-3 аниме для погружения в моделизм

Аниме

«Левиафан»: неправильное аниме по самому анимешному стимпанку
Почему самая точная экранизация книги про летающих китов вряд ли станет хитом.

Аниме

Как «Лазарь» Синъитиро Ватанабэ отражает эмоциональную боль нашей эпохи
Аниме меняется вместе с миром, и «Лазарь» — яркий тому пример.

Аниме

Какие аниме-сериалы смотреть в летнем сезоне 2025? Ангелы-извращенки, киллер в отставке и кайдзю
А еще — «Дандадан», ночные прогулки и мрачнуха

Аниме

Аниме «Гачиакута» — самый злобный сёнэн! Впечатления по первым сериям
Панковская история про мир мусора и осознанного потребления.

Аниме

Аригато, мангака: как манга и аниме повлияли на японский язык
Мина сама конитива!

Аниме

«Дандадан: Злой глаз»: ничего себе поездочка! Впечатления от продолжения
Фильм из первых трёх серий нового сезона.

Аниме

Необычные аниме по мотивам европейской классики
Шекспир, превратившийся в технофэнтези, и космоопера по мотивам Дюма.

Аниме

Аниме по западным франшизам: Бэтмен, киберпанк и Винчестеры
От Marvel и DC до борцов с нечистью.
Показать ещё