«Хоббит: Битва пяти воинств»: ничего, кроме битв

19605
2 минуты на чтение
Тринадцать гномов и один ловкий хоббит наконец добрались до Одинокой горы и разбудили последнего великого дракона Средиземья. Тот проснулся не в духе и решил обрушить свой гнев на жителей Озёрного края. Но сражение с драконом послужит только прологом к битве, в которой пять армий поборются за Одинокую гору и её несметные богатства.
The Hobbit: The Battle of the Five Armies
Жанр: эпическое фэнтези
Режиссёр: Питер Джексон
В ролях: Ричард Армитедж, Мартин Фримен, Эванджелин Лилли, Люк Эванс
Премьера в России: 11 декабря 2014 года
Возрастной рейтинг: 6+
Похоже на: «Властелин колец» (2001-2003), «Хроники Нарнии» (2005-2010)
Первые две части джексоновского «Хоббита», несмотря на внешнее сходство с «Властелином колец», отличались от него по духу. «Властелин колец» от начала до конца оставался фэнтезийным эпосом, рассказывавшим о спасении Средиземья от сил тьмы. А «Хоббит» был просто лихим приключением, герои которого отправились в поход за богатствами и о судьбах мира особо не задумывались. Только несколько додуманных Джексоном сцен давали понять, что поход к Одинокой горе будет иметь серьёзные последствия для всех народов Средиземья.

Смауг выглядит внушительно, но на фоне драконов предыдущих эпох смотрелся бы как моська рядом со слоном

В «Битве пяти воинств» наконец настаёт момент, когда стремление гномов вернуть наследие предков аукается всему Средиземью. И «Хоббит» моментально превращается из удалой сказочной авантюры в почти такой же эпос, как «Властелин колец». Как и намекает подзаголовок, заключительный фильм трилогии в значительной степени состоит из битв. Сначала жители Озёрного края столкнутся со Смаугом, а затем возле Одинокой горы состоится одно из самых знаменитых сражений Третьей эпохи Средиземья.

По зрелищности и размаху боевых действий «Битва пяти воинств» даже превосходит «Возвращение короля» — в том не было ни величественного дракона, ни армий гномов и эльфов, а Элронд с Саруманом не демонстрировали свои боевые навыки. Да и спецэффекты с тех пор сделали шаг вперёд. Так что выглядит последний «Хоббит» просто замечательно и по части экшена, пожалуй, превосходит все прочие фэнтезийные фильмы в истории.

Из всех персонажей фильма стратегией и тактикой не брезгует один только Азог Осквернитель

Однако вместе с новоприобретённым размахом третий «Хоббит» растерял многое из того, чем были хороши два предыдущих фильма. Здесь уже не чувствуется легкомысленного приключенческого задора «Нежданного путешествия» и «Пустоши Смауга», нет эпизодов, сравнимых по постановке с загадками в темноте или похождениями хоббита в чертогах Смауга. Да и роль самого Бильбо сведена к минимуму. В предыдущих фильмах он постоянно был на переднем плане, регулярно выручал своих товарищей, и было очень интересно наблюдать, как мирный хоббит превращается в настоящего героя. Но в «Битве пяти воинств» Бильбо оказался в тени Барда, Торина, Кили, Тауэриль и Леголаса.

Вдобавок режиссёр странно обошёлся с развязкой истории. В отличие от Толкина, который в деталях расписал, что произошло с героями после окончания Битвы пяти воинств, Джексон не стал это показывать. Те, кто не читал книгу или успел её подзабыть, не узнают, кому достался Аркенстон, кто стал новым Королём-под-горой и восстановил ли Бард королевство Дейл. Казалось бы, растянув маленькую книгу на три фильма, можно было избежать недосказанности — даже ничего выдумывать не требовалось. Но Джексон почему-то решил иначе.

Торин сочетает лучшие и худшие черты народа гномов.

Фильму не зря сменили подзаголовок с «Туда и обратно» на «Битву пяти воинств». Финальный вариант как нельзя лучше отражает суть фильма: роскошная фэнтезийная битва и почти ничего, кроме неё.

Оценка

8

оценка

УДАЧНО

  • зрелищные боевые сцены
  • эпизоды со Смаугом
  • собственные выдумки Джексона

НЕУДАЧНО

  • избыток экшена
  • мало Бильбо
  • недосказанность в финале

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

«Чёрный телефон 2»: пятница 13-е на улице Вязов

Кино

«Бугония»: трагикомедия о границах безумия
Древний ритуал перерождения в форме фантастического комедийного триллера

Кино

Не в своей тарелке: 7 фильмов и сериалов о переносе сознания в другое тело
Истории о самом рискованном выходе из зоны комфорта

Кино

«Один дома»: фантастические теории о любимом фильме детства
Мафия, дьявол, маньяки и даже путешествия во времени.

Кино

«Бегущий человек»: как создавалась первая экранизация с Арнольдом Шварценеггером
Кто ещё мог сыграть главную роль, какие метаморфозы претерпел сюжет, через какие производственные драмы прошёл фильм и в чём ему удалось предугадать будущее.

Кино

«Человек-бензопила. Фильм: История Резе»: каким получилось полнометражное продолжение бесцеремонного аниме-сериала
Одна из самых пронзительных арок первоисточника перебралась на экраны.

Кино

«Франкенштейн» Дель Торо — это Христос мира техноготики. Вот каким получился фильм
Правда ли Дель Торо превратился в Тима Бёртона?

Кино

«Хищник: Планета смерти»: как этот анти-«Аватар» уловил главную тему франшизы
Суровая магия дружбы и любви к природе.

Кино

«Звёздный десант»: как была создана антифашистская антиэкранизация
Пол Верховен, по сути, снял пародию на роман Роберта Хайнлайна.

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2025? 5 главных мировых премьер
Готика, «Дисней» и потомки боевиков со Шварцем.
Показать ещё