В первой части статьи мы рассказали о безумном проекте фильма о Супермене, который так и не был снят — с гигантскими пауками, Николасом Кейджем и Тимом Бёртоном. После того, как этот проект отправился в корзину, продюсеры Warner Bros. решили начать с чистого листа. Со временем им удалось создать новую киновселенную DC, фильмы «Человек из стали» и «Бэтмен против Супермена». Но путь к этим картинам тоже был непростым.
Начало истории неснятых Суперменов

Неснятый фильм о Супермене с Николасом Кейджем
Как Голливуд издевался над Человеком из Стали и как Николас Кейдж не стал Суперменом.
Сценарий Голдсмана и Уокера: Бэтмен против Супермена, раунд 0
Закрыв проект Тима Бёртона, продюсеры устроили мозговой штурм. Идеи свелись к двум вариантам: или полностью перезапустить франшизу, или снять кроссовер «Бэтмен против Супермена». Продюсеры так и не пришли к единому мнению, за какой проект браться, и в производство запустили оба. Одновременно работали две команды, писались два сценария и даже шёл параллельный кастинг. Джуд Лоу и Джош Хартнетт одновременно получили предложение играть Супермена, Джошу даже предлагали стомиллионый контракт сразу на три фильма.
Проект «Бэтмен против Супермена» курировал Вольфганг Петерсен («Враг мой», «Бесконечная история»), а сценарий написали Эндрю Кевин Уокер и Акива Голдсман.
Супермен пытался образумить друга, пока тот никого не убил, но Бэтмен велел убраться с его пути. Супергерои сошлись в схватке, которую Супермен проиграл — хитрый Уэйн сделал себе костюм с элементами криптонита. В финале выяснилось, что за всем стоял Лекс Лютор, который клонировал Джокера и спровоцировал ссору между друзьями. Злодей недооценил живучесть Человека из стали — тот восстал из мертвых и воссоединился с Бэтменом.
Сценарий выглядел непритязательным, зато в нём была масштабная сцена поединка между Бэтменом и Суперменом, которая могла стать визитной карточкой фильма. Планировалось, что «Бэтмен против Супермена» выйдет в 2004 году. Но президент студии Алан Хорн принял волевое решение: сперва надо успешно перезапустить обе серии и лишь после этого сталкивать их героев. На кроссовере был поставлен крест.

Всё, что осталось от первой версии «Бэтмена против Супермена», — вот эта «пасхалка» в фильме «Я — легенда».
Сценарий Абрамса: Супермен в пролёте
Режиссёром перезапуска, получившего название «Супермен: Пролёт» (Superman: Flyby) был назначен Бретт Рэтнер («Красный дракон», «Люди Икс: Последняя битва»), а сценарий поручили Джей Джей Абрамсу, будущему режиссёру «Звёздного пути» и «Звёздных войн».
Мальчик вырос, открыл свои силы и решил никогда их не использовать. Но однажды ему пришлось выдать себя миру, чтобы спасти падающий самолёт с президентом и Лоис Лэйн на борту. Вскоре об этом узнали на Криптоне, и на Землю прибыл отряд карателей во главе с сыном Ката-Зора — Ти-Зором. Он подружился с Лексом Лютором, который придумал план, как убить Супермена.
Ти-Зор десантировал на Вашингтон сорокаметрового боевого робота, чтобы привлечь внимание героя. Дальше Ти-Зор вступил в бой сам. Он дрался с Кал-Элом по всему земному шару, попутно уничтожая египетские пирамиды, Париж и Готэм. Наконец он заманил Супермена в подготовленный Лютором бункер с криптонитом, где герой и погиб.
Над концепт-артами проекта «Супермен: Полёт» работали такие художники, как Фил Сондерс…
Супермена похоронили, Лютор получил власть над Землёй, а затем в кустах внезапно заиграл рояль. Узнав о гибели сына, заточённый в криптонской тюрьме Джор-Эл покончил с собой. Его дух встретил в загробном мире дух Супермена и передал ему свою жизненную силу, после чего герой ожил.
Воскресший Супермен выступил в ООН и предложил план атаки в стиле фильма «День независимости». Земляне собрали армаду самолетов, снаряженных ракетами с криптонитом, и в ходе большой воздушной битвы уничтожили Ти-Зора и его людей. В финальных кадрах Супермен улетал освобождать от тирании Криптон.
Работа Абрамса была явно лучше сценариев времен «гигантского паука» — нетрудно заметить, что многое из неё потом перекочевало в фильм «Человек из стали». Но этот вариант тоже не избежал странных решений — к примеру, в финале Лекс Лютор должен был оказаться криптонцем и драться с Суперменом. Под давлением фанатов Абрамсу пришлось убрать этот эпизод. Кроме того, схема с двумя злодеями вообще не работала — Лютор в сценарии был явно лишним.
…и Джим Мартин
Чернокожий Супермен
Пока шла работа над сценарием, Бретт Раттнер вконец разругался с Джоном Питерсом и ушёл на другую студию снимать третьих «Людей Икс». На замену ему был взят режиссёр Макджи («Ангелы Чарли», «Терминатор: Да придёт спаситель»). К 2004 году на пре-продакшн фильма «Супермен: Пролет» потратили уже свыше 15 миллионов долларов. Были сделаны раскадровки всех ключевых сцен и придуман дизайн всех героев. На роль Лекса Лютора был приглашён Роберт Дауни-младший. Забавное совпадение: всего через четыре года актёр сыграл Тони Старка, похожего на добрую версию Лютора.
А затем история сделала совсем уж невероятный поворот. В июне 2004 года Макджи выбыл из проекта, потому что… отказался лететь в Сидней, где должны были стартовать съемки. Оказалось, что режиссёр страдает фобией — панически боится летать. Чтобы оправдаться, он вяло попытался убедить продюсеров, что невозможно, мол, передать дух Америки, снимая кино в Австралии. Поэтому он предложил провести съемки в Нью-Йорке и Канаде, что было всего на каких-то 25 миллионов дороже. Неудивительно, что продюсеры предпочли найти режиссера, который не боится летать.
Работа Мартина не пропала даром: видно, как его концепты использовались в «Возвращении Супермена».
Им через месяц стал Брайан Сингер, который только что покинул эпопею «Люди Икс». Сингер предложил снять прямое продолжение второго «Супермена», игнорируя события третьего и четвертого фильмов. Студия моментально одобрила идею и выкинула сценарий Абрамса в мусорную корзину.
Главную роль Брайан собирался отдать Уиллу Смиту — это был бы первый в истории чернокожий Супермен. Но Уилл от такой чести категорически отказался. Незадолго до этого он уже сыграл одного героя, который изначально был белым — Джима Уэста из «Дикого, дикого запада», и не хотел раздражать белых зрителей ещё раз.
Супермен — герой белых людей. Если ты испортишь героя белых людей, ты больше не сможешь работать в Голливуде!
Уилл Смит
В итоге Кларка Кента сыграл вполне белый, хотя и сравнительно малоизвестный Брэндон Рут.
Летом 2006 года «Возвращение Супермена» вышло на экраны. Фильм оказался не слишком успешным. Он не смог окупить свой чрезмерно раздутый 210-миллионный бюджет, к которому бухгалтеры студии добавили еще свыше 50 миллионов долларов расходов, оставшихся от так и не снятых фильмов Бёртона и Макджи.
В начале «Возвращения Супермена» герой должен был посетить родной Криптон. На компьютерную графику для этой сцены ушло 10 миллионов… а затем Сингер вынужден был вырезать её, чтобы сократить фильм
***
В итоге успешно перезапустить Супермена удалось лишь в 2013 году Заку Снайдеру. Его «Человек из стали» фактически оказался доработанной версией сценария Абрамса, только троицу злодеев заменили на более подходящего генерала Зода. О достоинствах и недостатках фильма можно долго спорить, но главное — он был достаточно успешен, чтобы студия объявила продолжение. И какое! В 2016 году Человек из стали столкнётся с Бэтменом, как и было задумано в другом сценарии.
В отличие от безумного проекта Джона Питерса с его гигантскими пауками, эти два нереализованных проекта не пропали даром. Именно они стали основой для первых двух фильмов киновселенной DC.
Комментарии (Правила дискуссии)