«Судзумэ, закрывающая двери»: всё, за что мы любим и ненавидим Макото Синкая

86416
6 минут на чтение
Судзумэ — обычная японская школьница 16 лет, у неё сложное прошлое и туманное будущее, и это… типичное начало любого подросткового аниме.

Но не спешите с выводами, господа гайдзины, перед вами творение повелителя облаков Макото Синкая. Даже если вам не понравится банальный сюжет о спасении любимого параллельно со спасением мира, вы будете очарованы нечеловечески красивыми пейзажами или милым, хоть и немного инфернальным котиком. Но главное, что в очередной раз удалось Синкаю, — деликатно и трогательно показать глубоко личные переживания и трагедию целого поколения японцев.

Suzume no tojimari

Жанр: фэнтези, магический реализм

Режиссёр: Макото Синкай

В ролях: облака, вода, блики и поезда

Сэйю: Нанока Хара, Хокуто Мацумура, Эри Фукацу, Кана Ханадзава

Премьерный показ: 11 ноября 2022 года (Япония), 2023 (разные даты) — мировая премьера

Продолжительность: 121 минута

Похоже на: «Ловцы забытых голосов», «Твоё имя», «Дитя погоды»

Синкая заслуженно называют одним из самых талантливых и влиятельных авторов аниме наших дней. Он пришёл в анимацию уже в конце 1990-х, и за почти 25 лет выработал собственный стиль, узнаваемый так же безошибочно, как логотип Coca-Cola. Если смотреть все его полнометражные и короткометражные работы подряд, может показаться, что вы смотрите один длинный и красивый мультфильм. Популярны теории, что всё это части одной вселенной, «синкайверса». Макото-сан и сам косвенно подтвердил это парой перекрёстных отсылок — так, в аниме «Дитя погоды» (2019) можно заметить камео героев «Твоего имени» (2016).

«Судзумэ, закрывающая двери» гармонично встраивается в этот ряд. Первые кадры даже могут ввести в заблуждение: море, провинциальный японский городок, темноволосая школьница едет по склону на велосипеде — мы точно не «Твоё имя» смотрим? Вероятно, это намеренный приём, при помощи которого Синкай приветствует преданных зрителей. Это может быть и обманным манёвром — вы ждали самоповторов, а я вам тут настоящее фэнтези с магией и проклятиями подготовил! К сожалению или к счастью, совсем без самоповторов тут не обошлось.
Изначально режиссёр хотел сделать «Судзумэ» дорожным приключением двух девушек, но не позволили продюсеры — целевая аудитория ждала привычное кино про любовь героини к юноше. Однако Синкаю уже явно наскучили сюжеты о расстоянии между влюблёнными и безответных чувствах. Он женат и счастлив в браке, и душераздирающие истории о разлуках не близки его сердцу, как раньше. Возможно, именно поэтому любовная линия выглядит жутко деревянной — прямо как колченогий стул, в который превращён один из главных героев, загадочный парень Сота.

Судзумэ встретила Соту по дороге в школу и моментально попала под влияние его мужских чар — длинных волос, томного взгляда, неясных мотивов. Она не раздумывая бросилась вслед за ним и оказалась в эпицентре опаснейших событий. В заброшенных местах по всей Японии открываются порталы-двери, через которые в наш мир прорывается зло. Зло вызывает землетрясения, и чтобы их предотвратить, Сота закрывает порталы волшебным ключом. Цепочка событий приводит к тому, что бедняга оказывается заперт в детском стульчике, который остался Судзумэ в память о погибшей матери. Теперь девушка должна не только позаботиться об оставшихся дверях, разбросанных по всей Японии, но и найти способ расколдовать возлюбленного. А ещё во всём этом будет замешан говорящий белый кот.

Волшебные элементы ощущаются как настоящее приключение, но поданы они довольно туманно. Тут никто не объяснит вам, почему в принципе всё это происходит (сразу видно, что Синкай с юности очень любит «Евангелион»).
Синкай был глубоко шокирован землетрясением 2011 года на острове Хонсю. Начиная с «Ловцов забытых голосов» (2011), эта тема в том или ином виде присутствовала почти в каждой работе режиссёра. Даже знаменитый фотореализм служил той же цели — Синкай боялся, что следующее землетрясение может уничтожить дорогие ему места, и пытался сохранить их хотя бы на экране.

Здесь трагичные события прошлого впервые упоминаются напрямую. Во время катастрофы на Хонсю погибла мать Судзумэ, и режиссёр даже точно называет роковую дату — 11 марта. В отличие от натянутой, поверхностной и пресной истории любви, линия потери, страха и одиночества перед лицом ужасной катастрофы вышла вполне достойной. Немногочисленные моменты, когда во время просмотра начинает нешуточно щемить в груди и щипать в глазах, — это флешбэки в детство Судзумэ и связанные с ними события.

Финалом своего нового фильма Синкай, кажется, завершает и эту тему, будто закрывая очередную волшебную дверь. В его личной вселенной можно предотвращать несчастья магией, но в настоящем мире сделать это, к сожалению, не получится. Режиссёр принимает несправедливую реальность с терапевтическим оптимизмом — за дождём следует радуга, за травмой должно последовать исцеление.
Если составить «Синкай-бинго» — список любимых образов режиссёра, которые регулярно появляются в его аниме, — то галочку можно будет ставить почти у каждого пункта. Уход из дома и сепарация? Есть. Уездные городишки и огромный сверкающий Токио на контрасте? Имеется. Поезда? Конечно, есть, да не какие-то там допотопные колымаги, а новенькие синкансэны. Красивая еда? Ставим галочку. Котики? Даже два. Время и его причудливое течение? Присутствует. Синтоизм и легенды? В полном объёме. Таймлапсы, блики, облака, капли, кинематографичные пролёты камеры — да, да и ещё раз да. Любители фирменного почерка режиссёра будут полностью удовлетворены.

А вот те, кто уже подустал от красивых, но всё же однообразных картинок, вряд ли останутся довольны. К тому же периодически складывается впечатление, что фильму чуть-чуть не хватило бюджета или времени. Отрисовка персонажей порой проседает в детализации, и результат смутно напоминает ранние работы Синкая. Да и знаменитые красивущие фоны уже не так часто захватывают дух.
В несомненные плюсы «Судзумэ» стоит записать особую душевность, с которой режиссёр, как и многие его коллеги, изображает будничную жизнь людей и красоты Японии. На этот раз герои становятся участниками дорожного приключения, по пути выхватывая пейзажи, напоминающие фото из туристических буклетов. Да, Синкай — истинный амбассадор своей страны. После просмотра хочется рвануть туда немедленно, чтобы спеть в караоке вместе с веселыми японскими старичками и распробовать роскошную местную кухню. На своём пути Судзумэ встречает многих людей, и все они разные, но все добрые, душевные и готовы предложить помощь.

Путь героини начался с её родной префектуры Миядзаки, и эта отсылка к великому мэтру анимации, намеренная или нет, стала тут далеко не единственной. С экрана проговаривается, что кот здесь — в точности как из «Шёпота сердца» (получается, фильмы студии Ghibli существуют в синкайверсе!), Сота выглядит как вылитый Хаул после смены имиджа, Судзумэ в одной из сцен моет ванну, как Тихиро, и список этот можно продолжать. Ощущение, что Синкай устал от сравнений с Хаяо Миядзаки (которые ему никогда не нравились) и теперь намеренно провоцирует зрителей. В «Судзумэ» чувствуется и атмосфера творений Мамору Хосоды, с которым тоже нередко сопоставляли Синкая, но в этом случае обошлось без прямых отсылок.
Синкай вновь использовал свои любимые идеи и обозначил привычные мотивы. Становится всё очевиднее, что режиссёру наскучили типичные грустные истории любви, да и на тему природных катастроф он, кажется, уже сказал всё, что хотел. Его новый фильм определённо стоит просмотра — сказочный, временами ослепительно красивый, временами пронзительный и душевный, и от начала до конца человечный и трогательный.

Несколько сумбурный сюжет и любовная линия «для галочки» могут расстроить тех, кто ждал уровня «Твоего имени», но это всё ещё Синкай. Он ищет новые поводы рисовать облака направления в творчестве, и это, пожалуй, хорошая новость. Пускай даже для того, чтобы закрыть пару старых тропов, нужно снять целый фильм.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Аниме

«Летние войны»: аниме о семье, которая сильнее ИИ

Аниме

Аниме, в которых военная техника — часть истории
Топ-3 аниме для погружения в моделизм

Аниме

«Левиафан»: неправильное аниме по самому анимешному стимпанку
Почему самая точная экранизация книги про летающих китов вряд ли станет хитом.

Аниме

Как «Лазарь» Синъитиро Ватанабэ отражает эмоциональную боль нашей эпохи
Аниме меняется вместе с миром, и «Лазарь» — яркий тому пример.

Аниме

Какие аниме-сериалы смотреть в летнем сезоне 2025? Ангелы-извращенки, киллер в отставке и кайдзю
А еще — «Дандадан», ночные прогулки и мрачнуха

Аниме

Аниме «Гачиакута» — самый злобный сёнэн! Впечатления по первым сериям
Панковская история про мир мусора и осознанного потребления.

Аниме

Аригато, мангака: как манга и аниме повлияли на японский язык
Мина сама конитива!

Аниме

«Дандадан: Злой глаз»: ничего себе поездочка! Впечатления от продолжения
Фильм из первых трёх серий нового сезона.

Аниме

Необычные аниме по мотивам европейской классики
Шекспир, превратившийся в технофэнтези, и космоопера по мотивам Дюма.

Аниме

Аниме по западным франшизам: Бэтмен, киберпанк и Винчестеры
От Marvel и DC до борцов с нечистью.
Показать ещё