Cutterland

Настольная игра «Cutterland 

Тип игры: стратегия

Автор: Николай Золотарев

Художник:Uildrim, Карина Дехтярь

Издатель в России: Hobby World, 2020

Количество игроков: 2–4 (оптимальное: 3–4)

Возраст игроков: от 10 лет

Время игры: 40 минут

Похоже на:

Отчасти — "Пэчворк" (2014),

«Лоскутное королевство» (2016)

Хотя в последние годы в мире происходит настоящий «бум» настольных игр, новые механики появляются редко. Ведь смешать то, что уже проверено временем, гораздо легче, чем изобретать велосипед. Поэтому игра Cutterland, предлагающая что-то действительно оригинальное, неизбежно привлекла наше внимание. Тем приятнее, что она придумана в России.

Те, кто хоть немного владеет английским, уже по названию игры Cutterland (ну и по изображенному на коробке герою с большими ножницами) сразу догадаются, чем будут заниматься игроки. Да — мы будем строить свое королевство, с кентаврами и гоблинами, только вот не из доступных кусочков местности, а из собственноручно нарезанных.

На этом месте у многих «прожженных» настольщиков может возникнуть чувство отторжения. Красивые плотные карты, которые многие заботливо одевают в протекторы и бережно хранят, нужно безжалостно кромсать ножницами. Так и представляется Юрий Никулин в образе Балбеса из «Операции "Ы"»: «Карты? Резать? Да я тебя!».

Но не переживайте, авторы игры подумали об этом, и предлагают целых два варианта решения. Во-первых, вы можете не выкидывать получившиеся в прошлых играх фрагменты, а сложить их в непрозрачный мешок, и в последующих играх, когда нарезать будет уже нечего, вытаскивать вслепую готовые кусочки. Но создатели предупреждают: это будет уже совсем другая игра. Если же вам хочется продолжить строить королевства по всем правилам, в продаже имеется небольшая коробочка «Cutterland. Классика», в которой за очень доступную цену вы найдете только два набора базовых карт — они обеспечат еще множество увлекательных партий.

 

Переборов в себе этот синдром хранителя идеальных компонентов, вы сможете познакомиться с игрой, в центре геймплея которой — действительно непривычная механика. Ее создатель — наш соотечественник Николай Золотарев, уже выпустивший тепло принятых «Агентов. Щит и меч».

Как обычно, встречаем игру «по одежке». Оформление игры вызовет ностальгические чувства у тех, чье детство пришлось на 90-е. Яркая пиксельная графика и фантастические существа точно напомнят вам «Героев меча и магии» или аркады для «Денди». И художники явно стараются поддерживать это впечатление: компактные коробочки с дополнениями даже выглядят в точности, как желтые картриджи, за которыми вы когда-то простаивали в очередях на рынке.

Любовь создателей игры к таким мелочам видны в игре повсюду. Правила игры написаны не сухим языком: их рассказывает мудрый пиксельный гном, время от времени разбавляя информацию шутками, связывающими игровые условия с сеттингом, благодаря чему мир Cutterland оживает. Гном объяснит вам, почему вокруг кентавров выгоднее строить луга (им же надо где-то скакать!), гоблины принесут максимум очков только при строго определенном количестве (они собираются в банды, но если их будет слишком много — передерутся!), а кракена надо кормить другими существами (ведь он должен быть откормленным, чтобы стать финальным испытанием для приключенцев!).

Именно в этом цель игры: построить такую волшебную страну, которая окажется самой привлекательной для отважных героев или, если говорить проще: набрать больше всех победных очков. В начале игры каждый участник получает несколько карт местности. На них — по 12 квадратных участков лугов, водоемов или пустынь, на которых могут обитать фантастические существа или стоять крепости или стены. Первый игрок вооружается ножницами (которые, к сожалению, в комплект не входят) и разрезает свою карту на кусочки по количеству игроков (или на 4 части, если игроков двое). Изюминка в том, что после этого каждый по очереди пристраивает один из кусочков к своей стране, и первый игрок возьмет последний оставшийся фрагмент. Так мудрые матери дают своим детям делить вкусняшки: пусть печеньку разломит старший, а выберет первым младший. Тогда старший изо всех сил постарается сделать части абсолютно одинаковыми. Если не получится — что ж, он за это и поплатится.

Именно на этом строится и геймплей Cutterland, хотя здесь нужно 7 раз отмерить, а потом уже отрезать. Если вы сделаете кусочки откровенно неравноценными — готовьтесь к тому, что самый бесполезный достанется именно вам. Если же попытаетесь разделить хоть как-то равномерно, придется внимательно следить за странами оппонентов. Вот участок с лягушкой, вредным существом, которое не нравится приключенцам, поэтому она отнимает два очка в конце игры. Почему же ваш противник с такой радостью берет ее? Все просто: он скармливает ее кракену, который становится больше и сильнее, и минус два очка превращаются в плюс два. А вот вроде бы «вкусная» местность с черепахой, которая даст в конце целых 10 очков. Но оппоненты оставляют черепаху вам, ведь в вашей стране такие уже есть — и третья черепаха полностью их обесценивает. Не расстраивайтесь раньше времени — у вас еще есть возможность скормить лишних кракену или дракону!

В подобных раздумьях проходит каждый ход. Как разрезать? Что взять? Куда пристроить? Как расположить стены, разделяющие регионы, мосты, соединяющие их, или крепости, охраняющие существ? С первой же игры вы можете достойно выступить в этом противостоянии благодаря удобным подсказкам, на которых изложены все правила подсчета очков. К тому же партии недолгие, так что можно успеть сыграть несколько раз за вечер.

Правда, следует отметить, что лучше всего Cutterland показывает себя при игре на 3–4 игроков. Именно в таком количестве партии получаются самые напряженные и стратегичные. При игре вдвоем карта режется на 4 части, и каждому игроку достанется две из них. Это значит, можно сделать два заманчивых кусочка, и это гарантирует, что один из них обязательно достанется вам. Выбирать из трех вариантов — совсем не то же самое, что брать последний. Зато в отсутствие такого критичного выбора в Cutterland можно спокойно поиграть и с ребенком.

Даже при базовой игре каждая партия будет уникальной, и вы не построите дважды одну и ту же страну. Но эта механика хороша еще и тем, что открывает огромный простор для дополнений. Можно добавлять новых существ, новые виды местности, новые постройки, новые условия получения победных очков. Первое с монстром-грибницей уже вышло. Сколько их еще на очереди — зависит только от популярности игры. И от поддержки игры издательством, ведь Cutterland идеально подходит для турниров (в правилах даже есть для этого специальный раздел). Будем надеяться, что это сказочное пиксельное королевство будет расти и развиваться на наших глазах.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Игры

10 фантастических игр, которые вы пропустили в 2025 году

Игры

Обзор Metroid Prime 4: Beyond. Главное разочарование обладателей Switch — 2025
Самус Аран снова в деле. К сожалению.

Игры

Divinity 3, Control: Resonant и Total War по WH40K — что показали на церемонии The Game Awards 2025
Трейлеры и победители.

Игры

Во что поиграть в декабре 2025-го и январе 2026-го?
Битемап за Росомаху, сбежавший словно из девяностых шутер про Терминатора, сюрреалистический хоррор про бессоницу, рок против фашизма и многое другое.

Игры

Обзор визуальной новеллы «Зайчик»: горько-сладкая хтонь и тоска 1990-х
Рассказываем обо всех пяти эпизодах.

Игры

Игровой топ-10: самые оригинально обоснованные воскрешения
Ты жил, ты умер, ты воскрес.

Игры

Обзор The Outer Worlds 2. Просто космос какая скука
Бездушная капиталистическая сатира на бездушный капитализм.

Игры

Обзор Dispatch. Супергерои не готовы умирать
Теперь ты — супергерой, Робби. Правда, бывший.

Игры

Sublustrum: удивительная русская стимпанк-игра, родившаяся из музыки
Музыкальный альбом, который захотел стать игрой.

Игры

Обзор Rue Valley. Клон Disco Elysium или нечто оригинальное?
Сбежать из долины за 47 минут.
Показать ещё