«Катла»: исландский триллер в духе «Соляриса»

21121
5 минут на чтение
Вы наверняка встречали в сети флэшмобы вроде «Будь у вас возможность, что вы бы сказали себе из прошлого?» Его участники обычно предлагают своему молодому «я» закупить долларов или биткоинов, но некоторые всерьёз задумываются, как один-два шага могли бы изменить их жизни. А Балтазар Кормакур — пожалуй, самый известный исландский режиссёр; регулярно сотрудничает с Голливудом и поставляет фильмы о борьбе человека со стихией, — снял о подобных размышлениях фантастическую драму с элементами триллера. В этот раз тоже не обошлось без эксплуатации северного колорита, но теперь в сериале слышны не громыхания фильма-катастрофы, а отзвуки «Соляриса», «Тьмы» и французского проекта на схожую тему «На зов скорби».

Katla

Жанр: драма, мистика

Режиссёр: Балтазар Кормакур

Сценарист: Сигурйон Кьяртанссон

В ролях: Гвюдрун Эйфьорд, Ирис Таня Флигенринг, Ингвар Эггерт Сигюрдссон, Алиетт Офейм

Продолжительность: 8 эпизодов по 50–60 минут

Премьера: 17 июня, Netflix

Похоже на: «Солярис» • «Байки из Петли» • «На зов скорби»


Из исландского городка Вика уехали почти все жители, когда поблизости пробудился вулкан Катла; терпеть пепел и холод остались лишь несколько семей. Группа вулканологов, возглавляемая учёным из Рейкьявика, изучает странные образцы породы. Едва они успевают прийти к хоть к каким-то выводам, как на границе Вика объявляется странная туристка, с ног до головы покрытая пеплом. Она утверждает, что её зовут Гунхильда, и она из Швеции — но кажется, что девушка не та, за кого себя выдаёт, ведь скоро в Вик прибывает настоящая Гунхильда из Швеции. И прежде, чем найти хоть какие-то ответы, местные жители сталкиваются с ещё одной неожиданностью — точно так же, покрытая пеплом, в городке появляется девушка Аса, пропавшая без вести год назад.

Сериал привлёк внимание известного разработчика видеоигр Хидео Кодзимы — антураж очень напоминает его последнюю видеоигру Death Stranding. Неудивительно, ведь несколько лет назад он с командой посетил Исландию, где черпал вдохновение!

Сюжеты с «возвращенцами» не новы, но при этом встречаются в массовой культуре редко — во многом потому, что сказать что-то сверх того же «Соляриса» уже сложно. Подобная история почти всегда строится как метафора терапевтического разговора с самим собой. Главной темой «Катлы» стал разговор о потерях и сожалениях, но завёрнутый в оболочку из самых разных ситуаций. Вулкан приводит в город (а по поверьям местных жителей именно Катла стоит за пришельцами из глубин земли) не только тех, кто умер какое-то время назад, но и «дубликатов». Не точные копии, а скорее слепки годовой или даже двадцатилетней давности, тут уж как решит вулкан. 

Две концепции (с «умершими» и с «клонами») ярко выражают идею того, что потери и нежелательные перемены — это трагичные, но естественные части жизни, которые нужно уметь принимать. Чем больше за них хватаешься, чем больше тратишь сил на попытки отвергнуть новую реальность и жить как раньше, тем больше теряешь себя. Перестаёшь радоваться новому и разделять счастье с близкими. В реальной жизни не существует услужливого Катлы, который создаст из пепла утешающее воспоминание. 

У исландцев не было никаких проблем с тем, чтобы носить маски во время коронавирусной пандемии — из-за извержения вулканов это и так стало необходимостью. На фото — Гвюдрун Эйфьорд в роли Гримы

Исполнительница роли Гримы Гвюдрун Эйфьорд — непрофессиональная актриса кино и сериалов, «Катла» стала её первым крупным проектом. Зато в Исландии (и немного за её пределами) Гвюдрун известна как певица GDRN — это её сценический псевдоним, под которым она выступает уже несколько лет. Артистические данные вполне помогли справиться с ролью — вернее, даже с двумя. Кормакур специально взял для проекта как опытных актёров, так и нескольких молодых.

https://www.youtube.com/watch?v=vOeYgfaOJYY

Скажем, Грима, младшая сестра Асы, сталкивается с лучшей версией себя из прошлого, той, кто ещё не пережила трагедию. Та версия любит мужа, получает удовольствие от жизни, старается привнести в мир что-то светлое и занимается домашним ремонтом. Авторы доводят конфликт «себя» и «себя идеальной» до лёгкого абсурда: муж не замечает, что в его доме живут две версии жены, которые даже одеваются по-разному! В итоге Грима отдаёт всё на волю случая — развязка вышла до мурашек эффектной. 

Ещё более эмоциональной вышла линия вулканолога Дарри и его жены Ракель, которым Катла вернул к жизни погибшего три года назад сына. Пара впадает в отчаяние и даже сомневается в собственном рассудке — ровно до тех пор, пока Дарри не удаётся сформулировать теорию о происхождении пепельных гостей. И, будто подтверждая теорию, новоявленное дитя сперва пугает родителей разговорами о смерти в школе, а затем намеренно устраивает автокатастрофу. Дарри и Ракель ничего не остаётся, как ещё раз принять утрату и твёрдо решить для себя, что появившийся сын — не их ребёнок. 

Развязку линии Дарри (Бьорн Торс) и Ракель (Биргитта Биргисдоттир) было попросту тяжело смотреть

Но проблема этих и других сюжетных линий — в излишней оторванности друг от друга, конфликты будто существуют только сами по себе. В Вике и так мало жителей, а с приходом пепельных гостей горожане ещё больше отдалились друг от друга, каждый остался наедине со своей проблемой. Лишь ближе к концу сезона люди попытались объединить усилия, чтобы разобраться в происходящем — но к этому моменту пришельцы из-под земли уже закончили делать то, за чем пришли. Сложно сказать, с чем связана такая обособленность — возможно, дело в укладе жизни исландцев, привыкших из-за сурового климата самостоятельно разбираться с проблемами. Пусть даже проблемы и представляют собой взявшихся из ниоткуда людей, облепленных пеплом. Возможно, «Катле» стоило быть альманахом в духе меланхоличного сериала Tales from the Loop, где каждый эпизод рассказывал отдельную историю про одного из центральных персонажей.  
«Катла» показывает, что Кормакур не растерял любовь к родным местам после многих лет работы со звёздами в США. Съёмкам мешали и непогода, и карантин, но сериал всё же увидел свет, сохранив все черты традиционных северных историй: и колоритные пейзажи во всём великолепии, и неспешное повествование в духе норвежских нуаров, и атмосферу изоляции от остального мира.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

Сериал «Чужой: Земля»: первые впечатления. Ксеноморф на свободном выгуле

Сериалы

«Песочный человек», 2-й сезон: книга хуже?!
Хроника кризиса среднего возраста

Сериалы

«Очи Ваканды»: Очи чёрные, очи жгучие
Как минимум это красиво, как максимум — увлекательно.

Сериалы

«Уэнсдей», 2-й сезон: первые впечатления. Мрачно, стильно, интересно!
Тим Бёртон в отличной форме.

Сериалы

Лучшие сериалы 2025 года: первое полугодие. Фантастика, фэнтези и не только
Это ещё не итоги — но кое-что уже можно советовать.

Сериалы

Что там у «Рика и Морти» в 8-м сезоне? Риковое поле экспериментов
Семья Санчесов подвинула Рика, а сам он как будто прошёл психотерапию.

Сериалы

«Уэнсдей» vs «Леденящие душу приключения Сабрины»: какой сериал лучше?
Эпическая битва мистических девушек

Сериалы

Какие сериалы смотреть в августе 2025? Американская готика, шотландские попаданцы, русские чудеса
А также Чужие против андроидов и корейские ангелы в полосочку.

Сериалы

«Левиафан»: неправильное аниме по самому анимешному стимпанку
Почему самая точная экранизация книги про летающих китов вряд ли станет хитом.

Сериалы

Как «Лазарь» Синъитиро Ватанабэ отражает эмоциональную боль нашей эпохи
Аниме меняется вместе с миром, и «Лазарь» — яркий тому пример.
Показать ещё