Что известно? «Ампир V» — кино сложной судьбы, находившееся в разработке более десяти лет. Оно и неудивительно: роман Виктора Пелевина, почти бессюжетный, но заполненный игривыми метафорами, абстракциями и размышлениями о культуре, чрезвычайно сложно экранизировать. Что, впрочем, не испугало режиссёра Виктора Гинзбурга, который в 2011 году с успехом перенёс на экран другую книгу Пелевина «Generation П».
Философские размышления из романа Гинзбург решил адаптировать в зрелищные психоделические видения с использованием компьютерной графики — что, разумеется, раздуло бюджет и осложнило поиски финансирования. Но даже после завершения съёмок премьеру в России сначала отложили из-за пандемии, а весной 2023 года вовсе отменили; предположительно, по политическим мотивам. И только теперь «Ампир V» наконец-то добрался до больших экранов: правда, пока что лишь в Казахстане, Узбекистане и Кыргызстане.
Стоил ли результат всех этих мучений? Мнения критиков разделились. Одни называют фильм устаревшим и монотонным. Другие хвалят режиссёра за выдумку и чувство стиля при адаптации столь непростого материала. В любом случае выход «Ампира V» (хотя бы и в таком ограниченном формате) — событие для российского кино и напоминание о том, что отечественная фантастика ещё умеет быть сложной, эффектной и провокационной.