
Если полистать страницы научно-популярных журналов полувековой давности, посвящённые будущему космонавтики, невольно возникнет чувство горечи. Там описывали обсерватории на Луне и колонии на Марсе, огромные города в пустоте и солнечные электростанции на орбитах, экспедиции к планетам-гигантам и строительство фотонных звездолётов. Всё это, согласно прогнозам, должно было стать реальностью ещё до конца ХХ века. К сожалению, не стало — земляне до сих пор летают дальше Луны только в мечтах энтузиастов и в сюжетах фантастических романов.
Можно сколько угодно спорить о том, почему заглохла космическая экспансия, хотя её темпы ещё полвека назад поражали воображение, но ситуация от этого не изменится: современная космонавтика заметно отличается от образов, которыми грезили советские и американские футурологи, вдохновлённые триумфом Юрия Гагарина и Нила Армстронга. Действительно ли космонавтика зашла в тупик? Или у нас всё-таки есть достижения, которые привели бы в благоговейный трепет мечтателей прошлого?..
Этот материал — часть нашего спецпроекта, посвящённого лучшей фантастике 2018 года и самым ожидаемым произведениям 2019-го. Кликните, чтобы почитать другие топы.
Год сотни запусков
Минувший год вполне можно назвать годом космонавтики. Прежде всего он запомнился чередой громких юбилеев: отмечали двадцатилетие Международной космической станции, тридцатилетие уникального полёта беспилотного многоразового корабля «Буран» и пятидесятилетие полёта «Аполлона-8» вокруг Луны.
На этом фоне как-то забылось, что в течение года состоялось 114 космических запусков, из которых авариями ракет-носителей закончились всего два. Учитывая, что последний раз сотню запусков с выведением аппаратов на орбиту удалось совершить в 1990 году (28 лет назад!), напрашивается вывод: мировая космонавтика переживает ренессанс.
При этом мы видим новую тенденцию — бурное развитие частного ракетостроения. Значительный вклад в общее дело внесла компания Илона Маска SpaceX, которая запустила 21 ракету и побила собственный рекорд прошлого года. Самым ярким событием стал старт носителя Falcon Heavy, состоявшийся 6 февраля. Чтобы он как следует запомнился, Маск отправил в космос свой электромобиль Tesla Roadster.
Помимо чисто рекламных акций, SpaceX продолжает совершенствовать ракеты-носители Falcon 9 и корабли Dragon, чтобы снизить себестоимость запусков за счёт многоразовых носителей. Стартовавшая 3 декабря первая ступень ракеты Falcon использовалась уже в третий раз, причём она успешно приземлилась на плавучую платформу и в будущем может ещё послужить. Запуск стал рекордным и по полезной нагрузке — на полярную орбиту были выведены сразу 64 спутника, изготовленные 34 организациями из 17 стран. Что касается кораблей Dragon, то они за год слетали к МКС трижды, причём каждый раз использовались возвращаемые грузовые капсулы, которые раньше уже бывали на орбите. Всего Dragon доставили на станцию почти 8 тонн грузов, то есть на полтонны больше, чем сумели привезти три «Прогресса МС», запущенные за этот же год.
Возвращение космических туристов
Илон Маск неоднократно рассказывал о своих дальнейших планах. В этом году должна пройти серия испытаний пилотируемой модели Dragon V2. Сначала пройдёт запуск без экипажа, а в июне, к юбилею высадки американцев на Луну, планируется уже рейс с астронавтами. Более того, SpaceX официально объявила, что в 2023 году состоится туристический полёт вокруг Луны на корабле Starship, прототип которого сейчас создают в Техасе. Японский миллиардер Юсака Маэдзава уже приобрёл на этом корабле все восемь пассажирских мест: одно он купил для себя, а остальные займут «представители мира искусства», которых он пригласит составить ему компанию.
Успехи Маска побуждают и других «космических бизнесменов» действовать активнее. Компания Rocket Lab, основанная в 2006 году новозеландцем Питером Бэком, наконец-то сумела наладить полёты своей лёгкой ракеты-носителя Electron, которая до того при испытаниях потерпела аварию. В январе, ноябре и декабре состоялись успешные запуски, и все три раза ракета вывела грузы на орбиту. Такая модель способна доставить в космос всего 250 кг, но потенциальных заказчиков привлекает относительно невысокая стоимость — 6,5 млн долларов за запуск. Например, частная компания Moon Express купила у Rocket Lab три ракеты, чтобы доставить небольшие исследовательские аппараты на поверхность Луны.
К началу туристических полётов в космос готовятся компании Blue Origin Джеффри Безоса и Virgin Galactic Ричарда Брэнсона. Первая успешно провела в апреле повторное испытание своей многоразовой ракетной системы New Shepard 3, которая способна доставить на высоту 100 км герметичную капсулу с шестью пассажирами. А ракетоплан VSS Unity, построенный компанией Брэнсона, в декабре под управлением двух пилотов поднялся на высоту 82,7 км, продемонстрировав, что способен достичь границы космоса.
Дырка в небе
Надо отметить, что американские частные компании, занимающиеся космосом, конкурируют не с NASA, которое оказывает им всестороннюю поддержку и дает заказы, а с Роскосмосом. До сих пор именно эта организация предоставляла наиболее выгодные по соотношению цены и качества космические услуги — в том числе и возила туристов.
К сожалению, для репутации отечественной космонавтики минувший год оказался не самым удачным. В целом он прошёл успешно для отрасли: было проведено 17 запусков, из которых два — на новейшем космодроме Восточный. Однако куда больший резонанс вызвал скандал. 30 августа на МКС упало атмосферное давление. Экипаж станции сразу принялся искать утечку воздуха: космонавты последовательно герметизировали модули и в конце концов добрались до бытового отсека корабля «Союз МС-09». Маленькое отверстие в полке шпангоута корабля обнаружил немецкий астронавт Александр Герст. Посовещавшись с ЦУПом, экипаж станции попытался заклеить дырку скотчем, но воздух продолжал утекать. Тогда было решено взять кусочек медицинской марли, пропитать её эпоксидной смолой и вставить в отверстие. Решение помогло, но остался вопрос: кто и когда проделал дырку? Хотя всё указывало на её «земное» происхождение, изготовители корабля не признали ошибку и принялись выдвигать различные версии — вплоть до обвинения американских астронавтов в саботаже! Понятно, что подобные заявления не лучшим образом сказались на отношениях между партнёрами по строительству МКС.
Изучить отверстие снаружи станции должны были российские космонавты после прилёта «Союза МС-10», однако запущенная 11 октября ракета-носитель потерпела аварию, и все планы пришлось лихорадочно пересматривать. Когда причину неудачного запуска удалось установить, в космос отправился «Союз МС-11». В декабре Олег Кононенко и Сергей Прокопьев всё-таки вышли из МКС и в течение семи часов работали на бытовом отсеке «Союза МС-09»: они вскрыли экранно-вакуумную теплоизоляцию и микрометеоритную защитную панель, после чего изучили выходную часть отверстия и взяли пробы. Теперь расследованием инцидента займутся на Земле.
Скандал вокруг дырки в бытовом отсеке и авария ракеты больно ударили по российской космонавтике. Повысились страховые выплаты, что скажется на себестоимости запусков. С 2011 года Роскосмос был фактически монополистом в области пилотируемой космонавтики, однако новый год станет последним: американские частники готовы разрушить монополию. Возродить нашу космонавтику могут только глубокие качественные реформы.
Роботы в дальнем космосе
В прошлом году больших успехов добилась беспилотная космонавтика. В июне японский аппарат «Хаябуса-2» завершил многолетний перелёт к астероиду Рюгу. В сентябре он сбросил на это небесное тело роботов Rover-1A и Rover-1B, которые могут прыжками перемещаться по поверхности. В октябре к ним присоединился немецкий спускаемый аппарат MASCOT, снабжённый разнообразными приборами и специальным устройством для изменения своего положения. На следующем этапе «Хаябуса-2» должен взять пробы грунта и доставить их на Землю.
В августе стартовала станция Parker Solar Probe, которая будет изучать Солнце. Активно маневрируя в космосе и всё сильнее увеличивая скорость, она семь раз пройдёт рядом с Венерой и в 2025 году приблизится к нашему светилу на минимальное расстояние — ориентировочно на 6,2 млн км.
26 ноября совершила успешную посадку в северном полушарии Марса американская автоматическая лаборатория InSight: ей предстоит изучать недра планеты с помощью сейсмометра и теплоизмерительного зонда, который погрузят в пятиметровую скважину. Сразу после посадки лаборатория начала передавать качественные снимки окружающего пейзажа; кроме того, впервые в истории земляне услышали шум марсианского ветра.

7 декабря китайские ракетчики запустили межпланетную станцию «Чанъэ-4», которая доставит на обратную сторону Луны исследовательский ровер и контейнер с замкнутой биосферой. В контейнере хранятся семена картофеля и резуховидки, а также яйца шелкопряда. Учёные рассчитывают, что из яиц вылупятся личинки; они будут питаться растениями и вырабатывать углекислый газ, а растения будут перерабатывать углекислый газ в кислород — первая колония живых организмов на Луне! Станция совершила посадку 3 января и передала первый снимок поверхности с обратной стороны Луны.
В новогодние праздники аппарат «Новые горизонты», ранее изучавший Плутон, прошёл в поясе Койпера поблизости от астероида, который официально называется 2014 MU69, но больше известен под именем Ultima Thule («Край света»). Встреча состоялась на расстоянии 43,4 а.е. от Солнца, и несколько месяцев аппарат будет передавать на Землю сведения об астероиде.
* * *
Достижения минувшего года и обилие перспективных проектов подтверждают: космонавтика не стоит на месте, и в наших силах ускорить освоение Солнечной системы. Как и полвека назад, космос ждёт.

Рекомендуем
Александр Ремизов
Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.